ЗАКОН
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 мая 2005 года N 77-зо
Об областной целевой программе "Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год"
Принят Законодательным Собранием
Тверской области 28 апреля 2005 года
(истек срок применения)
(Изменения:
закон Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо)
Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год" (прилагается).
Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин
Тверь
14 мая 2005 года
N 77-ЗО
Наименование Программы | Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего правового акта) | Распоряжение Администрации Тверской области от 08.09.2003 N 580-ра |
Государственный заказчик Программы | Департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области |
Разработчик Программы | Департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области |
Основная цель Программы | Сохранение и улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Тверского региона, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения области |
Задачи Программы | -организация утилизации бытовых и промышленных отходов, особенно токсичных и ядовитых; |
Сроки реализации Программы | 2005 год |
Перечень основных мероприятий Программы | -разработка технического задания и проекта системы экологического мониторинга Тверской области; |
Исполнители Программы | - департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | - 14,070 млн. руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, в том числе: капитальные расходы - 2,2 млн.руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - предотвращение возможного ущерба на сумму 322 млн. руб.; |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется госуд арственным заказчиком Программы - департаментом архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области. |
{паспорт в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}
Экономическую основу Тверской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами составляют земля и природные ресурсы (статья 36 Устава Тверской области). Рост промышленного производства в Тверской области сопровождается увеличением потребности в природных ресурсах, являющихся сырьем для различных отраслей народного хозяйства. Увеличиваются объемы забора воды на нужды производства и размещения промстоков в водных объектах области. Усиливается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.
В этих условиях необходима система охраны окружающей среды, которая обеспечивала бы проведение компенсационных природоохранных мероприятий.
Огромную экономическую и социальную значимость для муниципальных образований области и всего Тверского региона в целом имеют объекты, включенные в Программу, финансирование которых может быть реализовано только через эту Программу.
По-прежнему серьезную угрозу экологии и здоровью человека представляют "свалки". Большинство полигонов твердых бытовых отходов в городах и районах области исчерпали проектные возможности. Тем не менее, в нарушение правил складирования и утилизации промышленные токсичные отходы вывозятся на эти полигоны.
В период с 1993 по 1998 г.г. на территории Тверской области проведены геолого-экологические исследования и картографирование масштаба 1:500000, в результате которых выявлено, что общее экологическое состояние геологической среды и водных объектов Тверской области с учетом техногенных и природных факторов оценивается следующим образом:
удовлетворительное - 10%,
относительно удовлетворительное - 50%,
напряженное - 40%,
критическое - <0,2% территории.
Высокое фоновое содержание кадмия в грунтовых водах, который формирует региональный ореол и является, вероятно, природным фактором, определило перевод центральной части территории Тверской области в напряженную и критическую категорию состояния геологической среды.
Геохимическое загрязнение почв, растительности и донных осадков поверхностных водотоков оценено по суммарному показателю загрязнения (СПЗ). Площади с допустимым загрязнением составляют от 90,0 до 98,8%, с умеренно-опасным - от 1,2 до 9,0%. Опасному геохимическому загрязнению подвержено от 0,2 до 1,0% площади. Основными элементами - загрязнителями являются мышьяк, кадмий, селен, цинк, кобальт, сурьма, молибден, хром, марганец, ванадий, барий, стронций.
Загрязнение поверхностных водотоков и водоемов исследуемой территории токсичными элементами оценивалось относительно ПДК. На территории выделены, в основном, допустимая (50% территории) и умеренно-опасная категория загрязнения поверхностных вод. Умеренно-опасная определена высоким содержанием в воде кадмия, бария и марганца, которые имеют, вероятно, природное происхождение. Опасная категория загрязнения отмечается в р. Крутец (кадмий), р. Еженя (кадмий, барий, марганец, никель, хром).
Экологическое состояние грунтовых вод (зона безнапорных и субнапорных вод) оценивается как благоприятное и умеренно-неблагоприятное. Условно-неблагоприятная категория загрязнения грунтовых вод отмечена в 14 районах области: Торжокском, Старицком, Ржевском, Калининском, Лихославльском, Максатихинском, Спировском, Кесовогорском, Рамешковском, Бежецком, Кашинском, Калязинском, Кимрском, Конаковском. Более 60% водопунктов в районах содержат кадмий и марганец, превышающие ПДК. Аномальные содержания кадмия и марганца отнесены к природному фоновому содержанию этих элементов в грунтовых водах. Техногенное загрязнение грунтовых вод отмечено в Максатихинском и Кашинском районах (никель) и Рамешковском районе (свинец). Бактериологическое загрязнение грунтовых вод Калининского, Конаковского, Кашинского, Торжокского и Калязинского районов составляет 23-35% от общего числа водопунктов. В остальных районах оно находится на допустимом уровне (<20%).
Экологическое состояние эксплуатационных водоносных горизонтов (зона субнапорных и напорных вод) рассматривается как допустимое и лишь в Лихославльском и Конаковском районах - умеренно-опасное (из элементов-загрязнителей значение выше ПДК имеют железо, марганец, кадмий). В Торжокском, Лихославльском, Конаковском районах повышено содержание меди, селена, в Калининском - хрома. Бактериологическое загрязнение подземных вод отмечено в Конаковском, Бежецком и Торжокском районах (25-29% от общего количества скважин). В остальных районах - на допустимом уровне.
Содержание радионуклидов определялось в почвах, донных осадках, поверхностных и подземных водах, растительности, фильтрате снеговых проб. В целом содержание природных радионуклидов (радия-226, урана-238, тория-232, калия-40) и техногенных (цезий-137, кобальт-60) находится в пределах фоновых значений.
В результате геолого-экологического изучения наиболее загрязненным участком признан город Тверь и ее пригород в радиусе 30 км. Здесь постоянными элементами в техногенных аномалиях и ореолах гидрогеологических и биологических объектов являются кобальт и никель, а геологических - молибден и сурьма. Наиболее загрязненная среда - растительность.
Целью Программы является сохранение и улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Тверского региона, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения области.
Задачи, решаемые Программой, определяются поставленной целью и сводятся к следующему:
-организация утилизации бытовых и промышленных отходов, особенно токсичных и ядовитых;
-развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;
- обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды региона;
-формирование и ведение комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;
-обучение и экологическое воспитание населения области;
- сохранение природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия;
-улучшение экологического состояния источников питьевого водоснабжения.
Реализация мероприятий Программы предусматривается в 2005 году.
{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}
Перечень мероприятий и объектов Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.
В рамках Программы планируется осуществить следующие мероприятия:
разработка проектно-сметной документации и подготовка строительной площадки для областного комплекса по сортировке и переработке твердых отходов хозбытового и промышленного происхождения;
разработка технического задания и проекта системы экологического мониторинга Тверской области;
разработка Системы управления охраной окружающей среды (СУООС) Тверской области в соответствии с международными требованиями;
экологический мониторинг, аудит и охрана окружающей среды на территории Тверской области, в том числе определение объемов загрязнения окружающей среды Тверской области хозяйствующими субъектами; оценка ущерба, наносимого окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, и определение объемов компенсаций за ущерб окружающей среде в результате технических катастроф, аварий, нарушений регламентов и правил ведения хозяйственной деятельности на территории Тверской области; мониторинг поступления платы за негативное воздействие на состояние окружающей среды в бюджет Тверской области и бюджеты муниципальных образований Тверской области; экологический мониторинг загрязнения атмосферного воздуха и охрана атмосферного воздуха при сжигании нефтепродуктов, реализуемых на территории Тверской области через автозаправочные станции;
разработка экологического паспорта Тверской области;
ведение кадастра особо охраняемых природных территорий в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и Красной книги Тверской области;
приобретение экологической литературы для библиотек области;
мероприятия по улучшению экологического состояния источников питьевого водоснабжения (проведение берегоукрепительных работ, расчистка мелководий и углубление дна участка Иваньковского водохранилища севернее г. Конаково).
Система программных мероприятий решает задачи сохранения природных систем и поддержание соответствующего качества окружающей среды.
Мероприятия Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе. Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области на 2005 год за счет средств областного бюджета Тверской области приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Государственным заказчиком Программы определен департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области. Соисполнителями программных мероприятий являются различные организации, определенные на конкурсной основе.
{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}
Финансирование Программы будет обеспечиваться из областного бюджета Тверской области.
Затраты на Программу планируются в размере 14 070 тыс.рублей. В таблице 1 приведены объемы необходимых ассигнований.
Таблица 1
в тыс. руб.
Источник финансирования | Планируемое финансирование |
Областной бюджет Тверской области | |
в том числе: капитальные расходы | |
текущие расходы | |
Всего по Программе | 14 070 |
{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}
Механизм реализации Программы предусматривает исполнение государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов и муниципальных образований области.
Организация реализации Программы возлагается на департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области - государственного заказчика Программы.
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет средств областного бюджета Тверской области, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Государственный заказчик осуществляет размещение государственного заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области. Государственный заказчик участвует в финансировании мероприятий и обеспечивает эффективное использование денежных средств, организует экспертизу проектно-сметной документации, контролирует выполнение работ с выездом при необходимости на объекты.
Мероприятия и объекты Программы подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.