Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 мая 2005 года N 77-зо

Об областной целевой программе "Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 28 апреля 2005 года

(истек срок применения)

(Изменения:
закон Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо)

Статья 1.


Утвердить областную целевую программу "Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год" (прилагается).

Статья 2.


Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области Д.В. Зеленин

Тверь

14 мая 2005 года

N 77-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 ГОД" г. Тверь 2005


Наименование Программы

Охрана окружающей среды Тверской области на 2005 год (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее одобрения (наименование и номер соответствующего правового акта)

Распоряжение Администрации Тверской области от 08.09.2003 N 580-ра

Государственный заказчик Программы

Департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области

Разработчик Программы

Департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области

Основная цель Программы

Сохранение и улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Тверского региона, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения области

Задачи Программы

-организация утилизации бытовых и промышленных отходов, особенно токсичных и ядовитых;

 -развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

 -обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды региона;

 -формирование и ведение комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;

 -обучение и экологическое воспитание населения области;

 - сохранение природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия;

 -улучшение экологического состояния источников питьевого водоснабжения

Сроки реализации Программы

2005 год

Перечень основных мероприятий Программы

-разработка технического задания и проекта системы экологического мониторинга Тверской области;

 -разработка Системы управления охраной окружающей среды (СУООС) Тверской области в соответствии с международными требованиями;

 , аудит и охрана окружающей среды на территории Тверской областиопределение объемов загрязнения окружающей среды Тверской области хозяйствующими субъектами;
оценка ущерба, наносимого окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, и определение объемов компенсаций за ущерб окружающей среде в результате технических катастроф, аварий, нарушений регламентов и правил ведения хозяйственной деятельности на территории Тверской области;
мониторинг поступления платы за негативное воздействие на состояние окружающей среды в бюджет Тверской области и бюджеты муниципальных образований Тверской области;

 - приобретение экологической литературы для библиотек области
 - мероприятия по улучшению экологического состояния источников питьевого водоснабжения (проведение берегоукрепительных работ, расчистка мелководий и углубление дна участка Иваньковского водохранилища севернее г. Конаково)

Исполнители Программы

- департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области;

 - департамент финансов Тверской области;

 - организации, определяемые государственным заказчиком по результатам конкурсов в соответствии с действующим законодательством

Объемы и источники финансирования Программы

- 14,070 млн. руб. за счет средств областного бюджета Тверской области, в том числе: капитальные расходы - 2,2 млн.руб.;
текущие расходы - 11,87 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- предотвращение возможного ущерба на сумму 322 млн. руб.;

 -снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха;

 -предотвращение расширения площади земель, занятых под размещение отходов производства и потребления;

 -сохранение природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия;

 -повышение уровня экологического благополучия населения, вследствие чего повысится качество жизни граждан области и её продолжительность

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется госуд арственным заказчиком Программы - департаментом архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области.
 Государственный заказчик:
 -ежеквартально представляет информационный отчет о ходе выполнения Программы в департамент экономики и промышленной политики Тверской области до 20 числа месяца, следующего за отчётным кварталом;

 -организует ежеквартальное обсуждение реализации мероприятий Программы на совещаниях, проводимых заместителем Губернатора Тверской области, курирующим вопросы природных ресурсов и охраны окружающей среды;

 - представляет Губернатору Тверской области заключительный доклад до 1 марта 2006 года.
 Администрация Тверской области подготавливает итоговый отчет об исполнении Программы в целом, который представляется Губернатором Тверской области на утверждение в Законодательное Собрание Тверской области не позднее 1 июня 2006 года.

{паспорт в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}

Экономическую основу Тверской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами составляют земля и природные ресурсы (статья 36 Устава Тверской области). Рост промышленного производства в Тверской области сопровождается увеличением потребности в природных ресурсах, являющихся сырьем для различных отраслей народного хозяйства. Увеличиваются объемы забора воды на нужды производства и размещения промстоков в водных объектах области. Усиливается антропогенная нагрузка на окружающую природную среду.

В этих условиях необходима система охраны окружающей среды, которая обеспечивала бы проведение компенсационных природоохранных мероприятий.

Огромную экономическую и социальную значимость для муниципальных образований области и всего Тверского региона в целом имеют объекты, включенные в Программу, финансирование которых может быть реализовано только через эту Программу.

По-прежнему серьезную угрозу экологии и здоровью человека представляют "свалки". Большинство полигонов твердых бытовых отходов в городах и районах области исчерпали проектные возможности. Тем не менее, в нарушение правил складирования и утилизации промышленные токсичные отходы вывозятся на эти полигоны.

В период с 1993 по 1998 г.г. на территории Тверской области проведены геолого-экологические исследования и картографирование масштаба 1:500000, в результате которых выявлено, что общее экологическое состояние геологической среды и водных объектов Тверской области с учетом техногенных и природных факторов оценивается следующим образом:

удовлетворительное - 10%,

относительно удовлетворительное - 50%,

напряженное - 40%,

критическое - <0,2% территории.

Высокое фоновое содержание кадмия в грунтовых водах, который формирует региональный ореол и является, вероятно, природным фактором, определило перевод центральной части территории Тверской области в напряженную и критическую категорию состояния геологической среды.

Геохимическое загрязнение почв, растительности и донных осадков поверхностных водотоков оценено по суммарному показателю загрязнения (СПЗ). Площади с допустимым загрязнением составляют от 90,0 до 98,8%, с умеренно-опасным - от 1,2 до 9,0%. Опасному геохимическому загрязнению подвержено от 0,2 до 1,0% площади. Основными элементами - загрязнителями являются мышьяк, кадмий, селен, цинк, кобальт, сурьма, молибден, хром, марганец, ванадий, барий, стронций.

Загрязнение поверхностных водотоков и водоемов исследуемой территории токсичными элементами оценивалось относительно ПДК. На территории выделены, в основном, допустимая (50% территории) и умеренно-опасная категория загрязнения поверхностных вод. Умеренно-опасная определена высоким содержанием в воде кадмия, бария и марганца, которые имеют, вероятно, природное происхождение. Опасная категория загрязнения отмечается в р. Крутец (кадмий), р. Еженя (кадмий, барий, марганец, никель, хром).

Экологическое состояние грунтовых вод (зона безнапорных и субнапорных вод) оценивается как благоприятное и умеренно-неблагоприятное. Условно-неблагоприятная категория загрязнения грунтовых вод отмечена в 14 районах области: Торжокском, Старицком, Ржевском, Калининском, Лихославльском, Максатихинском, Спировском, Кесовогорском, Рамешковском, Бежецком, Кашинском, Калязинском, Кимрском, Конаковском. Более 60% водопунктов в районах содержат кадмий и марганец, превышающие ПДК. Аномальные содержания кадмия и марганца отнесены к природному фоновому содержанию этих элементов в грунтовых водах. Техногенное загрязнение грунтовых вод отмечено в Максатихинском и Кашинском районах (никель) и Рамешковском районе (свинец). Бактериологическое загрязнение грунтовых вод Калининского, Конаковского, Кашинского, Торжокского и Калязинского районов составляет 23-35% от общего числа водопунктов. В остальных районах оно находится на допустимом уровне (<20%).

Экологическое состояние эксплуатационных водоносных горизонтов (зона субнапорных и напорных вод) рассматривается как допустимое и лишь в Лихославльском и Конаковском районах - умеренно-опасное (из элементов-загрязнителей значение выше ПДК имеют железо, марганец, кадмий). В Торжокском, Лихославльском, Конаковском районах повышено содержание меди, селена, в Калининском - хрома. Бактериологическое загрязнение подземных вод отмечено в Конаковском, Бежецком и Торжокском районах (25-29% от общего количества скважин). В остальных районах - на допустимом уровне.

Содержание радионуклидов определялось в почвах, донных осадках, поверхностных и подземных водах, растительности, фильтрате снеговых проб. В целом содержание природных радионуклидов (радия-226, урана-238, тория-232, калия-40) и техногенных (цезий-137, кобальт-60) находится в пределах фоновых значений.

В результате геолого-экологического изучения наиболее загрязненным участком признан город Тверь и ее пригород в радиусе 30 км. Здесь постоянными элементами в техногенных аномалиях и ореолах гидрогеологических и биологических объектов являются кобальт и никель, а геологических - молибден и сурьма. Наиболее загрязненная среда - растительность.

Целью Программы является сохранение и улучшение состояния природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития Тверского региона, повышения качества жизни и улучшения здоровья населения области.

Задачи, решаемые Программой, определяются поставленной целью и сводятся к следующему:

-организация утилизации бытовых и промышленных отходов, особенно токсичных и ядовитых;

-развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов;

- обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды региона;

-формирование и ведение комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды;

-обучение и экологическое воспитание населения области;

- сохранение природного наследия, ландшафтного и биологического разнообразия;

-улучшение экологического состояния источников питьевого водоснабжения.

Реализация мероприятий Программы предусматривается в 2005 году.

{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}

Перечень мероприятий и объектов Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям.

В рамках Программы планируется осуществить следующие мероприятия:

разработка проектно-сметной документации и подготовка строительной площадки для областного комплекса по сортировке и переработке твердых отходов хозбытового и промышленного происхождения;

разработка технического задания и проекта системы экологического мониторинга Тверской области;

разработка Системы управления охраной окружающей среды (СУООС) Тверской области в соответствии с международными требованиями;

экологический мониторинг, аудит и охрана окружающей среды на территории Тверской области, в том числе определение объемов загрязнения окружающей среды Тверской области хозяйствующими субъектами; оценка ущерба, наносимого окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, и определение объемов компенсаций за ущерб окружающей среде в результате технических катастроф, аварий, нарушений регламентов и правил ведения хозяйственной деятельности на территории Тверской области; мониторинг поступления платы за негативное воздействие на состояние окружающей среды в бюджет Тверской области и бюджеты муниципальных образований Тверской области; экологический мониторинг загрязнения атмосферного воздуха и охрана атмосферного воздуха при сжигании нефтепродуктов, реализуемых на территории Тверской области через автозаправочные станции;

разработка экологического паспорта Тверской области;

ведение кадастра особо охраняемых природных территорий в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и Красной книги Тверской области;

приобретение экологической литературы для библиотек области;

мероприятия по улучшению экологического состояния источников питьевого водоснабжения (проведение берегоукрепительных работ, расчистка мелководий и углубление дна участка Иваньковского водохранилища севернее г. Конаково).

Система программных мероприятий решает задачи сохранения природных систем и поддержание соответствующего качества окружающей среды.

Мероприятия Программы представлены в приложении N 1 к настоящей Программе. Мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области на 2005 год за счет средств областного бюджета Тверской области приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.

Государственным заказчиком Программы определен департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области. Соисполнителями программных мероприятий являются различные организации, определенные на конкурсной основе.

{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}

Финансирование Программы будет обеспечиваться из областного бюджета Тверской области.

Затраты на Программу планируются в размере 14 070 тыс.рублей. В таблице 1 приведены объемы необходимых ассигнований.

Таблица 1

в тыс. руб.

Источник финансирования

Планируемое финансирование

Областной бюджет Тверской области

в том числе: капитальные расходы

текущие расходы

Всего по Программе

14 070

{раздел в редакции закона Тверской области от 23.12.2005 г. N 157-зо}

Общие положения


Механизм реализации Программы предусматривает исполнение государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области охраны окружающей природной среды с учетом интересов хозяйствующих субъектов и муниципальных образований области.

Организация реализации Программы возлагается на департамент архитектуры, инвестиций и строительного комплекса Тверской области - государственного заказчика Программы.

Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет средств областного бюджета Тверской области, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.

Государственный заказчик осуществляет размещение государственного заказа в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области. Государственный заказчик участвует в финансировании мероприятий и обеспечивает эффективное использование денежных средств, организует экспертизу проектно-сметной документации, контролирует выполнение работ с выездом при необходимости на объекты.

Мероприятия и объекты Программы подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»