• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 мая 1997 года N 230

Об областной программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов
на 1997 - 2000 годы

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1996 года N 1499 " О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 г. г." постановляю:

1. Утвердить "Областную программу развития крестьянских и фермерских хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 г. г." (прилагается).

2. Райгорадминистрациям разработать комплекс мер по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в соответствии с областной Программой.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области В.М. Румянцева.

4. Департаменту по социально - экономическому развитию села администрации области (Милорадов И.Я.) информацию о ходе выполнения программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов за прошедший год представлять в администрацию области ежегодно к 10 февраля.

Губернатор области
В.И.Платов

Приложение. Администрация Тверской области


Приложение
к постановлению
Губернатора Тверской области
от 14 мая 1997 г. N 230

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в тверской области на 1997 - 2000 годы"

       

ПАСПОРТ областной целевой программы реализации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Тверской области на 1997 - 2000 годы

+----------------------------------------------------------------+
¦Наименование    ¦Областная целевая программа развития крестьянс-¦
¦Программы       ¦ких  (фермерских)  хозяйств  и  кооперативов  в¦
¦                ¦Тверской области на 1997 - 2000 годы           ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основание    для¦Указ Президента Российской Федерации от 16  ап-¦
¦разработки      ¦реля 1996 г. N 565, постановление Правительства¦
¦Программы       ¦Российской Федерации от 21 июня 1996 г.  N  723¦
¦                ¦"О мерах по стабилизации экономического положе-¦
¦                ¦ния и развитию реформ в агропромышленном  комп-¦
¦                ¦лексе", распоряжение администрации Тверской об-¦
¦                ¦ласти от 6 февраля 1997 г.  N 103-р "О  рабочей¦
¦                ¦комиссии по разработке областной Программы раз-¦
¦                ¦вития крестьянских (фермерских) хозяйств и коо-¦
¦                ¦перативов на 1996 - 2000 г. г."                ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Государственный ¦Департамент по социально - экономическому  раз-¦
¦заказчик        ¦витию села администрации области               ¦
¦Программы       ¦                                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные        ¦Департамент по социально - экономическому  раз-¦
¦разработчики    ¦витию села администрации Тверской области,  ко-¦
¦Программы       ¦митет экономики администрации области, финансо-¦
¦                ¦воеуправление администрации области, комитет по¦
¦                ¦земельным ресурсам и  землеустройству  Тверской¦
¦                ¦области, Тверская государственная сельскохозяй-¦
¦                ¦ственная академия (ТГСХА),  Тверская ассоциация¦
¦                ¦крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперати-¦
¦                ¦вов                                            ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Цели            ¦Обеспечение устойчивого  развития  и  повышение¦
¦Программы       ¦эффективности фермерского сектора как составной¦
¦                ¦части многоукладной аграрной  экономики,  соци-¦
¦                ¦альная  защита крестьянства в условиях рыночных¦
¦                ¦отношений                                      ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Основные        ¦Создание организационных, экономических, право-¦
¦программные     ¦вых  и социальных условий эффективного функцио-¦
¦мероприятия     ¦нирования крестьянских (фермерских) хозяйств  и¦
¦                ¦кооперативов, формирование рыночной инфраструк-¦
¦                ¦туры на  основе  кооперации,  совершенствование¦
¦                ¦механизма  государственной поддержки крестьянс-¦
¦                ¦ких (фермерских) хозяйств и  сельскохозяйствен-¦
¦                ¦ных кооперативов                               ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Исполнители     ¦Департамент по  социально - экономическому раз-¦
¦Программы       ¦витию села администрации Тверской области,  Ко-¦
¦                ¦митет экономики администрации Тверской области,¦
¦                ¦финансовое  управление  администрации  области,¦
¦                ¦Тверская ассоциация крестьянских хозяйств и ко-¦
¦                ¦оперативов,  Комитет по  земельным  ресурсам  и¦
¦                ¦землеустройству Тверской области, ТГСХА, испол-¦
¦                ¦нительные органы местного самоуправления,  рай-¦
¦                ¦онные  ассоциации крестьянских (фермерских) хо-¦
¦                ¦зяйств                                         ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Сроки   и  этапы¦1997 - 2000 годы                               ¦
¦реализации      ¦I этап  - 1997 - 1998 годы                     ¦
¦                ¦II этап - 1999 - 2000 годы                     ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Важнейшие       ¦Рост численности крестьянских (фермерских)  хо-¦
¦целевые         ¦зяйств,  их  обустройство,  увеличение размеров¦
¦показатели      ¦крестьянского землевладения, внедрение прогрес-¦
¦                ¦сивных  технологий и научных достижений в сель-¦
¦                ¦ском хозяйстве и достижение на этой основе уве-¦
¦                ¦личения производства продукции земледелия и жи-¦
¦                ¦вотноводства                                   ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Ожидаемые       ¦Повышение экономической эффективности крестьян-¦
¦результаты      ¦ских (фермерских) хозяйств и кооперативов, соз-¦
¦Программы       ¦дание рыночной инфраструктуры,  улучшение соци-¦
¦                ¦ального положения крестьян                     ¦
¦                ¦                                               ¦
¦Система контроля¦Контроль за  исполнением Программы осуществляют¦
¦за   исполнением¦государственный заказчик -  департамент  по  по¦
¦Программы       ¦социально - экономическому развитию села  адми-¦
¦                ¦нистрации Тверской области,  исполнительные ор-¦
¦                ¦ганы  местного самоуправления, областная и рай-¦
¦                ¦онные ассоциации  крестьянских (фермерских) хо-¦
¦                ¦зяйств, финансовое управление администрации об-¦
¦                ¦ласти, комитет экономики администрации области ¦
+----------------------------------------------------------------+

Областная целевая программа "развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов в Тверской области на 1997 - 2000 годы"

I. Введение

Программа разрабатывалась на основе Указа Президента Российской Федерации от 16.04.96 г. N 565 и постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.96 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе", постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.97 г. "О федеральной целевой программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы", Положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 07.03.96 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, принятых на федеральном и областном уровнях.

Фермерский сектор в сельском хозяйстве области возник в конце 90-х годов и к концу 1996 года в области насчитывалось 3746 крестьянских хозяйств. Они располагают 75,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни 48,9 тыс. га или 3,4 процента ее общей площади.

Ряд фермеров, создавших свои хозяйства в первые годы реформ и получив поддержку местного руководства, добиваются высокой экономической эффективности производства. Некоторые фермеры работают на основе взаимопомощи, совместно обрабатывают землю, убирают урожай и перерабатывают продукцию, помогают в сбыте.

Однако в 1994 - 1996 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. Количество распавшихся хозяйств превзошло количество вновь созданных. Негативные тенденции в фермерском движении определяются общими кризисными процессами (неплатежи за продукцию, высокая инфляция, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективная финансово - кредитная и налоговая политика, неполное и несвоевременное бюджетное финансирование, отсутствие во многих районах поддержки движению со стороны местных руководителей).

Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения, усиления государственной поддержки этого сектора.

II. Цель, задачи и этапы реализации Программы

Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, защита крестьянства в условиях рыночных отношений.

Задачами Программы являются:

- создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов в области;

- совершенствование механизма реализации государственной поддержки фермерского сектора;

- совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;

- формирование рыночной и социальной инфраструктур на основе кооперации и интеграции;

- развитие фермерского самоуправления.

Решать указанные задачи предполагается в следующей последовательности:

первоначально осуществляются меры по совершенствованию нормативно - правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земли, собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы будут оснащаться сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами и другими материально - техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ.

Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений.

Будут создаваться благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции. Продолжится информационно - консультативное обслуживание фермеров.

Будет оказываться содействие в углублении специализации хозяйств, использовании новейших технологий, внедрении достижений науки и передового опыта, в первую очередь, достижений ученых ТГСХА.

III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов области

Федеральной целевой Программой развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов предполагается иметь законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах". Уточняется положение Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах. В программе Правительства Российской Федерации декларируется сокращение налогов, снижение налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.

IV. Земельные отношения, совершенствование механизма крестьянского землевладения и землепользования

Совершенствование земельных отношений будет направлено на реализацию конституционных прав граждан на землю, формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрупнение крестьянских хозяйств путем объединения земельных долей членов этих хозяйств, аренды, купли и других видов приобретения земельных участков.

Завершится переоформление в собственность фермерам земельных участков, полученных ими в пожизненное наследуемое владение и бессрочное пользование. Будут установлены оптимальные размеры земельных участков с учетом специализации и сочетания отраслей, а также сняты ограничения размеров арендуемых земель.

Предполагается часть средств целевых кредитов направлять на приобретение земли, внедрять право соседей - землевладельцев на покупку или аренду высвобождающихся земельных участков.

Будет осуществлен комплекс землеустроительных работ на принципах компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство и эффективное использование земель, создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Усилится контроль за использованием земель по целевому назначению крестьянскими хозяйствами и кооперативами.

V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств

Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на рассматриваемый срок являются:

- совместное использование техники и обработка земли, ведение животноводства;

- переработка, хранение и сбыт продукции;

- материально - техническое обеспечение;

- инженерно - технологическое обслуживание;

- кредитование и страхование.

Будут создаваться кооперативы по материально - техническому обеспечению и агросервисному обслуживанию крестьянских хозяйств, совместному использованию объектов производственной инфраструктуры. Предполагается реализовать эти новации в виде машинно - технологических станций (МТС). На первом этапе запланировано создать четыре станции - в Сонковском, Торжокском, Кесовогорском и Рамешковском районах. На следующем этапе планируется создание МТС различной направленности и структуры в других районах области.

В составе Государственного учреждения - некоммерческой организации "Исполнительная дирекция Тверьинновация" предполагается создать структурные подразделения: Управление инновационных проектов, Информационный консультативный центр. В задачи этих структурных подразделений входит обеспечение проектной документацией, информационное и компьютерное обслуживание, разработка и обеспечение фермеров бизнес - планами.

VI. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка крестьянских хозяйств и кооперативов

Для крестьянских хозяйств и кооперативов области применяются все меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 2000 года. На основании постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно - правовых актов органов государственной власти области предполагается выделение средств на возвратной и безвозвратной основе из федерального и областного бюджетов, местных бюджетов и иных источников.

Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:

- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв;

- ветеринарное обслуживание;

- дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;

- компенсацию затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных культур и кормовых корнеплодов;

- дотации на шерсть, поставляемую для государственных нужд и сырье льна;

- поставка техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга;

- компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;

- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;

- компенсацию до 50 процентов затрат на разработку проектно сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;

- оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирования производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);

- кредитование приобретения земли;

- возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;

- содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;

- формирование системы страхования фермеров с долевым участием федерального бюджета;

- льготное кредитование, в том числе на сезонные затраты;

- издание специальной литературы для фермеров;

- компенсацию части страховых платежей при страховании урожая;

- развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению и сбыту, агросервису;

- компенсацию до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;

- выплату пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;

- льготное кредитование строительства жилья.

Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.

Будет осуществлен переход от уравнительного распределения средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам к адресному, преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.

Из бюджета области на капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским (фермерским) хозяйствам и кооперативам будет выделяться не менее 15 % средств, предусмотренных на эти цели.

Из федерального бюджета будет оказываться поддержка в финансировании строительства производственных объектов (кроме животноводческих) сельскохозяйственного назначения, кредитование затрат сезонного характера в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.

Предполагается в соответствии с постановлением Правительстве Российской Федерации от 26.02.97 г. N 224 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году" организовать кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов от учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.

Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете и консолидированном бюджете области. При формировании областного и местных бюджетов ассигнования выделяются по представлению департамента по социально - экономическому развитию села на основании заявок органов фермерского самоуправления, исходя из возможностей бюджетов (их доходной базы).

В 1998 году планируется создать при "Фонде развития малого предпринимательства и социальных программ Аграрий" резервный фонд Губернатора области "Фермер".

VII. Информационно - консультативное обслуживание и научное обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов. обучение и повышение квалификации фермеров

Для обеспечения запросов фермеров, их кооперативов в информации и консультационных услугах предполагается создать в области единую систему, включающую в себя Тверскую государственную сельскохозяйственную академию как центр этой системы и соответствующие подразделения в структурах департамента по социально - экономическому развитию села администрации области и районных управлениях сельского хозяйства. Информационно консультативная служба будет оказывать помощь в освоении достижений науки и техники, новейших технологий производства, в области маркетинга, экономики, кооперации, социальной и юридической защиты. Руководящие органы Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов будут постоянно информировать фермеров о последних достижениях в области экономики, права, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития крестьянской кооперации. Будет улучшено обеспечение учебно - методической литературой, рекомендациями, справочно нормативной литературой, необходимой фермерам.

Руководящие органы Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов восстановят практику стажировки фермеров в лучших отечественных крестьянских хозяйствах и кооперативах и за рубежом.

Предполагается ежегодно проводить областной смотр - конкурс крестьянских хозяйств и кооперативов, способствовать участию фермеров в выставках - ярмарках, научно - практических конференциях.

Комитету развития предпринимательства и социальных программ в АПК Тверской области, департаменту по социально - экономическому развитию села строить свою работу в тесной связи с органами фермерского самоуправления всех уровней и индивидуально с товарными фермерскими хозяйствами.

Совместно с руководством департамента по социально экономическому развитию села создать теле - окно "Фермер", как средство демонстрации передового опыта.

Разработать две - три пилотных программы по проблемам саморазвития фермерских хозяйств, для чего привлечь ученых ТГСХА, технологической службы департамента по социально - экономическому развитию села области.

Совместно с отделом инвестиций департамента по социально экономическому развитию села области, руководству Тверской ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов изыскать средства для реализации этих программ.

VIII. Развитие фермерского самоуправления

Развитие фермерского самоуправления будет проходить путем объединения крестьянских хозяйств в кооперативы, ассоциации и союзы в целях координации их хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и правовых интересов в органах государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.

Органы фермерского самоуправления привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально - экономического развития агропромышленного комплекса, совершенствованию нормативно - правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с фермерскими организациями на основе соглашений в сфере производства, переработки и сбыта продукции, кооперации, социального развития села.

IX. Социально - экономические результаты реализации Программы

Реализация настоящей Программы позволит обеспечить развитие крестьянских хозяйств и кооперативов, повышение их экономической эффективности.

Укрепится организационно - правовое и социальное положение крестьянских хозяйств, их материально - техническая база; возрастет производительность труда; повысится профессиональный уровень и благосостояние фермеров; расширится сфера занятости на селе; получат дальнейшее развитие фермерское самоуправление, кооперативные и интеграционные связи фермеров между собой и с другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса в производстве, переработке и сбыте продукции, агросервисном обслуживании, кредитовании, страховании и социальном обустройстве села.

Изменится производственная структура фермерского сектора, увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции.

Фермерское движение займет более прочное положение в народном хозяйстве области.

X. Организация управления Программой и контроль за ее реализацией

Управление Программой осуществляется государственным заказчиком - департаментом по социально - экономическому развитию села администрации области.

На основании показателей Программы и анализа хода выполнения программных мероприятий государственный заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из федерального и областного бюджетов для финансирования Программы и направляет их в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, в финансовое управление администрации области.

Департамент по социально - экономическому развитию села, финансовое управление с участием исполнительных органов местного самоуправления регулярно организуют проверки хода выполнения программных мероприятий и использования по целевому назначению выделяемых бюджетных средств, и ежегодно, не позднее 1 марта, предоставляют в администрацию области отчет о выполнении настоящей программы за отчетный год.

Управляющий делами аппарата
Губернатора области
А.И.Капитонов

Об областной программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы

Название документа: Об областной программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997 - 2000 годы

Номер документа: 230

Вид документа: Постановление Губернатора Тверской области

Принявший орган: Губернатор Тверской области

Статус: Действующий

Опубликован: "Тверские ведомости", N 41, (23 - 29 мая), 1997
Дата принятия: 14 мая 1997