АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15.07.2005 г. N 524-р/адм

Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок
Департаментом финансов, бюджета и государственного заказа
Смоленской области

В целях обеспечения надлежащего выполнения поставленных перед Департаментом финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области задач по осуществлению государственного финансового контроля:

Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области.

     Губернатор
     Смоленской области
 В.Н.Маслов

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации
Смоленской области
от 15.07.2005 г. N 524-р/адм

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения ревизий и проверок Департаментом финансов,
бюджета и государственного заказа Смоленской области

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет порядок организации и проведения Департаментом финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области (далее - Департамент финансов) в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством, ревизий и проверок в целях осуществления последующего государственного финансового контроля (далее - последующий финансовый контроль) за исполнением областного бюджета и местных бюджетов.

Последующий финансовый контроль непосредственно осуществляется отделом бухгалтерского учета и отчетности, контрольно - ревизионной работы Департамента финансов (далее - контрольно-ревизионный отдел) за деятельностью главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета, а также следующих бюджетных учреждений, унитарных предприятий и других организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации):

- являющихся получателями средств областного бюджета;

- состоящих в договорных (контрактных) отношениях с главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета;

- владеющих, пользующихся или распоряжающихся государственным имуществом Смоленской области;

- имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предоставленные (согласованные) правовыми актами Смоленской области;

- которым были предоставлены государственные гарантии Смоленской области.

1.2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники контрольно ревизионного отдела обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Смоленской области, областными законами, постановлениями и распоряжениями Администрации Смоленской области, указами и распоряжениями Губернатора Смоленской области, приказами начальника Департамента финансов, иными правовыми актами Смоленской области и настоящей Инструкцией.

1.3. Полномочия контрольно - ревизионного отдела определяются положением об этом отделе, утверждаемым приказом начальника Департамента финансов.

2. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки

2.1. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных организацией в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц организации, на которых в соответствии с федеральным и областным законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности организации.

2.2. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением федерального и областного законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

2.3. Основной задачей ревизии является проверка финансово хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

- соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

- обоснованность расчетов сметных назначений;

- исполнение смет расходов;

- использование бюджетных средств по целевому назначению;

- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

- обоснованность образования и расходования внебюджетных средств;

- обоснованность образования и расходования доходов от использования имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в государственной собственности Смоленской области;

- соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

- обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

- полнота и своевременность расчетов с областным бюджетом и внебюджетными фондами;

- осуществление операций с основными средствами и нематериальными активами;

- осуществление операций, связанных с инвестициями;

- осуществление расчетов по оплате труда и прочих расчетов с физическими лицами;

- осуществление расчетов с иными кредиторами и дебиторами;

- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

- формирование финансовых результатов и их распределение.

Задачей ревизии также является проверка выполнения предложений (предписаний), данных по результатам ранее проводимых ревизий.

3. Организация и проведение ревизии

3.1. Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. План проведения ревизий составляется на квартал и утверждается начальником Департамента финансов.

Основанием для проведения ревизии является приказ начальника Департамента финансов, изданный:

- в соответствии с планом проведения ревизий;

- по собственной инициативе начальника Департамента финансов во внеплановом порядке;

- по поручению Губернатора Смоленской области или Администрации Смоленской области;

- по мотивированному обращению органов исполнительной власти Смоленской области;

- по мотивированному постановлению (требованию) правоохранительных органов;

- по мотивированному обращению органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления).

Проведение ревизии по мотивированным обращениям органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления согласовывается с первым заместителем Губернатора Смоленской области.

Проведение ревизии по мотивированным постановлениям (требованиям) правоохранительных органов осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органами местного самоуправления, производимая по мотивированному обращению органов местного самоуправления, может производиться с возмещением расходов по ее проведению соответствующим органом местного самоуправления.

3.2. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается предписание по установленной форме, утвержденной начальником Департамента финансов. Данное предписание подписывается начальником Департамента финансов и заверяется печатью Департамента финансов.

3.3. Ревизия проводится как одним работником контрольно-ревизионного отдела (далее - специалист-ревизор), так и ревизионной группой в составе двух и более человек. При проведении ревизии ревизионной группой из числа входящих в ее состав работников назначается руководитель ревизионной группой. При проведении ревизии специалистом-ревизором он обладает полномочиями руководителя ревизионной группы, предусмотренными настоящей Инструкцией.

В отдельных случаях, на основании приказа начальника Департамента финансов, для участия в ревизии могут быть привлечены работники иных отделов Департамента финансов, а на основании распоряжения первого заместителя Губернатора Смоленской области - работники иных органов исполнительной власти Смоленской области в качестве специалистов.

3.4. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и руководитель ревизионной группы определяются начальником Департамента финансов с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации.

Срок проведения ревизии не должен превышать 30 календарных дней. Указанный срок может быть продлен начальником Департамента финансов по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы. Срок продления ревизии не может превышать 30 календарных дней.

3.5. Конкретные вопросы ревизии указываются в программе или перечне основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).

Программа ревизии включает в себя тему ревизии, период, который она должна охватить, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа ревизии утверждается начальником Департамента финансов.

3.6. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, сметы доходов и расходов, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, штатные расписания, акты предыдущих ревизий и заключения по ним, а также другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит участников ревизионной группы с содержанием программы ревизии и распределяет между ними вопросы и участки работы.

Программа ревизии в ходе ее проведения может быть изменена и (или) дополнена по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы, после чего измененная (дополненная) программа ревизии подлежит утверждению начальником Департамента финансов.

3.7. Руководитель ревизионной группы должен предъявить руководителю ревизуемой организации предписание, ознакомить его с программой ревизии, представить участников ревизии, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.

3.8. Ревизия финансово - хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

- проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

- проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

- организации проведения встречных проверок поступления и расходования средств областного бюджета и внебюджетных средств, доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;

- организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

- проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

- проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля;

- иных действий, не противоречащих федеральному и областному законодательству.

3.9. Руководитель ревизионной группы и участники ревизионной группы (далее также - ревизоры) в соответствии с программой ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности документов, обеспечивающих полноценную и достоверную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Ревизоры вправе:

- осматривать любые служебные помещения ревизуемой организации, ее территорию, склады, оборудование и др.;

- производить опечатывание кассы и кассовых помещений, производственных и складских помещений, предметов и иных ценностей ревизуемой организации;

- получать устные и письменные объяснения от работников ревизуемой организации;

- изымать подлинники документов, предметы и иные ценности, когда не может быть гарантирована их сохранность в ревизуемой организации, а также в случаях выявления фиктивных документов, совершения подделок и подлогов документов. Взамен изъятых подлинников документов в ревизуемой организации оставляются их копии, заверенные руководителем ревизионной группы и руководителем (другим ответственным лицом) данной организации. Изъятые документы, предметы и иные ценности перечисляются и описываются в описи имущества и опечатываются в установленном порядке;

- осуществлять иные законные действия, обеспечивающие возможность сбора сведений, необходимых для проведения ревизии.

3.10. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.

В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проводить ревизию, руководитель ревизионной группы сообщает об этих фактах начальнику Департамента финансов, который в необходимых случаях:

- сообщает о данных фактах в орган (должностному лицу), по поручению, обращению, постановлению (требованию) которого проводится ревизия;

- сообщает о данных фактах в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией, а также в вышестоящую организацию или орган, осуществляющий общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»