Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 6 мая 2003 года N 32-ЗО


Об областной целевой программе
"Социальная защита населения Тверской области
на 2003-2005 годы"

(с изменениями на 29 декабря 2004 года)

___________________________________________________________
 Утратил силу с 01 апреля 2005 года на основании:
 Закона Тверской области от 30 марта 2005 года N 56-ЗО
________________________________________________________

________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Тверской области от 27 ноября 2003 года N 84-ЗО
Законом Тверской области от 17 мая 2004 года N 28-ЗО    
Законом Тверской области от 12 ноября 2004 года N 68-ЗО  
Законом Тверской области от 29 декабря 2004 года N 91-ЗО          
_________________________________________________________

Принят Законодательным Собранием
Тверской области 24 апреля 2003 года




Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Социальная защита населения Тверской области на 2003-2005 годы" (прилагается).

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.




Губернатор Тверской области
В.И. Платов



Тверь
6 мая 2003 года
N 32-ЗО





ОБЛАСТНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2003 - 2005 годы"

г. Тверь
2003 г.

ПАСПОРТ
областной целевой программы

Наименование Программы

  

"Социальная защита населения Тверской области на 2003 - 2005 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта

  

Распоряжение Губернатора области № 174-ра от 12.04.2002 года.

Государственный заказчик, директор Программы

  

Департамент социальной защиты населения Тверской области

Основные разработчики Программы

  

Департамент социальной защиты населения Тверской области

Цели и задачи Программы

  

Цели:

- концентрация ресурсов и усилий на приоритетных направлениях организации социальной защиты ветеранов, инвалидов, семьи и детей;

- удовлетворение нуждаемости граждан пожилого возраста, инвалидов, семьи и детей в жизненно важных социальных услугах;

- повышение эффективности профилактики детской инвалидности.

Задачи:

- развитие системы социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семьи и детей;

- усиление социальной поддержки семей, попавших в трудные жизненные ситуации;

- развитие сети учреждений социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов и детей, укрепление их материально-технической базы;

- осуществление комплексной реабилитации инвалидов с целью достижения более высокого социального статуса инвалидов и более успешной их интеграции в общество.

Сроки реализации Программы

  

2003 - 2005 годы

Перечень подпрограмм

(С изменениями,

внесенными:

Законом Тверской области
от 17 мая 2004 года N
28-ЗО

  

- Подпрограмма "Старшее поколение";

-     подпрограмма "Социальная защита и комплексная реабилитация инвалидов Тверской области";

- подпрограмма "Дети-инвалиды";

- подпрограмма "Социальная поддержка и обслуживание семей и детей в Тверской области";

- мероприятия по реализации предложений избирателей в части программ социально-экономического развития Тверской области (в соответствии с приложениями №№ 2, 10)

Исполнители основных мероприятий Программы

  

- Департамент социальной защиты населения Тверской области,

- департамент здравоохранения Тверской области,

- департамент федеральной государственной службы занятости населения по Тверской области,

- комитет по физической культуре и спорту Тверской области,

- департамент образования Тверской области,

- комитет по делам культуры Тверской области,

- администрации муниципальных образований Тверской области,

- органы внутренних дел Тверской области,

- Тверская государственная медицинская академия,

- Тверской областной институт усовершенствования учителей,

- Федеральное Государственное учреждение "Тверское протезно-ортопедическое предприятие",

- Главное бюро медико-санитарной экспертизы,

- учреждения службы медико-санитарной экспертизы,

- лечебно-профилактические учреждения Тверской области,

- Тверской областной врачебно-физкультурный диспансер,

- Центр реабилитации военнослужащих, граждан, уволенных в запас с военной службы и членов их семей,

- Тверской областной центр "Семья",

-  учреждения социальной помощи семье и детям Тверской области,

- Тверское отделение Российского детского фонда,

- общественные организации инвалидов и пожилых людей.

Ресурсное обеспечение Программы

(С изменениями,внесенными:

Законом Тверской области от
29 декабря 2004 года N 91-ЗО.-
См. предыдущую редакцию)

 

 

  

Объемы и источники финансирования Программы -

- всего на 2003-2005 годы - 339031,97 тыс. руб., в том числе за счет:

- средств федерального бюджета - 107090 тыс. руб.,

- средств областного бюджета - 180885,04 тыс. руб.,

- средств бюджетов муниципальных образований - 28071,93 тыс. руб.,

- средств внебюджетных источников - 22985,0 тыс. руб.;

- на текущие расходы, всего - 81440,98 тыс. руб., в том числе за счет:

-средств федерального бюджета - 13717,0 тыс. руб.,

-средств областного бюджета - 58457,48 тыс. руб.,

-средств бюджетов муниципальных образований - 5751,5 тыс. руб.,

-средств внебюджетных источников - 3515,0 тыс. руб.;

- на капитальные расходы, всего - 257590,99 тыс. руб., в том числе за счет:

- средств федерального бюджета - 93373,0 тыс. руб.,

- средств областного бюджета - 122427,56 тыс. руб.,

- средств бюджетов муниципальных образований - 22320,43тыс. руб.,

- средств внебюджетных источников - 19470,0 тыс. руб.;

из них инвестиции - 69700 тыс. руб., в том числе за счет:

- средств федерального бюджета - 36500 тыс. руб.,

- средств областного бюджета - 33200 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  

- Создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения, открытие дополнительно к действующим 6-ти комплексных центров социального обслуживания населения с отделениями дневного пребывания, проведение капитального ремонта и открытие 10 муниципальных домов-интернатов;

- открытие 5-ти социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, 2-х центров социальной помощи, создание областного сурдологического центра;

- увеличение количества граждан, семей и детей, получивших социальные услуги в органах социальной защиты населения и учреждениях социального обслуживания в 1,2 раза;

- снижение уровня инвалидности среди населения Тверской области, достижение более высоких показателей реабилитации и возможность обеспечения инвалидам равных с другими гражданами социально-экономических и других прав; расширение сети учреждений (отделений) социального обслуживания семьи и детей;

- развитие форм и видов социальных услуг пожилым

гражданам, инвалидам, в том числе детям-инвалидам, семье и детям;

- усиление мер социальной поддержки семей и детей группы социального риска, профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

- укрепление материально-технической базы учреждений и служб социальной помощи;
- повышение профессионального мастерства и компетенции специалистов, работающих в системе социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, семьи и детей.

Система организации контроля за исполнением Программы

  

Предоставление ежеквартальных отчетов о ходе выполнения Программы государственным заказчиком в Департамент экономики и промышленной политики Тверской области.

Обсуждение хода реализации Программы на совещании у заместителя Губернатора Тверской области, курирующего социальную сферу.

Ежегодное предоставление отчета о выполнении Программы Губернатору Тверской области и в Законодательное Собрание Тверской области.


Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами



Социальную защиту населения Тверской области, нуждающегося в поддержке государства, необходимо рассматривать комплексно и упорядоченно, с учётом дифференцированных её составляющих, что определяется наличием в обществе социальных категорий и групп. Поэтому содержание проблемы представляется с учётом разработанных мероприятий по каждой подпрограмме Программы.


Подпрограмма "Старшее поколение"


К числу основных причин, вызвавших необходимость принятия областной целевой программы "Социальная защита населения Тверской области на 2003-2005 годы" в части "Старшее поколение" относятся:

- Падение жизненного уровня населения в целом, в том числе и нетрудоспособного. Основная масса населения в силу объективных причин не может заработать на достойное существование. Жесткие требования рыночной экономики к самообеспечению личности приводят к тому, что трудоспособные члены семьи не могут предоставить должный уровень ухода за пожилыми и больными людьми, в особенности за теми из них, кто утратил возможность к самообслуживанию и нуждается в посторонней помощи, надзоре или уходе. Стоимость "потребительской корзины" высока и рост ее продолжается.

- Возрастает численность лиц с доходами ниже прожиточного минимума: в 1998 г. она составляла 37,6 процентов от общей численности населения Тверской области, в 2001 году - 39 процентов. Сохраняется низкий уровень пенсионного обеспечения, не позволяющий в полной мере удовлетворять основные жизненные потребности. На фоне общего роста цен на основные продукты питания растет также стоимость медикаментов, получают все большее распространение платные медицинские услуги, возрастает стоимость коммунальных платежей. На фоне общего спада жизненного уровня разрушаются многие этические, моральные понятия и принципы, в том числе и в сфере семейных отношений. Наблюдается процесс распада семейных связей и в отношении пожилых. Не являются ценностными обязанности детей по содержанию своих престарелых родителей. Пожилые и больные люди зачастую остаются беспомощными, выброшенными за пределы семьи. Увеличивается численность маргинальных слоев населения. Значительно возросло число лиц, не способных адаптироваться к новым жизненным условиям, утративших социальные связи и жилье - граждан без определенного места жительства, беженцев, вынужденных переселенцев. 2003-2006 годы будут характеризоваться дальнейшим увеличением численности пожилых людей и снижением численности трудоспособного населения. В связи этим многообразие и сложность социальных проблем, обусловленных старением населения Тверской области, имеют долгосрочный характер.


Подпрограмма "Социальная защита и комплексная реабилитация инвалидов Тверской области"

Комплексная реабилитация инвалидов, как и прежде, является одним из актуальных и приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере. Это обусловлено не только стремлением предоставить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и тем, что реабилитация экономически выгодна как государству в целом, так и отдельному инвалиду.

Инвалиды во всём мире относятся к группам особого риска. Это одна из тех категорий населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах.

В настоящее время на учёте в органах социальной защиты Российской Федерации состоит 6,2 млн. инвалидов. Ежегодно впервые признаётся инвалидами свыше 1 млн. человек, из них более половины в трудоспособном возрасте.

Одними из основных принципов реабилитации остаются:

- своевременное проведение реабилитации;

- последовательность реабилитационных этапов;

- индивидуальный подход в проведении реабилитации;

- доступность мероприятий, осуществляющихся в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В целях создания реальной возможности для интеграции инвалидов в общество Федеральным законом “ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” предусмотрено создание Государственной службы реабилитации инвалидов. На этапе создания отдельной Государственной службы реабилитации, Государственная служба медико-социальной экспертизы будет частично выполнять функции реабилитационных институтов, хотя бы в плане реабилитационной диагностики, программирования мер социальной защиты и реабилитации. По мере создания системы реабилитации часть функций (реабилитационно-диагностических, профориентационных) станет компетенцией реабилитационных учреждений.

Для эффективной деятельности Государственной службы медико-социальной экспертизы и учреждений, отделений реабилитации инвалидов необходимо расширять и совершенствовать систему реабилитационных учреждений, отделений реабилитации путем создания новых учреждений реабилитации, отделений при ЦРБ, и укреплять материально-техническую базу уже существующих в Тверской области реабилитационных учреждений и отделений. Кроме того, необходимо постоянно проводить подготовку кадров для работы в этой области.

В Тверской области, как и в целом по Российской Федерации, отмечается тенденция увеличения численности инвалидов, состоящих на учёте в органах социальной защиты: 1999 г. -78557 чел. (в т. ч. детей-инвалидов 4998 чел.), 2000 г. - 78662 чел. (в т. ч. детей-инвалидов 5727 чел.); 2001 г. - 83307 (в т.ч. детей-инвалидов 5907 чел.).

Число лиц, впервые признанных инвалидами, всех категорий составило: 1999 г. - 11253 чел., 2000 г. - 11359 чел., 2001 - 11992 чел.

Число впервые признанных инвалидами на 10 тыс. взрослого населения составило: 1999 г. - 78,9, 2000 г. - 78,8, 2001 г. - 85,5.

Число впервые признанных инвалидами на 10 тыс. лиц трудоспособного возраста составило: 1999 г. - 53,4, 2000 г. - 53,2, 2001 г. - 57,2. Причём отмечается тенденция роста первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста. Удельный вес инвалидов трудоспособного возраста составляет почти 50 процентов. Удельный вес первичных инвалидов в трудоспособном возрасте составил: 1999 г. - 46,4 процента, 2000 г. - 46,7 процента, 2001 г. - 46,8 процента.

В 1999 году число впервые признанных инвалидами детей составило - 868 чел., в 2000 г. - 1012 чел., 2001 г. - 833 чел., первичный выход на инвалидность на 10 000 лиц детского населения - 1999 г. - 29,2, 2000 г. - 30,5, 2001 г. - 24,3.

В 2001 году среди болезней, послуживших причиной инвалидности детского населения, первое место в структуре первичной инвалидности принадлежит врождённым аномалиям - 20 процентов, второе место - психическим расстройствам и расстройствам поведения - 19 процентов, третье место - болезням нервной системы - 18 процентов, четвертое - болезням глаз и придаточного аппарата- 7 процентов, пятое место разделено - болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ и болезнями костно-мышечной системы по 6 процентов.

В 2001 году среди болезней, послуживших причиной инвалидности взрослого населения, удельный вес болезней системы кровообращения в структуре первичной инвалидности составил 46,2 процентов, злокачественных новообразований - 11,8 процентов; болезней нервной системы и органов чувств - 10 процентов (в том числе болезни нервной системы - 3,2 процента, болезни глаза и придаточного аппарата - 6,5 процентов, болезни уха и сосцевидного отростка - 0,3 процентов); болезней костно-мышечной системы - 6,9 процентов; травм всех локализаций - 6,1 процентов; удельный вес психических расстройств - 4,7 процентов.

Среди лиц, впервые признанных инвалидами, преобладает установление второй группы инвалидности. Причем, на протяжении последних лет удельный вес второй группы инвалидности среди лиц трудоспособного возраста остаётся стабильно высоким и составляет: 1999 г. - 64,8 процентов, 2000 г. - 64,6 процентов, 2001 г. -62,4 процентов, в том числе: в городской местности - 1999 г. - 52, 3 процентов, 2000 г. - 52,7 процентов, 2001 г. - 52,4 процентов; в сельской местности - 1999 г. - 54,5 процентов, 2000 г. - 56,2 процентов, 2001 г. - 56,3 процентов.

Вместе с тем показатель полной медицинской и профессиональной реабилитации по Тверской области остается невысоким: 1999 г. - 1,4 процента, 2000 г. - 1,4 процента, 2001 г. - 2,7 процента.

Таким образом, в Тверской области наблюдается незначительная тенденция увеличения первичного выхода на инвалидность и вместе с тем отмечается рост первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста, преобладание среди возрастных групп инвалидов лиц трудоспособного возраста. Кроме того, преобладает установление второй группы инвалидности и высокий процент установления второй группы инвалидности опять же среди лиц трудоспособного возраста. В Тверской области на протяжении последних лет, несмотря на проведение лечебно-восстановительных мероприятий и мер по трудоустройству инвалидов, остается невысоким показатель реабилитации, что вызвало необходимость создания новой программы реабилитации уже на 2003 - 2005 год..


Подпрограмма "Дети-инвалиды"


В Тверской области, как и в целом в Российской Федерации, отмечается устойчивая тенденция роста числа детей-инвалидов, нарастания частоты рождения детей с врождёнными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими наследственными инвалидизирующими заболеваниями, которая достигает в настоящее время 6-8 процентов среди новорождённых. За последние пять лет детская инвалидность в Тверской области возросла в 1,7 раза.

Основными причинами роста детской инвалидности стали снижение уровня и качества жизни населения, экологическое неблагополучие, несвоевременность выявления патологии развития ребёнка в период беременности женщин, родовые травмы, нездоровый образ жизни родителей (пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция).

В структуре детской инвалидности на первом месте стоят психоневрологические заболевания, далее идут заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, поражения органов слуха, зрения. Отмечен рост числа детей, страдающих детским церебральным параличом.

Около 47 процентов детей-инвалидов проживают в городах Тверской области, причём половина из них - в областном центре. Семьи, имеющие детей-инвалидов, составляют значительную долю от общего числа семей группы социального риска по уровню жизни. Особенно в тяжёлом положении находятся неполные семьи. Как правило, это матери с детьми-инвалидами.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению положения семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, медицинского обслуживания и социальной реабилитации детей-инвалидов, остаётся нерешённым целый комплекс социальных, экономических, медико-психолого-педагогических, оздоровительных, реабилитационных проблем.

Определяющим моментом в снижении детской инвалидности в Тверской области является подготовка молодежи, будущих родителей к осознанному материнству и отцовству. Однако медицинские учреждения Тверской области недостаточно оснащены современной диагностической аппаратурой, лекарственными средствами, корректирующими развитие ребёнка. Отсутствует целенаправленная просветительская работа по пропаганде здорового образа жизни.

В Тверской области недостаточно развита сеть социальных реабилитационных центров, отделений. С 1992 года ведётся строительство пристройки на 140 мест к Кашаровскому центру реабилитации для детей с умственной отсталостью. С 1997 года строительство пристройки из-за отсутствия финансирования приостановлено. Всего освоено за 1992-1996 годы 23 процента от объёма необходимых капитальных вложений.

Социальные и медицинские реабилитационные учреждения нуждаются в специальном коррекционно-развивающем оборудовании, современных методиках реабилитационной работы, специальной подготовке кадров по основам и технологиям медико-социально-реабилитационной работы.

В целях повышения эффективности социальной реабилитации детей-инвалидов необходимо развивать социальную работу с семьями, родителями детей-инвалидов через организацию и поддержку общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Для систематизации данных о проблемах детей-инвалидов и принятия последующих решений, программ по улучшению их положения необходима разработка и внедрение социального паспорта семьи, имеющей ребёнка-инвалида, проведение мониторинга по изучению социально-экономического положения этой категории семей.

В комплексном решении проблем детей с ограниченными возможностями необходимо развитие взаимодействия органов и учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, медико-социальной экспертизы, Тверской государственной медицинской академии, общественных объединений и организаций, решающих проблемы детей-инвалидов.

Всё это вызывает необходимость реализации на областном уровне комплекса мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов, их материального, социального обслуживания, координации усилий по профилактике детской инвалидности, повышению эффективности реабилитационного процесса.


Подпрограмма "Социальная поддержка и обслуживание семьи и детей в Тверской области"

Разработана в развитие областной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей в Тверской области" на 2002 год, федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" (2001-2002 годы), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2000 г. № 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы". По данным Комитета государственной статистики, по итогам переписи населения в 1989 г. в Тверской области было зарегистрировано 237,6 тысяч семей, имеющих детей несовершеннолетнего возраста. Наиболее распространёнными в Тверской области являются однодетные домохозяйства. Доля их в общей численности домохозяйств с детьми составила по данным микропереписи 1994 года - 58 процентов (по переписи 1989 года - 55 процентов). Средний размер домохозяйств в Тверской области в 1994 году был - 2,5 человека (в 1989 году - 3,0 чел.). Значительно сократилось число многодетных семей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»