АЛТАЙСКОЕ КРАЕВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 20 марта 2000 г.                                     № 95
     г.Барнаул


О Программе государственной поддержки малого
предпринимательства в Алтайском крае
на 2000 - 2001 годы

(снят с контроля на основании постановления от 24.12. 01 г. № 376)

       

В соответствии со статьей 73 Устава (Основного Закона)  Алтайского края краевое Законодательное Собрание

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2000 - 2001 годы (прилагается).

2. Предложить администрации края ежегодно при формировании краевого бюджета предусматривать отдельной строкой выделение средств на реализацию настоящей Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитеты краевого Законодательного Собрания по промышленности, экономической политике и собственности (Калинин А.В.) и по бюджету, налоговой и кредитной политике (Рыжак Н.В.).

     Заместитель председателя Алтайского
     краевого Законодательного Собрания                   Б.В.Ларин



Приложение
к постановлению краевого
Законодательного Собрания
от 20 марта 2000 г. № 95

ПРОГРАММА
государственной поддержки малого предпринимательства
в Алтайском крае на 2000 - 2001 годы

Паспорт
Программы государственной поддержки
малого предпринимательства в Алтайском крае
на 2000 - 2001 годы

   Наименование   "Программа   государственной    поддержки    малого
   Программы      предпринимательства в Алтайском крае на 2000 - 2001
                  годы".

   Основание для  Закон Алтайского края "О государственной  поддержке
   разработки     малого  предпринимательства в Алтайском крае".

   Заказчик
   Программы      Администрация края.

   Разработчики   Комитет   администрации    края    по     поддержке
   Программы      предпринимательства;
                  Территориальное  управление  по   Алтайскому   краю
                  Министерства   по   антимонопольной   политике    и
                  поддержке предпринимательства Российской Федерации;
                  Алтайский      Фонд        поддержки         малого
                  предпринимательства;

                  Департамент  федеральной  государственной    службы
                  занятости населения по Алтайскому краю;

                  Комитет администрации края по труду;

                  Алтайское региональное Агентство поддержки малого и
                  среднего бизнеса;

                  Алтайский  региональный  Фонд  содействия  развитию
                  малых  форм  предприятий  в  научно  -  технической
                  сфере.

   Цели           Обеспечение     устойчивого     развития     малого
   Программы      предпринимательства;
                  увеличение    производства    товаров     народного
                  потребления и услуг;
                  создание  дополнительных   возможностей   занятости
                  населения.

   Задачи         Совершенствование правовых и экономических  условий
   Программы      для развития малого предпринимательства;
                  развитие в крае системы  государственной  поддержки
                  малого предпринимательства;
                  создание  новых  и  укрепление  имеющихся   звеньев
                  инфраструктуры,         обслуживающих         малое
                  предпринимательство.

   Основные       Комитет   администрации   края     по     поддержке
   исполнители    предпринимательства;
   Программы      Территориальное  управление  по   Алтайскому   краю
                  Министерства   по   антимонопольной   политике    и
                  поддержке предпринимательства Российской Федерации;
                  Комитет администрации края по финансам, налоговой и
                  кредитной политике, Алтайский Фонд поддержки малого
                  предпринимательства, Комитет администрации края  по
                  труду;
                  Комитет администрации края по образованию;

                  Департамент  федеральной  государственной    службы
                  занятости населения по Алтайскому краю;

                  Главное  управление    экономики    и    инвестиций
                  администрации края;

                  Алтайский  региональный  Фонд  содействия  развитию
                  малых  форм  предприятий  в  научно  -  технической
                  сфере;
                  Алтайское региональное Агентство поддержки малого и
                  среднего бизнеса;
                  Алтайская торгово - промышленная палата;
                  ЗАО "Алтайская ярмарка".

   Сроки          2000 - 2001 годы.
   реализации
   Программы

   Объем и        Общий объем финансирования - 25750 тыс. руб.,
   источники      из них:
   финансирования
                  2000 год:
                  из  краевого  бюджета  на  прямое    финансирование
                  мероприятий 350 тыс. руб.;
                  из капитальных вложений бюджета края на  возвратной
                  основе 5000 тыс. руб.;
                  из  средств  Алтайского  Фонда  поддержки    малого
                  предпринимательства 3000 тыс. руб.;
                  из Федеральных фондов 1000 тыс. руб. (проект).
                  2001 год (проект):
                  из  краевого  бюджета  на  прямое    финансирование
                  мероприятий 350 тыс. руб.;
                  из капитальных вложений бюджета края на  возвратной
                  основе 10000 тыс. руб.;
                  из  средств  Алтайского  Фонда  поддержки    малого
                  предпринимательства 5000 тыс. руб.;
                  из Федеральных фондов 1000 тыс. руб. (проект).

   Система        Межведомственная  комиссия  администрации  края  по
   контроля       развитию предпринимательства;
                  Общественный  совет  при   председателе    краевого
                  Законодательного  Собрания  и  главе  администрации
                  края;
                  Комитет    администрации    края    по    поддержке
                  предпринимательства;
                  Комиссия по развитию малого  предпринимательства  в
                  Алтайском крае;
                  Попечительский  совет  Алтайского  Фонда  поддержки
                  малого предпринимательства;
                  Алтайский Союз предпринимателей.

Введение

       

Становление рыночных отношений требует структурных изменений экономики, изыскания механизмов стимулирования предпринимательства для создания новых рабочих мест, увеличения объемов и повышения качества выпускаемой продукции и, как следствие, пополнения федерального, краевого и местных бюджетов.

Особое место в региональной экономике имеет сфера малого    предпринимательства, так как она ориентирована главным образом на местный рынок. Поэтому, с одной стороны, решение многих социально - экономических задач будет в значительной мере зависеть от эффективности малого бизнеса. С другой стороны, положение дел в самом этом секторе экономики в большой степени будет зависеть от координации усилий органов государственной власти края и органов местного самоуправления по созданию благоприятных экономических, юридических и других условий для развития малого бизнеса.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства    в Алтайском крае на 2000 - 2001 годы (далее по тексту - Программа) учитывает особенности социально - экономического развития края, структуру его производства, приоритетные направления предпринимательской деятельности, степень сформированности рыночной инфраструктуры.

Настоящая Программа разработана на основе принципа преемственности по отношению к предыдущим краевым программам поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае и концепции государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2000 - 2001 гг.

Программы 1994 - 1999 гг. были направлены на создание правовых, экономических и организационных условий для формирования на Алтае малого предпринимательства и инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей его экономический рост. Настоящая Программа призвана способствовать развитию самого малого предпринимательства.

В соответствии с утвержденной "Концепцией программы государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2000 - 2001 годы" главным в проведении политики в сфере малого предпринимательства должно стать значительное повышение роли органов государственной власти края в управлении процессами, происходящими в этой сфере. Нужен переход от тактики ожидания предпринимательской инициативы к тактике ее решительного стимулирования в меру возможностей на уровне края. Выполнение Программы может быть обеспечено совместными усилиями многих подразделений органов государственной власти края. И в этом отношении Программа призвана выполнить роль координирующего фактора развития малого предпринимательства в крае в 2000 - 2001 годах. При этом предусматривается, что основные подходы и направления поддержки, содержащиеся в данной Программе, должны получить развитие в соответствующих программах муниципального уровня.

Программа состоит из двух частей. В первой части после краткой справки о некоторых показателях в сфере малого предпринимательства по состоянию на середину 1999 года и об основных итогах выполнения предыдущих аналогичных программ сначала определены цели, задачи и основные направления его поддержки в предстоящие годы. Затем по каждому из выделенных направлений обоснованы меры по формированию благоприятных общих условий малого предпринимательства и по совершенствованию системы его государственной поддержки. Здесь же представлены и обоснованы подходы по отбору конкретных инвестиционных проектов для предоставления финансовой поддержки.

Вторая часть представляет собой таблицу конкретных мероприятий по всем направлениям государственной поддержки малого предпринимательства в крае. Все мероприятия этой части сопровождаются указаниями конкретных исполнителей, сроков выполнения, требующихся финансовых средств и их источников.

Часть 1. Основные Положения Программы

Раздел 1. Обоснование Программы

1.1. Положение дел в сфере малого
предпринимательства края

       В соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100    человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно - технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30    человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов    деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Сегодня не вызывает сомнения то, что условия для предпринимательства в последние годы ухудшились настолько, что вместо развития мы имеем стагнацию и даже сокращение этого сектора экономики. Такая тенденция наметилась еще более трех лет назад. Сначала ухудшение условий почувствовали малые предприятия производственного плана. Некоторое время они могли компенсировать это перенесением центра тяжести в сторону коммерческих направлений своей деятельности. Но в последние два года и в коммерции успех имели в основном ранее ставшие на ноги, как правило, средние фирмы. Большинство же субъектов малого бизнеса вынуждены были частично сокращать по разным причинам свою деятельность. Общепризнанным является и то, что все эти годы нарастала тенденция частичного или полного ухода части предпринимателей в "теневую экономику". Вообще, говоря о поддержке предпринимательства, не следует представлять его однородным, а разделять на цивилизованное и нецивилизованное. И все меры в Программе планируются так, чтобы содействовать первому и сокращать второе. Это должно быть основным критерием и при оценке любых мероприятий в этой сфере.      

Среди комплекса проблем, негативно влияющих на сферу малого  предпринимательства, в первую очередь нужно отметить такие, как недостаточность собственных средств, сложность или невозможность получения инвестиционных кредитов, неразвитость или отсутствие рынка лизинговых услуг, очень высокий уровень налогообложения, многочисленные и в сумме непосильные официальные сборы и платежи, устанавливаемые контролирующими структурами и органами местного самоуправления, порочная практика проведения проверок контролирующими и инспектирующими органами, дающая почву для злоупотреблений, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров.

Главной причиной стагнации в такой потенциально динамичной сфере экономики, как малое предпринимательство, является отказ государства от решительного регулирования процесса ее становления и от серьезных капиталовложений. Распространено убеждение в том, что в этой сфере все образуется само собой, тем более, что это очевидно не самая бедствующая сфера общества. Регулировалось лишь становление крупного капитала. Именно его интересы учитывались при принятии многих решений (приватизация, финансово - кредитная политика, таможенная политика, налоги и т.д.). Отказавшись от решительного участия в формировании сферы цивилизованного малого предпринимательства, государство по сути отдало эту сферу на "регулирование" криминалу, коррумпированным чиновникам и десяткам ведомств со своими проблемами и интересами. В результате такой важный, если не важнейший, ресурс экономических преобразований, как массовая предпринимательская инициатива, будучи задействованным лишь в 1988 - 92 гг., в дальнейшем оказался без развития.

По данным Алтайского краевого комитета государственной  статистики, на 1 июля 1999 года в крае было учтено 10636 малых предприятий (см. таблицу 1).

Таблица 1

   +---------------------------------------------------------------------+
   ¦ N ¦    Наименование показателей     ¦ 1996  ¦ 1997  ¦ 1998  ¦ 1999  ¦
   ¦п/п¦                                 ¦  год  ¦  год  ¦  год  ¦год <*>¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦ 1 ¦                2                ¦   3   ¦   4   ¦   5   ¦   6   ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦1. ¦Число малых предприятий края, ед.¦  10098¦  10258¦  10827¦  10636¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦2. ¦Число    занятых     на     малых¦ 114572¦ 103769¦  93567¦  96475¦
   ¦   ¦предприятиях края, чел.  (из  них¦(13741)¦(11808)¦(10437)¦ (8483)¦
   ¦   ¦по  совместительству,   договорам¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦подряда   и   другим    договорам¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦гражданско - правового характера)¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦3. ¦Число                занимающихся¦  Около¦  Около¦  91899¦  88482¦
   ¦   ¦предпринимательской              ¦  73000¦  85000¦       ¦       ¦
   ¦   ¦деятельностью   без   образования¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦юридического лица в крае, чел.   ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦4. ¦Отгружено    (передано)    малыми¦       ¦       ¦6430693¦3606342¦
   ¦   ¦предприятиями  края   товаров   в¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦фактических  ценах  (без  НДС   и¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦акциза), тыс. руб.               ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦5. ¦Выпуск  товаров  и  услуг  малыми¦7701815¦2394622¦2351047¦1551436¦
   ¦   ¦предприятиями края в  фактических¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦ценах   (без   НДС   и   акциза),¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦тыс. руб.                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦6. ¦Объем  платных  услуг,  оказанных¦       ¦-      ¦ 125919¦  79864¦
   ¦   ¦населению  малыми  предприятиями,¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦тыс. руб.                        ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦7. ¦Выручка     от      реализованной¦6382604¦3637466¦       ¦4160198¦
   ¦   ¦продукции,   полученная    малыми¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   ¦   ¦предприятиями края, тыс. руб.    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---+---------------------------------+-------+-------+-------+-------¦
   ¦8. ¦Розничный товарооборот  по  малым¦       ¦2528116¦2557759¦1319255¦
   ¦   ¦предприятиям края, тыс. руб.     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
   +---------------------------------------------------------------------+

       --------------------------------

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»