Действующий

О прогнозе социально-экономического развития Тверской области на 2003 год


РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Прогнозные показатели развития отраслей социальной сферы области рассчитаны с учетом существующей областной нормативной правовой базы, состояния социальной инфраструктуры и тенденций ее развития в последние годы, а также складывающейся негативной демографической ситуацией.

Прогнозирование роста реальных доходов населения области на 6-8 % в 2003 году позволяет ожидать увеличение расходов населения на жилищное строительство и спрогнозировать рост строительства индивидуальных жилых домов на 10-15 тыс. кв. метров в 2003 году к уровню предыдущего года.

Расчет показателей отрасли "Образование" осуществлялся с учетом реализации мероприятий областной программы "Развитие образования Тверской области на период 2002-2006 годы", предусматривающей расширение рынка представления образовательных услуг государственными и негосударственными образовательными учреждениями.

Расчетный показатель численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), в 2003 составит 42.8 тыс. человек или 99,8% к уровню 2001 года, что объясняется малой востребованностью услуг ДОУ в сельской местности, в том числе из-за роста- платы за содержание детей, резким снижением числа ясельных групп, а также ростом числа семей; имеющих возможность не пользоваться услугами ДОУ. Охват детей области дошкольным воспитанием составляет около 64%, что на 8 процентных пунктов выше, чем в среднем по России.

Резкий рост показателя обеспеченности дошкольными образовательными учреждениями в 2002 году по сравнению с предыдущими годами (до 1173 мест на 1000 детей дошкольного возраста) объясняется изменением в методике подсчета численности детей дошкольного возраста (диапазон возрастов от 2,5 до 6 лет), предложенной Минэкономразвития РФ. Применяемая ранее методика, учитывающая детей в возрасте от 1 до 6 лет, на наш взгляд, более реально отражает картину обеспеченности ДОУ и потенциальные возможности родителей воспользоваться правом получения своим ребенком дошкольного образования начиная, с 1 года. По ранее действовавшей методике данный показатель за 2002 год составил бы 884 места на 1000 детей дошкольного возраста.

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях рассчитана с учетом негативных демографических факторов и имеющейся в области возможностью получения учащимися аттестата о среднем образовании как в дневных, так и в вечерних школах.

Планируемый в 2002 и 2003 годах ввод 5 школ более чем на 1400 ученических мест позволит снизить нагрузку на школы и довести в 2003/2004 учебном году удельный вес школьников, занимающихся в I смену до 84,6%, в том числе в городах - до 80%, в сельских школах - до 99,1%.

Показатели численности учащихся и студентов, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального звена, прогнозировались с учетом возможности получения соответствующего образования в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, а также их филиалах по всем формам обучения (дневная, вечерняя, заочная, экстернат).

Выпуск специалистов ВУЗов и ССУЗов рассчитан, исходя из цифр приема прошлых лет и имеющего место фактического "отсева" студентов.

Динамика показателей обеспеченности учреждениями здравоохранения области соответствует процессу реструктуризации сети больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, интеграции ведомственных медицинских, учреждений в систему ОМС, прогнозируемым показателям ввода в действие и выбытия объектов здравоохранения, а также складывающейся негативной демографической ситуации в области. Развитие негосударственного сектора здравоохранения, оказывающего, в основном, консультационные и оздоровительные услуги, не оказывает заметного влияния на изменение данных показателей.

Обеспеченность больничными койками с 2000 по 2003 год вырастет на 3,1 пункта и по расчетам составит в 2003 году 124,8 коек на 10 тыс. населения, что составит 92,7% от норматива обеспеченности больничными учреждениями, одобренного распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1062-р.

Показатели обеспеченности койками интенсивного и восстановительного лечения; койками для лечения хронических больных, дневными стационарами и фельдшерско-акушерскими пунктами не рассчитывались ввиду отсутствия соответствующих показателей в медицинской отчетности.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки, одобренной постановлением Правительства РФ от 05.11.1997 № 1387, в больничных учреждениях области выделяются койки, предназначенные для оказания медико-социальной помощи престарелым гражданам, обеспеченность которыми за период с 2000 по 2003 годы вырастет незначительно и прогнозируется в 2003 году на уровне 2,4 койки на 10 тыс. населения.

Обеспеченность койками стационаров дневного пребывания рассчитывалась с учетом наличия соответствующих коек, как в стационарах, так и в системе амбулаторно-поликлинического обслуживания. По расчетам, число коек вырастет в прогнозируемом периоде на 7,7%. Удельный вес коек стационаров дневного пребывания в 2003 году предположительно составит 7,8% от общего числа больничных коек, что ниже уровня в 10%, рекомендованного Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки.

Показатель обеспеченности амбулаторно-поликлиннческими учреждениями в прогнозируемом периоде возрастет на 6,6% к уровню 2000 года и на 8% превысит норматив (181,5 посещений в смену на 10 тыс. жителей), но на 20% будет ниже уровня обеспеченности в среднем по России (245 посещений в смену на 10 тыс. населения).

Предполагается, что повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений и возможность получения пенсии в полном объеме работающими пенсионерами даст возможность увеличить численность медицинских кадров, особенно младшего и среднего медицинского персонала. Показатели обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом в 2003 году составят соответственно 51,4 и 108,3 человек на 10 тыс. населения. Наличие в области медицинской академии является фактором, позволяющим сохранять в области высокий уровень обеспеченности врачами. Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2000 году составляла 88,9% от норматива и 93,9% от среднего уровня обеспеченности по России.

В соответствии с реализуемыми областными целевыми программами "Социальная защита инвалидов", "Медико-социальная реабилитация инвалидов", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети-инвалиды" на территории области развивается сеть муниципальных домов престарелых и инвалидов малой вместимости. С учетом функционирования государственной сети домов-интернатов и развития ее муниципального аналога показатель обеспеченности стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов вырастет за период с 2000 по 2003 годы на 19,4% и составит в 2003 году 34 места на 10 тыс. населения.

Показатели обеспеченности населения области массовыми библиотеками и клубными учреждениями в расчете на 100 тыс. жителей к 2003 году вырастут по сравнению с уровнем 2000 года на 2,3% и 0,5%, соответственно. Указанное обстоятельство определяется, в основном, снижением численности населения области на фоне ежегодного выбытия 15-20 небольших сельских учреждений культуры и отсутствия подготовленных кадров для обслуживания этих учреждений.

В рамках реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в области продолжается рост доли участия населения в покрытии затрат на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг. Уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в 2001 году вырос по сравнению с 2000 годом на 23,5 процентных пункта и составил 65 % от затрат предприятий.

Ожидается, что в 2002 году тарифы на жилишно-коммунальные услуги для населения будут повышаться практически во всех муниципальных образованиях, что в сочетании с улучшением бюджетного финансирования ЖКХ позволит исключить накапливание долгов у жилищно-коммунальных предприятий. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения в среднем по области, по оценке, увеличатся в 1,6 раза. Вместе с тем, на фоне продолжающегося роста полной стоимости предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2002 году (по оценке - на 29 % к уровню 2001 года) доля участия населения в покрытии затрат на производство н предоставление жилишно-коммунальных услуг в текущем голу увеличится только на 15 процентных пунктов  и составит 80 % от затрат предприятий.

В 2003 году прогнозируется рост стоимости производства и оказания жилишно-коммунальных услуг в размере 123 % к уровню 2002 года. Тенденции роста доли оплаты населения за жилье и коммунальные услуги будут определяться двумя вариантами развития социально-экономической ситуации в области. По 1-ому варианту прогноза, предполагающему менее оптимистичное развитие социально-экономической ситуации в области, доля оплаты за жилье и коммунальные услуги для населения составит 90 % от полной стоимости предоставляемых услуг.

По 2-ому варианту, предполагающему больший рост доходов населения, обусловленный благоприятным развитием экономики области, плата за жилищно-коммунальные услуги для населения области вырастет по сравнению с 2002 годом в 1,5 раза, уровень платежей граждан повысится на 15 процентных пунктов и достигнет 95 %.