ГУБЕРНАТОР ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 1997 года N 262

О концепции научно - технической и инновационной политики Тверской области

       В целях осуществления скоординированных действий, направленных на сохранение и развитие научно - технического потенциала области, способствующего реализации принципов устойчивого развития региона, системного подхода в законодательном обеспечении научной и научно - технической деятельности постановляю:

       1. Одобрить подготовленную по поручению администрации Тверской области отделом науки и научно - технической политики "Концепцию научно - технической и инновационной политики Тверской области" как основу базового закона Тверской области "О науке и научно технической политике Тверской области" (прилагается).

       2. Главам администраций городов и районов:

       обеспечить доведение "Концепции ..." до органов исполнительной власти, организаций и научных объединений, а также оперативную координацию работы по реализации основных положений концепции;

       учитывать основные положения концепции при выработке и реализации мер государственной поддержки и регулирования в сфере науки и научно - технической деятельности, а также при разработке инвестиционных, научно - технических и других программ развития отраслей экономики.

       3. Отделу науки и научно - технической политики аппарата Губернатора области (Левитин А.Т.):

       продолжить работу по формированию и реализации в 1997 - 2000 годах приоритетных направлений развития науки и техники, а также критических технологий;

       в срок до 15.05.97 г. сформировать рабочую группу по подготовке проекта закона "О науке и научно - технической политике Тверской области".

            Проект закона представить мне для рассмотрения до 15.12.97 г.

       4. Комитету экономики администрации области (Клейменов А.С.) при проведении экспертизы региональных программ и формировании федеральных программ оценку разделов, связанных с научно исследовательскими и опытно - конструкторскими разработками, проводить совместно с отделом науки и научно - технической политики (Левитин А.Т.).

       5. Финансовому управлению администрации области (Райдур И.П.) предусмотреть в ежегодном послании Губернатора области Законодательному Собранию Тверской области выделение средств из областного бюджета на формирование программ в сфере науки и содействие научно - техническому прогрессу в размере 1 % его расходной части с ежегодным увеличением этого размера по мере стабилизации экономики области.

       6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области М.В. Зорина.

Губернатор Тверской области
В.И.Платов


Приложение
к Постановлению Губернатора
Тверской области
от 23 мая 1997 г. N 262

Администрация Тверской области Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ научно - технической и инновационной политики Тверской области

Тверь, 1997 г.

       Концептуальные основы научно - технической и инновационной политики (НТиИП), то есть повышение научно - технического потенциала Тверской области и целенаправленное взаимодействие научного комплекса с производственной сферой в интересах устойчивого развития всего региона, базируются на международном и отечественном опыте организации научной деятельности и соответствующей нормативно - правовой документации (см. приложение).

       Основные цели НТиИП Тверской области:

       научная поддержка функционирования области как полноправного субъекта Российской федерации;

       обеспечение устойчивого развития региона при сложившейся социально - экологической обстановке; создание условий планомерного повышения научного потенциала; устойчивая интеграция международного и отечественного научного опыта; рост эффективности материализации научных идей; прочная интеграция науки, образования и производства.

       Задачами научно - технической и инновационной политики являются:

       нормотворческая деятельность по реализации НТиИП в Тверской области; обеспечение права субъектов научного комплекса области в использовании открытого информационного пространства; создание органа для координации процесса реализации научно - технической и инновационной политики области; обеспечение права свободного научного творчества субъектов научного комплекса области; разработка и реализация государственных и региональных научных целевых программ и проектов; обеспечение права на свободное высказывание научных мнений в условиях здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники; обеспечение права на безопасность жизнедеятельности в процессе научного творчества и использования результатов научных разработок; обеспечение устойчивого финансирования системы областного научного комплекса.

       Концепция является нормативно - методическим документом областного масштаба, как государственными органами управления Тверской области, в пределах представленных им полномочий, так и субъектами научного комплекса позволит целенаправленно решать поставленные задачи НТиИП, будет способствовать выходу из сложившегося кризисного социально - экологического состояния и устойчивому развитию региона в интересах обеспечения достойного духовного и физического уровня жизни людей в условиях свободы научного и культурного творчества.

I. Общие положения

       Концепция научно - технической и инновационной политики определяет принципы и методы организации деятельности научного комплекса Тверской области в интересах устойчивого развития региона в сложившейся социально - экономической и политико правовой обстановке с учетом уникальных особенностей региона.

       Научно - техническая и инновационная политика Тверской области характеризуется рядом признаков:

       1 - разделением функций управления наукой в рамках разграничения полномочий между федеральными и региональными субъектами власти;

       2 - воплощением стратегических основ федеральной научно технической политики в конкретные формы и направления деятельности научного комплекса области с учетом сложившихся условий и уникальных особенностей области;

       3 - особыми условиями и организацией финансирования областных научно - технических и инновационных программ и проектов, предусматривающих интеграцию средств различных источников;

       4 - формированием научно - технических и инновационных программ приоритетных для Тверской области направлений, которые имеют особое значение для потребителей разработок при быстрой отдаче и ограниченных начальных условиях и капитальных вложениях;

       5 - использованием программно - целевых методов планирования и организации деятельности научного комплекса для решения региональных задач.

1.1. Основные понятия

       Основными понятиями научно - технической и инновационной политики Тверской области являются:

       научно - техническая и инновационная политика Тверской области - неотъемлемая часть федеральной научно - технической политики, проводимая органами государственного управления Тверской области и отражающая их отношение, формы воздействия, целенаправленную деятельность по развитию науки и использованию ее результатов в интересах социально - экономического развития Тверской области;

       научно - технический потенциал Тверской области - совокупность материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов, и их организационные формы, которыми располагает область для проведения фундаментальных и прикладных исследований, инновационной деятельности и реализации научных идей, научного обслуживания с учетом особенностей и интересов Тверской области;

       областной научный комплекс - совокупность организаций и предприятий сферы науки и научного обслуживания различного статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности Тверской области, функционирующих в составе народно хозяйственного комплекса области как единое целое с характерными для него формами взаимодействия и использования результатов деятельности в интересах устойчивого развития региона;

       приоритетные направления развития науки и техники Тверского научного комплекса - основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в достижение и обеспечение устойчивого развития Тверской области;

       региональная научно - техническая программа - организационная форма управления научной и инновационной деятельностью и реализации областной научно - технической политики на основе объединения усилий научных коллективов, использования научного потенциала и привлечения средств финансово - кредитной системы для ускоренного освоения нововведений и материализации научных идей на приоритетных направлениях;

       финансово - кредитная система областного научного комплекса организационно - правовая форма интеграции финансовых средств федерального и областного бюджетов, кредитов банков и специализированных фондов, возвратных средств потребителей научных разработок и спонсорских поддержек, функционирующая при администрациях исполнительной власти и выступающая гарантом целенаправленности использования средств единого головного исполнителя научно - технических программ;

       устойчивое развитие региона - состояние социально экологической деятельности народно - хозяйственного комплекса региона, исключающее напряженные взаимодействия компонентов среды обитания человека, при котором удовлетворяются его потребности, улучшается качество жизни, снижается заболеваемость и увеличивается продолжительность жизни.

1.2. Геополитическая характеристика Тверской области

       Тверская область входит в историческое ядро Российского государства, в настоящее время она преобразуется из административно - территориальной единицы Российской Федерации в государственное (государствоподобное) образование - субъект Российской Федерации. Область обладает богатым и разнообразным природным и культурно - историческим наследием. По размерам территории - это самая большая область в Центральной России, но насыщенность ее населением, транспортными коммуникациями, сельскохозяйственными угодьями ниже, чем в других областях Центра. Исторически основу промышленности области составляют предприятия, не связанные с местной сырьевой базой. Ведущими отраслями являются машиностроение и текстильная промышленность, велика так же роль электроэнергетики, химической, торфяной и пищевой промышленности. Доля высокотехнологичных, наукоемких производств существенно меньше.

       Особенность природы области - редкое сочетание природоохранных объектов, уникальных водных, рекреационных и лесных ресурсов, наличие ценных геоэкосистем - хранителей этих ресурсов, видов растений и животных, занесенных в Красную книгу. Верхневолжский регион - крупный естественный производитель питьевой воды для населения центра Европейской части России, главный источник водоснабжения г. Москвы. Относительно невысокая степень хозяйственной освоенности территории, богатство реками и озерами, разнообразие ландшафтов, наконец, положение в центре России между Москвой и Санкт - Петербургом превратили его в один из крупнейших районов отдыха и туризма России.

1.3. Системная оценка научного потенциала области

       Формирование областного научно - технического потенциала тесно связано с экономико - географическими особенностями региона. В тоже время за свое существование на Тверской земле он внес большой вклад в развитие Верхневолжского региона.

       Важным условием формирования научно - технического потенциала области является обеспеченность кадровым составом.

       Геополитическое положение области обусловило естественное появление и укрепление интенсивных культурно - бытовых связей населения с Москвой и Санкт - Петербургом. Это создало тесную кооперацию научно - технического потенциала с бывшей и настоящей столицами по размещению научно - исследовательских и опытно конструкторских производств и учреждений. С другой стороны, это в свою очередь служит так же одной из главных причин хронического оттока капиталов и лучших кадров (молодых и наиболее квалифицированных) из области.

       За последние 5 лет число организаций, выполнявших научно технические работы в Тверской области снизилось на 20 %, но в 1996 г. их численность восстановилась за счет малых научных организаций. Анализ показывает, что сейчас происходят структурные преобразования научного комплекса области - поиск новых более гибких форм, так как крупные отраслевые организации без достаточного централизованного финансирования распадаются. Эти структурные преобразования сопровождаются снижением численности научных работников (почти в 2 раза за последние 5 лет) при общем снижении численности работников в отраслях экономики почти на 20 % и росте среднего возрастного ценза с 35 лет до 45.

       При сложившейся социально - экономической ситуации в области сохранился все-таки довольно высокий кадровый научно - технический потенциал, который включает около 6,5 тысяч специалистов, в том числе большую группу специалистов высшей квалификации ( более 180 докторов наук и около 1,5 тысяч кандидатов наук, 45 действительных членов и членов - корреспондентов академий наук). Научно технический комплекс области включает 5 государственных ВУЗов, 5 коммерческих и 52 отраслевых НИИ и научно - технических центров.

       В настоящее время, в момент социально - политического реформирования общества, перед научно - техническим комплексом области встали новые серьезные трудности и особенно по сохранению материальной базы.

       За последние 5 лет произошло снижение финансирования внутренних затрат на научно - исследовательские работы почти в 10 раз. Одновременно происходят структурные изменения источников финансирования. Так, за 1995 г. внутренние затраты выросли почти в 2 раза (с 26 млрд. рублей до 58 млрд.), в том числе за счет бюджета с 13 млрд. рублей до 30 млрд., предпринимательского сектора с 6 млрд. рублей до 12,6 млрд. и иностранных источников с 23 млн. рублей до 184 млн.

       Уровень финансирования научно - технического комплекса сказался и на материально - технической базе. Свыше 40 % научно технической оснастки, не включая здания и сооружения, эксплуатируется свыше 10 лет, то есть почти два амортизационных срока, и только 5 % научного оборудования соответствует уровню мировых стандартов.

       Ситуация, в которой находится научный комплекс области, отражает общую ситуацию в России. Если в 1991 г. затраты на науку в целом составляли 3,8 % расходной части бюджета, то в 1995 г. 1,82 %. Понимая кризисную ситуацию, Правительством РФ в 1996 г. принято решение увеличить ассигнование на науку до 4 % расходной части бюджета.

       По многим направлениям научные школы области обладают общероссийским статусом и пользуется научно - общественным признанием в России и за рубежом, что было достигнуто в свое время за счет престижности труда ученого, привлечения широкого круга исследователей и полноценного бюджетного финансирования. О большом научном потенциале свидетельствует открытие целого ряда отделений общественных академий (Международная академия информатизации, Петровская академия наук и искусства и т. д.). Однако невосприимчивость нововведений экономикой, определенная закрытость научно - технической сферы, неоправданное ограничение прав интеллектуальной собственности снижали эффективность использования научного потенциала области, что как следствие привело к существенному его снижению.

       Системный анализ показывает, что со всей очевидностью необходимо экстренно принять меры, как со стороны законодательных и исполнительных органов власти области, так и руководству научно - технических организаций для сохранения и повышения научного потенциала в интересах выхода из кризисного состояния и становления на путь устойчивого развития.

II. Принципы и основные составляющие научно - технической
и инновационной политики Тверской области

2.1. Принципы научно - технической и
инновационной политики

       Цели и задачи НТиИП, геополитическое положение области и стартовые условия, базисные принципы устойчивого развития региона определяют принципы научно - технической политики.

       Базисные принципы устойчивого развития Тверской области в концептуальном изложении заключаются в:

       1 - рациональном использовании всех природных ресурсов области при особом внимании к ограниченным и невосполнимым;

       2 - снижении или достаточной компенсации антропогенной нагрузки на уникальную среду обитания региона;

       3 - отсутствии диспропорций в распределении произведенного общественно - полезного продукта;

       4 - превалирующем развитии общества за счет использования интеллектуального потенциала и наукоемкого производства, а не ограниченных природных ресурсов.

       Важнейшими принципами научно - технической и инновационной политики Тверской области являются:

       приоритетная поддержка развития областного научно технического потенциала;

       - стимулирование нормотворческой деятельности в реализации научно - технической и инновационной политики;

       - гласность и использование разнообразных форм обсуждения приоритетных программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе открытых конкурсов;

       - интеграция научно - технической, инновационной, образовательной и производственной деятельности;

       - поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере науки и техники;

       - концентрация научных ресурсов в приоритетных направлениях устойчивого развития региона;

       - стимулирование научной деятельности через систему экономических и иных льгот;

       - развитие межрегионального и международного научного сотрудничества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»