АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

     

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 июня 2001 г.                                      № 162

г.Барнаул

О рекомендациях "круглого стола"
"О практике использования и движения земель сельскохозяйственного
назначения в Алтайском крае"

(снят с контроля на основании постановления от 04.06.02 г. № 120)


Заслушав информацию председателя комитета краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию Н.Г. Золотухина о результатах проведенного "круглого стола", краевой Совет народных депутатов

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить рекомендации "круглого стола" "О практике использования и движения земель сельскохозяйственного назначения в Алтайском крае", состоявшегося в краевом Совете народных депутатов 30 мая 2001 года (рекомендации прилагаются).

2. Предложить администрации края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству Алтайского края, Алтайскому институту мониторинга земель и экологических систем, Алтайскому предприятию "ЗапСибНИИгипрозем", комитету по управлению государственным имуществом Алтайского края разработать конкретный план мероприятий по реализации рекомендаций "круглого стола", информировать краевой Совет народных депутатов о ходе их выполнения в марте 2002 года.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет краевого Совета народных депутатов по агропромышленному комплексу и природопользованию (Н.Г. Золотухин).

4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Алтайская правда".

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук


Приложение
к постановлению краевого Совета
народных депутатов
от 29.06.2001 г. № 162

     

Рекомендации "круглого стола"
"О практике использования и движения земель сельскохозяйственного
назначения в Алтайском крае"


В крае осуществляется комплекс мероприятий по решению вопросов рационального использования земельных ресурсов: проводится работа по реализации "Программы развития земельной реформы в крае на 2000-2002 годы", "Программа создания государственной автоматизированной системы земельного кадастра Алтайского края", "Концепции рационального использования земель сельскохозяйственного назначения Алтайского края в современных условиях".

Однако снижение роли государства и местных органов исполнительной власти в проведении землеустройства привело к потере контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и охраной сельскохозяйственных земель. Последствия этого хорошо известны - бессистемное использование земель, появление недостатка землевладения и землепользования (чересполосица, вкрапление, дальноземелье и т.д.), дальнейшее развитие эрозии, образование сельскохозяйственных предприятий неоптимальных размеров с отсутствующей инфраструктурой, несбалансированной экономикой, заранее обреченных на разорение, в связи с этим ослаблено внимание к вопросам рационального использования земель и повышению их плодородия. Наблюдаются отступления от почвозащитной технологии, практически повсеместно нарушены системы севооборота, сокращено проведение мелиоративных работ, коренное и поверхностное улучшение кормовых угодий, резко сократились объемы внесения органических и минеральных удобрений, что ведет к дальнейшей деградации земельных угодий, снижению их плодородия.

Одна из важнейших проблем земельных отношений - это организационно-правовая форма хозяйствования.

Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" определили недоговорное распределение земель по среднерайонной норме. К сожалению, сегодня идет процесс перераспределения земель не в пользу тех, кто работает на ней, через механизм наследования, передачу долей в массовом порядке фермерским хозяйствам, не занимающимся животноводством и не несущим социальной нагрузки.

Земля, как основа жизни и как средство производства в сельском хозяйстве, должна эффективно использоваться и движение земель сельскохозяйственного назначения должно быть в сторону эффективного товаропроизводителя, но в крае сложилась ситуация, когда основные владельцы земельных долей не предполагают получать доход от работы на земле, они хотят получать доход от перераспределения результатов труда тех, кто непосредственно сеет, пашет, убирает урожай, в результате этого все больше назревают серьезные противоречия между хозяином земельной доли и тем, кто все лето сидит в тракторе.

С целью выработки общего подхода совершенствования земельных отношений участники "круглого стола" рекомендуют:

1. Использование земельных долей:

внести в закон Алтайского края "О регулировании земельных отношений в Алтайском крае" изменение, разрешающее обмен земельных долей на территории края;

разработать положение о выкупе земельных долей краевой и районными (городскими) администрациями для формирования фондов перераспределения с последующей передачей в аренду сельскохозяйственным товаропроизводителям;

при регистрации учредительных документов сельскохозяйственных предприятий требовать оформление земельных долей, находящихся в аренде у предприятия в соответствии с действующим законодательством;

разработать положение о выкупе земельных долей коллективными хозяйствами для создания земельного участка общего пользования;

определить на основе землеустройства экономико-правовые условия, стимулирующие перераспределение земель сельскохозяйственного назначения к эффективным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Объединение бесхозных и невостребованных земельных долей, земельные участки с последующей передачей их в фонд перераспределения для использования его в дальнейшем на правах аренды сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

уточнить оптимальные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам в зависимости от их специализации и местонахождения (природно-климатическая зона);

принять меры по законодательному регулированию гражданского оборота земли, что позволит решить проблемы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также реализовать экономический механизм перераспределения земель сельскохозяйственного назначения к эффективным землепользователям, обеспечивающим их рациональное использование;

обеспечить внесение в учредительные документы сведений о правовом положении земель (передача в уставный (складочный) капитал, аренду);

провести выявление невостребованных земельных долей и приступить к процедуре передачи их в муниципальную собственность в соответствии с законодательством;

обеспечить нормативно-методическое содействие процессу договорного оформления между пользователями земельных долей и их собственниками;

разработать рекомендации по определению базовых размеров арендной платы за землю сельскохозяйственного назначения, находящуюся в государственной собственности, с последующим их утверждением;

при установлении размера арендной платы за земли фонда перераспределения не допускать случаев, когда хозяйствующие субъекты отказываются от аренды из-за непомерно высокой арендной платы. Считать целесообразным срок аренды не менее трех ротаций севооборота.

2. Правовое регулирование земельных отношений:

ускорить принятие "Земельного кодекса Российской Федерации", законов "Об ограниченном обороте земель сельскохозяйственного назначения", "О землеустройстве", "О разграничении земель государственной собственности", "О государственном контроле за использованием земель", "О плате за землю", "Об охране почв";

краевому Совету народных депутатов выйти с законодательной инициативой о внесении в федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" поправок, устанавливающих квалификационные требования к гражданину, желающему получить землю для производства сельскохозяйственной продукции;

рекомендовать главам местного самоуправления районов (городов) края включить в штатное расписание специалистов по земельным вопросам;

внести в существующую систему земельных платежей изменения, в которых предусмотреть экономически обоснованные ставки, соответствующие рентной доходности земельного участка, и строгое соблюдение целевого использования средств;

разработать концепцию реформирования земельных отношений в АПК на основе нового Земельного кодекса Российской Федерации и федерального закона "Об ограниченном обороте земель сельскохозяйственного назначения" (после их принятия);

разработать закон "О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения".

3. Госконтроль и мониторинг земель:

повысить роль и значение государственного контроля за охраной и использованием земель, обратив особое внимание на сохранение плодородия почв и предотвращение их деградации;

разработать нормативные правовые акты и механизмы реализации мероприятий по экономическому стимулированию рационального использования земель: компенсационных выплат за улучшение качества земель, а в случае ухудшения - выплат за счет виновных.

Председатель краевого Совета

народных депутатов                                А.Г.Назарчук

Текст документа сверен по:

Официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»