ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 1997 года N 230
Об областной программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов
на 1997 - 2000 годы
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499 " О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 г. г." постановляю:
1. Утвердить "Областную программу развития крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 г. г." (прилагается).
2. Райгорадминистрациям разработать комплекс мер по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в соответствии с областной Программой.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.М. Румянцева.
4. Департаменту по социально - экономическому развитию села администрации области (Милорадов И.Я.) информацию о ходе выполнения программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов за прошедший год представлять в администрацию области ежегодно к 10 февраля.
Губернатор области
В.И.Платов
Приложение
к постановлению
Губернатора Тверской области
от 14 мая 1997 г. N 230
Администрация Тверской области
+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Областная целевая программа развития крестьянс-¦
¦Программы ¦ких (фермерских) хозяйств и кооперативов в¦
¦ ¦Тверской области на 1997 - 2000 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Основание для¦Указ Президента Российской Федерации от 16 ап-¦
¦разработки ¦реля 1996 г. N 565, постановление Правительства¦
¦Программы ¦Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723¦
¦ ¦"О мерах по стабилизации экономического положе-¦
¦ ¦ния и развитию реформ в агропромышленном комп-¦
¦ ¦лексе", распоряжение администрации Тверской об-¦
¦ ¦ласти от 6 февраля 1997 г. N 103-р "О рабочей¦
¦ ¦комиссии по разработке областной Программы раз-¦
¦ ¦вития крестьянских (фермерских) хозяйств и коо-¦
¦ ¦перативов на 1996 - 2000 г. г." ¦
¦ ¦ ¦
¦Государственный ¦Департамент по социально - экономическому раз-¦
¦заказчик ¦витию села администрации области ¦
¦Программы ¦ ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Департамент по социально - экономическому раз-¦
¦разработчики ¦витию села администрации Тверской области, ко-¦
¦Программы ¦митет экономики администрации области, финансо-¦
¦ ¦воеуправление администрации области, комитет по¦
¦ ¦земельным ресурсам и землеустройству Тверской¦
¦ ¦области, Тверская государственная сельскохозяй-¦
¦ ¦ственная академия (ТГСХА), Тверская ассоциация¦
¦ ¦крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперати-¦
¦ ¦вов ¦
¦ ¦ ¦
¦Цели ¦Обеспечение устойчивого развития и повышение¦
¦Программы ¦эффективности фермерского сектора как составной¦
¦ ¦части многоукладной аграрной экономики, соци-¦
¦ ¦альная защита крестьянства в условиях рыночных¦
¦ ¦отношений ¦
¦ ¦ ¦
¦Основные ¦Создание организационных, экономических, право-¦
¦программные ¦вых и социальных условий эффективного функцио-¦
¦мероприятия ¦нирования крестьянских (фермерских) хозяйств и¦
¦ ¦кооперативов, формирование рыночной инфраструк-¦
¦ ¦туры на основе кооперации, совершенствование¦
¦ ¦механизма государственной поддержки крестьянс-¦
¦ ¦ких (фермерских) хозяйств и сельскохозяйствен-¦
¦ ¦ных кооперативов ¦
¦ ¦ ¦
¦Исполнители ¦Департамент по социально - экономическому раз-¦
¦Программы ¦витию села администрации Тверской области, Ко-¦
¦ ¦митет экономики администрации Тверской области,¦
¦ ¦финансовое управление администрации области,¦
¦ ¦Тверская ассоциация крестьянских хозяйств и ко-¦
¦ ¦оперативов, Комитет по земельным ресурсам и¦
¦ ¦землеустройству Тверской области, ТГСХА, испол-¦
¦ ¦нительные органы местного самоуправления, рай-¦
¦ ¦онные ассоциации крестьянских (фермерских) хо-¦
¦ ¦зяйств ¦
¦ ¦ ¦
¦Сроки и этапы¦1997 - 2000 годы ¦
¦реализации ¦I этап - 1997 - 1998 годы ¦
¦ ¦II этап - 1999 - 2000 годы ¦
¦ ¦ ¦
¦Важнейшие ¦Рост численности крестьянских (фермерских) хо-¦
¦целевые ¦зяйств, их обустройство, увеличение размеров¦
¦показатели ¦крестьянского землевладения, внедрение прогрес-¦
¦ ¦сивных технологий и научных достижений в сель-¦
¦ ¦ском хозяйстве и достижение на этой основе уве-¦
¦ ¦личения производства продукции земледелия и жи-¦
¦ ¦вотноводства ¦
¦ ¦ ¦
¦Ожидаемые ¦Повышение экономической эффективности крестьян-¦
¦результаты ¦ских (фермерских) хозяйств и кооперативов, соз-¦
¦Программы ¦дание рыночной инфраструктуры, улучшение соци-¦
¦ ¦ального положения крестьян ¦
¦ ¦ ¦
¦Система контроля¦Контроль за исполнением Программы осуществляют¦
¦за исполнением¦государственный заказчик - департамент по по¦
¦Программы ¦социально - экономическому развитию села адми-¦
¦ ¦нистрации Тверской области, исполнительные ор-¦
¦ ¦ганы местного самоуправления, областная и рай-¦
¦ ¦онные ассоциации крестьянских (фермерских) хо-¦
¦ ¦зяйств, финансовое управление администрации об-¦
¦ ¦ласти, комитет экономики администрации области ¦
+----------------------------------------------------------------+
Программа разрабатывалась на основе Указа Президента Российской Федерации от 16.04.96 г. N 565 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.96 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе", постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.97 г. "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы", Положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, принятых на федеральном и областном уровнях.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве области возник в конце 90-х годов и к концу 1996 года в области насчитывалось 3746 крестьянских хозяйств. Они располагают 75,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 48,9 тыс. га или 3,4 процента ее общей площади.
Ряд фермеров, создавших свои хозяйства в первые годы реформ и получив поддержку местного руководства, добиваются высокой экономической эффективности производства. Некоторые фермеры работают на основе взаимопомощи, совместно обрабатывают землю, убирают урожай и перерабатывают продукцию, помогают в сбыте.
Однако в 1994 - 1996 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. Количество распавшихся хозяйств превзошло количество вновь созданных. Негативные тенденции в фермерском движении определяются общими кризисными процессами (неплатежи за продукцию, высокая инфляция, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективная финансово - кредитная и налоговая политика, неполное и несвоевременное бюджетное финансирование, отсутствие во многих районах поддержки движению со стороны местных руководителей).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения, усиления государственной поддержки этого сектора.
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов в области;
- совершенствование механизма реализации государственной поддержки фермерского сектора;
- совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
- формирование рыночной и социальной инфраструктур на основе кооперации и интеграции;
- развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предполагается в следующей последовательности:
первоначально осуществляются меры по совершенствованию нормативно - правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земли, собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы будут оснащаться сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами и другими материально - техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений.
Будут создаваться благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции. Продолжится информационно - консультативное обслуживание фермеров.
Будет оказываться содействие в углублении специализации хозяйств, использовании новейших технологий, внедрении достижений науки и передового опыта, в первую очередь, достижений ученых ТГСХА.
Федеральной целевой Программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов предполагается иметь законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах". Уточняется положение Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах. В программе Правительства Российской Федерации декларируется сокращение налогов, снижение налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, купли и других видов приобретения земельных участков.
Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены оптимальные размеры земельных участков с учетом специализации и сочетания отраслей, а также сняты ограничения размеров арендуемых земель.
Предполагается часть средств целевых кредитов направлять на приобретение земли, внедрять право соседей - землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков.
Будет осуществлен комплекс землеустроительных работ на принципах компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель, создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.
Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на рассматриваемый срок являются:
- совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;
- переработка, хранение и сбыт продукции;
- материально - техническое обеспечение;
- инженерно - технологическое обслуживание;
- кредитование и страхование.
Будут создаваться кооперативы по материально - техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры. Предполагается реализовать эти новации в виде машинно - технологических станций (МТС). На первом этапе запланировано создать четыре станции - в Сонковском, Торжокском, Кесовогорском и Рамешковском районах. На следующем этапе планируется создание МТС различной направленности и структуры в других районах области.
В составе Государственного учреждения - некоммерческой организации "Исполнительная дирекция Тверьинновация" предполагается создать структурные подразделения: Управление инновационных проектов, Информационный консультативный центр. В задачи этих структурных подразделений входит обеспечение проектной документацией, информационное и компьютерное обслуживание, разработка и обеспечение фермеров бизнес - планами.
Для крестьянских хозяйств и кооперативов области применяются все меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 2000 года. На основании постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно - правовых актов органов государственной власти области предполагается выделение средств на возвратной и безвозвратной основе из федерального и областного бюджетов, местных бюджетов и иных источников.
Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв;
- ветеринарное обслуживание;
- дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;