Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

РЕШЕНИЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

от 25.12.98 N 226


О Программе содействия занятости населения
Смоленской области на 1999-2000 годы


Рассмотрев представленную администрацией области Программу содействия занятости населения Смоленской области на 1999-2000 годы, решение постоянной комиссии по социальной политике, Смоленская областная Дума  

РЕШИЛА:

Утвердить Программу содействия занятости населения Смоленской области на 1999-2000 годы (прилагается).  

     Председатель областной Думы В.И.Анисимов


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к "Программе содействия занятости населения
Смоленской области на 1999-2000 годы"

Программа содействия занятости населения Смоленской области на 1999-2000 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Министерства труда и социального развития РФ. В ее основу положены анализ существующей ситуации на рынке труда, прогноз его состояния в 1999-2000 годах, план социально-экономического развития области до 2005 года, программы занятости, утвержденные органами местного самоуправления городов и районов. Указанный документ составлен с учетом происходящих в области демографических изменений, спроса и предложений на рабочую силу. Учтены также конструктивные предложения областных комитетов, управлений, ведомств, депутатов областной Думы, профсоюзов и общественных организаций.

Главная цель Программы - определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка. Достижение указанной цели предполагает координацию усилий органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений, организаций, предприятий по стабилизации рынка труда.

В Программе, кроме основных положений содействия занятости, которые рассмотрены в отраслевом разрезе, разработаны подпрограммы: содействие занятости населения в регионах с критической ситуацией на рынке труда; социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребности.

Для реализации основных разделов Программы разработаны Положения "О порядке квотирования рабочих мест" и "О льготном налогообложении предприятий, организаций, учреждений, сохраняющих и создающих дополнительные рабочие места для граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве в Смоленской области". Смоленской областной Думой 12 ноября 1997 года принят областной Закон "О внесении изменений и дополнений в областной Закон "Об ответственности работодателя за нарушение на территории Смоленской области законодательства Российской Федерации о занятости населения", в котором определены формы и виды юридической ответственности работодателя за нарушения, а также порядок удержания и использования финансовых штрафных средств.

Реализация Программы позволит: оказать услуги по вопросам трудоустройства 247,9 тыс. человек, сбалансировать спрос и предложение рабочей силы на рынке труда путем заполнения 69,6 тыс. вакансий, обеспечить трудоустройство на временные и общественные работы 16,3 тыс. человек, поддержать предпринимательскую инициативу 724 человек, создать и сохранить 7,4 тыс. рабочих мест, предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний 12,2 тыс. безработным гражданам, поддержать доходы 43,1 тысячи безработных. В результате проведения программных мероприятий предполагается не допустить роста уровня регистрируемой безработицы в городах и районах области свыше 5,2% экономически активного населения.

Для осуществления указанных мероприятий Программы потребуется 290,7 млн. рублей в т.ч.: средства республиканского бюджета - 0,7 млн. рублей, фонда занятости - 171,4 млн. рублей из них дотация из федеральной части фонда - 63,3 млн. рублей, предприятий - 85,2 млн. рублей, местного бюджета - 33,4 млн. рублей.  

     Руководитель департамента В.П.Мищенков

ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2000 ГОДЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Программы содействия занятости населения Смоленской области на 1999-2000 годы

Введение

I. Демографическая и социально-экономическая ситуация на рынке труда

II. Источники формирования рынка труда на 1999-2000 годы и основные направления его использования

III. Правовое обеспечение программы

IY. Политика на рынке труда ( Основные направления содействия занятости населения в 1999-2000 годах)

1. Содействие трудоустройству

2. Экономическая поддержка обеспечения занятости населения

3. Содействие развитию самозанятости и  предпринимательской инициативы

4. Содействие временному трудоустройству граждан,  организация общественных работ

5. Профессиональная ориентация и консультация безработных  граждан и незанятого населения

6. Профессиональное обучение безработных граждан  и незанятого населения

7. Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями:

        - поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью;

        - содействие занятости молодежи;

        - содействие занятости одиноких и многодетных родителей,  воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семей, в которых оба родителя признаны безработными;

        - содействие занятости лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

        - поддержка беженцев и вынужденных переселенцев,  внутриобластное переселение;

        - поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их  семей.

8. Содействие занятости населения в регионах с критической  ситуацией на рынке труда

Y. Материальная поддержка доходов безработных граждан и членов их семей

YI. Развитие, совершенствование работы и информационное  обеспечение службы занятости населения

YII. Финансовое обеспечение выполнения программы занятости  населения

          Заключение

          Приложения к Программе


П А С П О Р Т
Программы содействия занятости населения
Смоленской области на 1999 - 2000 годы

Наименование
Программы

Программа содействия занятости населения
Смоленской области на 1999-2000 годы

Основание для
разработки Программы

Статья 15 Закона Российской Федерации
"О занятости населения Российской Федерации",
Поручение первого заместителя главы
администрации Смоленской области от 31 июля
1998 года N 2/622

Основные разработчики
Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области при участии комитетов и управлений администрации Смоленской области, профсоюзов, общественных организаций

Цели и задачи
Программы, важнейшие
целевые показатели

Реализация государственной политики занятости
путем:
- повышения уровня занятости;
- переориентации экономически активного
населения на новые формы трудовых отношений;
- смягчения социальных последствий
высвобождения рабочей силы;
- повышения сбалансированности количества
предложений рабочей силы и числа рабочих мест;
- предупреждения массовой безработицы на
рынке труда;
- создания новых и повышения эффективности
существующих рабочих мест;
- развития кадрового потенциала путем
совершенствования системы обучения,
переобучения, переподготовки и повышения
квалификации кадров;
- роста мобильности трудовых ресурсов.

Сроки реализации
Программы
Объемы и источники
финансирования

В течение 1999-2000 годов
Финансовые затраты на реализацию Программы
в 1999-2000 годах составят 290,7 млн. рублей,
в том числе:
средства республиканского бюджета - 0,7 млн.
рублей, средства предприятий - 85,2 млн. рублей,
средства местного бюджета - 33,4 млн. рублей,
средства региональной части фонда
занятости - 108,1 млн. рублей, дотация из
федеральной части фонда занятости*) - 63,3 млн.
рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

Реализация Программы в течение
1999-2000 годов позволит:
- не допустить роста уровня регистрируемой
безработицы в городах и районах области свыше
5,2 процентов от численности экономически
активного населения;
- провести профориентационную работу
с 247,9 тыс. человек, в том числе в 1999 году
- с 127,4 тыс. человек;
- повысить сбалансированность спроса с
предложения рабочей силы на рынке труда путем заполнения 69,6 тыс. вакансий, в том числе в 1999 году - 35,3 тыс. вакансий;
- обеспечить временное трудоустройство более
16,3 тыс. человек, в том числе в 1999 году
- 8,2 тыс. человек;
- поддержать предпринимательскую инициативу
724 человек, в том числе в 1999 году
- 362 человек;
- предоставить возможность для получения
необходимых для последующего трудоустройства
профессиональных навыков и знаний более 12,2тыс. граждан, в том числе в 1999 году - 6,2 тыс.
человек;
- оказать материальную поддержку 43,1 тыс.
безработных граждан, в том числе в 1999 году
- 22,1 тысячам человек

Контроль за
выполнением
Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляют органы службы занятости совместно с заинтересованными органами законодательной и исполнительной власти области, профсоюзами


*) далее по тексту - региональный фонд занятости и федеральный фонд занятости. Финансовые затраты из средств фонда занятости могут быть уточнены в связи с принятием Федерального Закона "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1999-2000 годы".

ВВЕДЕНИЕ

Положение на рынке труда в 1998 году по-прежнему определялось общеэкономической ситуацией, а именно: сохранялся спад производства в отраслях экономики, который сопровождался снижением платежеспособности предприятий и вытекающими отсюда трудностями при решении социальных вопросов.

В этих условиях политика занятости в области была направлена на сдерживание роста безработицы, порождающей целый комплекс проблем (снижаются покупательская способность и уровень жизни значительной части населения, бюджеты теряют налогоплательщиков, а предприятия - квалифицированные кадры, увеличивается риск социальной напряженности).

Современный рынок труда формируется под влиянием множества экономических социальных факторов и сам воздействует на них. Задачу смягчения негативных последствий безработицы можно решить только при условии интеграции мер по обеспечению занятости населения в общую программу социально-экономического развития области.

Программа содействия занятости населения Смоленской области на 1999-2000 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми документами Министерства труда и социального развития РФ. В ее основу положены анализ существующей ситуации на рынке труда, прогноз его состояния в 1999-2000 годах, План социально-экономического развития области до 2005 года, программы занятости, утвержденные органами местного самоуправления городов и районов. Программа составлена с учетом происходящих в области демографических изменений, спроса и предложений на рабочую силу. Учтены конструктивные предложения областных комитетов, управлений, ведомств, депутатов областной Думы, профсоюзов, общественных организаций.

Приоритетными группами населения, на которые ориентирована Программа, являются безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, и прежде всего социально незащищенные граждане, а также граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда; трудоспособные граждане, имеющие работу, но рискующие ее потерять.

Программа предусматривает ряд экономических и организационных мер по реализации гарантий государства на право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности.

Главная стратегическая цель Программы - определение направлений действий, которые позволят смягчить социальные, психологические последствия безработицы, будут содействовать трудоустройству населения, расширению спроса на рабочую силу и обеспечению поддержки ее эффективного использования в соответствии с требованиями рынка. Достижение указанной цели предполагает координацию усилий органов власти всех уровней, профсоюзов, общественных объединений, организаций, предпринимателей по стабилизации и сокращению числа безработных, совершенствование и развитие службы занятости для обеспечения эффективного взаимодействия с работодателями и безработными.

Используемые в Программе понятия означают следующее:

- "трудовые ресурсы" - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;

- "занятые" - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;

- "незанятые" - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);

- "безработица" - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу. Выделяются следующие виды безработицы:

- сезонная, которая обусловлена сезонным характером деятельности организации;

- структурная, которая вызвана несоответствием структуры рабочих мест структуре рабочей силы;

- скрытая (завуалированная), которая характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года);

- "безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;

- "уровень общей безработицы" - отношение численности безработных к численности экономически активного населения ( в процентах);

- "уровень регистрируемой безработицы" - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);

- "экономически активное население (рабочая сила)" - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;

- "уровень экономической активности" - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).

I. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА

Демографическая ситуация в области в настоящее время характеризуется по-прежнему отрицательным естественным приростом населения (на 1000 человек приходится 7 родившихся и 18 умерших) и увеличением механического прироста. Сальдо миграции на протяжении последних лет остается положительным (в 1994 году - 17,4 тыс. человек, 1995 году -10,5 тыс. человек, в 1996 г. - 5,4 тыс. человек, в 1997 году - 2,8 тыс. человек). В 1999-2000 годах, по прогнозу, ожидается прибытие 2,6 тыс. человек.

Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения в настоящее время составляет 56 процентов (651,9 тыс. человек). В силу низкого жизненного уровня остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.

Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 443,3 тыс. человек (68,0 процентов от численности трудоспособного населения и 86,5 процента от численности экономически активного населения). Численность экономически активного населения составляет 512,6 тыс. человек.

Проводимые в области реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:

- снижением численности населения, занятого экономической деятельностью.

Наиболее существенным последствием кризисного проявления макроэкономических факторов (спада производства, низкой инвестиционной активности, бюджетных ограничений, инфляции, недостатков в институционных преобразованиях и т. п.) для рынка труда стало значительное по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу.

За последние 7 лет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 90,9 тыс. человек, на крупных и средних предприятиях на - 197,8 тыс. человек. Наибольшее сокращение численности занятых произошло в промышленности (на 80,3 тыс. человек), строительстве (на 39,7 тыс. человек), сельском хозяйстве (на 21,8 тыс. человек), транспорте и связи (на 14,9 тыс. человек);

- перераспределением работающих по формам собственности.

В настоящее время вне государственного сектора экономики занято 106,7 тыс. человек или 24 процента от всех занятых в экономике, в том числе непосредственно в частном секторе - 10,9 тыс. человек.

При снижении объемов занятости происходит перераспределение рабочей силы из сферы материального производства в непроизводственную. В 1997 году по сравнению с 1996 годом в отраслях материального производства численность сократилась на 10,7 процента, а в непроизводственной сфере увеличилась на 0,8 процента. Развиваются рыночная инфраструктура, банковская сфера и другие альтернативные направления занятости;

- превышением численности выбывающих с предприятий и организаций над численностью принятых.

В 1997 году общий прием на работу был меньше выбытия на 17,2 тыс. человек. Доля выбывающих по собственному желанию превышала на 57,2 процента долю выбывающих в связи с сокращением численности персонала. Текучесть кадров за 1997 год составила 15,4 процента, на 1999 и 2000 годы планируется соответственно 13 и 16,8 процента;

- ростом скрытой безработицы.

Ежемесячно в течение 1997-го и первой половины 1998 года 3,6 процента от среднесписочной численности работающих по инициативе администрации работали неполное рабочее время и 3,1 процента от среднесписочной численности работающих находились в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Снижение объемов производства, услуг не сопровождается адекватным сокращением численности работников. В результате для производств характерны значительные размеры излишней численности работников и низкий уровень производительности труда. На 1 июля текущего года общий уровень безработицы составлял 16,5 процента (в 1995 году - 9,5 процента, в 1996 -11,5 процента, в 1997 - 15,2 процента).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»