Недействующий

          

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 29 декабря 2004 года N 10


О Концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека и
гражданина в Смоленской области на 2005-2007 годы


Руководствуясь пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Устава Смоленской области, в целях консолидации усилий органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2005-2007 годы (далее - Концепция).

2. Органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области:

2.1. При разработке целевых программ социальной направленности и планировании практических мероприятий по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области руководствоваться положениями Концепции.

2.2. Учитывая социальную значимость Концепции, привлечь к ее реализации общественные организации, осуществляющие свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной реабилитации людей, охраны здоровья, материнства и детства.

3. Информационно-аналитическому управлению Аппарата Администрации Смоленской области (И.В. Морозов) обеспечить освещение основных положений Концепции в средствах массовой информации.      

     

 В.Н. Маслов


      УТВЕРЖДЕНА
      Указом Главы
     Администрации
      Смоленской области
      от 29.12.2004 N 10  



КОНЦЕПЦИЯ
обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина
в Смоленской области на 2005-2007 годы


Ранее принятая Концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Смоленской области на 2001-2003 годы, дополненная мероприятиями Администрации Смоленской области, обеспечила внимание органов государственной власти к проблемным для региона вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

В Смоленской области разработано и действует 35 областных целевых программ, большинство из которых имеет социальную направленность.

В последнее время наметились позитивные сдвиги в решении проблем, связанных с положением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. До уровня прожиточного минимума повышается размер ежемесячного опекунского пособия. Возрастает внимание к вопросу о внутрироссийском усыновлении детей-сирот. Развернута работа центра реабилитации детей-инвалидов.

Осуществляется более взвешенный подход к обеспечению прав ветеранов и инвалидов. Принимаются меры по расширению сети домов-интернатов для престарелых одиноких граждан, открытию в каждом муниципальном образовании Смоленской области центров социального обслуживания пожилых граждан. Решается проблема организации социального обслуживания лиц без определенного места жительства и рода занятий, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

В целях устранения пробелов в правовом воспитании граждан создаются центры правовой информации. В общеобразовательных учреждениях Смоленской области вводится дисциплина права.

В целях закрепления указанных выше позитивных изменений, дальнейшего развития и реализации органами государственной власти начал социальной справедливости требуется повышенное внимание прежде всего к слабо защищенным категориям граждан, не имеющих в силу объективных причин возможности к полнообъемной реализации своих прав. К таким гражданам относятся дети, инвалиды, пожилые граждане - ветераны.

Внимание органов государственной власти к проблемным для региона вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина не исключает, а предполагает решение иных конституционных задач, связанных с повсеместным глубоким внедрением основанных на праве взаимоотношений с гражданами, с правовыми действиями органов власти, с содействием в развитии институтов гражданского общества.

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость оценки ситуации применительно к настоящему времени и с учетом этого выработки новых концептуальных подходов к решению проблемных вопросов обеспечения прав и свобод личности.

Настоящая Концепция разработана Уполномоченным по правам человека в Смоленской области с учетом предложений общественных организаций, поддержана Советом Соборного комитета Смоленского Народного Собора.

Общая ситуация с соблюдением прав и свобод

человека и гражданина в Смоленской области

В 2003 году количество обоснованных обращений граждан, связанных с нарушением их конституционных прав, снизилось до уровня 16,1 процента. Однако устойчивости этой тенденции не наблюдается, что свидетельствует о сохраняющихся причинах, порождающих подобные нарушения. Основная и наиболее распространенная из них - субъективная, выраженная в формальном, то есть неглубоком, бесконтрольном, нередко и недостаточно профессиональном отношении должностных лиц к своим обязанностям, главнейшая из которых - соблюдение и защита конституционных прав и свобод. При этом не исключается и влияние факторов объективного порядка, в целом определяющих возможность реального обеспечения законных интересов граждан. В их числе - низкий уровень оплаты труда и социального обеспечения, посткризисное состояние региональной экономики и, как следствие, недостаточный, не соответствующий требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации уровень жизни граждан. До 25 процентов жителей Смоленской области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Эта причина в сочетании с неэффективной, объективно слабой бесплатной медицинской помощью негативно сказывается на уровне защищенности прав граждан на жизнь. Смертность в Смоленской области превышает средние статистические показатели по Российской Федерации.

В Смоленской области инициативно возрос уровень профилактики безнадзорности, беспризорности детей. Активнее стали использоваться формы помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи. Увеличилось число специализированных бюджетных учреждений, в которые направляются дети на определенный период либо постоянно. В то же время в практике деятельности соответствующих органов и учреждений не получили дальнейшего развития комплексные реабилитационные мероприятия, направленные на оздоровление социально неблагополучных семей, из которых поступают дети, и особенно на ранней стадии выявления таких семей. В связи с этим количество ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, не сокращается. Использование административных мер воздействия на недобросовестных родителей без профессиональной реабилитационной работы с ними ожидаемых результатов не приносит. С учетом этого возрастает доля длительного бюджетного участия в воспитании и содержании детей из социально неблагополучных семей. При этом отмечается существенное ограничение права семьи на активную, полноценную государственную защиту, предусмотренную частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации.

Во многом причиной нарушения конституционных прав граждан является низкий уровень правовых знаний населения. Из-за правовой неосведомленности граждан подавляющее число нарушений носит скрытый, или латентный, характер. Этот фактор в комплексе с иными негативными явлениями, разъедающими наше общество, служит основой распространенного правового нигилизма населения, недоверия граждан к органам государственной власти. Организация скоординированного, системного правового просвещения населения необходима не только в целях предупреждения нарушений прав граждан, но и в целях создания условий для построения декларируемого правового государства.

В Смоленской области недостаточно используется потенциал различных общественных организаций в деле предупреждения нарушений прав человека, а также соблюдения и восстановления прав граждан. Фактическая численность некоммерческих общественных организаций как сектора гражданского общества не велика, активность их незначительна, законодательная база для их конструктивного сотрудничества с органами государственной власти длительное время находится в стадии пассивной разработки.

Обеспечению конституционных прав граждан, защите законных интересов наиболее уязвимых категорий населения, решению иных вопросов, в том числе и в сфере обеспечения достойных условий жизни на различных этапах формирования и существования личности, во многом способствовала бы разработка концепции социальной политики, базирующейся на перспективных программах экономического развития Смоленской области.     

Просвещение и образование
в сфере прав и свобод человека и гражданина


Практикой подтверждается отсутствие у граждан достаточного уровня знаний правовых механизмов и способов защиты принадлежащих им прав и свобод, что в конечном счете находит выход в бытующих сегодня явлениях правового нигилизма. Налаженная система правового просвещения населения в регионе отсутствует. Положение усугубляется имеющими место случаями несвоевременного информирования граждан об изменениях, вносимых в нормативные правовые акты Смоленской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина.

Правовое обучение учащихся ведется не во всех общеобразовательных учреждениях Смоленской области. Существует недостаток профессиональных кадров преподавателей правовых предметов. Не нашли широкого применения разнообразные способы и методы овладения учащимися правовыми знаниями.

Основная проблема в надлежащем понимании и освоении прав и свобод человека и гражданина, в осознании их неразрывной связи с исполнением конституционных обязанностей заключается в слабой координации усилий органов и учреждений, осуществляющих работу в данном направлении.

Целью просвещения и образования является формирование у граждан и поддержание на должном уровне знаний прав и свобод, отвечающих требованиям статьи 2 Конституции Российской Федерации, заявившей о приоритете прав человека для общества и государства.

В достижении этой цели важнейшими являются следующие задачи:

- создание в Смоленской области системы правового просвещения граждан;

- своевременное и полное информирование граждан об изменениях, вносимых в нормативные правовые акты Смоленской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина; привлечение специалистов, должностных лиц к разъяснению, комментированию их правового содержания;

- заблаговременное информирование граждан о разработке новых нормативных правовых актов Смоленской области, об изменениях в законодательстве, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, с привлечением их к участию в законотворческой деятельности;

- внедрение обязательного правового обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях с применением разноплановых способов осознанного освоения материала;

- подготовка и привлечение к правовому образованию специалистов в области права с внедрением методики практического применения полученных знаний.

Введение системного правового просвещения и образования является базой существования и развития правового государства, формирования гражданского общества, основой осознания взаимной ответственности и необходимости конструктивного сотрудничества граждан и органов власти.    

Роль и значимость органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц
в соблюдении прав и свобод человека и гражданина


Решения и действия органов власти являются определяющими в установлении конституционных отношений с гражданами, отношений, основанных на праве и социальной справедливости. Приоритет прав и свобод человека и гражданина политически и законодательно признан главным принципом государственной гражданской и муниципальной службы, деятельности органов власти всех уровней. Профессионализм и компетентность чиновников невозможны без углубленных знаний требований Конституции Российской Федерации и законодательства в сфере их полномочий.

Достижение поставленной цели связано с:

- системной профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации лиц, занимающих должности государственной гражданской либо муниципальной службы;

- своевременностью и открытостью информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;

- вниманием к любым формам проявления коррупции в органах государственной власти, оперативным реагированием на указанные факты при их установлении;

- поддержанием соответствия высоких требований, предъявляемых к лицам, занимающим должности государственной гражданской и муниципальной службы, уровню их заработной платы;

- постоянным контролем за качеством исполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей.

Нормализация общественных отношений, их введение в русло приоритетных конституционных требований невозможно без повышения эффективности и культуры управления. Это предполагает постоянную работу по воспитанию соответствующих кадров и предупреждению текучести кадров, что в конечном счете обеспечит реализацию главной установки государства и общества.     

Повышение роли общественности
в защите прав и свобод человека и гражданина


Одной из гарантий полной и своевременной реализации прав и свобод человека и гражданина является участие в этих процессах правозащитных и общественных организаций. Деятельностью этой важнейшей части гражданского общества достигается понимание и осознание гражданами своих прав. Методами воздействия таких организаций обеспечивается дополнительная защита и продвижение прав и свобод человека и гражданина, предупреждается их нарушение. Следует учитывать, что создать правовое государство и реализовать провозглашенные в Конституции Российской Федерации ценности невозможно без необходимой активности неправительственных (некоммерческих) организаций, призванных осуществлять функции общественного контроля за властью.

Необходимой и разноплановой активности названных организаций можно способствовать путем решения следующих задач:

- разработка и принятие нормативного правового акта, регламентирующего формы взаимодействия неправительственных (некоммерческих) организаций с органами власти, в том числе в сфере социальных инициатив;

- неукоснительное соблюдение принципа гласности организации и деятельности органов власти, не противоречащего требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, государственной и иной охраняемой законом тайне;

- оказание необходимого содействия в проведении общественного контроля за социальными учреждениями при участии представителей их администраций;

- содействие образовательному направлению, в том числе профессиональных групп, проводимому общественными организациями.

Стремление к решению указанных задач предполагает организацию на муниципальном уровне правозащитных центров.

Функционированием общественных организаций обеспечиваются профилактика нарушений прав и свобод человека и гражданина, их восстановление.     

Группы населения,
нуждающиеся в неотложной защите своих прав


Дети. Демографическая ситуация в Смоленской области за последние десятилетия остается устойчиво негативной. Убыль населения нарастает. В 2001 году на 1 тысячу жителей она составила минусовую величину - 12,5, в 2002 году - 12,9, за I полугодие 2004 года - 13,4 при тенденции снижения этих показателей в целом по Российской Федерации. По уровню рождаемости регион занимает одно из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Число родившихся за последние годы в Смоленской области детей ниже уровня простого воспроизводства населения. Количество детей неуклонно сокращается. Эти процессы социального неблагополучия усугубляются ростом числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их выявление, как правило, не сопровождается комплексной углубленной профилактикой, социальной реабилитацией неблагополучной семьи. Достаточно часто практикуется помещение таких детей в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество указанных учреждений и затраты на их содержание из года в год увеличиваются.

Новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не получили широкого распространения в Смоленской области.

При наличии разветвленной сети органов и учреждений, призванных заниматься этим и реабилитационным направлениями, эффективной государственной защиты семей с детьми, и особенно неблагополучных, предусмотренной частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, не проводится. Тем самым изначально нарушается неотъемлемое право ребенка на биологическую семью как естественную и основную среду его содержания и воспитания.

Фиксируемые процессы могут впоследствии отрицательно сказаться на социальной стабильности, состоянии нравственного, интеллектуального, производственного потенциала региона, что, безусловно, не может не отразиться на культурной самобытности и, не исключено, самостоятельности Смоленской области.

Важнейшими задачами в поэтапном решении демографических проблем в Смоленской области и обеспечении прав семьи и детей являются:

- включение вопросов демографического развития региона и связанных с ним процессов в число приоритетных, определяющих соответствующую безопасность Смоленской области;

- разработка долгосрочной областной целевой социальной программы, основанной на перспективных планах экономического развития Смоленской области;

- приведение деятельности учреждений и органов власти, занимающихся неблагополучными семьями, имеющими детей, в строгое соответствие с возложенными на них обязанностями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»