ГУБЕРНАТОР ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2000 года N 444

О ПРОГРАММЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД

(в редакции постановлений Губернатора Вологодской области от 30.05.2000 N 467, от 30.08.2000 N 759, Правительства Вологодской области от 25.11.2002 N 791)

Из 508 сельскохозяйственных предприятий области 243 утратили свою платежеспособность. В 132 предприятиях возможно оживление экономики за счет внутренних резервов и оказания государственной поддержки.

В целях преодоления спада, перехода к этапу стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и развития ресурсного потенциала, финансово-экономического оздоровления предприятий, обеспечения их управления квалифицированными кадрами постановляю:

1. Одобрить Программу оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области на 2000 год (Программа) (приложение 1).

2. Утвердить Положение о порядке выделения и учета бюджетных средств, выделяемых на материальную поддержку и социально-бытовое обустройство руководителям и главным (старшим) специалистам, принятым на работу в сельхозпредприятия, включенные в Программу, по рекомендации комиссии по оздоровлению экономики неплатежеспособных хозяйств (приложение 2).

3. Утвердить Типовой договор о представлении денежных средств из областного бюджета (приложение 3).

4. Утвердить Типовой договор о предоставлении руководителям, главным (старшим) специалистам денежных средств на возвратной основе на строительство (приобретение, ремонт) жилья при принятии их на работу в сельхозпредприятия, включенные в Программу, по рекомендации комиссии по оздоровлению экономики неплатежеспособных хозяйств (приложение 4).

5. Департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Л.В. Фрыгин):

5.1. Предусмотреть финансирование Программы оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств АПК Вологодской области на 2000 год в рамках расходов на сельское хозяйство по бюджету 2000 года.

5.2. Внести в порядке законодательной инициативы на рассмотрение очередной сессии Законодательного Собрания области Программу оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области на 2000 год и проект закона области о внесении изменений и дополнений закона области "Об областном бюджете на 2000 год" в части финансирования указанной Программы.

5.3. Обеспечить выполнение Программы оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области на 2000 год, осуществлять постоянный мониторинг ее выполнения и возврат выделенных бюджетных средств.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области С.М. Громова.


Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ






Приложение
к Постановлению
Губернатора области
от 23 мая 2000 года N 444

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ПРОГРАММЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД


Целью Программы оздоровления экономики неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Вологодской области на 2000 год (далее - Программа) является преодоление спада и переход к этапу стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и развития ресурсного потенциала и финансово-экономического оздоровления предприятий.

Для достижения поставленной цели департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации области выбраны следующие направления:

реструктуризация задолженности;

реструктуризация бизнеса;

реструктуризация предприятия.


Реструктуризация задолженности


Проведенный мониторинг платежеспособности предприятий в сельском хозяйстве показал, что основную долю в сумме кредиторской задолженности составляют платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Поэтому основное условие для предприятий, включенных в Программу, - производить текущие платежи в бюджет и внебюджетные фонды и погасить основной долг в течение пяти лет, а также погасить долг по заработной плате. Таким образом, Программа предусматривает социальную защиту населения. Для решения данного вопроса требуется реструктуризацию долга произвести на основании соглашений, предусматривающих график гашения долга. Отказаться при этом от начисления процентов на остаток долга хозяйств, подписавших и выполняющих соглашение.


Реструктуризация бизнеса


Финансовое состояние предприятия зависит от развития производства в основном рентабельных, эффективных производств. Поэтому в разработке Программы первоочередным вопросом является развитие молочного животноводства, увеличение производства льна, картофеля и продовольственной ржи. Любое увеличение производства и изменение специализации требует дополнительных вложений.

Поэтому Программа предусматривает:

1. Развитие кормопроизводства. Выделение денежных ресурсов на приобретение семян клевера и высокобелковых культур, обеспечение животноводства собственным зернофуражом. Для повышения урожайности зерновых культур необходимы высококачественные семена. Программа предусматривает выделение денежных ресурсов для приобретения семян высоких репродукций. Необходимая сумма денежных средств на семена составляет 12521 тыс. рублей.

Основным условием для хозяйств является то, что выделенные ресурсы должны находиться в обороте. Во-первых, ежегодно хозяйство приобретает семена зерновых культур высоких репродукций, ведет сортообновление и обеспечивает высококачественным семенным материалом другие хозяйства района. В структуре посева зерновых культур необходимо иметь посевы только репродуктивными семенами высокого качества. Во-вторых, заложить семенники клевера за счет своих семян, в течение пяти лет перейти на 3-годичное использование многолетних трав и иметь в структуре не менее 70 процентов бобовых культур.

2. Расширение посева товарных культур. Как уже отмечалось выше, основными товарными культурами в растениеводстве являются лен, рожь, картофель. Поэтому в каждом хозяйстве в связи со сложившимися условиями предусматривается увеличение производства продукции данных культур.

3. Повышение плодородия почвы является основой высокого урожая. Выделение денежных средств на проведение известкования в сумме 3446 тыс. рублей предусматривает проведение известкования почв в данных хозяйствах первой очереди согласно агрономическому обследованию почв. Это является частью государственной программы, и средства выделяются на безвозвратной основе. Выделение денежных средств на приобретение минеральных удобрений предусмотрено в сумме 11812 тыс. рублей, что позволит обеспечить внесение до 75 кг действующего вещества на 1 га пашни. Выделение средств должно осуществляться при условии приобретения минеральных удобрений в последующие годы не ниже уровня 2000 года за счет доходов предприятия, обеспечения получения урожая согласно Программе и ведения системы земледелия.

4. Увеличение объемов производства мясных ресурсов на комплексах и специализированных свиноводческих хозяйствах, от чего зависит продовольственное обеспечение населения области мясопродуктами. Финансовое состояние свиноводческих комплексов ЗАО "Ботово" Череповецкого района и ЗАО "Надеево" Вологодского района, а также специализированных свиноводческих хозяйств ЗАО "Союз" Сокольского района и ЗАО "Уломское" Череповецкого района в настоящее время находится в очень тяжелом состоянии. Данные предприятия не могут направить резервную сумму денежных средств на увеличение оборотных средств, до 70 процентов потребности которых составляют покупные концентрированные корма. Это обусловлено длительным сроком производства товарной продукции (свинина - 6 месяцев, говядина - 12 месяцев). Для этих целей Программа предусматривает выделение на безвозвратной основе денежных ресурсов в сумме 23500 тыс. рублей на приобретение концентрированных кормов.

5. Повышение продуктивности стада в основном зависит от его генетического потенциала. Поэтому Программа предусматривает выделение денежных средств на приобретение племенного молодняка в сумме 17806 тыс. рублей. Приобретение молодняка в хозяйствах позволит обеспечить замену стада высокопродуктивным скотом на 20 - 30 процентов. Условием выделения денежных средств является направление хозяйством ресурсов на приобретение племенного скота в последующие годы за счет собственных средств. Вторым условием является создание высокопродуктивного стада в течение пяти лет за счет выращивания ремонтного молодняка в хозяйстве.

6. Расширение производства, увеличение его объемов однозначно должно быть подкреплено капитальными вложениями. Программа предусматривает выделение денежных ресурсов на техническое перевооружение - 22829 тыс. рублей и реконструкцию животноводческих помещений - 5086 тыс. рублей. Выделение вышеуказанных средств осуществляется на возвратной основе в течение пяти лет. Выделение средств на приобретение техники при условии роста производства, развитие товарных отраслей в растениеводстве, на реконструкцию ферм, на приобретение животноводческого оборудования будет производиться при условии готовности скотопомещений и обеспечения прироста поголовья скота.

В области есть предприятия, которые не в состоянии провести реструктуризацию производства своими силами. Поэтому Программа предусматривает реструктуризацию предприятия.


Реструктуризация предприятия


Работа по реструктуризации предприятий в области проводилась и имела неплохие результаты. Основными направлениями в проведении этой работы являются: создание дочерних предприятий, их филиалов, продажа и передача в аренду имущества неплатежеспособных хозяйств высокоэффективным предприятиям. Реструктуризация производства должна проводиться с учетом кадрового потенциала предприятия, особенно кадров управления.

Поэтому в Программе предусматривается выделение денежных ресурсов на подготовку кадров при Вологодском институте повышения и переподготовки кадров в сумме 491.4 тыс. рублей, 1359 тыс. рублей - на обеспечение гарантированной оплаты труда руководителей, вновь пришедших к руководству в хозяйство, 1150 тыс. рублей государственной поддержки - на социальное обустройство руководителей и специалистов сельского хозяйства. В настоящее время готовится резерв специалистов и руководителей.

Данные мероприятия позволят хозяйствам области, включенным в Программу, увеличить объем производства, повысить занятость населения, обеспечить социальную защищенность населения, погасить кредиторскую задолженность, кроме штрафов и пеней, в бюджет и во внебюджетные фонды.






Приложение 1
к Постановлению
Губернатора области
от 23 мая 2000 года N 444

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД  

(в редакции постановлений Губернатора Вологодской области от 30.05.2000 N 467, от 30.08.2000 N 759, Правительства Вологодской области от 25.11.2002 N 791)


 Паспорт Программы

Наименование          

Программа оздоровления экономики

неплатежеспособных хозяйств агропромышленного

комплекса Вологодской области на 2000 год     

Наименование решения о

разработке            

Приказ N 291 "Об оздоровлении экономики и

восстановлении производства в

неплатежеспособных сельскохозяйственных

организациях" от 16 апреля 1999 года

Минсельхозпрода России.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"


Основные разработчики

Департамент сельского хозяйства и

продовольствия администрации области          

Цель                  

Достижение сельскохозяйственными предприятиями

безубыточности и восстановление

платежеспособности, рентабельное ведение

производства                                  

Задачи                

Формирование согласованной, последовательной

региональной политики по оздоровлению

экономики неплатежеспособных

сельскохозяйственных предприятий.

Проведение реструктуризации задолженности,

бизнеса и совершенствование

внутрихозяйственных экономических

взаимоотношений в предприятиях.

Осуществление финансовой поддержки

неплатежеспособных хозяйств на момент выхода

из кризиса. Увеличение объемов производства

продукции, создание новых рабочих мест.

Обеспечение квалифицированными руководителями

и специалистами предприятий сельского

хозяйства                                     

Сроки реализации      

2000 - 2004 годы                              

Ответственные за

исполнение программных

мероприятий           

Департамент сельского хозяйства и

продовольствия администрации области.

Департамент федеральной государственной службы

занятости населения.

Органы местного самоуправления                

Объемы средств        

Финансовая поддержка

- всего (млн. руб.) 100.0

в т.ч. субвенции 51.3

кредиты 46.8

обучение кадров 0.5

гарантированная оплата труда руководителей 1.4

Критерии оценки по

включению предприятий

в Программу по

оздоровлению экономики

неплатежеспособных

хозяйств              

Возможность:

- сохранения сельскохозяйственных предприятий;

- обеспечения занятости граждан на селе;

- увеличения объема производства

сельскохозяйственной продукции в течение пяти

лет на 40 - 50 процентов;

- осуществления текущих платежей в бюджет и

внебюджетные фонды и гашения основного долга

по платежам в течение пяти лет                

Ожидаемые конечные

результаты            

Обеспечить:

- коэффициент платежеспособности не менее 1.0;

- коэффициент текущей ликвидности не менее

1.8;

- увеличение объема производства продукции на

52 процента;

- повышение занятости населения до 1000

рабочих мест;

- повышение заработной платы на 25 - 30

процентов;

- погашение задолженности во внебюджетные

фонды в сумме 36 млн. рублей;

- рентабельное производство основных отраслей

сельского хозяйства (молочное животноводство,

льноводство, картофелеводство)                

Управление и контроль

Департамент сельского хозяйства и

продовольствия администрации области.

Областные органы исполнительной власти.

Ответственные за реализацию мероприятий

Программы                                     


 Введение


За последние десять лет в ходе проведения рыночных преобразований на сельхозпредприятиях области резко сократился объем производства товарной продукции: льноволокна - на 79 процентов, картофеля - на 72 процента, овощей - на 90 процентов, молока - на 48 процентов, мяса - на 48 процентов, яиц - на 12 процентов. Это вызвано резким сокращением посевных площадей в растениеводстве, снижением поголовья скота в животноводстве. Общее поголовье крупного рогатого скота на сельхозпредприятиях снизилось на 36 процентов, в том числе коров - на 32 процента, свиней - на 15 процентов.

В результате либерализации цен выросли цены на машины, горюче-смазочные и строительные материалы, а также на минеральные удобрения и другую продукцию, поставляемую селу; цены на услуги за электроэнергию, газ, воду и т.д.

Почти к нулю сведены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель. Снижен генетический потенциал стада в животноводстве. Идет разрушение производственного потенциала. Выбытие основных фондов во много раз превышают их ввод.

По этим причинам резко возросла неплатежеспособность сельхозпредприятий, практически прекратились инвестиции в производство.

За последние годы в сельском хозяйстве области наблюдается стабилизация производства. Поэтому на данном этапе ряду хозяйств необходима финансовая поддержка, которая позволит увеличить уровень производства, сохранить имеющийся уровень и обеспечить прирост производственного потенциала. В связи с этим разработана Программа оздоровления экономики неплатежеспособных хозяйств агропромышленного комплекса Вологодской области на 2000 год.

Основной целью Программы является восстановление платежеспособности сельхозпредприятий, преодоление спада и переход к этапу стабилизации и наращивания производства сельскохозяйственной продукции, сохранения и развития ресурсного потенциала и финансово-экономического оздоровления предприятий.


 1. Анализ финансовой деятельности


Для определения платежеспособности предприятий в сельском хозяйстве были выбраны критерии по двум коэффициентам: коэффициент покрытия баланса (общий) и коэффициент ликвидности баланса (промежуточный). Все хозяйства распределены по группам согласно значениям вышеуказанных коэффициентов:

1 группа хозяйств                  > 2.5        > 0.5

2 группа хозяйств                1.7 - 2.5    0.3 - 0.5

3 группа хозяйств                1.0 - 1.7    0.1 - 0.3

4 группа хозяйств                  < 1.0        < 0.1

На основании определенных показателей критерия для группировки хозяйств в первую группу вошли 82 предприятия, во вторую - 37, в третью - 85 и в четвертую - 304. Из 508 предприятий 75 являются "двойниками" и 34 не занимаются производственной деятельностью (Анализ по предприятиям сельского хозяйства представлен на основании данных бухгалтерского баланса на 01.01.2000).

Проведенный анализ платежеспособности предприятий в сельском хозяйстве показывает, что за последние три года резко увеличилось число неплатежеспособных хозяйств. Так, если на 1 января 1997 года было 84 неплатежеспособных хозяйств, то на 1 января 2000 года - 304 предприятия. За этот же период повысили уровень платежеспособности 48 предприятий, у 59 структура баланса не ухудшилась. В то же время 163 предприятия стали неплатежеспособными. Рост кредиторской задолженности, и в первую очередь во внебюджетные фонды, которая составляет 55 процентов от общей суммы долга (из них 63 процента - штрафы и пени), является основной причиной неплатежеспособности. Реструктуризация задолженности во внебюджетные фонды и списание штрафов и пеней позволило бы 118 предприятиям улучшить структуру баланса и стать платежеспособными.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»