ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 1996 года N 534
Об областной целевой программе
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
в Тверской области на 1996 - 2000 годах"
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. N 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" постановляю:
1. Утвердить областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра в Тверской области на 1996 - 2000 гг." (прилагается).
2. Принять к сведению, что поставка программно - технических комплексов (ПТК) в райгоркомземы и облкомзем будет осуществляться централизованно за счет средств Федерального бюджета.
3. Финансовому управлению администрации области (Райдур И.П.) предусмотреть в областном бюджете средства для финансирования данной программы.
4. Рекомендовать главам райгорадминистраций обеспечить райгоркомземы помещениями для размещения ПТК и финансирование кадастровых работ (кадастровая съемка, изготовление планово картографических материалов, инвентаризация земель) за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников в объемах, согласованных с райгорадминистрациями.
5. Определить государственным заказчиком Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Румянцева В.М.
Губернатор Тверской области
В.И.Платов
Приложение
к Постановлению
губернатора Тверской области
от 10 ноября 1996 г. N 534
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
в Тверской области" на 1996 - 2000 гг.
г. Тверь, 1996 г.
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ Областная целевая программа "Создание автома-¦
¦Программы ¦ тизированной системы ведения государственного¦
¦ ¦ земельного кадастра в Тверской области на¦
¦ ¦ 1996 - 2000 г." ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные разра- ¦ Комитет по земельным ресурсам и землеустройст-¦
¦ботчики Програм-¦ ву области ¦
¦мы ¦ Землеустроительное предприятие РосНИИземпроект¦
¦ ¦ ¦
¦Цель Программы ¦ Разработка и развертывание автоматизированной¦
¦ ¦ системы ведения государственного земельного¦
¦ ¦ кадастра, обеспечивающей на всей территории¦
¦ ¦ Тверской области проведение единой политики в¦
¦ ¦ области земельного кадастра ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки реализации¦ 1996 - 2000 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Перечень основ- ¦ Разработка и внесение предложений в Законода-¦
¦ных мероприятий ¦ тельное Собрание области по совершенствованию¦
¦ ¦ нормативно - правовой базы ведения государст-¦
¦ ¦ венного земельного кадастра; подготовка и пе-¦
¦ ¦ реподготовка кадров; создание кадастровых бю-¦
¦ ¦ ро; введение в штаты сельских и поселковых ад-¦
¦ ¦ министрации землеустроителей; развертывание¦
¦ ¦ программно - технических комплексов; информа-¦
¦ ¦ ционное обеспечение системы ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные испол- ¦ Комитет по земельным ресурсам и землеустройст-¦
¦нители Программы¦ ву области; райгорадминистрации; Федеральный¦
¦ ¦ кадастровый центр "Земля"; Российский институт¦
¦ ¦ мониторинга земель "РосИМЗ"; АОЗТ "Геоид" (г.¦
¦ ¦ Москва); Тверское землеустроительное предприя-¦
¦ ¦ тие РосНИИземпроект; "Аэрогеодезия" (г. С. -¦
¦ ¦ Петербург); АО "Тверские изыскания"; Тверской¦
¦ ¦ территориальный геодезический центр ¦
¦ ¦ ¦
¦Объемы и источ- ¦ Общая сумма расчетных затрат на реализацию¦
¦ники финансиро- ¦ Программы (в ценах 1995 г.) составляет 153,6¦
¦вания ¦ млрд. рублей, в том числе из федерального бюд-¦
¦ ¦ жета эксплуатационные расходы составят 2227,3¦
¦ ¦ млн. рублей. Наибольшие финансовые затраты¦
¦ ¦ 132870 млн. рублей из областного и местного¦
¦ ¦ бюджетов приходятся на проведение кадастровых¦
¦ ¦ съемок и инвентаризацию земель, изготовление¦
¦ ¦ планово - картографических материалов, без ко-¦
¦ ¦ торых не может быть создана информационная ба-¦
¦ ¦ за ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые конеч-¦ Ведение государственного земельного кадастра¦
¦ные результаты¦ на современном техническом и технологическом¦
¦реализации Прог-¦ уровне, исчерпывающая кадастровая информация о¦
¦раммы ¦ составе, состоянии и движении земельных ресур-¦
¦ ¦ сов будут способствовать увеличению поступле-¦
¦ ¦ ний платежей за землю, позволят внести сущест-¦
¦ ¦ венные изменения в налоговую систему, повысить¦
¦ ¦ ее стимулирующую роль в развитии производства,¦
¦ ¦ а также обосновать установление правового ре-¦
¦ ¦ жима пользования земельными участками (серви-¦
¦ ¦ туты, ограничения, обременения), что в конеч-¦
¦ ¦ ном итоге должно привести к нормализации соци-¦
¦ ¦ альных проблем, остро стоящих перед обществом¦
¦ ¦ в области земельно - имущественных отношений,¦
¦ ¦ даст возможность развиваться рынку земли и¦
¦ ¦ недвижимости, обеспечивать надежность операций¦
¦ ¦ с землей и недвижимостью прежде всего в сфере¦
¦ ¦ ипотечного кредитования ¦
¦ ¦ ¦
¦Система контроля¦ Контроль за выполнением мероприятий Программы¦
¦за исполнением¦ осуществляется в порядке, установленном для¦
¦Программы ¦ контроля за ходом реализации областных целевых¦
¦ ¦ программ. ¦
¦ ¦ Составление квартальных, полугодовых и годовых¦
¦ ¦ отчетов для Роскомзема и администрации облас-¦
¦ ¦ ти. Приказом облкомзема для управления прог-¦
¦ ¦ раммой создается дирекция. ¦
+----------------------------------------------------------------+
Областная целевая программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Тверской области разработана на основе Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", принятой в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории области, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.
Программой ставится задача завершить в течение 1996 - 2000 года работы по созданию в Тверской области государственной автоматизированной системы земельного кадастра (далее ГАС ЗК).
Данная задача продиктована динамикой земельной реформы необходимостью привести сферу регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в соответствии с потребностями рыночной экономики.
Земельная реформа внесла коренные изменения в характер земельных отношений. Отменена монополия государственной собственности на землю, проведено крупномасштабное перераспределение земель. Появились и развиваются новые формы земельной собственности, включая частную. Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей составило на 1 января 1996 года 644,2 тысяч человек и продолжает расти. Им передано 239,5 тыс. гектаров земель. Органы местного самоуправления получили в свое распоряжение 328,5 тыс. гектаров земель. Более 608 тысяч юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю. В срочном порядке потребовалось провести инвентаризацию земель в населенных пунктах. По состоянию на 1 января 1996 года такие работы проведены на площади 28,4 тыс. га и в настоящее время продолжаются. Быстро активизируется земельный рынок. За три года состоялось более 9 тысяч сделок купли - продажи земельных участков и количество их ежегодно увеличивается.
В ходе проведения реформы стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами. Из-за отсутствия необходимой базы кадастра управление земельными ресурсами, особенно в городах, столкнулось с большими трудностями: режим пользования земель регулируется в ограниченных масштабах, значительный недобор земельных платежей, хотя земли городов - это основной источник бюджетных поступлений от платежей за землю.
В целом, переход земельной реформы в стадию более высокой экономической активности и расширения рыночных операций с земельными участками требует оперативного создания эффективного кадастрового обслуживания реформированных земельных отношений. Предусмотренные в связи с этим Программой работы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в полной мере отвечают новым экономическим и правовым условиям землепользования в Тверской области.
Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра области создается как современная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений и поддержки цивилизованного земельного рынка, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель. Главная цель ГАС ЗК обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев и пользователей земли.
Программа включает комплекс взаимоувязанных организационно правовых, инженерно - технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволяют создать информационную систему, способную эффективно функционировать в составе Государственной автоматизированной системы земельного кадастра Российской Федерации.
Реализация Программы позволит обеспечить следующие основные задачи:
создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра;
создание и управление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово - кредитных учреждений, юридических и физических лиц;
обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
обеспечение сбора земельных платежей и налогов на прочно связанную с землей недвижимость;
информационную и правовую поддержку функционирования рынка земли и недвижимости;
поддержку и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости;
обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и иных платежей в бюджет;
информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
В итоге эффективность земельной политики в области значительно возрастает.
Основными правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", а также новые Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, регулирующие вопросы государственного земельного кадастра, регистрации прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и мониторинга земель, принятие которых позволит обеспечить государственную защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления использованием земельных ресурсов.
До принятия закона "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним" в срочном порядке необходимо принять постановление Губернатора области "О временном порядке регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними на территории Тверской области".
Организацию работ по созданию ГАС ЗК обеспечивают, в основном, действующие на территории области структуры Роскомзема и органы местного самоуправления. Заказчиком системы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, имеющий в своем составе разветвленную сеть земельных комитетов, состоящих из 26 райкомземов, 11 райкомземов с городами областного подчинения (с учетом перспективного слияния 4 горкомземов с райкомземами) и одного горкомзема г. Твери.
Во всех районных и городских комитетах созданы кадастровые бюро с общей численностью специалистов 35 человек.
По мере создания и ведения ГАС ЗК планируется в кадастровых бюро иметь от 3 до 8 специалистов в каждом в зависимости от числа пользователей с общей численностью специалистов 222 человека. В штатах сельских и поселковых администраций в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.92 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и Главы администрации области от 10.11.92 г. N 92 по данному вопросу работает 24 специалиста - землеустроителя. Необходимо иметь таких специалистов в штатах каждой сельской и поселковой администрации общей численностью 616 единиц (приложение 10). Стоимость затрат на содержание этой категории специалистов составит 5600 млн. рублей ежегодно (приложение 11).
В целях обеспечения реализации Программы ГАС ЗК при комитете по земельным ресурсам и землеустройству будет создана дирекция по управлению реализацией Программы. При Тверском землеустроительном проектно - изыскательском предприятии РомНИИземпроект образовано агентство по оценке земель Тверской области.
Научно - методическое и нормативное обеспечение развертывания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в области осуществляется Роскомземом, федеральным кадастровым центром "Земля" (г. Москва), имеющим 7 региональных отделений (Тверская область прикреплена к Новгородскому центру).
На федеральный кадастровый центр приказом по Роскомзему от 14 августа 1996 г. N 83 возложена разработка системного и технического проектов, программных средств, подсистемы передачи данных, подсистемы защиты информации, развертывание программно технических комплексов.
Для разработки, подготовки и ввода в действие нормативно технической базы и методик территориального значения планируется создать на базе землеустроительного предприятия РосНИИземпроект областной центр земельного кадастра. Совместно с кадастровым бюро райгоркомземов им будет осуществляться научно - методическое сопровождение процесса создания и внедрения ГАС ЗК.
Развертывание ГАС ЗК пройдет в несколько этапов с учетом организационно - технической готовности базовых мероприятий.