РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

О долгосрочной областной целевой программе
"Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы

(с изменениями на 28 декабря 2006 года)

____________________

в редакции Закона Смоленской
 области от 25.12.2006 г. № 149-з
____________________

   Принят Смоленской областной Думой
     19 декабря 2003 года

Статья 1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы (далее по тексту - Программа) (прилагается).

Статья 2. Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на ее реализацию в областном законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год в период с 2004 по 2006 год.

Статья 3. Настоящий областной закон вступает в силу с 1 января 2004 года.

 Глава Администрации
     Смоленской области
     В.Н.Маслов

22 декабря 2003 года
N 113-з

     Приложение
      к областному закону
     от 22 декабря 2003 года N 113-з  



Долгосрочная областная целевая программа
"Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы     

Паспорт Программы

Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа
"Дети Смоленщины" на 2004-2006 годы

Правовое основание для
разработки Программы

Постановление Правительства Российской
Федерации от 03.10.2002 N 732 "О федеральной
целевой программе "Дети России"
на 2003-2006
годы";
распоряжение Администрации Смоленской
области от 30.07.2003 N 364-р/адм "О разработке
проектов долгосрочных областных целевых
программ";
распоряжение Администрации Смоленской
области от 15.08.2003 N 406-р/адм "О разработке
проектов долгосрочных и краткосрочных
областных целевых программ"

Заказчики Программы

Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике,
Департамент Смоленской области по
здравоохранению

Координатор Программы

Департамент Смоленской области по труду и
социальному развитию

Разработчики Программы

Департамент Смоленской области по труду и
Социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию и молодежной политике,
Департамент Смоленской области по
здравоохранению

Основные задачи
Программы

- обеспечение условий для рождения здоровых
детей;
- профилактика детской заболеваемости и
инвалидности;
- формирование эффективной комплексной
системы социальной защиты и интеграции с
обществом детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации;
- совершенствование системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- создание условий, способствующих
воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в приемных семьях (опека,
патронат, усыновление);
- государственная поддержка семей, принявших
на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей;
- обеспечение детей-инвалидов современными
индивидуальными техническими средствами
реабилитации и средствами, облегчающими им
самообслуживание;
- создание условий, направленных на сохранение и
стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях

Сроки реализации
Программы

2004-2006 год

Исполнители Программы

Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике; Департамент Смоленской области по здравоохранению; Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре; Департамент Смоленской области по культуре; Аппарат Администрации Смоленской областиГлавное управление по физической культуре и спорту Смоленской области; Управление федеральной государственной службы занятости населения по Смоленской области (далее - Управление ФГСЗН по Смоленской области) (по согласованию); областное государственное учреждение здравоохранения «Смоленский областной врачебно-физкультурный диспансер» (далее - ОГУЗ СОВФД); государственное учреждение культуры «Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова» (далее - ГУК «Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова»); государственное учреждение культуры «Смоленская областная специальная библиотека для слепых» (далее - ГУК «Смоленская областная специальная библиотека для слепых»); государственное учреждение культуры «Смоленский областной центр народного творчества» (далее - ГУК «Смоленский областной центр народного творчества»); областное государственное учреждение «Смоленский региональный центр обработки информации» (далее - ОГУ «Смоленский региональный центр обработки информации»); органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)

Объем и источники
финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составит

 207,807млн. рублей,

в том числе:

средства областного бюджета - 172,737 млн. рублей;

привлекаемые средства:

средства федерального бюджета - 32,9 млн. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований Смоленской области - 2,17 млн. рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

- улучшение положения детей в Смоленской
области, в том числе одаренных детей, детей-
инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- снижение показателей материнской смертности;
- развитие системы выявления и поддержки
одаренных детей, оснащение и материально-
техническая поддержка специализированных
учреждений по работе с одаренными детьми;
- стабилизация семьи как социального института;
- снижение численности безнадзорных детей,
сокращение числа правонарушений
несовершеннолетних;
- расширение сети специализированных

учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации;
- предупреждение социального сиротства,
создание условий для детей-сирот в
семьях различного типа

Органы, осуществляющие
контроль за ходом
реализации Программы

Контроль за ходом реализации Программы
Осуществляют Смоленская областная Дума,
Администрация Смоленской области, иные
государственные органы в соответствии с их
компетенцией, определенной федеральным и
областным законодательством



1. Содержание имеющейся проблемы, технико-экономическое обоснование необходимости утверждения Программы и ее финансирования за счет средств областного бюджета


В условиях экономических и социально-культурных трансформаций в Смоленской области сформирована адекватная современному этапу развития законодательная база, найдены новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных программ по улучшению положения детей, сохраняется много проблем в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на областном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В последние годы остается высоким показатель общей заболеваемости детей, который связан со снижением жизненного уровня, с ухудшением экономической ситуации в Смоленской области, нерациональным и недостаточным питанием населения.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Смоленской области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития.

Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы усилия не только родителей и педагогов, но и всего общества. Необходима разработка программы выявления одаренных детей, которая будет способствовать в дальнейшем раскрытию их уникальных способностей.

Социальные и экономические проблемы российского общества на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Ежегодно в Смоленской области выявляется более 1 тыс. уголовных деяний несовершеннолетних, причем 1/3 из них совершается детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель не учится и не работает.

Кроме того, имеются проблемы, решение которых назрело давно, среди них - насилие в семье, проблемы детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенньгх катастроф, стихийных бедствий, детей, освободившихся из воспитательных колоний, мест лишения свободы или  проживающих с одним из родителей.

Реализация подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и областной комплексной программы "Дети Смоленщины" на 2001-2003 годы позволила частично снизить остроту проблемы детской безнадзорности и социального сиротства. Создана сеть специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию. В результате удельный вес преступлений среди несовершеннолетних снизился в 2002 году по сравнению с предыдущим годом на 7,9 процента.

В то же время следует отметить слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной и трудовой реабилитации подростков.

Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.

Принимая во внимание необходимость комплексного решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни которой кроются прежде всего в семье, следует продолжить работу в данном направлении в 2004-2006 годах.

Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Отсутствие полноценной государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не способствует решению данной проблемы.

Следует отметить, что увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.

В последние годы продолжалась работа по обеспечению жизнедеятельности интернатных учреждений, по обновлению содержания обучения и воспитания, по повышению эффективности внутришкольного управления, улучшению социальной адаптации воспитанников и бесконфликтной их интеграции в самостоятельную жизнь, в общество.

Не всем учреждениям удается создать комфортные условия жизни детей, приближенные к домашним, организовать обучение и воспитание на основе личностно-ориентированного подхода.

Недостаточное финансирование приводит к критическому состоянию материально-технической базы, ухудшению питания, снабжения одеждой, медикаментами, предметами личной гигиены. В связи с недостаточным финансированием в целом не улучшаются условия трудового обучения и воспитания, профессиональной ориентации и социально-бытовой адаптации воспитанников с аномалиями в развитии. Не решены вопросы организации начального профессионального обучения этой категории детей, их трудоустройства.

В Смоленской области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. В 13 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 1878 детей с умственными и физическими недостатками (из них 780 -дети-сироты), 280 детей воспитываются в Ново-Никольском детском доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них - сироты) и 170 детей находятся в 2-х домах ребенка системы здравоохранения. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Решающее значение в становлении и развитии новой системы профилактической и реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".


2. Цели и задачи Программы, сроки ее реализации


Целями Программы являются: улучшение здоровья детей; профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов; формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, включенных в Программу.

Целями подпрограммы "Дети-инвалиды" являются: формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии; создание условий для их полноценной жизни, интеграции с обществом.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- создание системы профессионально-трудовой и социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграция их с обществом;

обеспечение детей-инвалидов индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание;

укрепление материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов, детских домов-интернатов для проведения комплексной медицинской, педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.

Целями подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" являются: защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей;

совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности и безнадзорности;

- развитие инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Целями подпрограммы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" являются: создание условий для эффективного развития системы социального обслуживания семьи и детей; совершенствование кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения учреждений органов социальной защиты.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- налаживание системы социального патронирования и оказания адресной социальной помощи семьям и детям, нуждающимся в особой защите государства;

- организация мероприятий, направленных на укрепление института семьи, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации;

- организация повышения квалификации специалистов по делам семьи, материнства и детства органов социальной защиты населения, работников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Целью подпрограммы "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" является полноценное обеспечение круглогодичного отдыха и оздоровления детей и подростков.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- сохранение положительной динамики по обеспечению круглогодичного отдыха и оздоровления детей;

- развитие малозатратных форм отдыха и оздоровления детей;

- использование возможностей учреждений социального обслуживания населения для сочетания оздоровительной работы с социальной реабилитацией детей, нуждающихся в особой социальной поддержке, в том числе детей, находящихся в социально опасном положении;

- совершенствование механизма межведомственного взаимодействия, а также сотрудничества с общественными организациями по вопросам организации отдыха и оздоровления детей.

Целями подпрограммы "Одаренные дети" являются: создание на государственном уровне системы выявления, развития и поддержки одаренных детей; обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями;

- развитие центров работы с одаренными детьми;     

- ресурсное обеспечение учреждений образования, работающих с одаренными детьми.

Целями подпрограммы "Дети-сироты" являются: предупреждение социального сиротства; социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.

Данная подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях (опека, патронаж, усыновление);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»