Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2010 г. N 431

О программе развития бытового обслуживания населения
в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы

____________________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 13.12.2012 N 444
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Во исполнение статьи 7 Закона Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и в целях обеспечения устойчивого функционирования и стабильного развития бытового обслуживания населения Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Государственный комитет Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей.

Исполняющий обязанности
Премьер-министра Правительства
Республики Башкортостан
Р.З.Хамитов





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 13 ноября 2010 г. N 431

     

Программа
развития бытового обслуживания населения в Республике
Башкортостан на 2010 - 2014 годы

     
Содержание


Паспорт Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2. Цели и задачи Программы

3. Сроки и этапы реализации Программы

4. Основные направления реализации Программы

5. Механизм реализации Программы

6. Оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые конечные результаты реализации Программы

7. Система программных мероприятий

Паспорт Программы

     
Наименование        Программа развития  бытового  обслуживания  населения  в
Программы              Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы

Основание      для   Закон Республики Башкортостан "Об  организации  бытового
разработки               обслуживания населения в Республике Башкортостан"
Программы

Государственный           Государственный  комитет  Республики   Башкортостан   по
заказчик Программы   торговле и защите прав потребителей

Основной              Государственный  комитет  Республики   Башкортостан   по
разработчик         торговле и защите прав потребителей
Программы

Цели   и    задачи       Цели:
Программы                  обеспечение устойчивого функционирования  и  стабильного
                                         развития бытового обслуживания населения;
                                         удовлетворение   потребностей   жителей   республики   в
                                         услугах, соответствующих мировым стандартам  качества  и   безопасности;
                                         внедрение новых форм обслуживания и видов бытовых услуг;
                                         повышение  уровня  доступности   населения   к   услугам
                                         бытового характера в сельской местности;
                                         насыщение рынка социально значимыми видами бытовых услуг

                   Задачи:                     

                   совершенствование и формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей регулирование в сфере бытовых услуг;

                   определение принципиальных подходов к разработке механизмов рационального размещения объектов бытового

                   обслуживания населения, внедрение передовых технологий и современных форм обслуживания населения, предоставление

                   дополнительных видов бытовых услуг;

                   улучшение качества оказываемых услуг бытового характера и культуры обслуживания;

                   повышение роли и ответственности администраций муниципальных образований республики в обеспеченности

                   населения бытовыми услугами;

                   обеспечение доступности социально значимых бытовых услуг в сельской местности;

                   создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятий;

                   восстановление инвестиционной привлекательности сферы бытового обслуживания населения;

                   развитие малого и среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания населения;

                   обеспечение сферы бытового обслуживания населения квалифицированными кадрами, достижение качественного и

                   количественного состава квалифицированных кадров, соответствующего потребностям организаций бытового

                   обслуживания населения

Важнейшие  целевые   Динамика объема бытовых услуг;
индикаторы       и            объем бытовых услуг в расчете на одного жителя;
показатели                      обеспеченность  населения  социально  значимыми   видами
Программы                     бытовых услуг;
                                            доля бытовых услуг в структуре платных услуг

Сроки   реализации      2010 - 2014 годы
Программы

Объемы и источники   Средства, утвержденные в сметах расходов республиканских
финансирования           органов исполнительной власти на их текущее  содержание,
Программы                     собственные    средства    организаций,     привлеченные
                                           финансовые средства при их наличии

Ожидаемые конечные    Рост объема бытовых услуг в расчете на одного жителя;
результаты                         обеспечение  населения  сельской   местности   социально
реализации                        значимыми видами бытовых услуг;
Программы                        расширение спектра бытовых услуг;
                                               удовлетворение   потребностей   жителей   республики   в
                                               услугах, соответствующих мировым стандартам  качества  и  безопасности;
                                              обеспечение доступности  услуг  бытового  характера  для
                                              всех категорий граждан;
                                              увеличение количества объектов бытового обслуживания,  в
                                              том числе комплексных приемных пунктов

     
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан на 2010 - 2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан" и направлена на совершенствование государственной политики Республики Башкортостан в сфере бытового обслуживания населения, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг.

Программа представляет собой совокупность целей и задач, а также основных направлений и мероприятий, способствующих устойчивому функционированию и стабильному развитию сферы бытовых услуг.

Бытовое обслуживание населения является многофункциональной сферой, которая способствует увеличению свободного времени работающего населения, освобождая его от многих трудоемких работ по ведению домашнего хозяйства, рациональному использованию денежных доходов семьи, созданию предпосылок для роста трудовых ресурсов республики. Обеспечивая ремонт различных предметов длительного пользования, бытовые услуги оказывают положительное воздействие на рост уровня жизни населения. Деятельность в сфере бытового обслуживания, ориентированная на высвобождение рабочего времени населения, создает дополнительные возможности для повышения профессиональной квалификации человека, развития интеллектуальных и физических способностей личности, для роста социальной активности человека.

Сфера бытовых услуг, занимая 11,7% в структуре платного сервиса, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Данную отрасль сегодня представляют свыше 8 тыс. предприятий, оказывающих населению услуги бытового характера. В сфере бытового обслуживания занято около 30 тыс. человек.

Рынок бытовых услуг востребован населением республики, он динамично развивается и несет социальную нагрузку преимущественно в отношении малообеспеченных слоев населения.

Наблюдается тенденция устойчивого роста объема бытовых услуг, получаемых населением республики.

За последние пять лет объем бытовых услуг, предоставленных населению республики, увеличился почти в три раза.

Основные показатели бытовых услуг населению представлены в следующей таблице:

Наименование показателя        

Годы               

2005

2006

2007

2008

2009

Объем  бытовых  услуг населению, млрд.
рублей                                

6,3

7,8

9,9

14,5

16,7

Темп роста, %                         

109,7

114,2

116,8

123,7

107,5

Объем бытовых услуг на душу населения,
рублей                                

1548,5

1920,4

2450,8

3566,4

4112,0


В 2009 году жителям Республики Башкортостан оказано услуг бытового характера в сумме 16,7 млрд. рублей, что на 7,5% больше, чем за 2008 год.

Основную часть объема бытовых услуг традиционно составляют следующие виды: ремонт и строительство жилья (52,1%), техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (11,1%), ремонт и пошив одежды (8,0%), ремонт бытовой техники (6,6%), парикмахерские услуги (5,6%).

Наибольший рост покупательского спроса наблюдался на услуги фотоателье (на 23,4%), по ремонту и пошиву обуви (на 16,7%), по ремонту и пошиву одежды (на 12,4%), парикмахерские услуги (на 11,7%).

Республика Башкортостан по объему оказанных услуг бытового характера в расчете на одного жителя входит в тройку лидеров среди субъектов Приволжского федерального округа, за 2009 год этот показатель составил 4112 рублей.

Несмотря на позитивные результаты развития сферы бытового обслуживания населения в целом по республике, сегодня наблюдается неравномерность размещения предприятий данной отрасли. Наименее развита сеть бытовых услуг в отдаленных районах, на селе, на окраинах городов, что обусловлено не только различием в плотности населения, но и дифференциацией платежеспособности жителей. Имеется существенный разрыв в показателях объемов бытовых услуг на душу населения по городам и районам.

Система бытового обслуживания населения в республике представлена совокупностью хозяйствующих субъектов различных форм собственности. По состоянию на 1 января 2010 года на территории Республики Башкортостан действует 8645 предприятий (объектов) бытового обслуживания населения (больше, чем в 2008 году на 15,8%) и 295 приемных пунктов, в том числе:

индивидуальных предпринимателей - 6070 ед.;

муниципальных предприятий - 95 ед.;

в системе Башпотребсоюза - 26 ед.

От общего числа предприятий 98,5% приходится на долю субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, практически все виды услуг в данной сфере предполагают развитие предпринимательства. Представители малого бизнеса быстрее перенимают новшества в этой сфере, энергично внедряя передовой опыт.

Вместе с тем в республике наименее развиты следующие виды услуг: услуги прачечных, химчисток, обрядовые услуги и услуги предприятий по прокату.

В последние годы развитие происходит в основном среди таких видов бытовых услуг, предоставляемых населению, как услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, ремонту и строительству жилья и других построек, составляющие более 60% объема бытовых услуг. Этому способствуют увеличение объемов продаж легковых автомобилей населению, а также выделение земельных участков под жилищное строительство.

Расширяют свою нишу на потребительском рынке предприятия по ремонту и пошиву одежды. Деятельность салонов, создающих собственные дизайнерские разработки, предлагающих современные конструкторские решения, креативный дизайн и качественное исполнение заказов, выгодно отличает их от конкурентов.

Парикмахерские и косметические салоны, являющиеся одними из самых рентабельных и постоянно развивающихся организаций, используют новейшее оборудование, внедряют уникальные технологии, осваивают различные релаксирующие программы, комплексы SPA-процедур, пилинги и т.п.

Услуги, предлагаемые современными фотолабораториями с оборудованием по цифровой обработке и печати фотографий, пользуются у населения повышенным спросом.

Условия рыночной экономики не позволяют стоять на месте, поэтому при анализе обстановки в сфере потребительского рынка бытовых услуг ясно представляются задачи, требующие решения, и перспективные направления развития отрасли, выполнение которых рассчитано на более продолжительный промежуток времени.

Рынок бытовых услуг во многом определяется вниманием органов местного самоуправления к его формированию и развитию. Поэтому органам местного самоуправления необходимо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и механизмы по повышению качества и культуры обслуживания населения, увеличению объемов оказываемых услуг, продвижению инновационных технологий и повышению квалификации работающих в данной отрасли экономики, учитывая, что сфера бытовых услуг выступает одним из приоритетных и социально значимых направлений территориального развития.

Слабое место в системе бытового обслуживания населения - развитие сети предприятий бытовых услуг на селе. На уровне муниципальных образований республики необходимо выработать комплексные программы развития сферы бытовых услуг в сельской местности. Особого внимания здесь требуют предприятия, оказывающие социально значимые услуги.

Система бытового обслуживания населения по-прежнему испытывает нехватку высокопрофессиональных кадров. Предприятиям и предпринимателям необходимо поддерживать постоянные контакты с базовыми учебными заведениями.

Наиболее значимыми и острыми остаются проблемы сохранения и эффективного использования зданий и помещений, занимаемых хозяйствующими субъектами сферы бытовых услуг. Есть вопросы и в отношении обеспечения площадями предприятий сферы бытовых услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»