Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26.03.99 г. N 168

Об исполнении постановления главы администрации
Смоленской области от 05.02.99 г. N 68

(с изменениями на 27 февраля 2002 года)

__________________________________________

в редакции  Постановления Администрации
Смоленской области от 27.02.2002 № 44
__________________________________________

Во исполнение постановления главы администрации Смоленской области от 05.02.99 года N 68 "О реализации генерального соглашения о сотрудничестве между администрацией Смоленской области и открытым акционерным обществом "Российским страховым народным обществом "РОСНО"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Концепцию развития страхового рынка Смоленской области на 1999 - 2000 г.г. (приложение N 1).

2. Утвердить Программу развития и поддержки страхового рынка Смоленской области на 1999 - 2000 годы (приложение N 2).

3. Утвердить Положение о Координационном совете по вопросам страхования при главе администрации Смоленской области (приложение N 3).

4. Утвердить состав Координационного совета по вопросам страхования при главе администрации Смоленской области (приложение N 4).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Смоленской области Балбышкина Ю.А.


     А.Д.Прохоров

Приложение N 1
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 26.03.99 г. N 168

КОНЦЕПЦИЯ
развития страхового рынка Смоленской области
на 1999 - 2000 годы.

Страхование как система защиты имущественных интересов государства, организаций, предприятий и граждан является одним из основных элементов финансово-кредитного механизма и имеет важное значение для развития экономической и социальной сферы области.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

В Смоленской области страхуется менее 10 процентов потенциальных рисков, около 90 процентов собственности предприятий не обеспечено страховой защитой.

Отрицательно сказывается на развитии страхового рынка отсутствие мер стимулирования населения и предприятий к более широкому использованию возможностей страхования для защиты своих имущественных интересов.

В результате по-прежнему основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений ложится на бюджет.

Промышленный спад, проблема неплатежей в народном хозяйстве, критическое финансовое положение страховых компаний, инфляция, низкий уровень платежеспособности населения, неустойчивое законодательство, банкротство некоторых банков и финансовых организаций существенно подорвали доверие населения к финансовым институтам, таким образом, требуется развитие страхового рынка области как фактора стабилизации экономики и повышения доверия деловых кругов и населения к финансово-кредитному сектору.

В настоящее время на страховом рынке области функционируют около 50 страховых компаний, филиалов и отделений (включая Росгосстрах с его 30 филиалами). Однако, в деятельности многих страховых компаний выявились отрицательные стороны. Некоторые компании берутся за проведение всех видов страхования, не имея ни финансовой, ни профессиональной возможности обеспечить высокое качество и надежность услуг. В связи с этим доверие деловых кругов и населения к страховым компаниям заметно снижается. Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению, а также определение рейтинга надежности страховых компаний с тем, чтобы потенциальные страхователи могли ориентироваться на страховом рынке, избирая для страхования ту или иную компанию. Следует публиковать списки страховщиков, нарушивших те или иные правила и условия страховой деятельности.

Спад промышленного производства, старение производственных фондов делает проблематичным их модернизацию за счет собственных средств, предприятий и бюджета. В связи с этим важнейшим фактором инвестиций становятся в этих условиях свободные активы и резервы страховых компаний. Сегодня этот инвестиционный потенциал используется крайне не активно. Причина заключается прежде всего в недооценке роли и места страхового сектора со стороны государства при определении стратегических приоритетов формирования инвестиционных ресурсов. Для мобилизации возможных инвестиционных ресурсов нужна целенаправленная политика предоставления льгот и гарантий на долгосрочные инвестиции, поддержка и стимулирование долгосрочных видов страхования.

В условиях рыночной экономики, укрепления бюджетного федерализма в целом, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, контролируемости их расходования возникает необходимость повышения гарантий целевого использования и возвратности средств, направляемых Администрацией области на кредитование различных хозяйствующих субъектов области. Одним из эффективных способов достижения этой цели является развитие страховой защиты средств, выделяемых из бюджета Смоленской области.

Приток страховых компаний субъектов Российской Федерации на областной рынок страховых услуг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательному фактору деятельности указанных страховых компаний на территории области можно отнести тот факт, что в большинстве случаев, являясь представителями крупных страховых компаний, они ставят областные страховые компании в неравные условия и постепенно вытесняют их с рынка. Однако, учитывая их стабильное положение на рынке страховых услуг, устойчивое финансовое состояние, администрация области считает перспективным развитие сотрудничества с крупнейшими страховщиками России, при условии выполнения ряда требований, в частности:

1. Создание территориальных областных филиалов страховых компаний, являющихся плательщиками налогов в областной, местный бюджеты и другие обязательные платежи в соответствующие внебюджетные фонды.

2. Заключение администрацией области договоров о принципах сотрудничества, в которых должны быть оговорены:

- приоритетное размещение страховых резервов на территории области;

- участие в финансировании инвестиционных региональных программ;

-реализация и финансирование предупредительных мероприятий на территории Смоленской области.

Наиболее четко связь между государственным регулированием и обязательным страхованием просматривается в обязательствах заключения договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, нанимателей при строительстве зданий, экологических рисков, производителей и перевозчиков особо токсичных химических веществ, предприятий, эксплуатирующих опасные объекты, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и федеральными законами. Государство должно определять условия и виды обязательного страхования, исходя из общественных интересов.

При выборе страховой организации по проведению того или иного обязательного вида страхования прежде всего должны учитываться надежность, опыт и качество предлагаемых услуг. Для выявления лучших страховых компаний по конкретным (в том числе и обязательным) видам страхования, привлечения дополнительных средств в областные инвестиционные программы, усиления контроля за страховой деятельностью на территории области, а также пополнения Внебюджетного фонда администрации области вводится статус Уполномоченной компании области по страхованию.

Необходимо обратить особое внимание на низкий уровень страховой защиты многочисленных рисков, связанных с производством и эксплуатацией основных фондов. Постоянно существует опасность их гибели или частичного уничтожения от огня, воды, стихийных бедствий и других опасностей. Учитывая, что сегодня предприятия находятся в нестабильном финансовом положении, нанесенный ущерб может оказаться для многих из них невосполнимым. Бюджеты в силу их дефицитности нельзя рассматривать как системный источник покрытия ущербов. Кредит обойдется производителю гораздо дороже страхования. Эти обстоятельства и требуют развития страховой инфраструктуры, связанной с размещением страховых рисков среди нескольких страховых организаций, внесение предложений по разработке методологии и тарифов по нестандартным страховым рискам.

Решить комплекс поставленных проблем может введение четкого законодательства, сотрудничество органов местного самоуправления и страховых компаний области, участие страховых организаций области в областных и муниципальных комплексных программах, что должно привести к высвобождению дополнительных денежных средств, которые могут быть направлены на финансирование этих программ.

Главной целью развития страхового рынка является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Смоленской области, обеспечивающей:

- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиненных в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

- формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;

- максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо:

- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования за счет сотрудничества с крупными наиболее стабильными страховыми компаниями, способными адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка, развитие национального страхового дела в соответствии с современными требованиями и мировыми стандартами;

- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;

- определение на конкурсной основе страховых организаций, привлекаемых в установленном законом порядке к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

- осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг.

Приложение N 2
к постановлению
главы администрации
Смоленской области
от 26.03.99 г. N 168

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
СТРАХОВОГО РЫНКА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999-2000 г.г.

Программа разработана с целью реализации мероприятий Комплексной программы экономического и социального развития Смоленской области.

Принцип ее реализации - использование механизма страхования как нового эффективного средства управления экономикой.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

     Наименование          Программа развития и поддержки страхового
                           рынка в Смоленской области на 1999-2000гг.

     Цели Программы :      1. Формирование государственных приоритетов
                           в развитии  страхового  рынка  региона  как
                           одного   из   ведущих   секторов   рыночной
                           экономики;
                           2. Решение задач,  определенных Комплексной
                           программой  экономического  и   социального
                           развития   Смоленской  области  посредством
                           страхования.

     Задачи Программы:     - создание   финансово   -   кредитных    и
                           инвестиционных   механизмов   в   экономике
                           области  посредством   формирования   новых
                           источников  финансирования  государственных
                           социальных программ и затрат по  ликвидации
                           последствий стихийных бедствий, техногенных
                           катастроф, иных чрезвычайных ситуаций;

                           - создание системы дополнительного частного
                           страхового   обеспечения   населения  через
                           проведение   социально    значимых    видов
                           страхования:    долгосрочного   страхования
                           жизни,     страхования      автовладельцев,
                           гражданской        и       профессиональной
                           ответственности;

- обеспечение внебюджетного  финансирования
затрат   на   восстановление  уничтоженного
(поврежденного) государственного имущества;

                           - поддержание  деловой   и   инвестиционной
                           активности страховых организаций,  развитие
                           конкуренции на страховом рынке;

                           - использование  системы  страхования   для
                           укрепления     доверия     иностранных    и
                           отечественных    инвесторов,    привлечение
                           капиталовложений   инвесторов   и   средств
                           страховых компаний;

                           - получение   дополнительных    поступлений
                           средств  в  виде  налогов  от  деятельности
                           страховых компаний;

                           - использование  системы  страхования   для
                           обеспечения   функционирования  предприятий
                           сельского хозяйства  при  неурожае,  падеже
                           скота или эпидемиях;

                           - использование    каналов   и   информации
                           страховщиков  для  расширения  торговых   и
                           производственных     связей     предприятий
                           региона.

     Ожидаемые конечные    - обеспечение  потребностей   экономики   и
     результаты реализации населения   в   социально   значимых  видах
     Программы             страховых      услуг,       соответствующих
                           современному этапу социально-экономического
                           развития России;

                           - обеспечение  страхового   возмещения   от
                           различного     рода     ущерба    имуществу
                           юридических     лиц     различных      форм
                           собственности;

                           - накопление     долгосрочных    финансовых
                           ресурсов,  пополнение  бюджета   Смоленской
                           области;

                           - формирование  предпосылок  для  активного
                           инвестиционного   процесса   в   Смоленской
                           области;

                           - создание новых рабочих мест.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ

1. Проведение анализа состояния страхового рынка Смоленской области и возможностей для его развития в виде определения:

- общего экономического потенциала и отраслевой структуры хозяйственной деятельности области;

- приоритетов развития Смоленской области;

- состояния инфраструктуры;

- ведущих государственных предприятий;

- уровня развития частного предпринимательства;

- финансовых структур: банков, страховых компаний, эффективности их деятельности;

- участия региона в реализации отраслевых, государственных программ, инвестиционных проектов;

- криминогенности обстановки;

- уровня занятости населения;

- состояния торговли, экспорта и импорта продукции и пр.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»