РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
(с изменениями на 28 декабря 2006 года)
________________________________
в редакции Закона Смоленской
области от 25.12.2006 г. № 175-з
________________________________
Принят Смоленской областной Думой
27 апреля 2004 года
Утвердить областную целевую программу "Развитие системы образования в Смоленской области" на 2004-2007 годы (далее Программа) (прилагается).
Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2004 по 2007 год.
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
Глава Администрации
Смоленской области
В.Н.Маслов
5 мая 2004 года N 16-з
Приложение
к областному закону
"Об областной целевой программе "Развитие системы
образования в Смоленской области" на 2004-2007 годы"
Областная целевая программа
"Развитие системы образования в Смоленской области"
на 2004-2007 годы
(с изменениями на 11 октября 2006 года)
___________________________________
в редакции Закона Смоленской
области от 02.10.2006 г. № 105-з
___________________________________
(в редакции Закона Смоленской области от 02.10.2006 г. № 105-з- см. предыдущую редакцию)
1. | Наименование | областная целевая программа "Развитие |
2. | Правовое | Закон Российской Федерации от |
3. | Заказчик | Департамент Смоленской области по |
4. | Разработчик | Департамент Смоленской области по |
5. | Основная цель | создание механизма устойчивого развития |
6. | Основные задачи | - достижение в Смоленской области |
7. | Сроки и этапы | 2004 - 2007 годы: |
8. | Исполнители | Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике (далее - Департамент образования), Департамент Смоленской области по здравоохранению (далее - Департамент по здравоохранению), органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию), государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» (далее - СмолГУ) (по согласованию), смоленское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт усовершенствования учителей» (далее - Институт), областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж» (далее - педагогический колледж), федеральные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - ОУ НПО) (по согласованию), областные государственные образовательные учреждения начального профессионального образования (далее - ОГОУ НПО), областное государственное учреждение «Смоленский региональный центр обработки информации» (далее - ОГУ СРЦОИ), смоленское областное государственное учреждение «Центр поддержки молодежных и детских общественных объединений «Радуга» (далее - Центр), областные общеобразовательные учреждения (далее - ООУ), в том числе смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия «Полянка» (далее - прогимназия «Полянка»), областные учреждения дополнительного образования, смоленское областное государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, «Центр диагностики и консультирования» (далее - Центр диагностики и консультирования), муниципальные учреждения дошкольного образования (далее - УДО) (по согласованию), муниципальные общеобразовательные учреждения (далее - МОУ) (по согласованию), муниципальные учреждения дополнительного образования (по согласованию), иные юридические лица (на конкурсной основе) |
9. | Объем и | общий объем финансирования Программы |
10. | Ожидаемые | - модернизация и развитие системы |
11. | Органы, | контроль за реализацией Программы |
1. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов ее реализации
3. Перечень мероприятий Программы
4. Механизм реализации Программы
5. Финансовое обеспечение Программы
6. Критерии количественной и качественной оценки результатов реализации и оценки ожидаемой эффективности Программы
7. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Политические и экономические преобразования 90-х годов оказали существенное влияние на развитие системы образования, позволили обеспечить многообразие образовательных учреждений, вариативность их образовательных программ, развитие регионального компонента государственного стандарта общего образования. Однако социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. В современных условиях система образования более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Необходимость модернизации системы образования обусловлена состоянием развития современной экономики, науки, информационных технологий, требующих перехода к непрерывному образованию.
Начальным звеном системы образования является дошкольное образование. Из-за низкой рождаемости и низких доходов семей сократилось количество детей, посещающих областные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, что в конечном итоге привело к их частичному закрытию. Охват детей, проживающих в городах Смоленской области, дошкольным образованием составляет 74 процента, детей, проживающих в сельской местности на территории Смоленской области, 44 процента.
Увеличился контингент детей дошкольного возраста, нуждающихся в коррекции физических и психических нарушений, особенно речи, зрения, интеллекта.
Необходима поддержка со стороны органов местного самоуправления муниципальных малокомплектных дошкольных учреждений, муниципальных дошкольных учреждений с группами кратковременного пребывания детей.
Базовое звено системы образования - областные и муниципальные общеобразовательные учреждения. Из-за неблагоприятной демографической ситуации количество общеобразовательных школ в Смоленской области за последние 4 года сократилось с 681 в 1999 году до 651 в 2003 году.
Областные и муниципальные общеобразовательные учреждения сталкиваются с трудностями в обновлении содержания образования. При этом наиболее сложной является необходимость использования в своей деятельности новых методологических подходов, способствующих формированию у обучающихся целостного восприятия мира. Не всегда обоснованно осуществляется выбор учебных программ, учебников, пособий, отвечающих потребностям и возможностям обучающихся, целям общеобразовательного учреждения.
Муниципальные общеобразовательные учреждения, действующие в сельской местности, составляют 77 процентов от общей численности всех областных и муниципальных общеобразовательных учреждений, в них занимается около 30 процентов обучающихся. Их отличительными особенностями, как правило, являются: отсутствие современной материально-технической базы, слабое кадровое обеспечение и низкий уровень квалификации педагогов, преподавание педагогами предметов, по которым они не являются специалистами, малая наполняемость классов (более 200 классов с 1-2 учениками), отсутствие параллельных классов, отсутствие возможности создания достаточного количества профильных классов, трудности с подвозом обучающихся из отдаленных деревень, отсутствие пришкольных интернатов. Все это приводит к снижению качества знаний обучающихся в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, действующих в сельской местности.
Сложным остается материально-техническое обеспечение областных и муниципальных общеобразовательных учреждений. По состоянию на октябрь 2003 года 287 школьных зданий (43 процента), построенных в 1945 - 1950 годах, имеют физический износ 75 процентов. Все они нуждаются в срочном капитальном ремонте. В настоящее время в Смоленской области имеется 28 школьных зданий, строительство которых не завершено вследствие отсутствия финансирования.
В областных и муниципальных учреждениях специального (коррекционного) образования, несмотря на снижение общей численности обучающихся, находящихся в специальных школах-интернатах и детских домах, остается стойкой тенденция роста числа детей-инвалидов, детей с отклонениями в психическом и умственном развитии. Наблюдается также устойчивая тенденция роста социального сиротства.
Среди детей с отклонениями в развитии, обучающихся в специальных школах-интернатах, 3 процента имеют II группу здоровья, 74 процента III группу здоровья, 23 процента - IV группу здоровья.
На качество проводимой психолого-педагогической реабилитации обучающихся влияет низкий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров. В Смоленской области только 19 педагогов имеют высшее дефектологическое образование, 24 процента от общего количества областных и муниципальных учреждений специального (коррекционного) образования не имеют психологов, 7,6 процента - логопедов.
Пока не удалось создать на территории Смоленской области систему раннего диагностирования детей с отклонениями в развитии в целях проведения их своевременной реабилитации. Основной причиной этого является сокращение количества детей, охваченных дошкольным образованием.
Областные и муниципальные учреждения специального (коррекционного) образования находятся на значительном расстоянии от места жительства обучающихся детей, поэтому более 60 процентов из них вынуждены проживать в интернатах.
Недостаточное финансирование данных учреждений не позволяет создать для обучающихся адаптивную среду, нет возможности приобретения необходимого оборудования, специальной мебели как индивидуального, так и группового пользования. Отдельные категории обучающихся (с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, глубокой степенью олигофрении) не получают развития, не охвачены специальным (коррекционным) образованием.
Выпускники областных и муниципальных учреждений специального (коррекционного) образования после получения профессионального образования часто остаются невостребованными на рынке труда.
Анализ подготовки кадров в сфере профессионального образования свидетельствует о том, что в Смоленской области существует достаточно развитая структура профессионального образования. Вместе с тем к настоящему времени не сложилась система учета потребности Смоленской области в специалистах с профессиональным образованием. Нерегулярное и недостаточное финансирование областных и муниципальных учреждений среднего и высшего профессионального образования создает угрозу их нормальному функционированию. Растет спрос на специалистов целого ряда рабочих профессий, который не могут в полной мере удовлетворить учреждения начального профессионального образования, действующие в Смоленской области.
Отсутствие учебников и учебных пособий нового поколения сказывается на учебном процессе, обучении новым специальностям, введении новых технологий и методов обучения.
Дополнительное образование детей - важнейшая составляющая системы образования. При снижении общего количества обучающихся в областных и муниципальных общеобразовательных учреждениях ежегодно растет численность обучающихся в областных и муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.
Анализ состояния материальной базы областных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей показывает, что, несмотря на частичное улучшение ее состояния, в целом она не соответствует современным требованиям (большинство таких учреждений находятся в неприспособленных помещениях, имеющих небольшие площади, многие из них неблагоустроены, оснащенность оборудованием, снаряжением и материалами не отвечает установленным требованиям).
В Смоленской области сформировались особые подходы к организации воспитательной работы, соответствующие сложившимся социально-культурным отношениям и народным традициям. Особое значение имеет воспитание детей и молодежи на примере исторических деятелей, красоте исторических памятников, эстетике промыслов и многом другом, что характерно для Смоленской области и составляет ее культурное наследие.
Наряду с позитивными тенденциями в развитии воспитания в Смоленской области выявился целый ряд проблем, связанных с развитием личности ребенка и педагогической деятельностью специалистов. Наблюдается рост диспропорции между уровнем образованности подрастающего поколения и уровнем его духовно-нравственной воспитанности, массовым характером воспитания и необходимостью осуществления индивидуального подхода к личности ребенка, ускоренным социальным развитием одной части молодежи и ростом инфантильности другой, современными требованиями общества к личности воспитателя и его реальной готовностью к профессиональному становлению.
Еще не сложилась целостная система комплексной психологической помощи в системе образования. На ее эффективность отрицательно влияет большая текучесть кадров психологов, недостаточное понимание администрациями областных и муниципальных образовательных учреждений и педагогическими работниками роли и места психолога и социального педагога в учебно-воспитательном процессе.
Департаментом образования и органами местного самоуправления реализуются задачи сохранения здоровья обучающихся. При этом сложной проблемой остается организация горячего питания обучающихся. Скудным остается рацион питания, ощущается дефицит мясных и молочных продуктов, нет возможности организовать диетическое питание, витаминизированные столы, хотя в этом нуждаются более 30 процентов обучающихся.
В критическом состоянии находится учебно-материальная база физкультурно-оздоровительного комплекса областных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Доля их оснащения спортивным оборудованием и инвентарем на 2003 год составила 30 процентов. Доля износа спортивного оборудования составляет 80 - 90 процентов.
Инновационные процессы в системе образования направлены на обеспечение ее перехода от унитарной к вариативной, предоставление возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Однако внедрению инноваций мешает слабая материально-техническая база областных и муниципальных образовательных учреждений, ограниченное информационное обеспечение, недостаточность средств для обеспечения полноценной работы по повышению квалификации, обмену опытом среди педагогов в Смоленской области.
Имеет место недостаточное финансирование областных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров. Деятельность методических служб осложняется низким уровнем их материально-технического оснащения. Вследствие этого сложившаяся система повышения квалификации педагогических работников в Смоленской области не в полной мере удовлетворяет возрастающие потребности общества.
Главной проблемой в развитии системы образования является кадровое обеспечение областных и муниципальных образовательных учреждений. По итогам комплектования на 2002-2003 учебный год областным и муниципальным образовательным учреждениям требовалось около 200 специалистов. На территории Смоленской области сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических кадров: 42 процента педагогов областных и муниципальных общеобразовательных учреждений имеет стаж работы по специальности более 20 лет, общая численность молодых педагогов со стажем до 5 лет в 2003 году уменьшилась на 4 процента, в этот же период количество педагогов-пенсионеров увеличилось на 29 процентов. Большую часть педагогических коллективов составляют женщины (87 процентов). Такое положение в кадровом обеспечении сложилось вследствие низкого уровня оплаты труда педагогов, их слабой социальной защищенности.
Таким образом, анализ состояния системы образования свидетельствует о необходимости ее качественного совершенствования с опорой на развитие материально-технической и информационно-методической базы областных и муниципальных образовательных учреждений.
Основной целью Программы является создание механизма устойчивого развития системы образования, обеспечивающего равные права граждан на получение качественного образования.
Целями развития системы образования в рамках реализации Программы являются:
а) в дошкольном образовании - обеспечение доступности образования для всех слоев населения Смоленской области с учетом потребностей и индивидуальных особенностей детей и повышение его качества;
б) в общем образовании - создание условий для повышения качества образования за счет внедрения на территории Смоленской области современных технологий обучения и обеспечения вариативности образования;
в) в специальном (коррекционном) образовании:
- обеспечение условий для формирования и развития на территории Смоленской области единого коррекционно-реабилитационного пространства для детей с отклонениями в развитии;
- обеспечение на территории Смоленской области подготовки и повышения уровня квалификации педагогических кадров специального (коррекционного) образования на основе изучения и внедрения достижений педагогической науки;
г) в профессиональном образовании:
- повышение качества профессиональной подготовки обучающихся, конкурентоспособности выпускников областных и муниципальных образовательных учреждений профессионального образования на рынке труда за счет обновления материально-технической базы этих учреждений, оснащения их средствами обучения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;