РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН
О долгосрочной областной целевой программе
"Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы
(с изменениями на 28 декабря 2006 года)
____________________
в редакции Закона Смоленской
области от 25.12.2006 г. № 149-з
____________________
Принят Смоленской областной Думой
19 декабря 2003 года
Глава Администрации
Смоленской области
В.Н.Маслов
22 декабря 2003 года
N 113-з
Долгосрочная областная целевая программа
"Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы
Наименование Программы | Долгосрочная областная целевая программа |
Правовое основание для | Постановление Правительства Российской |
Заказчики Программы | Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, |
Координатор Программы | Департамент Смоленской области по труду и |
Разработчики Программы | Департамент Смоленской области по труду и |
Основные задачи | - обеспечение условий для рождения здоровых |
Сроки реализации | 2004-2006 год |
Исполнители Программы | Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике; Департамент Смоленской области по здравоохранению; Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре; Департамент Смоленской области по культуре; Аппарат Администрации Смоленской областиГлавное управление по физической культуре и спорту Смоленской области; Управление федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области (далее - Управление ФГСЗН по Смоленской области) (по согласованию); областное государственное учреждение здравоохранения «Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер» (далее - ОГУЗ СОВФД); государственное учреждение культуры «Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова» (далее - ГУК «Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова»); государственное учреждение культуры «Смоленская областная специальная библиотека для слепых» (далее - ГУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых»); государственное учреждение культуры «Смоленский областной центр народного творчества» (далее - ГУК «Смоленский областной центр народного творчества»); областное государственное учреждение «Смоленский региональный центр обработки информации» (далее - ОГУ «Смоленский региональный центр обработки информации»); органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию) |
Объем и источники | общий объем финансирования Программы составит 207,807млн. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 172,737 млн. рублей; привлекаемые средства: средства федерального бюджета - 32,9 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 2,17 млн. рублей |
Ожидаемые конечные | - улучшение положения детей в Смоленской |
учреждений для несовершеннолетних, | |
Органы, осуществляющие | Контроль за ходом реализации Программы |
В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Смоленской области сформирована адекватная современному этапу развития законодательная база, найдены новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных программ по улучшению положения детей, сохраняется много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на областном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В последние годы остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня, с ухудшением экономической ситуации в Смоленской области, нерациональным и недостаточным питанием населения.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Смоленской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка программы выявления одаренных детей, которая будет способствовать в дальнейшем раскрытию их уникальных способностей.
Социальные и экономические проблемы российского общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Ежегодно в Смоленской области выявляется более 1 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 1/3 из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает.
Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенньгх катастроф, стихийных бедствий, детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или проживающих с одним из родителей.
Реализация подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и областной комплексной программы "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате удельный вес преступлений среди несовершеннолетних снизился в 2002 году по сравнению с предыдущим годом на 7,9 процента.
В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2004-2006 годах.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует решению данной проблемы.
Следует отметить, что увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
В последние годы продолжалась работа по обеспечению жизнедеятельности интернатных учреждений, по обновлению содержания обучения и воспитания, по повышению эффективности внутришкольного управления, улучшению социальной адаптации воспитанников и бесконфликтной их интеграции в самостоятельную жизнь, в общество.
Не всем учреждениям удается создать комфортные условия жизни детей, приближенные к домашним, организовать обучение и воспитание на основе личностно-ориентированного подхода.
Недостаточное финансирование приводит к критическому состоянию материально-технической базы, ухудшению питания, снабжения одеждой, медикаментами, предметами личной гигиены. В связи с недостаточным финансированием в целом не улучшаются условия трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации и социально-бытовой адаптации воспитанников с аномалиями в развитии. Не решены вопросы организации начального профессионального обучения этой категории детей, их трудоустройства.
В Смоленской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 13 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 1878 детей с умственными и физическими недостатками (из них 780 -дети-сироты), 280 детей воспитываются в Ново-Никольском детском доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 170 детей находятся в 2-х домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".
Целями Программы являются: улучшение здоровья детей; профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, включенных в Программу.
Целями подпрограммы "Дети-инвалиды" являются: формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии; создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграция их с обществом;
обеспечение детей-инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;
укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
Целями подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" являются: защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности;
- развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Целями подпрограммы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" являются: создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей; совершенствование кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения учреждений органов социальной защиты.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- налаживание системы социального патронирования и оказания адресной социальной помощи семьям и детям, нуждающимся в особой защите государства;
- организация мероприятий, направленных на укрепление института семьи, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации;
- организация повышения квалификации специалистов по делам семьи, материнства и детства органов социальной защиты населения, работников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Целью подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" является полноценное обеспечение круглогодичного отдыха и оздоровления детей и подростков.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- сохранение положительной динамики по обеспечению круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
- развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;
- использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении;
- совершенствование механизма межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с общественными организациями по вопросам организации отдыха и оздоровления детей.
Целями подпрограммы "Одаренные дети" являются: создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей; обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;
- развитие центров работы с одаренными детьми;
- ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми.
Целями подпрограммы "Дети-сироты" являются: предупреждение социального сиротства; социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
- создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронаж, усыновление);