РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
___________________________________
На основании Закона Смоленской области
от 15.07.2005 г. № 63-з документ утратил силу
___________________________________
Принят Смоленской областной Думой
30 сентября 1997 года
Настоящий областной закон определяет формы и порядок непосредственного участия населения в решении отдельных вопросов местного значения.
1. В отношении настоящего областного закона используются понятия и термины в следующих значениях:
вопрос местного значения - охрана общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования;
общественные органы содействия охране общественного порядка - добровольная народная дружина и пункт охраны общественного порядка, создаваемые муниципальным образованием по производственному, территориальному либо производственно-территориальному принципу в соответствии с настоящим законом;
добровольная народная дружина (далее по тексту - дружина) - постоянно действующий, основанный на членстве общественный орган содействия правоохранительным органам по охране общественного порядка на территории муниципального образования;
пункт охраны общественного порядка - организационная форма взаимодействия дружин, органов внутренних дел, внештатных сотрудников органов внутренних дел, граждан, общественных объединений с целью их согласованных действий по охране общественного порядка на территории муниципального образования.
2. Общественные органы содействия охране общественного порядка не являются общественными объединениями и на них не распространяется действие Федерального закона "Об общественных объединениях".
Настоящий областной закон регулирует отношения, возникающие при решении вопроса местного значения и определяет правовое положение общественных органов содействия охране общественного порядка.
Граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области, вправе непосредственно осуществлять охрану общественного порядка путем участия в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка, созданных муниципальным образованием.
Создание и деятельность общественных органов содействия охране общественного порядка основывается на следующих принципах:
- добровольности;
- самоуправления;
- законности;
- гласности и общедоступности;
- подконтрольности;
- морального и материального стимулирования.
Правовое регулирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
1. К полномочиям органов государственной власти Смоленской области относится создание необходимых правовых, организационных и материально-финансовых условий деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области относится:
а) установление порядка создания и ликвидации общественных органов содействия охране общественного порядка;
б) определение источников, размеров и порядка финансирования общественных органов содействия охране общественного порядка, решение вопросов их материально-технического обеспечения;
в) организация деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка и контроль за ее осуществлением;
г) обеспечение взаимодействия общественных органов содействия охране общественного порядка с государственными органами и общественными объединениями;
д) установление мер морального и материального стимулирования дружинников;
е) установление социальных гарантий дружинникам и членам их семей;
ж) принятие соответствующих нормативных правовых актов в пределах своих полномочий.
К полномочиям органов внутренних дел относятся:
а) обеспечение взаимодействия общественных органов содействия охране общественного порядка с сотрудниками органов внутренних дел;
б) содействие организации деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка и контроль за ее осуществлением;
в) непосредственное участие в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка;
г) поощрение в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка.
Непосредственное финансирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляется за счет средств местного бюджета и иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Указанные средства направляются на приобретение или аренду оборудования, автотранспортных и специальных средств, организацию правового и специального обучения, материальное поощрение дружинников, обеспечение их социальных гарантий, выплату компенсаций, оказание материальной помощи.
Финансирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка может осуществляться в виде целевого государственного финансирования.
Материально-техническое обеспечение общественных органов содействия охране общественного порядка необходимыми транспортом, помещениями, телефонной связью, инвентарем и юридической литературой осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований совместно с отделами внутренних дел на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, трудовые коллективы которых проводят работу по поддержанию общественного порядка.
Надзор за соблюдением законности в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляют органы местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Дружина создается с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств прав граждан и юридических лиц, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране, укреплению общественного порядка и борьбе с преступностью на территории муниципального образования.
2. Порядок создания дружины определяется представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
1. Основной задачей дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.
2. Выполняя возложенные на них задачи, дружины по охране общественного порядка:
а) участвуют совместно с сотрудниками органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;
б) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
в) участвуют совместно с сотрудниками ГАИ в деятельности по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий;
г) участвуют в мероприятиях по спасению людей и обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайных положений, эпидемий и др.);
д) участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды, по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охраны животного и растительного мира.
1. Дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:
- патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;
- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;
- разъяснения гражданам действующего законодательства.
2. Деятельность по охране общественного порядка народные дружинники осуществляют под руководством сотрудников органов внутренних дел или совместно с ними.
1. В дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья осуществлять охрану общественного порядка.
Не имеют права быть членами дружины граждане, признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности.
2. Прием в дружину производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего.
Решение о приеме в дружину принимает штаб дружины.
1. Вступившему в дружину выдается специальное удостоверение, памятка о его правах и обязанностях, нарукавная повязка.
2. Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим личность и полномочия, которыми он пользуется в течение всего времени членства в дружине.
Образцы удостоверения и нарукавной повязки утверждаются управлением внутренних дел Смоленской области.
Удостоверения учитываются и выдаются органами внутренних дел соответствующих муниципальных образований.
1. Дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.
2. Формы обучения дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб дружины по согласованию с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.
1. Руководство дружиной осуществляет штаб дружины, возглавляемый начальником штаба.
2. Численный и персональный состав штаба формируется на общем собрании дружины.
Общее собрание дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 2от общей численности состава дружины.
Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получившие большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.
В состав штаба должны входить представители органов местного самоуправления и органов внутренних дел.
3. Начальник штаба избирается членами штаба дружины из числа его членов.