Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О долгосрочной областной целевой программе
"Энергосбережение в Смоленской области" на 2007-2010 годы

(с изменениями на 28 декабря 2007 года)
________________________________

в редакции Закона Смоленской
 области от 26.12.2007 г. № 160-з
________________________________

На основании Закона Смоленской области
от 30.10.2008 г. № 142-з документ утратил силу
________________________________

Принят Смоленской областной Думой
25 апреля 2007 года

Статья 1

Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Энергосбережение в Смоленской области" на 2007-2010 годы (далее также - Программа) (прилагается).

Статья 2

Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2007 по 2010 год.

Статья 3

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Смоленской области
                                                                        В.Н. Маслов

27 апреля 2007 года
№ 27-з


Приложение
к областному закону
"О долгосрочной областной целевой
программе "Энергосбережение
в Смоленской области"

на 2007-2010 годы"

Долгосрочная областная целевая программа
"Энергосбережение в Смоленской области" на 2007-2010 годы

Паспорт Программы

(в редакции Закона Смоленской
 области от 26.12.2007 г. № 160-з
- см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Энергосбережение в Смоленской области" на 2007-2010 годы

Правовые основания для разработки Программы

Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ "Об энергосбережении", Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р

Заказчик Программы

Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству

Разработчики Программы

Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству;
Региональная энергетическая комиссия Смоленской области;
Департамент экономического развития и торговли Смоленской области

Исполнители Программы

Департамент Смоленской области по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству;
Департамент Смоленской области по социальному развитию;
Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике;
Департамент Смоленской области по здравоохранению;
Департамент Смоленской области по культуре;
органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию);
юридические лица

Основные цель и задачи Программы

основная цель Программы - повышение эффективности использования в Смоленской области топливно-энергетических ресурсов.
Основные задачи Программы:
- сокращение в Смоленской области потерь энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении;
- устойчивое обеспечение населения Смоленской области коммунальными услугами, удовлетворение потребности экономики Смоленской области в энергоресурсах;
- внедрение в Смоленской области современных инновационных методов контроля и управления в области потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе;
- снижение в Смоленской области уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 1 386,56 млн. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 244,6 млн. рублей;
- привлекаемые средства - 1 135,46 млн. рублей

Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

- снижение в Смоленской области объема потребления топливно-энергетических ресурсов к 2011 году на 70 000 тонн условного топлива в год;
- снижение удельного объема потребления топливно-энергетических ресурсов до 30 процентов по сравнению с 2006 годом на объектах, находящихся в государственной собственности Смоленской области и муниципальной собственности, реконструируемых в рамках Программы;
- снижение энергоемкости валового регионального продукта в части потребления природного газа к 2011 году на 13,72 процента;
- повышение качества предоставляемых населению Смоленской области коммунальных услуг;
- повышение уровня жизни населения Смоленской области за счет снижения затрат на потребляемую энергию

1. Содержание проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и целесообразности ее финансирования за счет средств областного бюджета

Перспективы энергосбережения в Российской Федерации определены в Энергетической стратегии России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 № 1234-р, в которой высшим приоритетом государственной энергетической политики определена интенсификация процессов формирования энергоэффективной, социально ориентированной экономики.

Снижение энергоемкости производства и жилищно-коммунального комплекса является важнейшим стратегическим направлением и одним из ключевых принципов, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики страны, защищенность ее граждан, общества и государства в целом.

В Смоленской области состояние жилищно-коммунального комплекса характеризуется:

высоким уровнем износа основных фондов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2006 года физический износ котельных составляет 65 процентов (из 641 единицы котельных, находящихся в муниципальной собственности, в 376 срок эксплуатации котельного оборудования составляет 10 лет и более), тепловых сетей - 67 процентов (из 1 096,56 километра тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности, нуждаются в полной замене 430,58 километра), водопроводных сетей - 70 процентов, канализационных сетей - 60 процентов, электросетей - 60 процентов;

низким коэффициентом полезного действия значительной части котельного оборудования;

большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении (до 50 процентов);

высокими издержками при производстве тепловой энергии и отсутствием экономических стимулов их снижения. В 2005 году по себестоимости производства тепла Смоленская область находилась на 8-м месте в Центральном федеральном округе. Данный показатель в нашем регионе на 3,4 процента выше общероссийского, на 4,8 процента выше среднего по Центральному федеральному округу, на 30,1 процента выше, чем в Калужской области, на 43,4 процента выше, чем в Ярославской области, на 46,4 процента выше, чем в Липецкой области, на 7,4 процента превышает аналогичный показатель в городе Москве;

неудовлетворительным финансовым положением большинства муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. По состоянию на 14 июня 2006 года 33 муниципальных предприятия жилищно-коммунального хозяйства признаны банкротами.

В последнее десятилетие сохраняется динамика роста сверхнормативных потерь, которые не учитываются при формировании тарифов и относятся к убыткам предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Затраты на текущее содержание и ремонт оборудования, ликвидацию аварийных ситуаций на объектах малой энергетики и жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время соизмеримы с затратами на их полную реконструкцию.

Сохранение тенденции к росту тарифов на коммунальные услуги для населения, в том числе по причине неэффективного использования энергетических ресурсов, не только не гарантирует соответствующее их качество, но и приводит к появлению очагов социальной напряженности.

Кроме того, сдерживающим фактором развития экономики региона является наличие проблемы в обеспечении природным газом вновь вводимых в эксплуатацию объектов, поскольку плановые объемы поставок природного газа, определенные ОАО "Газпром" для Смоленской области, за последние три года не изменились (2 675,7 млн. кубометров( )в год), что ниже объемов реальной потребности в газе на 300 млн. кубометров.

В связи с ограниченной пропускной способностью газовых магистралей, риском, связанным с невыполнением экспортных обязательств по поставкам газа на внешний рынок, обеспечение в Смоленской области природным газом вновь вводимых в эксплуатацию газопотребляющих объектов возможно только в пределах утвержденных лимитов на потребление природного газа.

Эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса является основой социальной стабильности и развития экономики Смоленской области. В этой связи выходом из создавшегося положения становится решение проблемы энергосбережения.

2. Цель и задачи Программы, сроки реализации Программы


Основной целью Программы является повышение эффективности использования в Смоленской области топливно-энергетических ресурсов.

Основными задачами Программы являются:

сокращение в Смоленской области потерь энергетических ресурсов при их производстве, транспортировке и потреблении;

устойчивое обеспечение населения Смоленской области коммунальными услугами, удовлетворение потребности экономики Смоленской области в энергоресурсах;

внедрение в Смоленской области современных инновационных методов контроля и управления в области потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном комплексе;

снижение в Смоленской области уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры.

Сроки реализации Программы - 2007-2010 годы.

3. Ресурсное обеспечение Программы

(в редакции Закона Смоленской
 области от 26.12.2007 г. № 160-з
- см. предыдущую редакцию)


Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета и привлекаемых средств.

Общий объем финансирования Программы составляет 1386,89 млн. рублей, в том числе по годам:

в 2007 году - 252,89 млн. рублей;

в 2008 году - 347,4 млн. рублей;

в 2009 году - 381,6 млн. рублей;

в 2010 году - 405 млн. рублей;

из них средства областного бюджета - 251,43 млн. рублей, в том числе по годам:

в 2007 году - 51,63 млн. рублей;

в 2008 году - 60,2 млн. рублей;

в 2009 году - 69,7 млн. рублей;

в 2010 году - 69,9 млн. рублей.

Предполагается привлечь средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области и внебюджетные средства. Общий объем привлекаемых средств составит 1 135,46 млн. рублей.

При участии Смоленской области в федеральных целевых программах предполагается привлечение средств федерального бюджета. При этом общий объем привлекаемых средств, предусмотренный Программой, сохранится за счет уменьшения объема средств бюджетов муниципальных образований Смоленской области и объема внебюджетных средств.

Объемы финансирования мероприятий Программы из областного бюджета подлежат уточнению при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год.

4. Механизм реализации Программы


Заказчик Программы обеспечивает ее реализацию посредством применения оптимальных методов управления процессом реализации Программы исходя из ее содержания.

Отбор исполнителей мероприятий Программы, финансирование которых предусмотрено за счет средств областного бюджета, из числа юридических лиц (за исключением органов государственной власти, иных государственных органов, государственных предприятий и учреждений, органов местного самоуправления) осуществляется на конкурсной основе с последующим заключением областных государственных контрактов в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Если финансирование соответствующих мероприятий Программы осуществляется одновременно за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Смоленской области, средства областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований Смоленской области в форме субсидий. Отбор инвестиционных проектов муниципальных образований Смоленской области в сфере эффективного использования энергетических ресурсов, а также отбор муниципальных образований Смоленской области для проведения комплексных энергетических обследований в муниципальных образованиях в целях предоставления субсидий осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. Порядок предоставления указанных субсидий определяется нормативным правовым актом Администрации Смоленской области.

Результаты указанного отбора утверждаются правовым актом Администрации Смоленской области.

5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы,
включая количественные и качественные показатели эффективности ее реализации


Ожидаемыми социально-экономическими результатами реализации Программы являются следующие количественные и качественные показатели эффективности ее реализации:

снижение в Смоленской области объема потребления топливно-энергетических ресурсов к 2011 году на 70 000 тонн условного топлива в год;

снижение удельного объема потребления топливно-энергетических ресурсов до 30 процентов по сравнению с 2006 годом на объектах, находящихся в государственной собственности Смоленской области и муниципальной собственности, реконструируемых в рамках Программы;

снижение энергоемкости валового регионального продукта в части потребления природного газа к 2011 году на 13,72 процента;

повышение качества предоставляемых населению Смоленской области коммунальных услуг;

повышение уровня жизни населения Смоленской области за счет снижения затрат на потребляемую энергию.

Количественные и качественные показатели эффективности реализации Программы приведены в следующей таблице.

Качественные показатели эффективности реализации Программы

Количественные показатели эффективности реализации Программы

всего в 2007-2010 годах

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Снижение энергоемкости валового регионального продукта в части потребления природного газа (процентов по сравнению с предыдущим годом)

13,72

-

3,15

5

5

Экономия топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий (тысяч тонн условного топлива в год)

70

15

15

20

20

6. Организация управления реализацией Программы и контроль
за ходом ее выполнения

Управление процессом реализации Программы осуществляет заказчик Программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»