Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24.10.97 г. N 415

О мерах по созданию единого информационного пространства
Смоленской области

__________________________________

На основании Постановления Администрации Смоленской
 области от 28.07.2003 № 191 данный документ утратил силу
__________________________________

 

В целях создания на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей и в соответствии с Федеральным Законом "Об информации, информатизации и защите информации" N 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Программу информатизации Смоленской области на период до 2005 года согласно приложению 1.

2. Финансовому управлению (А. Ященко) предусмотреть выделение средств на выполнение мероприятий Программы в областном бюджете на 1998 г.

3. Управлению делами администрации области (Н.Рулев) выделить необходимые помещения для размещения комитета по информационным ресурсам и телекоммуникациям.

4. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

     А.Глушенков

Приложение N 1
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 24.10.97 г. N 415

ПРОГРАММА
информатизации Смоленской области
на период до 2005 г.

Основной целью информатизации является создание на территории области единого информационного пространства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования социальных, экономических и управляющих подсистем общества, а также реализации конституционных прав граждан на удовлетворение информационных потребностей.

Единое информационное пространство имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории области. В соответствии с группировкой этих субъектов следует рассматривать следующие компоненты информационного пространства как системы отношений:

подсистема информационно-справочного обслуживания граждан;

подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов;

подсистема информационно-справочного и аналитического обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления на территории области.

Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Для исключения параллелизма и дублирования работ, обеспечения совместимости этих подсистем, а также минимизации капитальных затрат при создании и эксплуатации, необходима централизация работ по этим компонентам в период создания одной из подсистем и совместное использование всеми подсистемами в процессе эксплуатации, на основе нормативно-правового регулирования прав, обязанностей и ответственности всех субъектов информационных отношений.

Наиболее рациональным вариантом на первом этапе формирования единого информационного пространства области является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области путем максимального использования возможностей, существующих информационно-вычислительных систем (ИВС) органов власти и управления (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных), путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений. Именно на развитие информационных систем органов государственной власти области и направлен первый этап Программы информатизации, приведенный в Приложении 1.

1. Краткая характеристика ситуации в сфере действия Программы.

В области, как и в целом по стране, несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне. Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема коллективного формирования и доступа к территориально-распределенным информационным ресурсам являющихся основой единого информационного пространства.

Отсутствует единая нормативно-правовая, нормативно-техническая, организационная и методологическая поддержка процессов формирования единого информационного пространства области, в том числе формирования и функционирования системы информационного обеспечения органов управления области, их информационного взаимодействия с федеральными и отраслевыми органами.

Информация не воспринимается как ценный государственный информационный ресурс и в результате отсутствия правовых и организационных норм, регламентирующих процессы ее создания и использования, часто становится предметом крупномасштабного присвоения и наживы частными фирмами, а не средством окупаемости затрат бюджетов всех уровней.

Отсутствует координация и согласование системы подготовки и повышения квалификации кадров территориального управления с процессами информатизации этих органов, практически отсутствует система профессиональной подготовки аналитиков по вопросам управления и использования информационных технологий в органах территориального управления.

Имеется значительная дифференциация в степени оснащенности и качестве используемых программно-технических средств органов управления территориального (субъектов Федерации и местного самоуправления) и ведомственного отраслевого уровней.

Вместо создания эффективной информационной технологии формирования и ведения единой системы территориальных первичных баз данных области и получения на их основе агрегированной и интегрированной информации для органов управления всех уровней, органы управления федерального уровня, министерства и ведомства пытаются независимо друг от друга, органов управления областью и местного самоуправления, создавать собственные информационные органы и системы для получения аналитической информации на основе своих специфических и несогласованных требований.

Существует преобладание доли собственных и заказных разработок над долей приобретения и внедрения готовых и типовых программных средств и проектных решений информационных систем.

Имеется наличие большого числа невзаимоувязанных прикладных программ и систем и, как следствие, низкий уровень их унификации и интеграции, недостаточное потребительское качество в результате отсутствия систем сертификации и управления качеством.

Наблюдается недостаточный уровень и степень централизации работ, обеспечивающих: унификацию и стандартизацию прикладных (функциональных) систем; развитие инфраструктуры информатизации (информационно-телекоммуникационных сетей, системы сервисного, консультационного и технического обслуживания пользователей и т.д.).

Состояние работ по интеграции существующих и формированию единых автоматизированных информационных ресурсов (системы баз данных), в том числе системы ведения территориальных кадастров и регистров является неудовлетворительным.

Почти полностью отсутствует на муниципальном уровне инфраструктура информатизации: информационно-телекоммуникационные сети, системы сервисного, консультационного и технического обслуживания пользователя.

Преобладает низкая степень понимания необходимости реализации функций государственной политики информатизации: координации деятельности органов управления всех уровней, расположенных на территории области, в сфере информатизации и информационного взаимодействия (централизованная составляющая информатизация); управления развитием отрасли информатизации в целом с целью реализации конституционных прав населения и субъектов хозяйственной деятельности (децентрализованная составляющая информатизации).

Наблюдается нехватка бюджетных ресурсов и низкий уровень привлечения внебюджетных инвестиций для финансового обеспечения информатизации.

Преобладает низкая результативность расходования средств и низкая эффективность управления государственной собственностью (имуществом) в сфере информатизации.

Отсутствует нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение регламентации доступа к информации и, как следствие, обеспечение защиты информации и информационной безопасности.

Отсутствует нормативно-правовая база и организационная инфраструктура, обеспечивающая информационное обслуживание населения и хозяйствующих субъектов, в т.ч. малого бизнеса.

2. Цель Программы

Целью Программы является построение интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области в соответствии с требованиями Устава и законов Смоленской области, законов Российской Федерации как основной системообразующей части единого информационного пространства области, а также создание инфраструктурных и других предпосылок для формирования других подсистем информационного пространства. Создание интегрированной системы информационного обеспечения органов управления области (Далее - СИСТЕМА) планируется путем организации информационного взаимодействия и интеграции существующих информационно-вычислительных систем органов управления области (федерального, областного и муниципального уровней) на основе совместного формирования и использования унифицированных (единых) областных инфраструктурных компонент (системы информационных ресурсов, информационно-коммуникационной системы и единого организационно-экономического механизма управления и ведения работ по информатизации).

Достижение этой цели требует скоординированного проведения работ по ряду направлений.

3. Задачи Программы

1) Формирование функционально полной системы.

Реализация работ этого направления позволит:

реализовать качественно новый, системный (согласованный, сбалансированный, комплексный) подход к организации информационного обеспечения территориального управления;

повысить оперативность работы и качество принимаемых решений за счет улучшения информационно-аналитического обеспечения и информационного взаимодействия;

оптимизировать и регламентировать затраты бюджетов всех уровней;

централизировать работы и консолидировать ресурсы по выработке единых (унифицированных) проектных решений и стандартов на программно-техническое, нормативно-правовое и организационно-технологическое обеспечение информационных систем (ИС) различного уровня;

повысить качество создаваемых ИС;

повысить обоснованность и контролируемость, а также снизить уровень бюджетных затрат при создании систем на основе унифицированных проектов и использования готовых (серийно выпускаемых) программно-технических средств;

ликвидировать затраты на информационную взаимоувязку ИС различных уровней (необходимые при нецентрализованной разработке).

2) Создание информационных ресурсов системы.

3) Создание системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия функциональных информационных систем и абонентов системы.

Реализация работ этих направлений позволит:

обеспечить органы  управления современными информационно-коммуникационными  средствами  информационного взаимодействия и многоаспектной  и   комплексной   информацией   для подготовки и принятия решений;

обеспечить минимизацию и повышение эффективности затрат бюджетов всех уровней на создание и эксплуатацию информационной и коммуникационной компонент функциональных блоков и подсистем СИСТЕМЫ;

обеспечить условия для дальнейшего развития и интеграции функциональной части СИСТЕМЫ;

создать условия для развития децентрализованной составляющей информатизации - рынка информационной продукции и услуг для населения и хозяйствующих субъектов, в том числе силами малого и среднего бизнеса в сфере информатизации (подсистемы обслуживания граждан и хозяйствующих субъектов).

4) Организация информационно-аналитического обеспечения высших органов государственной власти области

5) Обеспечение защиты информации и информационной безопасности

6) Нормативно-правовое, нормативно-техническое и кадровое обеспечение процессов информатизации.

7) Формирование организационно-экономического механизма проведения и управления работами по информатизации. Реализация этих направлений позволит:

проводить в области единую государственную политику информатизации;

реализовать ресурcно-финансовый механизм управления информатизацией в условиях перехода к рыночной экономике;

вовлечь информационные ресурсы (в т.ч. государственные) в эффективный хозяйственный оборот;

обеспечить консолидацию инвестиций бюджетов различных уровней и привлечь внебюджетные инвестиции к развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры области на современном уровне;

создать эффективную систему защиты информации и обеспечения информационной безопасности;

обеспечить контроль за качеством продукции и услуг в сфере информатизации;

достигнуть основной цели государственной поддержки информатизации при оптимизации затрат бюджетных средств, за счет использования при построении СИСТЕМЫ имеющихся заделов и концентрации на ключевых проектах финансовых ресурсов различных учреждений, организаций и предприятий области;

активизировать деятельность структур малого и среднего бизнеса в сфере информатизации;

создать на территории области условия для дальнейшего развития информатизации как саморазвивающегося рыночного процесса, имеющего экономические рычаги для его регулирования органами управление области.

В то же время, задачи Программы могут быть условно разбиты на две большие группы:

собственного производства, обработки и доставки информации, информационно-аналитической поддержки процессов принятия решений;

создания и сопровождения программно-технических средств обеспечения процессов первой группы.

Кроме того, достижение цели Программы невозможно без решения текущих подзадач, обеспечивающих нормальное функционирование уже существующих информационных систем и средств их обеспечения.

1) Текущие подзадачи:

ведение и сопровождение информационных систем и баз данных;

коммуникационное и сетевое обеспечение;

техническое обслуживание и ремонт.

2) Подзадачи развития:

1. Создание информационных систем и баз данных, автоматизированных рабочих мест. Развитие и модификация информационных систем.

2. Создание единой сети передачи данных в системе управления области (органы государственной власти и местного самоуправления)

3. Создание коммуникационной среды на территории области

4. Создание системы информационной безопасности.

5. Стандартизация и обеспечение лицензионной чистоты.

6. Правовое обеспечение реализации Программы.

7. Кадровое обеспечение Программы.

3) Сервисные подзадачи:

1. Приобретение и монтаж технических средств для реализации программы.

2. Приобретение нового системного и прикладного программного обеспечения для реализации программы.

3. Приобретение и эксплуатация каналов связи для реализации программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»