Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03.10.2008 № 532

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
в Смоленской области" на 2009-2011 годы

(с изменениями на 26 декабря 2011 года)

______________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Постановлением Администрации Смоленской области от 23.07.2009 г. № 428 (Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области № 8 (часть 1), 2009),
Постановлением Администрации Смоленской области от 19.10.2009 г. № 639,
Постановлением Администрации Смоленской области от 28.10.2009 г. № 664,
Постановлением Администрации Смоленской области от 02.12.2009 г. № 729,
Постановлением Администрации Смоленской области от 08.02.2010 № 54,
Постановлением Администрации Смоленской области от 04.06.2010 г. № 330,
Постановлением Администрации Смоленской области от 22.09.2010 г. № 568,
Постановлением Администрации Смоленской области от 30.11.2010 г. № 744,
Постановлением Администрации Смоленской области от 16.12.2010 г. № 787,

Постановлением  Администрации Смоленской области от 21.07.2011 N 424,
Постановлением Администрации Смоленской области от 12.09.2011 N 541,
Постановлением Администрации Смоленской области от 26.12.2011 N 859.           

______________________________________________________________________________________________

     

В целях обеспечения последовательного снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера и создания необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Смоленской области

Администрация Смоленской области п о с т а н о в л я е т:

Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Смоленской области" на 2009-2011 годы (далее также - Программа).


И.о. Губернатора
Смоленской области
А.И. Логутов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области от 03.10.2008 № 532
(в редакции Постановления Администрации Смоленской области
от 08.02.2010 № 54,
от 21.07.2011 N 424,
 от 26.12.2011 N 859.
 - см. предыдущую редакцию)

Долгосрочная областная целевая программа
"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера в Смоленской области" на 2009-2011 годы

Паспорт программы

(в редакции Постановления Администрации Смоленской
 области от 22.09.2010 г. № 568, от 30.11.2010 г. № 744,
 от 16.12.2010 г. № 787
 от 26.12.2011 N 859

 - см. предыдущую редакцию)

 Наименование Программы  

 долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Смоленской области" на 2009 - 2011 годы  

 Основание для разработки Программы  

 постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 № 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года"

 Заказчик Программы  

 Аппарат Администрации Смоленской области  

 Разработчик Программы  

 "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области" (далее - "Главное управление МЧС России по Смоленской области")  

 Цели и задачи Программы  

 цель Программы - последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций (далее также - ЧС), повышение безопасности населения и защищенности опасных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Смоленской области.
Основные задачи Программы:
- создание регионального сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее также - ОКСИОН), научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
- совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;
- совершенствование учебной и материальной базы учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Смоленской области (далее - УМЦ ГО ЧС Смоленской области);
- обеспечение готовности профессиональной аварийно-спасательной службы Смоленской области (далее - ПАСС Смоленской области) к реагированию на аварийные разливы нефти и нефтепродуктов;
- создание территориального страхового фонда документации (далее - ТСФД) ЧС на оптических дисках для оперативного использования при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ (далее - АСДНР) по ликвидации ЧС на территории Смоленской области;

- обеспечение резервными источниками снабжения электрической и тепловой энергией социально значимых объектов и объектов жизнеобеспечения в Смоленской области;

Целевые показатели Программы

- снижение по отношению к 2008 году уровня гибели людей;
- снижение по отношению к 2008 году уровня пострадавшего населения;

- снижение по отношению к 2008 году показания экономического ущерба;
- повышение по отношению к 2008 году уровня мониторинга и достоверности прогноза

 Сроки и этапы реализации Программы  

сроки реализации Программы - 2009-2011 годы. Программа реализуется в 2 этапа:
2009 год - 1-й этап;

2010-2011 годы - 2-й этап  

 Объемы и источники финансирования Программы  

 общий объем финансирования Программы составляет 29,965744 млн. рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета  

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом


В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач по обеспечению безопасности Смоленской области является повышение уровня защищенности населения и безопасности потенциально опасных объектов от этих угроз.

В настоящее время аварии и катастрофы природного и техногенного характера оказывают все более существенное влияние на жизнь и здоровье населения Смоленской области. Так, за последние 5 лет от ЧС и происшествий погибло 105 человек, пострадало 93 человека, при этом заявленный материальный ущерб составил более 360 млн. рублей.

На территории Смоленской области расположены 56 потенциально опасных объектов, из них более 40 представляют угрозу возникновения ЧС техногенного характера.

В 2007 году размер заявленного материального ущерба, нанесенного экономике Смоленской области в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, составил 3,6 процента от доходной части бюджета (83,508 млн. рублей), в то время как средний аналогичный показатель по Российской Федерации колеблется в пределах 3 процентов.

Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики Смоленской области для ее решения.

Для предотвращения ЧС и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов.

Только путем применения программных механизмов возможно повышение эффективности предупреждения ЧС и снижение материальных затрат на их ликвидацию.

При этом первоочередное внимание следует уделить следующим направлениям.

Создание регионального сегмента ОКСИОН на территории
Смоленской области

Создание регионального сегмента ОКСИОН на территории Смоленской области позволит повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности, сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в ЧС почти вдвое, обеспечить гарантированное информирование более 500 тысяч человек (население городов Смоленской области, в которых планируется создание технических устройств информирования населения в рамках создания системы) по вопросам гражданской обороны (далее - ГО) и защиты от опасностей, обусловленных ЧС и террористическими акциями, что в 3 раза больше того количества людей, которое может охватить существующая система оповещения с учетом тенденции ее развития. Затраты областного бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов уменьшатся в 3,4 раза, сроки доведения до населения необходимой информации сократятся в 1,6 раза.

В области ГО в особый период (при переводе ГО с мирного на военное положение) будет обеспечена непрерывность управления ГО, поступления информации и сигналов оповещения.

В правоохранительной сфере благодаря созданию регионального сегмента ОКСИОН на территории Смоленской области за счет повышения действенности мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей повысится результативность процессов обнаружения и идентификации социально опасных лиц и предполагаемых террористов, улучшится имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность населения.

В экономической сфере использование регионального сегмента ОКСИОН будет способствовать развитию науки, передовых наукоемких технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации на территории Смоленской области.

В целом в результате реализации Программы могут быть существенно снижены риски ЧС и пожаров, повысятся безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также от опасностей, обусловленных ведением боевых действий и террористическими актами.

Предположительный эффект от внедрения регионального сегмента ОКСИОН составит примерно 62 млн. рублей в год.

Затраты на установку опытного образца светодиодного экрана или иных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей окупятся за счет использования данных технических средств массовой информации в рекламных целях.

Совершенствование системы мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

В настоящее время территориальная система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представлена Территориальным центром мониторинга и прогнозирования ЧС, оснащен тремя компьютерами. Недостаточная оснащенность указанного центра не обеспечивает проведение высококачественных расчетов. Имеющиеся методики проведения мониторинга и прогнозирования трудоемки, отсутствует их автоматизированная версия. В настоящее время существует проблема оперативного получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, возможности проведения мониторинга возникших ЧС, а также накопления полученной информации в централизованной базе данных и последующей ее обработки.

Решение данной задачи Программы позволит:

- значительно повысить эффективность функционирования территориальной системы мониторинга и прогнозирования ЧС путем внедрения современных методов прогнозирования ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера;

- повысить качество и эффективность принятия управленческих решений органами исполнительной власти Смоленской области по предупреждению и ликвидации последствий ЧС;

- на 20-30 процентов уменьшить потери среди населения от ЧС, а в некоторых случаях полностью избежать их;

- снизить затраты из областного и местных бюджетов на предупреждение и ликвидацию ЧС.

В результате решения данной задачи Программы мониторинг опасных природно-техногенных процессов и прогнозирование ЧС будет охватывать до 74 процентов протекающих на территории Смоленской области опасных процессов с достоверностью не менее 84 процентов.

В рамках реализации Программы предполагается: приобретение и установка нового оборудования, сервисного программного обеспечения, разработка специализированного программного обеспечения, проведение мероприятий по защите оборудования и помещений от несанкционированного доступа к информации.

Для обеспечения функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС планируется расширение аппаратной базы и приобретение программного обеспечения. Аппаратная часть, включая сервер, необходима для обеспечения работы автономной локальной сети и поддержки баз данных. Для первичного введения, обработки и анализа информации планируется приобрести персональные компьютеры.

Для накопления, обработки и интерпретации статистической информации в текстовом и графическом видах запланировано приобретение сервисного программного обеспечения, включающего в себя систему управления базами данных и географическую информационную систему.

Для анализа данных, экспертизы и корректировки прогнозов запланировано приобретение специализированного программного обеспечения.

Это позволит своевременно и качественно получать информацию о состоянии окружающей среды (особенно по проблемным территориям), использовать современные методы ее обработки для подготовки более качественных прогнозов.

Основные программные мероприятия этого направления:

- техническое оснащение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;

- программное обеспечение системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и пожаров;

- внедрение и освоение автоматизированных систем обработки информации.

Совершенствование учебной и материальной базы УМЦ ГО ЧС Смоленской области

В связи с реализацией Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на территории Смоленской области образованы 26 городских и 297 сельских поселений, руководящий состав большинства из которых полностью не готов к действиям при ЧС. Обучение действиям при ЧС неработающего населения в Смоленской области практически не осуществляется.

Решение данной задачи Программы позволит значительно повысить качество обучения руководящего состава, населения, спасателей и специалистов Смоленской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также увеличить число обучаемых до 2 тысяч человек в год.

Решение данной задачи Программы позволит значительно повысить качество обучения населения в области ГО и ЧС за счет применения новых современных методов обучения, использования в учебном процессе современных технических средств обучения, новых приборов, оборудования, вооружения, внедрения современных обучающих технологий, уменьшения финансовых затрат по обучению слушателей за счет командировочных расходов, приблизить процесс обучения к конкретным условиям каждого района, увеличить число обучаемых в два раза. В результате реализации данного мероприятия будет создано 8 новых рабочих мест, а также сохранено 19 рабочих мест в УМЦ ГО ЧС Смоленской области. Социальный эффект составит 3 472,4 тыс. рублей.


Развитие и совершенствование материально-технической базы ПАСС Смоленской области
по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Правлением ОАО "АК "Транснефть" принято решение о строительстве на территории Смоленской области магистрального нефтепровода диаметром 1220 мм протяженностью 295 км, а также строительстве новой магистральной насосной станции без резервуарного парка. Пропускная способность нефтепровода составит 50 млн. тонн нефти в год на первом этапе строительства, 75 млн. тонн нефти в год - при полном развитии. Место расположения объекта - центральная часть Смоленской области. Трасса нефтепровода следует в направлении с юга на север по территории Ершичского, Шумячского, Рославльского, Починковского, Кардымовского и Духовщинского районов.

Основными пересечениями трассы на этом участке являются:

- переходы через реки Ломенка, Барановка, Ипуть, Колпити, Вязовка, Черная Рыдыга, Рыдыга, Остер, Стометь, Хмара, Россажа, Днепр, Малый Вопец, Большой Вопец, Хмость, Мошна, Вотря, Осотня;

- 89 пересечений автодорог;

- обходы населенных пунктов;

- пересечение железных дорог: Рославль - ст. Криволес, Рославль - Починок, узкоколейная Денисово - Гусаково, Смоленск - ст. Глинка, Смоленск - Ярцево, узкоколейная Озерный - Варепцово.

В результате эксплуатации данного нефтепровода наибольшую опасность представляют:

- для персонала и населения - аварии с возгоранием разлившейся нефти как на линейной части нефтепровода, так и на территории магистральной насосной станции или взрывом паров топливо-воздушной смеси;

- для окружающей среды - аварии с разливом нефти на линейной части нефтепродуктов и попаданием в водные объекты.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" и от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" необходима выработка комплекса мер, направленных не только на предупреждение разливов нефти и нефтепродуктов, но и на их ликвидацию при авариях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»