Недействующий

                       

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


Об участии населения в охране общественного порядка на
территории Смоленской области

___________________________________

На основании Закона Смоленской области
 от 15.07.2005 г. № 63-з документ утратил силу
___________________________________

Принят Смоленской областной Думой
30 сентября 1997 года


Настоящий областной закон определяет формы и порядок непосредственного участия населения в решении отдельных вопросов местного значения.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем
областном законе

1. В отношении настоящего областного закона используются понятия и термины в следующих значениях:

вопрос местного значения - охрана общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования;

общественные органы содействия охране общественного порядка - добровольная народная дружина и пункт охраны общественного порядка, создаваемые муниципальным образованием по производственному, территориальному либо производственно-территориальному принципу в соответствии с настоящим законом;

добровольная народная дружина (далее по тексту - дружина) - постоянно действующий, основанный на членстве общественный орган содействия правоохранительным органам по охране общественного порядка на территории муниципального образования;

пункт охраны общественного порядка - организационная форма взаимодействия дружин, органов внутренних дел, внештатных сотрудников органов внутренних дел, граждан, общественных объединений с целью их согласованных действий по охране общественного порядка на территории муниципального образования.

2. Общественные органы содействия охране общественного порядка не являются общественными объединениями и на них не распространяется действие Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статья 2. Сфера применения настоящего областного закона

Настоящий областной закон регулирует отношения, возникающие при решении вопроса местного значения и определяет правовое положение общественных органов содействия охране общественного порядка.

Статья 3. Непосредственное участие граждан в охране общественного
порядка

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего муниципального образования Смоленской области, вправе непосредственно осуществлять охрану общественного порядка путем участия в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка, созданных муниципальным образованием.

Статья 4. Принципы создания и деятельности общественных органов
содействия охране общественного порядка

Создание и деятельность общественных органов содействия охране общественного порядка основывается на следующих принципах:

- добровольности;

- самоуправления;

- законности;

- гласности и общедоступности;

- подконтрольности;

- морального и материального стимулирования.

Статья 5. Правовое регулирование деятельности общественных
органов содействия охране общественного порядка

Правовое регулирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и местного
самоуправления Смоленской области в обеспечении
деятельности общественных органов содействия охране
общественного порядка

1. К полномочиям органов государственной власти Смоленской области относится создание необходимых правовых, организационных и материально-финансовых условий деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка.

2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области относится:

а) установление порядка создания и ликвидации общественных органов содействия охране общественного порядка;

б) определение источников, размеров и порядка финансирования общественных органов содействия охране общественного порядка, решение вопросов их материально-технического обеспечения;

в) организация деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка и контроль за ее осуществлением;

г) обеспечение взаимодействия общественных органов содействия охране общественного порядка с государственными органами и общественными объединениями;

д) установление мер морального и материального стимулирования дружинников;

е) установление социальных гарантий дружинникам и членам их семей;

ж) принятие соответствующих нормативных правовых актов в пределах своих полномочий.

Статья 7. Полномочия органов внутренних дел

К полномочиям органов внутренних дел относятся:

а) обеспечение взаимодействия общественных органов содействия охране общественного порядка с сотрудниками органов внутренних дел;

б) содействие организации деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка и контроль за ее осуществлением;

в) непосредственное участие в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка;

г) поощрение в пределах своих полномочий дружинников, активно участвующих в охране общественного порядка.

Статья 8. Финансирование деятельности общественных органов
содействия охране общественного порядка

Непосредственное финансирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляется за счет средств местного бюджета и иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Указанные средства направляются на приобретение или аренду оборудования, автотранспортных и специальных средств, организацию правового и специального обучения, материальное поощрение дружинников, обеспечение их социальных гарантий, выплату компенсаций, оказание материальной помощи.

Финансирование деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка может осуществляться в виде целевого государственного финансирования.

Статья 9. Материально-техническое обеспечение общественных
органов содействия охране общественного порядка

Материально-техническое обеспечение общественных органов содействия охране общественного порядка необходимыми транспортом, помещениями, телефонной связью, инвентарем и юридической литературой осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований совместно с отделами внутренних дел на местах, предприятиями, учреждениями и организациями, трудовые коллективы которых проводят работу по поддержанию общественного порядка.

Статья 10. Надзор и контроль за деятельностью общественных
органов содействия охране общественного порядка

Надзор за соблюдением законности в деятельности общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью общественных органов содействия охране общественного порядка осуществляют органы местного самоуправления, а также соответствующие органы государственного контроля в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС
ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН

Статья 11. Цель и создание добровольной народной дружины

1. Дружина создается с целью усиления охраны общественного порядка, защиты от преступных посягательств прав граждан и юридических лиц, оказания содействия правоохранительным органам в их деятельности по охране, укреплению общественного порядка и борьбе с преступностью на территории муниципального образования.

2. Порядок создания дружины определяется представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Статья 12. Задачи и функции добровольных народных дружин

1. Основной задачей дружин является оказание содействия органам местного самоуправления, правоохранительным органам в их деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, защите прав и свобод граждан.

2. Выполняя возложенные на них задачи, дружины по охране общественного порядка:

а) участвуют совместно с сотрудниками органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений;

б) проводят профилактическую, воспитательную работу с лицами, склонными к совершению правонарушений, принимают участие в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

в) участвуют совместно с сотрудниками ГАИ в деятельности по обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов, предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

г) участвуют в мероприятиях по спасению людей и обеспечению общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, чрезвычайных положений, эпидемий и др.);

д) участвуют в мероприятиях по охране окружающей среды, по борьбе с браконьерством и другими нарушениями правил охраны животного и растительного мира.

Статья 13. Формы и методы работы добровольных народных дружин

1. Дружины в пределах своих полномочий осуществляют свою деятельность путем:

- патрулирования и выставления постов на улицах, площадях, в парках и других общественных местах, проведения рейдов по выявлению правонарушений и лиц, их совершивших;

- проведения индивидуальной воспитательной работы с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- разъяснения гражданам действующего законодательства.

2. Деятельность по охране общественного порядка народные дружинники осуществляют под руководством сотрудников органов внутренних дел или совместно с ними.

Статья 14. Порядок приема в добровольную народную дружину

1. В дружину принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим деловым, моральным качествам и состоянию здоровья осуществлять охрану общественного порядка.

Не имеют права быть членами дружины граждане, признанные судом недееспособными или ограниченные в дееспособности.

2. Прием в дружину производится в индивидуальном порядке на основании личного заявления вступающего.

Решение о приеме в дружину принимает штаб дружины.

Статья 15. Удостоверение и нарукавная повязка
народного дружинника

1. Вступившему в дружину выдается специальное удостоверение, памятка о его правах и обязанностях, нарукавная повязка.

2. Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим личность и полномочия, которыми он пользуется в течение всего времени членства в дружине.

Образцы удостоверения и нарукавной повязки утверждаются управлением внутренних дел Смоленской области.

Удостоверения учитываются и выдаются органами внутренних дел соответствующих муниципальных образований.

Статья 16. Правовая и специальная подготовка дружинников

1. Дружинники в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, в ходе которой изучают действующее законодательство, нормативные акты, регламентирующие деятельность по охране общественного порядка, формы и методы работы дружины по предупреждению и пресечению правонарушений, овладевают приемами самозащиты, навыками использования специальных и технических средств, оказания доврачебной помощи.

2. Формы обучения дружинников, учебные планы и программы разрабатывает и утверждает штаб дружины по согласованию с органами местного самоуправления и органами внутренних дел.

Статья 17. Орган управления добровольной народной дружины

1. Руководство дружиной осуществляет штаб дружины, возглавляемый начальником штаба.

2. Численный и персональный состав штаба формируется на общем собрании дружины.

Общее собрание дружины правомочно, если в нем принимает участие не менее 2от общей численности состава дружины.

Избранными в состав штаба дружины считаются граждане, получившие большинство голосов от числа лиц, принявших участие в голосовании.

В состав штаба должны входить представители органов местного самоуправления и органов внутренних дел.

3. Начальник штаба избирается членами штаба дружины из числа его членов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»