Недействующий

УСТАВ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Устава Вологодской области от 18.10.2001 N 716-ОЗ, вступившего в силу через десять дней со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Принят
Законодательным Собранием области
14 сентября 1995 г.



(в ред. законов Вологодской области
от 23.02.1996 N 66-ОЗ, от 17.04.1996 N 74-ОЗ,
от 02.04.1997 N 140-ОЗ, от 09.10.1997 N 194-ОЗ,
от 03.11.1997 N 200-ОЗ, от 22.01.1998 N 239-ОЗ,
от 28.09.1999 N 404-ОЗ, от 11.01.2001 N 645-ОЗ)

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1

1. Вологодская область является равноправным субъектом Российской Федерации и находится в ее составе.

2. Статус области определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам области.

(пункт 3 введен Законом Вологодской области от 17.04.1996 N 46-ОЗ)

4. Статус области может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и области в соответствии с федеральным конституционным законом.

5. Изменение статуса, наименования, границ области, а также ее разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть осуществлены только на основе выраженного на областном референдуме волеизъявления большинства граждан, проживающих в области и обладающих избирательным правом, в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2


Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации область обладает всей полнотой государственной власти.

Статья 3

 

Область осуществляет международные, внешнеэкономические связи, принимает участие в выполнении международных договоров Российской Федерации при координации федеральных органов государственной власти.

Статья 4

 

Область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения.

Статья 5

1. Территория области в пределах административных границ, установленных постановлением ЦИК СССР от 23 сентября 1937 года и последующими актами СССР, РСФСР и Российской Федерации, является частью единой территории Российской Федерации.

2. Административные границы между областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с взаимного согласия.

3. Описание административных границ области, содержащее необходимые пояснения и картографические материалы, признается официальным документом, фиксирующим границы области.

Статья 6


1. Вопросы административно-территориального устройства области решаются законодательным органом области с соблюдением федерального и областного законодательства.     

2. Область включает районы:

Бабаевский, Бабушкинский, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский;

города областного значения: Великий Устюг, Вологда, Сокол, Череповец.

(в ред. Закона Вологодской области от 17.04.1996 N 74-ОЗ)

3. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований осуществляется с учетом мнения населения соответствующих территорий в соответствии с областным законом.

(в ред. Закона Вологодской области от 17.04.1996 N 74-ОЗ)

Статья 7

 

Административным центром области является город Вологда. Статус областного центра, а также особенности отношений между органами государственной власти области и органами городского самоуправления областного центра могут определяться законом области, принимаемым с учетом предложений органов городского самоуправления областного центра.



Статья 8

1. Область вправе иметь свою официальную символику.

2. Описание и порядок использования официальной символики области определяются законами области.



Статья 9

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

2. В области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

3. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются главной обязанностью органов государственной власти и органов местного самоуправления области.



Статья 10

1. Источником власти в области является население области как часть народа Российской Федерации.

2. Население области осуществляет свою власть непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления области.



Статья 11

1. Государственная власть в области осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

2. Законодательная власть области осуществляется Законодательным Собранием области или непосредственно населением области.

3. Исполнительную власть области осуществляют Губернатор области и образуемые им органы управления.

4. Судебная система в области устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.



Статья 12

1. Органы государственной власти области строят федеративные отношения на основе конституционного принципа разделения полномочий по отношению к федеральным органам государственной власти и принципа равноправия во взаимоотношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами.

2. Губернатор области вправе передавать часть своих полномочий федеральным органам государственной исполнительной власти по соглашению с ними, а также может принимать на себя переданные ему полномочия федеральными органами государственной исполнительной власти.



Статья 13

1. Органы государственной власти области строят свои взаимоотношения с федеральными органами государственной власти и входящими в их систему органами расположенными на территории области, на основе сотрудничества и координации действий с учетом самостоятельности в решении вопросов, входящих в их компетенцию.

2. Федеральные органы исполнительной власти в целях осуществления своих полномочий могут создавать в области свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Органы исполнительной власти области содействуют осуществлению полномочий указанных органов и должностных лиц на территории области и не вправе вмешиваться в их деятельность.

3. Органы исполнительной власти области в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Уставом, могут заключать с федеральными органами исполнительной власти соглашения о передаче части их полномочий, а также соглашения о формировании и реализации на территории области федеральных государственных программ, о совместном решении иных задач, представляющих взаимный интерес.

Глава 2. ЧЕЛОВЕК, ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ ОБЛАСТИ

Статья 14


Область не устанавливает своего гражданства, отдельного от гражданства Российской Федерации. В вопросах обеспечения прав человека и гражданина область исходит из равенства граждан Российской Федерации.



Статья 15

 

Нормативные акты области (законы, постановления Законодательного Собрания, постановления и распоряжения Губернатора), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования для всеобщего сведения.



Статья 16

1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

2. Депутат, должностное лицо и служащий органа государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны дать ответ на письменное или устное (во время приема граждан) обращение лица.

Максимальный срок ответа на обращение не может превышать месяца со дня регистрации обращения.



Статья 17

1. Каждый имеет право на получение информации о положении дел в области, вопросах, обсуждаемых в органах государственной власти и органах местного самоуправления области, назначениях и перемещениях должностных лиц области, за исключением той информации, распространение которой ограничено федеральными законами и законами области.

(в ред. Закона Вологодской области от 11.01.2001 N 645-ОЗ)

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области обязаны регулярно информировать население о своей деятельности.

3. Руководители органов государственной власти и органов местного самоуправления ответственны за предоставление населению достоверной информации о положении дел в области и на соответствующих территориях местного самоуправления, о деятельности их органов и должностных лиц.



Статья 18


1. Каждому гарантируется право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом и законом области, юридическая помощь оказывается за счет органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Органы государственной власти области содействуют созданию и деятельности коллегий адвокатов, иных профессиональных объединений и отдельных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь.



Статья 19

 

В области гарантируются права лиц, относящихся к национальным и иным меньшинствам, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами и законами области.



Статья 20

1. Органы государственной власти области обеспечивают реализацию права частной собственности, свободу труда, права на свободное использование каждым своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Органы государственной власти области осуществляют поддержку и стимулирование развития предпринимательства в социально значимых сферах через установление соответствующих приоритетов в экономической и финансовой политике, развитие систем занятости и социального страхования.



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»