АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ     

от 28 мая 2001 г.                                       № 350

г. Барнаул

Об утверждении Основных направлений развития системы государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы


Во исполнение постановления Правительства от 09.04.2001 № 273 «Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в целях реализации единой федеральной политики на территории Алтайского края в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Алтайском крае на 2001 - 2003 годы,

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации края Н.А. Чертова,

Глава администрации края                           А.А.Суриков

     Утверждены
     постановлением администрации края
     от 28.05.2001 г. № 350

Основные направления
развития системы государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на 2001-2003 годы
в Алтайском крае


Основание для разработки:

Распоряжение администрации Алтайского края от 03.01.2001 г. № 4/р. Разработчик:

Алтайский краевой Центр регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее Центр регистрации прав).

Цель:

Реализация единой федеральной политики на территории Алтайского края в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершенствование сложившейся системы государственной регистрации.

Развитие организационного, информационного, финансового, правового, методического, материально-технического и кадрового обеспечения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории края.

Срок реализации:

Срок реализации мероприятий - до 01.01.2004 года.

Основные исполнители:

Основные исполнители указаны в разделах.

Перечень основных мероприятий:

        Организационные мероприятия.

        Нормативно-правовое регулирование.

        Формирование единого государственного реестра прав, предоставление информации о зарегистрированных правах.

        Информационное обеспечение.

        Методическое обеспечение.

        Кадровое обеспечение системы государственной     регистрации, подготовка и обучение специалистов.

        Пропаганда деятельности Центра регистрации прав.

        Совершенствование взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и другими организациями по проблемам регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Материально-техническое обеспечение.

        Укрепление режима безопасности

Создание условий для сохранности документов, товарно-материальных ценностей. Источники финансирования мероприятий:

        Плата за регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним.

        Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах.

        Иные, не запрещенные законом источники.

Финансирование осуществляется Центром государственной регистрации прав.

Ожидаемые конечные результаты осуществления мероприятий:

        Приведение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в полное соответствие требованиям нормативных актов.

        Укрепление и совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество к сделок с ним и органов по кадастровому и техническому учету недвижимости.

        Обеспечение единого порядка взаимодействия филиалов Центра по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и органов по кадастровому и техническому учету недвижимости.

        Создание на основании новейших компьютерных систем и новейших информационных технологий действенного механизма ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Предоставление юридически обоснованных и достоверных сведений о субъектах и объектах прав на недвижимое имущество по месту обращения.

        Приведение информационных систем отдельных учреждений в сфере учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество к сопоставимым базам данных.

        Обеспечение государственных гарантий зарегистрированных прав и защиту прав собственников, владельцев, пользователей недвижимости.

        Разработка и осуществление единых требований о составе информации, к формам и содержанию документов, которые должны представлять органы и организации по техническому учету объектов недвижимости.

        Упорядочение контроля со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления за операциями на рынке недвижимости на территории края.

        Реализация фискальной функции государственной регистрации, упорядочение сбора налогов, связанных с недвижимым имуществом.

ВВЕДЕНИЕ

     
1. Характеристика существующей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Алтае начала складываться с принятием постановления администрации края от 19.03.98 № 158 «О реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и созданием краевого учреждения юстиции - Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На Центр регистрации прав, являющегося учреждением юстиции, возлагается государственная регистрация прав на недвижимое имущество, расположенного на территории Алтайского края, и ведение Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

За три года создана городская к районная структура краевого учреждения юстиции. В настоящее время действуют 54 филиала, 12 из них имеют статус межрайонных. Регистрационной деятельностью охвачен весь Алтайский край, как единый регистрационный округ, который входит в единую систему регистрации России. Осуществлена большая работа по укреплению материально-технической базы, проведен ремонт арендуемых помещений подавляющего большинства филиалов. Приобретено и реконструировано помещение для размещения краевого аппарата. Приобретены необходимые средства оргтехники, транспорт, мебель, архивное оборудование, оснащенность которыми приближается к нормативной потребности.

Филиалы Центра оснащены необходимым для работы минимумом компьютерной техники. Для автоматизации процесса регистрации в филиалах Центра используются специальные программные комплексы и сервисные программы. Во всех филиалах Центра созданы локальные базы данных электронной версии Единого государственного реестра прав (далее. ЕГРП), на основе которых в краевом Центре разрабатывается единая для всего края распределенная электронная база данных ЕГРП.

Сформирован высокопрофессиональный коллектив из 367 человек. Назначено 103 государственных регистратора прав. Две трети сотрудников имеют высшее юридическое образование, 42 специалиста учатся заочно на юридических факультетах Алтайских ВУЗов, трое обучаются в аспирантурах.

За время деятельности краевого Центра государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок, с ним совершено 483 тысячи регистрационных действий с недвижимым имуществом. Ежемесячно регистрируется от 20 до 25 тысяч прав и сделок, из которых 95% -регистрация прав и сделок с жильем, 3% - с нежилыми помещениями, 2% - с земельными участками и земельными долями.

За этот период за информацией о зарегистрированных правах обратилось около 30 тысяч человек.

В процессе своей деятельности Центр государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним взаимодействует с органами государственной власти края, правоохранительными органами, комитетами по земельным ресурсам, органами технической инвентаризации, архитектурой, органами местного самоуправления. Среди российских регионов система государственной регистрации в Алтайском крае занимает

2.      Содержание проблемы. Актуальность разработки дополнительных мероприятий.


Вместе с тем сформированная система государственной регистрации нуждается в дальнейшем совершенствовании. Требуется принятие последовательных мер по созданию современной материально-технической базы.

Не до конца преодолены сложности во взаимодействии учреждений и органов по государственному учету различных объектов недвижимости.

Из-за недостаточно четкого определения порядка взаимоотношений федеральных органов исполнительной власти (Минюста России, Минземстроя России, Мингосимущества России) при обеспечении ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не устранена в полной мере несогласованность в ведомственных нормативных актах по вопросам описания и идентификации объектов недвижимости.

Требуют дальнейшей разработки вопросы правового регулирования экспертизы документов, подаваемых на регистрацию и проверки законности сделок, регистрации отдельных сделок с недвижимостью и др.

Не разработаны принципы обеспечения единства информационных систем учета недвижимости и прав на нее взаимодействующих государственных структур.

Не внесены в реестр государственных служащих края должности государственных регистраторов.

Органы по учету недвижимости и филиалы Центра в городах и районах края территориально разобщены, что создает большие трудности для правообладателей в получении и оформлении документов требуемых для государственной регистрации прав.

Недостаточно активно ведется регистрация прав на муниципальное имущество и на предприятия - как имущественные комплексы. Предстоит большой объем работ по регистрации земельных долей, лесов, участков недр, дорог, линий злектропередач и т.д.

В крае из 2,5 миллионов объектов недвижимости зарегистрировано пока лишь около 150 тысяч.

Стратегические цели дальнейшего развития в Алтайском крае системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним диктуют выбор приоритетных программных мероприятий по ее развитию, которые при минимуме затрат позволят надежно защитить конституционные права собственников недвижимого имущества и, вместе с тем, обеспечить исходную информацию об объектах и субъектах прав на недвижимость, необходимую для создания действенных механизмов налогообложения и управления недвижимостью.

3. Принципы и задачи основных направлений.


Основные направления представляют комплекс мер, необходимых для организационного, технического, информационного, нормативного, кадрового обеспечения процесса совершенствования системы государственной регистрации прав:

-   поэтапное совершенствование существующей на момент разработки мероприятий системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в каждом муниципальном образовании края;

-   максимальный учет индивидуальных особенностей сложившейся в городе, районе системы государственного учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-   создание единого на территории края нормативно-правового и информационно-технического обеспечения государственной регистрации;

-   укрепление взаимодействия государственных и муниципальных органов в вопросах государственной регистрации;

-   обеспечение совместимости информационных систем учета, описания объектов недвижимости, прав и обременении на них.

-   разработка проектов документов по приведению в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» соответствующих нормативно-правовых актов Алтайского края;

-   разработка нормативных правовых актов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусматривающих согласованную работу Центра регистрации прав и органов по учету недвижимости;

-   обеспечение межведомственного взаимодействия Центра регистрации прав с органами, осуществляющими государственный учет объектов недвижимости, а также федеральными органами исполнительной власти при разработке нормативной правовой базы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственному учету недвижимости;

-   разработка предложений по внесению изменений и дополнений а действующее законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,    а также о кадастровом  и техническом учете объектов недвижимости;

-   обеспечение обмена информацией об объектах недвижимости, правах на недвижимое имущество и сделках с ним, в том числе путем обмена между органами по государственному учету недвижимости и учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним информацией на бумажных и электронных носителях;

-   разработка предложений по внедрению единой технологии и процедур взаимодействия Государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество в Алтайском крае;

-   разработка и утверждение методических и инструктивных материалов, обеспечивающих эффективное функционирование системы;

-   совершенствование процедур регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечение унификации процесса оформления документов, необходимых для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-   внедрение прогрессивных системного и технического проектов, технологий и программных средств создания информационной системы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создание подсистемы защиты ЕГРП от несанкционированного доступа, объединение филиалов Центра системой телекоммуникационной связи;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»