Администрация Смоленской области
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 сентября 1999 года N 399-р

Об утверждении Методики формирования и применения тарифов на услуги автомобильного транспорта

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

1. Утвердить прилагаемую Методику формирования и применения тарифов на услуги автомобильного транспорта.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на председателя Комитета цен администрации Смоленской области Напреенкову В.М.


     М.А.Хвостанцев

Приложение
к распоряжению
заместителя главы администрации
Смоленской области
от 24.09.99 г. N 399-р

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию и применению тарифов на услуги автомобильного транспорта

1. Настоящие рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи специалистам по ценам городских и районных администраций области при расчете тарифов на автомобильные перевозки.

2. Методические рекомендации можно использовать при проверке автопредприятий, оказывающих транспортные услуги.

3. Формирование тарифов методом калькулирования работ (услуг) осуществляется в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)...", утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552, с учетом дополнений и изменений и "Инструкцией по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта".

4. Следует обратить особое внимание на правильность определения тарифов по транспортным услугам. В приложениях N 1-3 даны примеры расчетов тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, а также расчет дотационных выплат. Дополнительно к примерам приведены разъяснения по каждой статье затрат, включенных в калькуляцию. Следует отметить, что в зависимости от порядка отнесения на себестоимость перевозок затраты подразделяются на прямые, непосредственно относимые на соответствующие виды перевозок и распределяемые (или косвенные).

4.1. Прямые затраты.

Прямые затраты по статьям: заработная плата водителей и кондукторов, отчисления на социальные нужды, автомобильное топливо, смазочные материалы, износ и ремонт автомобильных шин, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизация подвижного состава непосредственно включаются в состав затрат на грузовые и пассажирские перевозки.

4.1.1. Затраты по статье "Оплата труда водителей и кондукторов" определяются исходя из минимальной тарифной ставки, тарифных коэффициентов по группам рабочих, необходимых надбавок и доплат (классность, совмещения, условия труда и т.п.) и премий в соответствии с положением о премировании. Конкретные условия оплаты труда определены в п.4.2. "Отраслевого тарифного соглашения между ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства РФ, Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ, акционерной компанией "Росавтотранс", Министерства труда РФ.

Главным инструментом регулирования оплаты труда на предприятиях являются коллективные договор, в которых должны быть отражены следующие условия: периодический рост минимальных размеров и средней оплаты труда на основе реализации программы мероприятий по повышению эффективности производства; система конкретных тарифных ставок и окладов, установленная на основе единой тарифной сетки; формы и системы оплаты труда; порядок применения надбавок, доплат, премий; порядок оценки труда работников и другие условия.

Тарифная система оплаты труда включает в себя тарифные ставки, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники. Тарифные ставки определяют размер оплаты труда за единицу времени. В соответствии с письмом ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта от 05.05.98 г. N 114 на II квартал 1998 г. минимальная тарифная ставка установлена в размере 343,5 рублей в месяц.

Тарифные сетки служат для учета труда рабочих различной квалификации и состоят из тарифных разрядов и тарифных ставок.

4.1.2. Отчисления на социальные нужды рассчитываются по элементу "Затраты на оплату труда" в соответствии с установленными законодательством норами. На 01.01.98 г. действуют следующие нормы отчислений:

- пенсионному фонду

28 процентов

- органам соцстраха

5,4 процента

- гос. фонду занятости

1,5 процентов

- фонду обязательного медстраха

3,6 процента

Общий размер отчислений на социальные нужды составляет 38,5 процента от затрат на оплату труда.

4.1.3. Затраты по статье "Автомобильное топливо"

Основанием для расчета затрат по этой статье являются "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте" введенные с 01.01.97 г.

К основным нормам в зависимости от условий перевозок применяются корректирующие коэффициенты, которые можно разделить на две группы:

- постоянные (зависящие от условий эксплуатации)

- сезонные и временные

К сезонным корректирующим коэффициентам относятся надбавки по расчету топлива при эксплуатации АТС в зимний период (с 31 октября по 1 апреля - 5 месяцев).

Временные надбавки связаны с эксплуатацией в период временного ухудшения дорожных условий.

Кроме выполнения основных видов перевозок в АТП осуществляются и обслуживающие перевозки (доставка запчастей и материалов, перевозка персонала и т.п.), на которые расходуется топливо. Для упрощения расчетов все затраты на топливо для внутрихозяйственных нужд учитываются посредством корректирующего коэффициента к основной норме расхода топлива.

Следует помнить, что в зимний период эксплуатации, салоны некоторых автобусов (Икарус, ЛАЗ обогреваются специальными отопителями, и расход топлива нормируется на единицу времени работы. Конкретные размеры линейных норм расхода топлива, корректирующие коэффициенты и формулы расчетов постоянных и переменных затрат даны в инструкции Департамента автомобильного транспорта N Р 3112199-0295-93 "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

4.1.4. Затраты по статье "Смазочные материалы" относятся к переменным расходам и нормируются по нормам за единицу расхода топлива (Инструкции N Р 3112199-0295-93). Эти затраты в общей структуре расходов составляют незначительный удельный вес около 4% затрат на топливо или около 0,3% всех затрат.

Нормы затрат на смазочные материалы можно определить по упрощенной формуле:

     3см = Цсм х Nc х В                      (руб./км)
     Цсм -   средняя цена смазочных материалов,  руб./л
     Nсм -    норма расхода смазочных материалов, л/км
     В   -  коэффициент использования пробега (отношение
            производительного пробега к общему).

4.1.5. Затраты по статье "Износ автошин" являются переменными. Эксплуатационные нормы и затраты на восстановление и ремонт автомобильных шин установлены письмом Министерства финансов СССР от 25.09.78 г. N 90.

Наряду с указанной в письме формулой расчета затрат, можно использовать более упрощенный вариант расчета:

Зш = Nш х Цш/1000 х В, где

Зш - норматив затрат на шины, руб./км

Nш - норма расхода шин на 1000км пробега, шт

Цш - цена шины в рассматриваемый период, руб.

В - коэффициент использования пробега.

Норма расхода шин может быть определена по формуле:

Nш = п/L, где

п - количество шин, установленных на автомобиле

           (исключаются запасные), шт.

Lш - норма пробега шины до полного износа, км

В качестве справочного материала приведены нормы расхода шин (на 1000км пробега) по основным моделям автобусов

     Лаз-695          - 0,07370шт.
     Лаз-699          - 0,09333шт.
     Лиаз-677         - 0,1шт.
     Икарус-250       - 0,0933шт.
     Паз-672 и Паз - 3205 - 0,0824шт.


4.1.6. Техническое обслуживание и ремонт.

Для целей планирования затраты по этой статье рассчитываются исходя из "Норм затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов", утвержденных Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 30.05.84 г. N 60-ц, увеличенных на индекс роста цен и коэффициент, учитывающий природно-климатические условия эксплуатации АТС. Необходимым условием определения затрат является наличие на предприятии производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Исходными данными для составления этой программы являются производственная программа по эксплуатации подвижного состава, дорожные и природно-климатические условия эксплуатации, режимы технического обслуживания автомобилей, нормативы трудоемкости работ применительно к условиям эксплуатации автомобилей. Производственная программа по ТО и ТР служит основанием для планирования потребной мощности ремонтно-обслуживающего производства. Размеры затрат, необходимых для выполнения производственной программы по То и ТР могут быть определены по каждому виду обслуживания и ремонта на основе среднеотраслевых стоимостных нормативов, установленных на 1000км пробега.

4.1.7. "Амортизационные отчисления".

Затраты по этой статье состоят из двух частей:

- износ АТС, осуществляющих перевозки - относится к переменным расходам, которые определяются по нормам, установленным в % от балансовой стоимости на 1000км пробега;

- амортизация подвижного состава, занятого на обслуживающих перевозках (дежурные автобусы, грузовые автомобили на хозобслуживании и пр.) можно отнести к постоянным расходам и рассчитывается по нормам, установленным в процентах от балансовой стоимости на год.

Нормы амортизационных отчислений определены постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 г. N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".

Расчет переменной составляющей затрат на амортизацию осуществляется на основе указанных норм износа и балансовой стоимости автотранспортных средств по формуле:

Зам (пер) = Сб х Nам х L/100000 х В (руб.)

Сб - балансовая стоимость автомобилей, руб.

Nам - норма амортизационных отчислений, в % на 1000км пробега

     В     -   коэффициент использования пробега
     L     -   планируемый  пробег автомобилей в отчетном периоде, км

Для определения постоянной составляющей затрат на амортизацию можно использовать следующую формулу:

Зам (пос) = Сб х Nам х Т/100 х В (руб)

Nам - годовая норма амортизации в % от балансовой стоимости

     Т - время работы подвижного состава,  занятого  на  обслуживающих
         перевозках, год

На машинном оборудовании и транспортных средствах начисление амортизации прекращается после истечения нормативного срока их службы при условии полного перенесения всей их стоимости на издержки производства.

4.2. Затраты по статье "Общехозяйственные расходы" относятся к группе постоянных издержек и имеют сложную структуру. Полный перечень затрат, включаемых в эту статью, приведены в Инструкции, указанной в п.3 настоящих методических рекомендаций. Косвенные затраты в части расходов по управлению предприятием распределяются между видами перевозок и деятельности пропорционально суммам общих затрат, отнесенных на каждый из этих видов. Общепроизводственные и непроизводственные затраты распределяются только между грузовыми и пассажирскими перевозками пропорционально общим суммам прямых затрат, приходящихся на каждый вид перевозок.

При формировании тарифов предлагается следующая методика определения общехозяйственных расходов:

- на момент введения расчетного тарифа фиксируется размер и структура общехозяйственных расходов (далее ОХР) за отчетный период;

- средний норматив ОХР определяется делением суммы этих расходов на приведенное время работы автобусов;

- полученный средний норматив ОХР приводится к конкретной модели автобусов через соответствующий коэффициент, например, коэффициент определения нормы затрат на ФОТ (часовая тарифная ставка для каждой модели).

Таким образом, норматив на общехозяйственные расходы формируются в два этапа. На основе структурных составляющих этих расходов определяется средний норматив, который затем через соответствующие коэффициенты приводится к конкретной модели автобуса.

При формировании тарифов рекомендуется для учета общехозяйственных расходов в себестоимости перевозок вводить соответствующие коэффициенты или нормативы.

Коэффициент ОХР определяется делением общей суммы расходов предприятия на сумму прямых эксплуатационных расходов на перевозки. Для определения норматива ОХР традиционно используется отношение суммы ОХР предприятия к зарплате промышленно-производственного персонала за отчетный период.

4.3. Общая величина нормативных затрат по видам перевозок и работ определяется суммированием прямых и относимых на них косвенных расходов и полученную сумму увеличивают на коэффициент прогнозной инфляции (по индексу-дефлятору).

Расчетный доход каждого вида транспортных перевозок определяется исходя из нормативных затрат соответствующего вида перевозок и рентабельности, в размере не превышающем уровня, установленного администрацией области.

Расчетный тариф на период регулирования определяется делением расчетного дохода за указанный интервал времени на планируемый объем перевозок (выраженный в пасс-км либо авто-часах).

Установленный доход за конкретный интервал времени определяется исходя из производительности автобуса и применяемого тарифа.

Сумма дотаций по каждому виду перевозок рассчитывается как разность между расчетным и установленным доходами.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ, использованные для определения нормативных затрат при расчете тарифов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»