Недействующий

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 01 ноября 2001 года N 188-ОЗ-2


Об областной целевой программе "Оптимизация уровня
механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы"
("Механизация")

_____________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании:
Закона Тверской области от 14.04.2005 года N 63-ЗО
_____________________________________________________



Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация") (прилагается).

Статья 2. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя
Законодательного Собрания
Тверской области
 А.В. Грибов


УТВЕРЖДЕНА
 законом Тверской области
от 01.11.2001. № 188-ОЗ-2


ОДОБРЕНА
постановлением
Губернатора Тверской области
от 25.06.2001. № 258



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА



“Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного
 производства области на 2001-2005 годы"
(“Механизация”)

г. Тверь

СОДЕРЖАНИЕ                                   

Стр

.


Паспорт областной целевой Программы

3

     
1.     Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами                    

6

     
2.Основные цели и задачи реализации Программы                       

8

     
3. Система программных мероприятий                            

9

     
 3.1. Создание лизингового фонда                             

9

     
  3.2. Создание и пополнение фонда ремонта                            

10

     
 3.3. Создание рынка подержанной
сельскохозяйственной техники                                   

11

     
3.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций                              

13

     
3.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного      производства области                 

14

     
3.6. Изготовление дополнительных средств механизации             

15

     
4. Финансирование мероприятий                                   

17

     
4.1. Создание лизингового фонда                            

17

     
4.2. Создание и пополнение фонда ремонта                       

17

     
4.3. Создание рынка подержанной
сельскохозяйственной техники                                  

17

     
4.4. Организация и развитие сети
машинно-технологических станций                              

18

     
4.5. Укрепление энергетического потенциала
сельскохозяйственного      производства области                   

18

     
4.6. Изготовление дополнительных средств механизации                          

18

     
5. Ресурсное обеспечение Программы                             

18

     

6. Механизм реализации и контроль за ходом

выполнения  Программы        

19

       

7. Оценка эффективности реализации Программы                         

20

8. Приложения                                                 

22



ПАСПОРТ
областной целевой программы "Оптимизация уровня механизации
сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы"
("Механизация")

Наименование Программы:

"Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства на 2001-2005 годы" ("Механизация").

Дата принятия решения
о разработке Программы:

Распоряжение Губернатора области от 22.12.2000 г. №1893-р "О внесении дополнений в распоряжение Губернатора Тверской области от 21.06.2000 г. № 855-р "О разработке областных целевых программ на 2001 - 2005 годы".

Государственный заказчик:

Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области.

Основные разработчики:

Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области, НП Корпорация "Тверьоблагропромсервис", ОАО "Тверьагроснабкомплект",
ЗАО "Тверьагропромэнерго".

Цели и задачи Программы:

Главной целью Программы является создание условий для наращивания производства сельскохозяйственной продукции.

Программа  предусматривает  решение  следующих задач: обеспечить уровень технической готовности машинно-тракторного парка и животноводческого оборудования, необходимый для выполнения объемов работ по производству продукции растениеводства и животноводства, создать основу для эффективного использования сельскохозяйственной техники.

Исполнители программы:

Департамент по социально-экономическому разви-тию села Администрации области,  органы управления АПК райгорадминистраций,  сельхозтоваропроизводители области ( под которыми понимаются  коллективные и фермерские хозяйства, товарище-ства, производственные кооперативы, государст-  венные  и муниципальные унитарные предприятия).

Сроки и этапы реализации
программы:

2001 -2005 годы.

Перечень основных мероприятий:

Оптимизация уровня механизации  предусматривает осуществление  комплекса мер:

создание лизингового фонда;

создание и пополнение фонда ремонта;

создание рынка подержанной сельскохозяйственной техники;

организация и развитие сети машинно-технологических станций;

укрепление  энергетического потенциала сельскохозяйственного производства области;

изготовление дополнительных средств механизации.

Объемы и источники:

Для реализации Программы требуется всего средств   249,1  млн. руб., в том числе из федерального бюджета 123,0  млн. руб., из областного бюджета 58,3  млн. руб.,  собственные средства  сервисных предприятий - 0,6 млн. руб. сельхозтоваропроизводителей  - 67,2 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:

Реализация предусмотренных областной целевой Программой мероприятий позволит повысить производительность труда, улучшить использование материально-технических ресурсов, сохранить и постепенно увеличивать площади сельскохозяйственных угодий.

Система организации контроля за использованием программы:

Департамент по социально-экономическому развитию села администрации Тверской области ежеквартально, нарастающим итогом, в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в комитет экономики Администрации области информацию о ходе реализации областной целевой программы "Механизация". Ежегодно, до 20 марта представляет Губернатору Тверской области доклад о ходе реализации в истекшем году областной целевой программы, копию доклада направляет в комитет экономики Администрации области.


ПРОГРАММА
"Оптимизации уровня механизации сельскохозяйственного производства
области на 2001-2005 годы"
("Механизация")

1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами.

Одной из основных причин неудовлетворительной работы всех отраслей сельскохозяйственного производства является низкий уровень их технической оснащенности. Наличие собственного производства и обеспеченность отечественных сельхозтоваропроизводителей необходимой техникой характеризуют  продовольственную безопасность любой страны.

Диспаритет цен между продукцией машиностроения и сельскохозяйственного производства лишил сельских товаропроизводителей возможностей своевременно приобретать технику для замены, выбывающей в связи с физическим износом и ее старением. В результате количество машин резко снизилось и не обеспечивает обработку пашни в полном объеме, механизацию трудоемких процессов в растениеводстве и животноводстве. Как следствие, снижение урожайности и валового сбора сельскохозяйственных культур, продуктивности животных и объемов производства продуктов животноводства, падение рентабельности производства.

Тракторный парк сельскохозяйственных предприятий области с 1995 г. по 2001 г. сократился на 32,3 % (6763 шт.), парк зерноуборочных комбайнов - на 37,3 % (1283 шт.), сеялок всех марок - на 46,8 % (1751 шт.).

Анализ обеспеченности основной сельскохозяйственной техникой хозяйств области (приложение  1) показывает, что обновление парка за последние 5 лет составляет менее 1% в год, и в дальнейшем приобретение новой техники ожидается в значительно меньших объемах, а в то же время выбытие идет в пределах 5-10 % от наличия.

Тракторный и комбайновый парк стареют, большинство машин находится за пределами экономически целесообразных сроков использования. Особенно тревожное положение с тракторным парком, в котором более 10,0 тыс. шт. тракторов (71 % от наличия) вышли за пределы сроков амортизации.

       С уменьшением численности машин резко возросли нагрузки на оставшуюся технику. Так, нагрузка на 1 физический трактор в настоящее время составляет 60 га пашни или на 50 % выше норматива. На 1 плуг приходится 226 га пашни при нормативе 151 га. Нагрузки на культиваторы превышает нормативные более чем в 2 раза.

Аналогичное положение складывается и в механизации животноводческих ферм, на которых практически приостановлены работы по реконструкции и техническому перевооружению. На протяжении последних лет резко сократилось поступление в область машин и механизмов для животноводческих  ферм и комплексов. Так, поставка доильных установок к 1990 году сократилась в 87 , холодильных установок соответственно -  366, кормораздатчиков -  155, средств для навозоудаления -  52 раза. И как следствие, уровень комплексной механизации на молочно-товарных фермах по сравнению с 1990 годом снизился в 2,5 раза (приложение 2).

Особую тревогу вызывает состояние электрооборудования на фермах и сушильных комплексах. Отсутствие возможности проведения необходимых работ по ремонту и замене электрооборудования приводит к нарушению основных процессов при содержании общественного поголовья животных; значительно уменьшает уровень механизации трудоемких процессов, увеличивает заболеваемость животных, повышает пожароопасность и в итоге приводит к спаду выхода продукции животноводства.

Падение платежеспособности сельхозтоваропроизводителей не позволяет им не только приобретать новую технику, но и ремонтировать и обслуживать на должном уровне, находящуюся в эксплуатации.

С ухудшением технического состояния сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для животноводческих ферм и комплексов увеличиваются затраты на покупку запасных частей и материалов. Однако финансовое состояние большинства хозяйств не позволяет приобретать даже минимум необходимого для ремонта за счет собственных источников, пользоваться услугами обслуживающих предприятий (районные объединения "Агропромэнерго", "Агроснабы", ремонтно-технические предприятия и заводы), которые также находятся в тяжелом финансовом положении, не имеют свободных оборотных средств для приобретения необходимых запасных частей и материалов. В итоге простаивают производственные мощности обслуживающих село предприятий.

Не в полном объеме решают  вопросы пополнения средств механизации и поддержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии поставка машин и оборудования по лизингу и ремонт техники с отсрочкой платежа ввиду их незначительных объемов и коротких сроков возврата средств.

Динамика приобретения техники за последние 10 лет хозяйствами области приведена в приложении 3.

Все это определяет необходимость разработки целевой Программы  осуществления действенных мер по прекращению дальнейшего спада инженерно-технического потенциала агропромышленного комплекса области, его стабилизации и развития.

Программа имеет своей целью восполнение недостающей техники и сбалансирование парка машин и оборудования, обеспечивающих выполнение прогнозируемых объемов работ на 2001-2005 годы. Ее реализация требует  финансирования в основном за счет средств  федерального и областного бюджетов.

2. Основные цели и задачи реализации Программы.

Главной целью Программы является приведение энергетических мощностей машинно-тракторного парка, механизмов животноводческих ферм в соответствие с потребностями сельскохозяйственного производства, достижения прогнозируемых показателей в растениеводстве и  животноводстве области.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- оптимизация количества и номенклатуры парка сельскохозяйственной техники и оборудования животноводческих ферм и комплексов;

- приведение и содержание машинно-тракторного парка в работоспособном состоянии, позволяющем выполнить весь комплекс сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки;

-за счет внедрения новой техники выйти на уровень механизации, который бы обеспечил  внедрение прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве;

- создание условий по эффективному использованию сельскохозяйственной техники и механизмов животноводческих ферм и комплексов, приблизив их нагрузки к нормативным;

- восстановление и техническое перевооружение ремонтно-обслуживающей базы хозяйств и ремонтных предприятий.

3. Система программных мероприятий.

Оптимизация уровня механизации сельскохозяйственного производства области предусматривает осуществление следующего комплекса мер:

3.1. Создание лизингового фонда.

Из-за отсутствия финансовых средств у сельхозтоваропроизводителей обновление машинно-тракторного парка и оборудования животноводческих ферм и комплексов, доведение до оптимального количества машин в настоящее время возможно лишь на условиях финансовой аренды (лизинга).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»