ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2003 года N 179

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

В соответствии с распоряжением Губернатора области от 11 января 2002 года N 48-р, в целях охраны здоровья настоящего и будущего населения Вологодской области и принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительство области постановляет:

1. Утвердить Региональный план действий по гигиене окружающей среды на 2003 - 2007 годы (прилагается).

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

2. Департаментам строительства, энергетики и ЖКХ (В.В. Рябишин), межрегиональных и внешних связей, туризма, торговли и услуг (Н.Л. Виноградов) Правительства области, сельского хозяйства (В.В. Воропаев), образования (И.А. Макарцева), природных ресурсов и охраны окружающей среды (В.М. Кумзеров), здравоохранения (А.А. Колинько), продовольственных ресурсов (Т.П. Бритвина) области; Главному управлению архитектуры и градостроительства области (Л.Н. Рагутский), Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Вологодской области (В.Б. Демидов), Территориальному управлению по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (И.А. Кузнецова) обеспечить реализацию Регионального плана действий по гигиене окружающей среды.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

3. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и принять в первом полугодии 2003 года местные планы действий по гигиене окружающей среды (МПДГОС), предусмотрев в них комплекс мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на:

- обеспечение населения доброкачественной питьевой водой;

- предупреждение неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения;

- охрану материнства и детства, улучшение условий питания, воспитания и обучения детей;

- обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов;

- обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

- снижение шумового загрязнения в селитебных зонах областного центра и городов области;

- вакцинопрофилактику инфекционных болезней, в том числе по эпидемическим показаниям;

- профилактику зооантропонозных болезней;

- организацию санитарных пропускников, осуществление комплекса дезинфекционных мероприятий.

В целях реализации настоящего постановления в срок до 1 апреля 2003 года провести корректировку территориальных комплексных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

4. Руководителю Территориального управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области И.А. Кузнецовой:

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

4.1. Обеспечить координацию работ по реализации Регионального плана действий по гигиене окружающей среды.

4.2. Ежегодно докладывать Губернатору области о реализации первоочередных мероприятий Регионального плана действий по гигиене окружающей среды.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора области И.А. Позднякова.


По поручению Губернатора области
первый заместитель Губернатора области
Н.В.КОСТЫГОВ






Утвержден
Постановлением
Правительства области
от 11 марта 2003 года N 179

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ГИГИЕНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА 2003 - 2007 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

Раздел I. ОБОСНОВАНИЕ


Основной целью Регионального плана действий по гигиене окружающей среды является охрана здоровья населения области, которое на пороге XXI века достигло беспрецедентного состояния по размерам смертности, средней продолжительности жизни и уровню заболеваемости.

По данным областного комитета статистики, за последние 10 лет численность населения области уменьшилась на 46 тысяч человек, в том числе в 2001 году - на 10315 человек, и по сравнению со среднероссийскими показателями сокращение численности населения на территории Вологодской области идет более значительными темпами. Одной из серьезных проблем современного демографического процесса является высокий уровень смертности в области. Ежегодно по разным причинам умирает более 20 тысяч населения, что превышает количество родившихся в 2 раза. Наиболее распространенными причинами смерти являются заболевания системы кровообращения (56.6%), несчастные случаи, отравления, травмы (12%) и новообразования (13%). В 2001 году на территории области при численности населения 1 млн. 301 тысяча человек зарегистрировано более 1 млн. 741 тысячи случаев различных заболеваний, в том числе около 1 млн. 74 тысяч случаев с диагнозом, установленным впервые в жизни. За последние 5 лет уровень заболеваемости среди всего населения увеличился на 11% и составил 1074411 случаев на 100 тысяч населения. Наиболее интенсивно растет заболеваемость среди детского населения (129% к уровню 1997 года) и составляет 192689 случаев на 100 тысяч населения, среди подростков - 121400 (рост 125%) и среди взрослых - 52606 случаев на 100 тысяч населения с практически стабильными уровнями на протяжении последних лет.

Действующие на территории Вологодской области системы мониторинга за здоровьем населения и качеством окружающей среды имеют ряд объективно существующих недостатков, которые не позволяют использовать имеющиеся данные для установления причин возникновения приоритетной заболеваемости: новообразований, врожденных пороков развития, болезней эндокринной и мочеполовой систем.

В области отмечается тенденция ухудшения качества питьевой воды, атмосферного воздуха и воздуха закрытых помещений. Отсутствие обеззараживания и неэффективная работа очистных сооружений канализации приводит к микробиологическому загрязнению водоемов в черте населенных пунктов и в местах рекреации населения, уровень которого превышает гигиенические нормативы. Удельный вес неудовлетворительных проб воды водоемов в 2001 году составил по химическим показателям 48.6%, по микробиологическим показателям - 30.6% и остается высоким на протяжении последних пяти лет в таких районах, как Вожегодский, Никольский, Бабушкинский, Тарногский, Тотемский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Сокольский, Харовский, Сямженский.

Данные лабораторного контроля качества воды из подземных источников за 1997 - 2001 годы свидетельствуют об ухудшении качества воды по микробиологическим показателям с 5.7% до 9.7%. Серьезной проблемой остается высокое содержание в воде из подземных водоисточников токсических веществ: бария, бора, фтора, железа, а также превышение ПДК по жесткости и сульфатам, которые из-за отсутствия сооружения по очистке воды поступают населению с питьевой водой. Превышение ПДК по бору в 2001 году зарегистрировано на территории Великоустюгского района (2.7 ПДК), г. Вологды (1.4 ПДК), г. Сокола (2.9 ПДК), Никольского (3.7 ПДК) и Кичм.-Городецкого (2.5 ПДК) районов.

В ряде территорий кроме бора в питьевой воде в концентрациях, превышающих санитарно-гигиенические нормы, определяется высокотоксичный барий (г. Вологда (5.7 ПДК), Вологодский (3 ПДК), Шекснинский (4 ПДК), Кирилловский (25 ПДК) районы).

Повышенный уровень загрязнения питьевой воды хлорорганическими соединениями регистрировался в 2001 году в Грязовецком, Усть-Кубинском, Шекснинском районах и г. Вологде. Хлорорганические соединения образуются в питьевой воде в результате хлорирования природных высокоцветных вод, характерных для водоемов Вологодской области.

Несмотря на общую тенденцию уменьшения количества выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, уровень загрязнения атмосферного воздуха городов остается по-прежнему высоким. Удельный вес неудовлетворительных проб атмосферного воздуха на автомагистралях в г. Череповце увеличился до 14.7% (в 2001 г.) с 9.9% (в 1998 г.), в г. Великом Устюге - с 1.3% (1997 г.) до 1.5% (2000 г.).

Повсеместно почва и вода открытых водоемов подвергаются аэротехногенному загрязнению. Так, в 2001 году 22.8% проб почвы не отвечали гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям; 29.2% - по санитарно-химическим показателям, из них 41.3% - по содержанию тяжелых металлов.

Наиболее загрязнена почва по санитарно-химическим показателям в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, а также на площадках в детских дошкольных учреждениях. Высокий уровень загрязнения почв по микробиологическим показателям, содержанию яиц гельминтов регистрируется на территории детских учреждений и детских площадок, в зонах рекреации, лечебно-профилактических и детских дошкольных учреждениях в Грязовецком, Великоустюгском, Кичм.-Городецком, Кадуйском, Кирилловском, Тотемском, Харовском, Вологодском и Шекснинском районах, в городах Вологде, Соколе и Череповце.

Антропогенная нагрузка на жителей г. Череповца превышает норматив в 3 - 4 раза (при нормативе 4 балла достигает 11 - 15 баллов).

Общая заболеваемость детей на территории области имеет выраженный рост и за последние пять лет увеличилась на 40%, среди подростков - на 51%. Особенно высокий уровень заболеваемости, превышающий среднеобластные показатели, в Шекснинском, Сямженском, Сокольском, Харовском районах, городах Вологде и Череповце. Организация питания детей школьного возраста остается на крайне низком уровне. В течение ряда лет в учреждениях образования сложилась ситуация по превышению учебной нагрузки, это способствует росту утомляемости, снижению работоспособности и ухудшению здоровья учащихся.

Структура питания населения области не предусматривает необходимой сбалансированности по содержанию белков, витаминов и минеральных веществ. В 2001 году отмечается рост заболеваемости многоузелковым (эндемичным) зобом, связанным с йодной недостаточностью (123.8% к уровню 2000 г.), тиреотоксикозом (108.3% к уровню 2000 г.).

Имеет место неудовлетворительное снабжение йодированной солью образовательных, лечебно-профилактических учреждений и учреждений социального обеспечения (обеспеченность йодированной солью составляет от 50.0% до 80.0%). В 2001 году 24.5% исследованных проб йодированной соли не соответствовали нормируемому показателю по содержанию йода.

Количество проб пищевых продуктов, содержащих остатки антибиотиков, в 2001 году составляет более 11% (2000 г. - 7.0%), что свидетельствует о достаточно широкой их распространенности в продуктах питания животного происхождения.

На фоне негативных тенденций ухудшения качества окружающей среды отмечается рост заболеваемости и смертности.

Наиболее высокие уровни заболеваемости регистрируются в индустриально развитых городах Вологде и Череповце, в Сокольском районе, а также Харовском, Междуреченском, Кадуйском, Шекснинском, Вожегодском и Усть-Кубинском районах. Выраженный рост заболеваемости среди детей до 14 лет в 2001 году к уровню 1997 года наблюдался практически по всем классам, но особенно: среди болезней эндокринной системы - 143%, болезней системы кровообращения - 136%, мочеполовой системы - 114% (мочекаменной - 207% к уровню 1997 года), болезней крови и кроветворных органов - 153%, болезней органов пищеварения - 150%.

Ежегодно в области регистрируется 450 - 500 случаев инфекционных заболеваний. В истекшем году по сравнению с 2000 годом в области отмечается интенсивный рост 10 нозологических форм опасных инфекционных заболеваний, в том числе вирусного гепатита A - в 2.7 раза, лептоспироза - на 46%, ВИЧ-инфекции - в 14 раз, туберкулеза - на 11%, клещевого энцефалита - на 30%, лайм боррелиоза - на 7% и др. В 13 административных территориях области зарегистрированы 27 случаев групповой и вспышечной заболеваемости с числом пострадавших 766 человек.

В целях стабилизации и снижения высоких уровней заболеваемости и смертности населения области национальным планом действия по гигиене окружающей среды, разработанным по инициативе Правительства Российской Федерации, предусмотрено решение следующих задач:

- разработка и принятие нормативных правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей среды;

- стабилизация и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки;

- снижение уровня влияния загрязненной окружающей среды на здоровье человека;

- создание благоприятных условий воспитания и обучения детей и подростков;

- предупреждение инфекционной и стабилизация уровня соматической заболеваемости.

Решение поставленных задач позволит выявить наиболее неблагоприятные экологические факторы и определить вклад отдельного фактора или данного конкретного вещества в формирование показателей здоровья, принять своевременные, наиболее эффективные и экономически обоснованные управленческие решения.

Отсутствие необходимых законодательных актов в части охраны водных объектов, обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний, а также документов, регламентирующих межведомственное взаимодействие на региональном уровне, не позволяет максимально использовать имеющиеся данные по состоянию здоровья и вредному воздействию факторов среды обитания для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и принятия эффективных управленческих решений.

В целях стабилизации санитарно-эпидемиологического благополучия и снижения уровня влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека на территории области необходимо создание и функционирование комплексной системы социально-гигиенического мониторинга, включающего в себя сбор и обработку баз данных о состоянии среды обитания по всем факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье людей, а также формирование баз данных о собственно состоянии здоровья людей, установления причин их заболеваемости и смертности.

В течение ближайших лет планируется организовать работы по оценке риска здоровью вследствие загрязнения окружающей среды крупными промышленными предприятиями, организовать профессиональную гигиеническую подготовку руководителей предприятий пищевой промышленности, создать единую систему мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, внедрить единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения, активизировать работу органов здравоохранения и средств массовой информации по усилению пропаганды здорового образа жизни и предупреждения развития инфекционных заболеваний.

Для создания благоприятных условий воспитания и обучения детей и подростков необходимо выполнить комплекс мероприятий по улучшению медицинского обслуживания детей в учреждениях образования, разработать и утвердить в установленном порядке региональную целевую программу неотложных мер по организации питания детей, разработать целевые программы по оценке микроэлементного статуса организма в промышленных городах области.

Для предупреждения инфекционной и соматической заболеваемости необходимо разработать и утвердить комплексный план мероприятий по профилактике паразитарных заболеваний, ввести обязательный аналитический контроль за остаточными количествами пестицидов в сельскохозяйственной продукции, используемой в качестве продовольственного сырья, организовать комплекс медико-профилактических мероприятий по выявлению и лечению йоддефицитных состояний и др. мероприятия.

Необходимы координация и взаимодействие органов государственной власти Вологодской области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в направлении изучения и предотвращения вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье людей. Для реализации прав граждан на объективную информацию о состоянии внешней среды, в целях пропаганды здорового образа жизни и формирования общественного мнения необходимо отработать систему взаимодействия со средствами массовой информации. Региональный план действий по гигиене окружающей среды позволит более эффективно использовать средства, выделяемые на профилактику заболеваемости, оздоровление окружающей среды, и сконцентрировать усилия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Вологодской области.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

 (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 04.05.2005 N 470)

 N

 п/п  

 Мероприятия           

Срок исполнения

 Ответственные исполнители    

Источник

финансирования

 1   

 2                

 3        

 4                

 5       

1.     

Стабилизация и улучшение

санитарно-эпидемиологической

обстановки, снижение уровня

влияния загрязненной окружающей

среды на здоровье человека       

1.1.   

Обеспечить соблюдение режимов

водоохранных зон и прибрежных

защитных полос с нанесением их

границ на генеральные планы

населенных мест                  

2005 - 2007 годы

Главное управление архитектуры и

градостроительства области       

1.2.   

Организовать реконструкцию

очистных сооружений канализации в

г. Никольске                     

 2007 год    

департамент природных ресурсов и

охраны окружающей среды области,

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области

совместно с администрацией

Никольского района               

областной и

местный

бюджеты <*>

1.3.   

Разработать региональную целевую

программу "Отходы"               

 2007 год    

департамент природных ресурсов и

охраны окружающей среды области,

Управление федеральной службы по

надзору в сфере

природопользования по Вологодской

области, Территориальное

управление Роспотребнадзора по

Вологодской области              

1.4.   

Создать единую систему

мониторинга качества и

безопасности пищевых продуктов   

2005 - 2007 годы

департамент продовольственных

ресурсов области, Территориальное

управление Роспотребнадзора по

Вологодской области, департамент

сельского хозяйства области      

1.5.   

Создать единую информационную

базу по качеству и безопасности

пищевых продуктов                

2005 - 2007 годы

департамент продовольственных

ресурсов области, Территориальное

управление Роспотребнадзора по

Вологодской области, департамент

сельского хозяйства области      

1.6.   

Организовать разработку "Карты

геоэкологического районирования

территории Вологодской области по

степени радоноопасности"         

2005 - 2007 годы

Территориальное управление

Роспотребнадзора по Вологодской

области, департамент природных

ресурсов и охраны окружающей

среды области                    

областной

бюджет        

2.     

Предупреждение инфекционной и

стабилизация уровня соматической

заболеваемости                   

2.1.   

Внедрить в практику обследования

и лечения больных с патологией

щитовидной железы методики

определения йода в моче для

достоверного назначения

дополнительных доз йода пациентам

2005 - 2007 годы

департамент здравоохранения

области                          

2.2.   

Обеспечить контроль за

выполнением первоочередных

мероприятий по оздоровлению

условий труда на рабочих местах и

в профессиях, занимаемых

женщинами детородного возраста   

 2006 год    

департамент труда и социального

развития области                 

3.     

Основные мероприятия по

оздоровлению окружающей среды в

городах - крупных промышленных

центрах                          

3.1.   

Город Вологда                    

3.1.1.

Совместно с Администрацией

г. Вологды провести реконструкцию

насосной станции I подъема и

гидроузла Михальцево             

2005 - 2006 годы

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области         

областной и

местный

бюджеты <*>

3.1.2.

Совместно с Администрацией

г. Вологды провести реконструкцию

резервуара чистой воды на 10 тыс.

куб. м на очистных сооружениях

водопровода                      

2006 - 2007 годы

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области         

областной и

местный

бюджеты <*>

3.1.3.

Совместно с Администрацией

г. Вологды разработать проектно-

сметную документацию на

реконструкцию IV блока очистных

сооружений на ул. Клубова с

доведением мощности до 200 тыс.

куб. м/сут.                      

2005 - 2007 годы

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области         

областной и

местный

бюджеты <*>

3.1.4.

Совместно с Администрацией

г. Вологды разработать проектно-

сметную документацию проекта и

реконструкции блока фильтров 30

тыс. куб. м/сут., 63 тыс. куб.

м/сут. очистных сооружений по

ул. Клубова                      

2006 - 2007 годы

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области         

областной и

местный

бюджеты <*>

3.1.5.

Совместно с Администрацией

г. Вологды построить полигон для

складирования и утилизации ТБО   

2005 - 2007 годы

Департамент строительства,

энергетики и ЖКХ области         

областной и

местный

бюджеты <*>

3.1.6.

Закончить паспортизацию

канцерогеноопасных производств

(участков, цехов), разработать

мероприятия по снижению

канцерогенной нагрузки на

работающих                       

 2006 год    

Территориальное управление

Роспотребнадзора по Вологодской

области, руководители предприятий

области                          

3.1.7.

Обеспечить вывод работающих

женщин из контакта с веществами 1

и 2 класса опасности путем

прекращения набора в группы

обучающихся специальностям,

предполагающим контакт с этими

веществами (свинец)              

 2007 год    

департамент образования области,

руководители предприятий области

3.1.8.

Разработать проект снеготаяния с

устройством очистных сооружений  

2006 - 2007 годы

 Администрация г. Вологды     

городской

бюджет <*>

3.1.9.

Разработать проект технологии

сортировки мусора                

2006 - 2007 годы

 Администрация г. Вологды     

городской

бюджет <*>

3.1.10.

Разработать проект технологии

сжигания твердого осадка с

очистных сооружений канализации

г. Вологды                       

2006 - 2007 годы

 Администрация г. Вологды     

городской

бюджет <*>

     ________________

<*> По согласованию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»