Недействующий

ЗАКОН

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 07 апреля 2003 года N 19-зо

Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы"

Принят Законодательным Собранием

Тверской области 25 марта 2003 года

(Утратил силу:
закон Тверской области от 14.04.2005 г. N 63-зо )

Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы" (прилагается).

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Тверской области В.И. Платов

Тверь

7 апреля 2003 г.

N 19-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы"

г. Тверь

2002

ПАСПОРТ областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы"

Наименование Программы:

- областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы" (далее - Программа).

Дата принятия решения
 о разработке Программы:

- распоряжение Администрации области от 29.01.2002 N 26-ра "О разработке областной целевой программы".

Государственный заказчик:

- департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области.

Основные разработчики:

- департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области;
Тверская государственная сельскохозяйственная академия.

Цели и задачи Программы:

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

 - создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

 - повышение уровня правовой и социальной защищенности в области охраны труда;

 - реализация государственной политики по охране труда работников АПК.

Сроки и этапы реализации
 Программы:

2003-2005 годы.

Перечень программ и основных мероприятий:

- внедрение системы управления охраной труда в АПК Тверской области;

 - совершенствование условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области;

 - нормативное и информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование, пропаганда;

 - создание фондов охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области.

Исполнители Программы:

- департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области, органы управления АПК муниципальных образований, предприятия и организации АПК Тверской области.

Объемы и источники финансирования:

- общий объем финансирования Программы 20,07 млн. рублей, в том числе:
 - 0,97 млн. руб. из областного бюджета;

 - 19,1 млн. руб. - собственные средства предприятий и организаций.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

- уменьшение числа дней нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем и профзаболеванием, снижение расходов на оплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем и профзаболеванием на 230 тыс. руб., сокращение единовременных выплат и расходов на реабилитацию на 2856 тыс. руб. (приложение 4);

 - уменьшение количества человеко-дней по болезни работников списочного состава в соответствии с листками временной нетрудоспособности, снижение выплат пособий по временной нетрудоспособности с 18,4 млн. рублей в 2001 году до 7,5 млн. рублей в 2005 году (приложение 5);

 - сокращение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышение безопасности труда и социальной защищенности работников, создание благоприятных предпосылок для снижения уровня производственного травматизма со смертельным исходом.

Система организации контроля за исполнением Программы:

департамент по социально-экономическому развитию села Тверской области ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой программы, копию доклада направляет в департамент экономики и промышленной политики Тверской области.
 Отчет о реализации Программы представляется для утверждения в Законодательное Собрание Тверской области ежегодно с внесением Губернатором Тверской области проекта закона Тверской области об утверждении отчета об исполнении областного бюджета Тверской области за соответствующий год.

ПРОГРАММА

"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ АПК ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2005 ГОДЫ

Настоящая Программа разработана на основе Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Временного положения об организации работы по охране труда на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса Российской Федерации, распоряжения Администрации области от 29.01.2002 N 26-ра "О разработке областной целевой программы".

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В области за последние 5 лет наблюдается тенденция к снижению случаев производственного травматизма на предприятиях АПК. Если в 1999 г. число пострадавших в расчете на 1000 работающих составило 12,7 чел., то в 2000 г. 12 чел., что на 5,5 % ниже. Начиная с 1996 г. показатель производственного травматизма сократился на 35,8 %. Несмотря на это, положение в области условий и охраны труда остается неблагополучным. За 2000 год получили травмы различной тяжести 840 человек, из них 23 смертельных. Остается очень высоким уровень производственного травматизма в животноводстве. В 2000 г. смертельно травмировано быками-производителями 5 человек. За апрель - май 2001 г. травмировано 5 человек, из них 1 человек смертельно. В результате ДТП и при работе с сельскохозяйственной техникой за 2000 г. погибло 10 человек, из них половина пострадавших находилась в состоянии алкогольного опьянения.

На ряде предприятий перерабатывающей промышленности сложилось неудовлетворительное положение с эксплуатацией и ремонтом теплотехнического оборудования: нарушаются водные режимы при эксплуатации котельного оборудования, сроки технического освидетельствования и диагностирования объектов котлонадзора, ремонтные работы котлов и вспомогательного оборудования проводятся не в полном объеме, из-за текучести кадров практически все льнозаводы не укомплектованы ремонтным персоналом, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования назначаются лица, не имеющие образования и не прошедшие специального обучения.

Среди основных причин неудовлетворительного состояния охраны труда на предприятиях АПК области можно выделить следующие.

Недостаточная организационная роль руководства органов управления АПК муниципальных образований в реализации государственной политики по охране труда; отсутствие контроля за созданием здоровых и безопасных условий труда работающих на предприятиях, в должностных инструкциях главных специалистов отсутствуют функциональные обязанности по охране труда и их ответственность за нарушения законодательства об охране труда.

Продолжает иметь место тенденция сокращения служб по охране труда. Только в 24 районных управлениях сельского хозяйства есть освобожденные специалисты по охране труда. В Бельском, Вышневолоцком, Жарковском, Калязинском, Кувшиновском, Лесном, Молоковском, Оленинском, Рамешковском, Селижаровском, Спировском, Фировском районах обязанности специалистов по охране труда возложены на отраслевых специалистов. Освобожденные специалисты по охране труда имеются лишь на 39 сельскохозяйственных предприятиях области.

Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания со стороны руководителей предприятий к вопросам охраны труда, отсутствии средств индивидуальной защиты, нормативно-технической документации и проведения аттестации рабочих мест, низком уровне механизации в животноводстве и растениеводстве, снижении ответственности, требовательности к контролю за соблюдением норм и правил по охране труда, несоблюдении режимов труда и отдыха. В 2000 г. на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на мероприятия по охране труда было израсходовано в среднем в расчете на одного рабочего 54 рубля.

Все это определяет необходимость принятия областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы", внедрения системы мероприятий, направленных на снижение производственного травматизма, создания условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, привлечения финансовых средств и объединения усилий предприятий и организаций АПК Тверской области по разработке и созданию механизма экономического стимулирования работодателей на обеспечение безопасных условий труда.

2. Основные цели и задачи реализации Программы

Основными целями областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области на 2003-2005 годы" являются:

- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в области;

- создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

- повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.

Основной задачей программы является реализация государственной политики в области улучшения условий и охраны труда, изложенной в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

3. Система программных мероприятий

Мероприятия определены департаментом по социально-экономическому развитию села Тверской области на основе анализа состояния и охраны труда работников на предприятиях и в организациях АПК Тверской области, статистических данных о состоянии условий труда; проверок и расследований несчастных случаев, рекомендаций государственной инспекции труда в Тверской области, Тверского отдела Управления центрального промышленного округа Госгортехнадзора России, ГУ "Управление государственного энергетического надзора по Тверской области", Тверской государственной сельскохозяйственной академии (кафедра охраны труда).

Система программных мероприятий объединяет работы по следующим направлениям:

3.1. Внедрение системы управления охраной труда

в АПК Тверской области

Внедрение системы управления охраной труда в АПК Тверской области, которая предусматривает разработку областных отраслевых нормативных правовых актов:

- Положения об организации работы по охране труда в АПК Тверской области;

- Положения о статусе специалиста по вопросам охраны труда;

- о фондах охраны труда предприятий и организаций АПК Тверской области;

- об организации обучения вопросам охраны труда.

3.2. Совершенствование условий и охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области

Актуальность мероприятий, связанных с совершенствованием условий и охраны труда, объясняется использованием устаревшего технологического оборудования, ухудшением обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, нарушением работы средств и систем коллективной защиты рабочих мест, массовыми нарушениями технологической и производственной дисциплины, низким качеством контроля за состоянием производственной среды из-за недостатка соответствующих контрольно-измерительных средств и их несовершенства.

В составе основных мероприятий предусмотрено:

- создание на предприятиях и в организациях служб и комитетов (комиссий) по охране труда (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда; в организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации; в организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда);

- оказание специалистами по охране труда областных органов управления АПК помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда;

- проведение инвентаризации рабочих мест, обеспечение их инструкциями и нормативно-технической документацией;

- участие специалистов по охране труда в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

- согласование со специалистом по охране труда разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда;

- участие специалистов по охране труда в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда;

- участие специалистов по охране труда совместно с инспекцией Гостехнадзор в проверке технической готовности сельскохозяйственной техники к периодам проведения сельскохозяйственных работ в целях обеспечения их безопасной эксплуатации;

- внедрение на ремонтно-технических предприятиях, реммастерских ресурсосберегающих технологий ремонта сельскохозяйственной техники и восстановления изношенных деталей;

- разработка и внедрение на перерабатывающих предприятиях передовых технологий переработки продукции.

Внедрение этих мероприятий поможет улучшить условия труда, снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.

3.3. Нормативное и информационное обеспечение охраны труда, профессиональное образование, пропаганда

Работа в этом направлении включает в себя:

- разработку программ обучения по охране труда работников организаций, в том числе их руководителей;

- организацию своевременного обучения по охране труда работников организаций, в том числе их руководителей, и участие в работе комиссий по проверке знания требований охраны труда;

- составление специалистами по охране труда (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

- обеспечение сельскохозяйственных организаций нормативными правовыми актами (правилами, нормами, типовыми инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда за счет средств фонда охраны труда;

- доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Тверской области;

- структурирование и формирование базы данных нормативных и правовых документов по охране труда;

- организацию и руководство работой кабинетов по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в сельскохозяйственных предприятиях;

- внедрение системы информационного обеспечения на базе компьютерной сети Интернет (с органами управления агропромышленным комплексом муниципальных образований);

- организацию ежегодных областных семинаров-совещаний по охране труда, в том числе непосредственно на предприятиях, способных показать свои достижения в этой сфере, с выставкой - продажей нормативно-справочной литературы, спецодежды и средств индивидуальной защиты;

- проведение конкурсов на лучшую организацию охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с Положением об областном конкурсе на лучшую организацию охраны труда и пожарной безопасности на предприятиях, организациях, в хозяйствах АПК (приложение 2).

3.4. Создание фондов охраны труда на предприятиях и в организациях АПК Тверской области

На предприятиях и в организациях АПК Тверской области за счет их собственных средств в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" могут создаваться фонды охраны труда.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»