ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 1996 года N 534

Об областной целевой программе
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
в Тверской области на 1996 - 2000 годах"

       Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. N 932 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" постановляю:

       1. Утвердить областную целевую программу "Создание автоматизированной системы ведения государственного кадастра в Тверской области на 1996 - 2000 гг." (прилагается).

       2. Принять к сведению, что поставка программно - технических комплексов (ПТК) в райгоркомземы и облкомзем будет осуществляться централизованно за счет средств Федерального бюджета.

       3. Финансовому управлению администрации области (Райдур И.П.) предусмотреть в областном бюджете средства для финансирования данной программы.

       4. Рекомендовать главам райгорадминистраций обеспечить райгоркомземы помещениями для размещения ПТК и финансирование кадастровых работ (кадастровая съемка, изготовление планово картографических материалов, инвентаризация земель) за счет средств, поступающих от платы за землю и других источников в объемах, согласованных с райгорадминистрациями.

       5. Определить государственным заказчиком Программы комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.

       6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области Румянцева В.М.

Губернатор Тверской области
В.И.Платов


Приложение
к Постановлению
губернатора Тверской области
от 10 ноября 1996 г. N 534

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
в Тверской области" на 1996 - 2000 гг.
 г. Тверь, 1996 г.

ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра
в Тверской области на 1996 - 2000 гг."

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦ Областная целевая программа "Создание  автома-¦
¦Программы       ¦ тизированной системы ведения  государственного¦
¦                ¦ земельного  кадастра  в  Тверской  области  на¦
¦                ¦ 1996 - 2000 г."                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные разра- ¦ Комитет по земельным ресурсам и землеустройст-¦
¦ботчики Програм-¦ ву области                                    ¦
¦мы              ¦ Землеустроительное предприятие РосНИИземпроект¦
¦                ¦                                               ¦
¦Цель Программы  ¦ Разработка и развертывание  автоматизированной¦
¦                ¦ системы  ведения  государственного  земельного¦
¦                ¦ кадастра, обеспечивающей  на  всей  территории¦
¦                ¦ Тверской области проведение единой политики  в¦
¦                ¦ области земельного кадастра                   ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Сроки реализации¦ 1996 - 2000 гг.                               ¦
¦Программы       ¦                                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Перечень основ- ¦ Разработка и внесение предложений в  Законода-¦
¦ных мероприятий ¦ тельное Собрание области по  совершенствованию¦
¦                ¦ нормативно - правовой базы ведения  государст-¦
¦                ¦ венного земельного кадастра; подготовка и  пе-¦
¦                ¦ реподготовка кадров; создание кадастровых  бю-¦
¦                ¦ ро; введение в штаты сельских и поселковых ад-¦
¦                ¦ министрации   землеустроителей;  развертывание¦
¦                ¦ программно - технических комплексов;  информа-¦
¦                ¦ ционное обеспечение системы                   ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные испол- ¦ Комитет по земельным ресурсам и землеустройст-¦
¦нители Программы¦ ву области;  райгорадминистрации;  Федеральный¦
¦                ¦ кадастровый центр "Земля"; Российский институт¦
¦                ¦ мониторинга  земель "РосИМЗ"; АОЗТ "Геоид" (г.¦
¦                ¦ Москва); Тверское землеустроительное предприя-¦
¦                ¦ тие РосНИИземпроект; "Аэрогеодезия"  (г.  С. -¦
¦                ¦ Петербург); АО "Тверские изыскания";  Тверской¦
¦                ¦ территориальный геодезический центр           ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Объемы и источ- ¦ Общая сумма  расчетных  затрат  на  реализацию¦
¦ники финансиро- ¦ Программы  (в ценах 1995 г.)  составляет 153,6¦
¦вания           ¦ млрд. рублей, в том числе из федерального бюд-¦
¦                ¦ жета  эксплуатационные расходы составят 2227,3¦
¦                ¦ млн.  рублей.  Наибольшие  финансовые  затраты¦
¦                ¦ 132870  млн.  рублей  из областного и местного¦
¦                ¦ бюджетов приходятся на проведение  кадастровых¦
¦                ¦ съемок  и инвентаризацию земель,  изготовление¦
¦                ¦ планово - картографических материалов, без ко-¦
¦                ¦ торых не может быть создана информационная ба-¦
¦                ¦ за                                            ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Ожидаемые конеч-¦ Ведение государственного  земельного  кадастра¦
¦ные   результаты¦ на  современном  техническом и технологическом¦
¦реализации Прог-¦ уровне, исчерпывающая кадастровая информация о¦
¦раммы           ¦ составе, состоянии и движении земельных ресур-¦
¦                ¦ сов будут способствовать увеличению  поступле-¦
¦                ¦ ний платежей за землю, позволят внести сущест-¦
¦                ¦ венные изменения в налоговую систему, повысить¦
¦                ¦ ее стимулирующую роль в развитии производства,¦
¦                ¦ а также обосновать установление правового  ре-¦
¦                ¦ жима  пользования земельными участками (серви-¦
¦                ¦ туты,  ограничения, обременения), что в конеч-¦
¦                ¦ ном итоге должно привести к нормализации соци-¦
¦                ¦ альных проблем,  остро стоящих перед обществом¦
¦                ¦ в области земельно - имущественных  отношений,¦
¦                ¦ даст возможность  развиваться  рынку  земли  и¦
¦                ¦ недвижимости, обеспечивать надежность операций¦
¦                ¦ с землей и недвижимостью прежде всего в  сфере¦
¦                ¦ ипотечного кредитования                       ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Система контроля¦ Контроль за  выполнением мероприятий Программы¦
¦за   исполнением¦ осуществляется в  порядке,  установленном  для¦
¦Программы       ¦ контроля за ходом реализации областных целевых¦
¦                ¦ программ.                                     ¦
¦                ¦ Составление квартальных, полугодовых и годовых¦
¦                ¦ отчетов для Роскомзема и администрации  облас-¦
¦                ¦ ти.  Приказом  облкомзема для управления прог-¦
¦                ¦ раммой создается дирекция.                    ¦
+----------------------------------------------------------------+

I. Введение

       Областная целевая программа создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Тверской области разработана на основе Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", принятой в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории области, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.

       Программой ставится задача завершить в течение 1996 - 2000 года работы по созданию в Тверской области государственной автоматизированной системы земельного кадастра (далее ГАС ЗК).

       Данная задача продиктована динамикой земельной реформы необходимостью привести сферу регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в соответствии с потребностями рыночной экономики.

       Земельная реформа внесла коренные изменения в характер земельных отношений. Отменена монополия государственной собственности на землю, проведено крупномасштабное перераспределение земель. Появились и развиваются новые формы земельной собственности, включая частную. Количество собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей составило на 1 января 1996 года 644,2 тысяч человек и продолжает расти. Им передано 239,5 тыс. гектаров земель. Органы местного самоуправления получили в свое распоряжение 328,5 тыс. гектаров земель. Более 608 тысяч юридических и физических лиц получили документы, подтверждающие права на землю. В срочном порядке потребовалось провести инвентаризацию земель в населенных пунктах. По состоянию на 1 января 1996 года такие работы проведены на площади 28,4 тыс. га и в настоящее время продолжаются. Быстро активизируется земельный рынок. За три года состоялось более 9 тысяч сделок купли - продажи земельных участков и количество их ежегодно увеличивается.

       В ходе проведения реформы стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами. Из-за отсутствия необходимой базы кадастра управление земельными ресурсами, особенно в городах, столкнулось с большими трудностями: режим пользования земель регулируется в ограниченных масштабах, значительный недобор земельных платежей, хотя земли городов - это основной источник бюджетных поступлений от платежей за землю.

       В целом, переход земельной реформы в стадию более высокой экономической активности и расширения рыночных операций с земельными участками требует оперативного создания эффективного кадастрового обслуживания реформированных земельных отношений. Предусмотренные в связи с этим Программой работы по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в полной мере отвечают новым экономическим и правовым условиям землепользования в Тверской области.

II. Цели и задачи создания автоматизированной
системы ведения государственного
земельного кадастра

       Автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра области создается как современная многоцелевая инфраструктура регулирования земельных отношений и поддержки цивилизованного земельного рынка, оперативного контроля за эффективностью хозяйственного использования и оборота земель. Главная цель ГАС ЗК обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления необходимой для распоряжения и управления земельными ресурсами информацией, а также защиту прав собственников, владельцев и пользователей земли.

       Программа включает комплекс взаимоувязанных организационно правовых, инженерно - технических, кадровых, финансовых и хозяйственных мероприятий, которые позволяют создать информационную систему, способную эффективно функционировать в составе Государственной автоматизированной системы земельного кадастра Российской Федерации.

       Реализация Программы позволит обеспечить следующие основные задачи:

       создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра;

       создание и управление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;

       предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на землю и недвижимость для органов власти и управления, финансово - кредитных учреждений, юридических и физических лиц;

       обеспечение государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;

       обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;

       обеспечение сбора земельных платежей и налогов на прочно связанную с землей недвижимость;

       информационную и правовую поддержку функционирования рынка земли и недвижимости;

       поддержку и упрощение операций с недвижимостью, обеспечение получения заемных средств под залог земли и недвижимости;

       обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и иных платежей в бюджет;

       информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).

       В итоге эффективность земельной политики в области значительно возрастает.

III. Основные направления реализации государственной
автоматизированной системы ведения
земельного кадастра области

3.1. Нормативно - правовое обеспечение

       Основными правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", а также новые Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, регулирующие вопросы государственного земельного кадастра, регистрации прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и мониторинга земель, принятие которых позволит обеспечить государственную защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления использованием земельных ресурсов.

       До принятия закона "О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним" в срочном порядке необходимо принять постановление Губернатора области "О временном порядке регистрации документов о правах на земельные участки и сделок с ними на территории Тверской области".

3.2. Организационное обеспечение

       Организацию работ по созданию ГАС ЗК обеспечивают, в основном, действующие на территории области структуры Роскомзема и органы местного самоуправления. Заказчиком системы является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, имеющий в своем составе разветвленную сеть земельных комитетов, состоящих из 26 райкомземов, 11 райкомземов с городами областного подчинения (с учетом перспективного слияния 4 горкомземов с райкомземами) и одного горкомзема г. Твери.

       Во всех районных и городских комитетах созданы кадастровые бюро с общей численностью специалистов 35 человек.

       По мере создания и ведения ГАС ЗК планируется в кадастровых бюро иметь от 3 до 8 специалистов в каждом в зависимости от числа пользователей с общей численностью специалистов 222 человека. В штатах сельских и поселковых администраций в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.92 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и Главы администрации области от 10.11.92 г. N 92 по данному вопросу работает 24 специалиста - землеустроителя. Необходимо иметь таких специалистов в штатах каждой сельской и поселковой администрации общей численностью 616 единиц (приложение 10). Стоимость затрат на содержание этой категории специалистов составит 5600 млн. рублей ежегодно (приложение 11).

       В целях обеспечения реализации Программы ГАС ЗК при комитете по земельным ресурсам и землеустройству будет создана дирекция по управлению реализацией Программы. При Тверском землеустроительном проектно - изыскательском предприятии РомНИИземпроект образовано агентство по оценке земель Тверской области.

3.3. Научно - методическое и нормативное обеспечение

       Научно - методическое и нормативное обеспечение развертывания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в области осуществляется Роскомземом, федеральным кадастровым центром "Земля" (г. Москва), имеющим 7 региональных отделений (Тверская область прикреплена к Новгородскому центру).

       На федеральный кадастровый центр приказом по Роскомзему от 14 августа 1996 г. N 83 возложена разработка системного и технического проектов, программных средств, подсистемы передачи данных, подсистемы защиты информации, развертывание программно технических комплексов.

       Для разработки, подготовки и ввода в действие нормативно технической базы и методик территориального значения планируется создать на базе землеустроительного предприятия РосНИИземпроект областной центр земельного кадастра. Совместно с кадастровым бюро райгоркомземов им будет осуществляться научно - методическое сопровождение процесса создания и внедрения ГАС ЗК.

IV. Развертывание автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра области

4.1. Этапы создания и развертывания ГАС ЗК

       Развертывание ГАС ЗК пройдет в несколько этапов с учетом организационно - технической готовности базовых мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»