У К А З
ГУБЕРНАТОРА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21.04.2008 № 12

О Концепции демографического развития
Смоленской области на период до 2025 года


Во исполнение посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года, а также в целях улучшения демографической ситуации в Смоленской области и консолидации усилий органов исполнительной власти Смоленской области по планированию и осуществлению мероприятий в сфере управления демографическим процессом

п о с т а н о в л я ю:

         1. Утвердить прилагаемую Концепцию демографического развития Смоленской области на период до 2025 года (далее также - Концепция).

         2. Органам исполнительной власти Смоленской области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Смоленской области, руководствоваться положениями Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в своей деятельности по вопросам, касающимся демографического развития Смоленской области, руководствоваться положениями Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на заместителя Губернатора Смоленской области О.В. Окуневу.  


С.В. Антуфьев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Губернатора
Смоленской области
от 21.04.2008 № 12

Концепция
демографического развития Смоленской области
на период до 2025 года

1. Общие положения

Концепция демографического развития Смоленской области на период до 2025 года учитывает особенности демографического развития Смоленской области и основывается на Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, сохранение и укрепление здоровья населения, укрепление института семьи, регулирование внутренней и внешней миграции и улучшение на этой основе демографической ситуации в Смоленской области. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в сфере демографического развития Смоленской области, служит ориентиром для органов исполнительной власти Смоленской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественных объединений, организаций и способствует объединению их усилий для решения проблем в указанной сфере.

Концепция определяет цели, принципы, задачи и основные направления деятельности в сфере демографического развития Смоленской области на период до 2025 года. Реализация Концепции позволит улучшить демографическую ситуацию в Смоленской области, разработать механизм устойчивого демографического развития Смоленской области, реализовать приоритетные направления в указанной сфере и выработать научно обоснованную систему предотвращения демографических угроз устойчивому развитию Смоленской области.

2. Современная демографическая ситуация
в Смоленской области и тенденции ее развития

В Смоленской области, как и в целом в Российской Федерации, на протяжении последних лет наблюдается снижение численности населения за счет его естественной убыли и миграционного оттока. Переход к рыночным отношениям и экономические преобразования, сопровождавшиеся разрушением экономики, негативно повлияли на процессы воспроизводства населения.

В последние годы Смоленская область ежегодно теряла около 13 тысяч человек. С 1992 года сокращение численности населения происходит из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. Уровень смертности в 2,5 раза превышает уровень рождаемости.

Процесс демографического старения населения Смоленской области с каждым годом усиливается. Почти каждый четвертый житель Смоленщины находится в возрасте старше трудоспособного.

Кроме того, в результате высокой смертности населения неуклонно снижается ожидаемая продолжительность жизни. В 1990 году для населения Смоленской области в целом она составляла 69,25 года, при этом у мужчин она была 63,36 года, а у женщин - 74,89 года. В 2006 году средний показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 63,01 года (у мужчин - 56,31 года, у женщин - 70,59 года), что на 3,6 года меньше, чем в среднем по России. В Смоленской области мужчины живут меньше на 5 лет, а женщины - на 3 года, чем в Центральном федеральном округе в целом.

Вместе с тем в Смоленской области продолжает оставаться низким уровень рождаемости. Ежегодно рождается на 9 000 детей меньше, чем в середине 80-х годов XX века. Смоленская область по уровню рождаемости занимает 14-е место среди регионов Центрального федерального округа. Уровень рождаемости ниже только в Тамбовской, Рязанской, Воронежской и Тульской областях.

Суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году составил 1,155 на одну женщину фертильного возраста (в 1990 году - 1,79). В целом в Российской Федерации этот коэффициент составляет 1,3 на одну женщину фертильного возраста.

В связи с продолжающимся уменьшением доли детей в возрасте от 0 до 17 лет в общей численности населения Смоленской области с 20,2 процента в 2001 году до 16,9 процента в 2006 году низкий уровень рождаемости может сохраниться и в последующие годы.

На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья населения, высокое число прерываний беременности (абортов).

Одним из наиболее существенных проявлений демографического неблагополучия в Смоленской области является заметно прогрессирующий с 1990 года рост смертности населения. Общий показатель смертности почти в 1,37 раза выше, чем в среднем по России. Выше смертность только в Тульской и Тверской областях. Вместе с тем за последние три года в Смоленской области наметилась тенденция к снижению показателя общей смертности населения с 21,3 на 1 000 человек в 2004 году до 20,8 на 1 000 человек в 2006 году.

За последние 15 лет в Смоленской области значительно повысился уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. Этот показатель в 1990 году составлял 5,5 на 1 000 человек соответствующего пола и возраста, а в 2006 году - 10,5. В эти годы среди лиц, умерших в трудоспособном возрасте, мужчины составляли около 80 процентов. Рост смертности трудоспособного населения негативно сказывается не только на составе трудовых ресурсов, но и на соотношении трудоспособного населения к нетрудоспособному, на количестве заключаемых браков, а также влечет за собой экономический ущерб, повышение риска сиротства, нищеты, социальной ущербности детей и других членов семьи.

Обращают на себя внимание показатели перинатальной и младенческой смертности. Несмотря на то, что в 2006 году показатель младенческой смертности уменьшился и составил 10,3 на 1 000 родившихся живыми (в 2005 году - 14,7), а показатель перинатальной смертности снизился с 14,1 в 2000 году до 9,5 в 2006 году.

Уровень смертности населения обусловлен высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие). Вместе с тем уровень общей заболеваемости населения Смоленской области в период с 2004 по 2006 годы незначительно превышал уровень общей заболеваемости по Российской Федерации, что связано с улучшением диагностики заболеваний, проведением дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров населения в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье" (2005-2007 годы).

Реальные денежные доходы населения Смоленской области существенно ниже не только общероссийских показателей, но и показателей по Центральному федеральному округу.

По предварительным данным, в 2006 году 34,6 процента населения Смоленской области имели среднедушевой денежный доход в месяц свыше 7 000 рублей, 39 процентов населения - от 2 000 рублей до 5 000 рублей. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 19,7 процента. Кроме того, дифференциация населения Смоленской области по размеру среднедушевого денежного дохода весьма значительна: более 62 процентов населения имеют среднедушевой денежный доход ниже среднего показателя по Смоленской области, потребительские расходы наиболее обеспеченного населения Смоленской области в 6,9 раза превышают потребительские расходы наименее обеспеченного населения.

Анализ возрастно-половой структуры населения Смоленской области на начало 2006 года свидетельствует о том, что она претерпела заметные изменения по сравнению с 1990 годом, особенно в возрастных группах старше 50 лет. Уменьшение населения в возрасте от 60 до 65 лет, вызванное "эхом" Великой Отечественной войны, явилось результатом уменьшения количества живущих сегодня 40-45-летних людей и количества 5-10-летних детей. Это привело к демографическому кризису.

Увеличение численности граждан среднего возраста свидетельствует о невозможности радикального снижения смертности среди граждан старшего возраста, особенно среди мужчин старше 65 лет и женщин старше 70 лет, следовательно, сокращение населения Смоленской области за счет смертности - процесс необратимый и фактически неизбежный, негативные тенденции которого заметно изменятся лишь через 15 лет, когда пенсионного возраста достигнет группа людей, рожденных в конце 50-х годов, при условии соответствующего развития медицинского обслуживания населения.

Спад рождаемости в группе "внуков войны" (1991-1996 годы) придется на период 2016-2021 годов, и тогда рождаемость достигнет абсолютного минимума за всю историю Смоленской области.

Небольшой размер ежемесячного пособия на ребенка, низкая заработная плата, безработица, отсутствие мест в дошкольных учреждениях, неудовлетворительные жилищные условия формируют отрицательное отношение населения к созданию семьи и рождению детей. Требует совершенствования система государственных гарантий матери и ребенку, необходимо усилить меры социальной и материальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также многодетных семей. Необходимо обратить внимание на профилактику социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, а также разработать финансовые механизмы для реализации основных направлений семейной политики. Поддержка молодых семей в решении жилищных проблем позволит улучшить условия жизни наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации.

Очевидно, что демографическую ситуацию в Смоленской области невозможно улучшить без привлечения трудовых мигрантов, способных компенсировать естественную убыль населения Смоленской области.

Тенденции демографического развития Смоленской области свидетельствуют о вероятности сокращения к 2026 году трудовых ресурсов. Наиболее острая (без учета возможного миграционного притока) демографическая ситуация в Смоленской области будет наблюдаться в период с 2016 по 2025 годы, когда резко возрастет число пенсионеров и заметно сократится число детей, а численность и квалификация работников, вовлекаемых в производственный процесс, не позволят развивать наиболее эффективные отрасли экономики.

В то же время некоторые демографические показатели свидетельствуют о возможности появления положительных тенденций в демографическом развитии Смоленской области при условии реализации мер, направленных на поддержку семей с детьми, укрепление здоровья населения, оптимизацию миграционных потоков.

3. Цели, задачи, принципы демографического развития
Смоленской области на период до 2025 года

     

Целями демографического развития Смоленской области на период до 2025 года являются:

- стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 991-993 тыс. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 1 014 тыс. человек;

- повышение качества жизни населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Достижение целей демографического развития Смоленской области зависит от успешного поэтапного решения таких задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию демографической ситуации, обеспечение устойчивого поступательного развития социальных институтов, закрепление полученных положительных результатов во всех сферах жизни общества, как:

- снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам;

- интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения);

- создание рынка доступного жилья;

- создание гибкого рынка труда;

- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.

В основу демографического развития Смоленской области положены следующие принципы:

- комплексность решения демографических задач, охватывающая все направления демографического развития (смертность, рождаемость, миграция) в их взаимосвязи;

- концентрация на приоритетах: решение наиболее проблемных вопросов по каждому направлению демографического развития посредством применения эффективных механизмов их решения;

- своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

- учет особенностей демографического развития Смоленской области и дифференцированный подход к разработке и реализации областных целевых программ в сфере демографического развития;

- взаимодействие органов государственной власти Смоленской области с институтами гражданского общества;

- координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти Смоленской области.

4. Основные направления демографического развития
Смоленской области на период до 2025 года

4.1. Меры по улучшению здоровья граждан и снижению смертности
населения в Смоленской области

4.1.1. Совершенствование правового регулирования в сфере здравоохранения, включая:

- разработку и утверждение концепции развития здравоохранения Смоленской области;

- установление мер социальной поддержки в виде оказания медико-социальной помощи и лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области;

- установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже федеральных стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4.1.2. Охрана здоровья детей и молодежи, включая:

1) снижение младенческой смертности посредством дополнительного обучения персонала родильных домов методам выхаживания недоношенных детей и детей, родившихся с тяжелыми патологиями, и проведения реанимационных мероприятий, совершенствования методов лечения детей младенческого возраста, проведения обследования новорожденных на предмет выявления наследственных заболеваний, обеспечения родильных домов современными медицинскими техническими средствами;

2) совершенствование системы педиатрической службы, в том числе в общеобразовательных и дошкольных учреждениях;

3) разработку и реализацию мер по профилактике детского травматизма;

4) расширение возрастных категорий детей, обеспечиваемых бесплатными лекарствами.

4.1.3. Укрепление здоровья населения Смоленской области и совершенствование системы оказания медицинской помощи, включая:

1) пропаганду здорового образа жизни, повышение у населения мотивации к занятиям физической культурой и спортом, пропаганду здорового питания;

2) совершенствование системы охраны труда посредством:

- обеспечения охраны здоровья работников, занятых на вредных производствах и на производствах с тяжелыми условиями труда;

- обеспечения реабилитации и социальной адаптации граждан, пострадавших в результате производственных травм и аварий на производстве;

3) совершенствование системы оказания медицинской помощи, обеспечивающей доступность услуг здравоохранения, и совершенствование системы информирования и обучения врачей первичного звена новым методам профилактики и укрепления здоровья.

4.1.4. Снижение уровня смертности от заболеваний и травм, включая:

1) проведение мероприятий по снижению уровня смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, обуславливающих наиболее существенный рост смертности;

2) профилактику заболеваемости ВИЧ-инфекцией;

3) принятие дополнительных мер по снижению уровня смертности от инфекционных и социально значимых заболеваний путем совершенствования системы иммунопрофилактики и проведения иных профилактических мероприятий, включая санитарно-просветительскую работу среди населения Смоленской области;

4) обеспечение снижения уровня смертности от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий, посредством:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»