АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 09.10.2007 № 828-р/адм

Об утверждении Программы развития государственной гражданской службы
Смоленской области (2008-2013 годы)

(с изменениями на 25 июня 2009 года)

______________________________________________________________________________________________________________
     Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
     Распоряжением Администрации Смоленской области от 25.06.2009 г. № 711-р/адм.
______________________________________________________________________________________________________________     

В соответствии со статьей 66 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Утвердить прилагаемую Программу развития государственной гражданской службы Смоленской области (2008-2013 годы) (далее также - Программа).

Губернатор
Смоленской области
                                                                                 В.Н. Маслов

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Смоленской области
от 09.10.2007 № 828-р/адм
(в редакции Распоряжения Администрации Смоленской
области от 25.06.2009 г. № 711-р/адм

 - см. предыдущую редакцию)

ПРОГРАММА
развития государственной гражданской службы
Смоленской области (2008-2013 годы)

1. Содержание проблемы, технико-экономическое обоснование
необходимости утверждения Программы и целесообразности ее
финансирования за счет средств областного бюджета

Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Смоленской области в условиях осуществления в России реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах исполнительной власти Смоленской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного управления, во многом зависит доверие населения к власти.

В настоящее время развитию государственной гражданской службы Российской Федерации и Смоленской области, в частности, присущи следующие проблемы:

- нехватка квалифицированных кадров при наличии вакансий;

- несоответствие уровня социального и правового положения государственного гражданского служащего уровню возлагаемой на него ответственности;

- недостаточная регламентация деятельности областных государственных органов;

- недостаточная ресурсная обеспеченность государственной гражданской службы Смоленской области;

- недостаточный для работы в современных условиях уровень профессиональной подготовки государственных гражданских служащих.

Все вышеуказанные проблемы тесно связаны между собой и не могут быть устранены по отдельности. Развитие государственной гражданской службы Смоленской области должно проводиться в рамках концепции сбалансированного развития, и оно не должно состоять из одномоментных кардинальных изменений существующей системы государственной гражданской службы. Поэтому последовательность и постепенность должны стать основными принципами современного развития государственной гражданской службы Смоленской области (далее также - гражданская служба). Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Программы задач требуют четкой межведомственной координации и управления.

В целях повышения эффективности работы государственных гражданских служащих Смоленской области (далее также - гражданские служащие) акцент должен ставиться на целенаправленную и системную профессиональную переподготовку, повышение квалификации, так как в системе гражданской службы существует проблема недостаточности связанных с гражданской службой узкоприкладных теоретических знаний, практических умений и навыков в рамках одной специализации. Вместе с тем с возрождением и ростом отечественного производства, сохранением регулирующей роли государства в развитии рыночной экономики растет потребность в гражданских служащих, имеющих специализированную профессиональную подготовку.

В настоящее время кадровый состав гражданских служащих характеризуется нижеперечисленными показателями.

Высшее образование имеют 88,5 процента гражданских служащих, неполное высшее, среднее профессиональное - 11,5 процента. 28 гражданских служащих имеют ученые степени кандидатов и докторов наук.

Среди лиц, имеющих высшее профессиональное образование:

31,3 процента - с образованием в сфере экономики и финансов;

19,4 процента - работники с техническим образованием;

15,2 процента - с педагогическим образованием;

14,5 процента - с юридическим образованием;

6,8 процента - с образованием в области государственного и муниципального управления;

4,1 процента - с сельскохозяйственным образованием;

8,7 процента - с образованием в других областях (медицина, культура, военное дело).

Из представленных данных видно, что в составе кадров органов исполнительной власти Смоленской области преобладают специалисты с техническим образованием и образованием в сфере экономики и финансов. Вместе с тем за период с 01.01.2001 по 01.07.2007 количество гражданских служащих, имеющих юридическое образование, увеличилось с 7,1 процента до 14,5 процента, количество служащих, имеющих образование в области государственного и муниципального управления, - с 0,9 процента до 6,8 процента. Однако количество гражданских служащих, имеющих данный профиль образования, остается крайне недостаточным.

72,6 процента служащих органов исполнительной власти Смоленской области составляют женщины, 27,4 процента - мужчины. Средний возраст гражданских служащих - 41 год. Возраст до 30 лет имеют 22 процента гражданских служащих, 30-39 лет - 21,9 процента, 40-49 лет - 27,9 процента, 50-59 лет - 27 процента, 60 лет и старше - 1,2 процента.

Средний стаж гражданской службы у гражданских служащих органов исполнительной власти Смоленской области составляет 11 лет. Следует отметить, что около половины работников (46,8 процента) имеют стаж гражданской службы свыше десяти лет. В то же время в общей массе работников лица со стажем работы до пяти лет составляют 30,3 процента, из них со стажем работы до одного года - 6 процентов.

Сравнительный анализ вышеуказанных показателей и соответствующих показателей по состоянию на 01.01.2001 позволяет сделать вывод о наличии следующих тенденций:

- омолаживание кадрового состава гражданских служащих. Если в 2001 году возраст до 30 лет имели 12,5 процента служащих, в настоящее время его имеют 22 процента, возраст старше 40 лет имели 67,7 процента, в настоящее время - 54 процента. Показатель среднего возраста гражданских служащих снизился с 42,7 до 41 года;

- вышеуказанная тенденция определяет и изменение состава гражданских служащих в зависимости от стажа гражданской службы. Если в 2001 году стаж гражданской службы менее 5 лет имели 20,5 процента гражданских служащих, в настоящее время такой стаж имеют 30,3 процента работников, стаж более 20 лет имели ранее 26 процентов гражданских служащих, а в настоящее время - 21,4 процента;

- сокращение количества мужчин, работающих в системе государственной гражданской службы. Если в 2001 году мужчины составляли 34,6 процента гражданских служащих, в настоящее время - 27,8 процента;

- текучесть высококвалифицированных кадров как следствие падения престижа гражданской службы. Так, в период с января по декабрь 2001 года из органов исполнительной власти Смоленской области уволились 55 гражданских служащих, а только за I полугодие 2007 года уволились 58 гражданских служащих, среди них 19 мужчин (6 процентов от общего количества мужчин - гражданских служащих), 39 женщин (4,7 процента от общего количества женщин - гражданских служащих). Средний возраст уволившихся составляет 35 лет.

Появление вышеуказанных тенденции является следствием того, что несмотря на высокий уровень денежного содержания гражданских служащих по сравнению с другими категориями бюджетников, все же он недостаточен для того, чтобы удержать в системе гражданской службы высококвалифицированных специалистов. Специалисты самого продуктивного возраста - 35 - 45 лет - в большинстве своем уходят из системы гражданской службы в бизнес.

Из-за отсутствия средств в областном бюджете в полной мере не могут быть реализованы гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для гражданских служащих (например, гарантия получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади), которые могли быть бы мощным стимулом для повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей и укреплении профессионального состава кадров.

В этой связи возникает вопрос возможно ли в условиях ограниченных финансовых возможностей обеспечить серьезные изменения в развитии и укреплении качественного кадрового потенциала органов власти.

Решение данной проблемы возможно через реализацию целого комплекса мер: правовых, организационных, управленческих, образовательных, финансово-экономических и других.

В рамках реализации Программы предусмотрены мероприятия по разработке и реализации соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих основные принципы работы с кадрами, направленные на стимулирование деятельности гражданских служащих на основе объективного учета их профессионализма, компетентности, заслуг, нравственных и морально-этических качеств, на обеспечение социальных гарантий и осуществление мер социальной защиты гражданских служащих, в том числе и после ухода на пенсию.

Также одними из важнейших причин низкой эффективности гражданской службы являются размытость функций органов исполнительной власти Смоленской области, их дублирование, недостаточно высокий профессиональный и культурный уровень гражданских служащих.

В этой связи развитие гражданской службы представляется одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Смоленской области.

С учетом изложенного становятся очевидными значимость и необходимость принятия Программы развития государственной гражданской службы Смоленской области (2008 - 2013 годы), важность реализации мероприятий по развитию гражданской службы.

Программа разработана в соответствии с:  

- частью 2 статьи 18 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»;

- частью 1 статьи 66 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации


При определении целей настоящей Программы необходимо акцентировать внимание на укреплении принципа профессионализма и компетентности гражданских служащих, расширении мотивационных стимулов гражданских служащих, а также на согласовании их с общими целями региональной политики.

Реализация Программы тесно связана с изучением, обобщением и внедрением передового опыта гражданской службы, отвечающего потребностям гражданского общества.

Основными целями Программы являются:

- создание правовых и экономических основ для совершенствования системы гражданской службы;

- совершенствование кадровой политики на гражданской службе, усиление  ее аналитического и профессионального содержания;

- повышение эффективности гражданской службы.

Для реализации поставленных целей  необходимо выполнение следующих задач:

- совершенствование законодательной базы по вопросам развития гражданской службы, приведение нормативных правовых актов в соответствие с  федеральным законодательством;

- создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования гражданской службы и исполнения гражданскими служащими своих обязанностей;

- внедрение эффективных методов планирования, финансирования и стимулирования деятельности гражданских служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;

- внедрение современных кадровых технологий на гражданской службе;

- создание гибкой системы формирования и обновления кадрового состава;

- формирование на конкурсной основе кадрового резерва для замещения вакантных должностей гражданской службы, получение объективной информации о деловых, профессиональных и личных качествах кандидатов;

- повышение профессионализма и компетентности гражданских служащих;

- создание условий для целенаправленной профессиональной подготовки и переподготовки гражданских служащих;

- разработка программ и учебно-методических материалов для курсов переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих;

- повышение внимания к решению вопросов служебной этики, профессиональной адаптации гражданских служащих;

- формирование профессиональной системы управления гражданской службой;

- обеспечение режима максимально возможной открытости гражданской службы.

Программа имеет долгосрочный характер и будет реализовываться в 2008 - 2013 годах.

3. Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств областного бюджета в размере 13 520,9 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2008 году - 2 945,1 тыс. рублей;

в 2009 году - 1 794,4 тыс. рублей;

в 2010 году - 1 973,8 тыс. рублей;

в 2011 году - 2 131,7 тыс. рублей;

в 2012 году - 2 280,9 тыс. рублей;

в 2013 году - 2 395 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета подлежит уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации
Программы, количественные и качественные показатели
эффективности ее реализации


Результатом реализации Программы должно стать кардинальное повышение эффективности гражданской службы в интересах развития гражданского общества и повышения благосостояния населения Смоленской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»