ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2006 г. N 390
О республиканской целевой программе
"Безопасность дорожного движения" на 2007 - 2009 годы
В целях реализации комплекса мероприятий по снижению количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Одобрить прилагаемую республиканскую целевую программу "Безопасность дорожного движения" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития Республики Башкортостан, Министерству финансов Республики Башкортостан ежегодно, начиная с 2007 года, при формировании проекта бюджета Республики Башкортостан предусматривать выделение средств на финансирование Программы.
Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.
3. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство внутренних дел Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 29 декабря 2006 г. N 390
Содержание
Паспорт Программы
1. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения программными методами
2. Основные цели и задачи Программы
3. Ресурсное обеспечение Программы
4. Механизм реализации Программы
5. Оценка социально-экономической и бюджетной эффективности Программы
6. Система программных мероприятий
7. Прогнозируемый объем финансирования Программы
8. Расчет социально-экономической эффективности реализации Программы
9. Расчет бюджетной эффективности реализации Программы
Паспорт Программы
Наименование Программы Республиканская целевая программа "Безопасность
дорожного движения" на 2007 - 2009 годы
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки Программы от 20 февраля 2006 года N 100 "О федеральной
целевой программе "Повышение безопасности
дорожного движения в 2006 - 2012 годах";
распоряжение Правительства Республики
Башкортостан от 25 октября 2006 года N 1050-р
Государственный Министерство внутренних дел Республики
заказчик Программы Башкортостан
Основные разработчики Министерство внутренних дел Республики
Программы Башкортостан;
Министерство строительства, транспорта и
архитектуры Республики Башкортостан;
Министерство образования Республики Башкортостан;
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан;
кафедра скорой медицинской помощи и медицины катастроф Башкирского государственного медицинского университета;
Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан;
федеральное государственное учреждение Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства;
Башкирское отделение - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиала открытого
акционерного общества "Российские железные дороги";
государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан
Цели и задачи Программы Цели:
сокращение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими Задачи:
предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
развитие системы и повышение качества подготовки водителей транспортных средств, развитие системы их допуска к участию в дорожном движении;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в Республике Башкортостан;
сокращение времени прибытия соответствующих служб на места совершения дорожно-транспортных
происшествий, повышение эффективности деятельности этих служб по оказанию помощи
лицам, пострадавшим в результате дорожно- транспортных происшествий
Важнейшие целевые Сокращение числа лиц, погибших в результате
индикаторы и показатели дорожно-транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими;
снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, на 10 тыс. транспортных средств);
снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения);
снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших);
сокращение количества мест концентрации дорожно- транспортных происшествий;
сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж
управления транспортным средством которых не превышает 3 лет;
сокращение количества детей, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий по собственной неосторожности
Сроки реализации 2007 - 2009 годы
Программы
Объемы и источники Всего на финансирование Программы потребуется
финансирования 833535,0 тыс. рублей, в том числе:
Программы капитальные расходы - 822000,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 11535,0 тыс. рублей.
Источниками финансирования являются средства:
а) федерального бюджета - 556130,0 тыс. рублей, в том числе:
капитальные расходы - 548240,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 7890,0 тыс. рублей;
б) бюджета Республики Башкортостан - 238605,0 тыс. рублей, в том числе:
капитальные расходы - 234960,0 тыс. рублей;
прочие нужды - 3645,0 тыс. рублей;
в) внебюджетных источников - 38800,0 тыс. рублей, в том числе:
капитальные расходы - 38800,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан
Ожидаемые конечные Сокращение числа лиц, погибших в результате
результаты реализации дорожно-транспортных происшествий (на 8% меньше,
Программы и показатели чем в 2005 году);
ее социально- сокращение количества дорожно-транспортных
экономической происшествий с пострадавшими в 2009 году до 5476
эффективности единиц (на 3,5% меньше, чем в 2005 году).
Социально-экономический эффект при этом составит 59715,2 тыс. рублей
1. Содержание проблем и обоснование необходимости их
решения программными методами
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной его участников.
С 2001 по 2005 год в Республике Башкортостан произошло более 22 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли и получили ранения 30 тыс. человек. Ежегодно в республике в результате дорожно-транспортных происшествий погибают в среднем 770 человек, получают ранения свыше 5 тыс. человек.
В 2005 году на территории Башкортостана было зарегистрировано 5675 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 782 человека и получили ранения 6955 человек. По сравнению с 2004 годом количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 32,3%, погибших в них - на 1,2%, раненых - на 40,2%. Общее количество дорожно-транспортных происшествий возросло в 51 муниципальном районе и городском округе Республики Башкортостан, при этом ущерб от дорожно-транспортной аварийности составил более 3,8 млрд. рублей.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в республике являются наезд на пешехода, препятствие и стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертых всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий обусловлены неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения происходит около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждую восьмую аварию совершает водитель, находящийся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, каждую седьмую - водитель, не имеющий права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% от всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние восемь лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть.
Основными причинами ухудшения обстановки с аварийностью на дорогах являются следующие:
постоянно возрастающая мобильность населения;
уменьшение перевозок общественным транспортом;
увеличение перевозок личным транспортом;
нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и дорожно-транспортной инфраструктурой, не рассчитанной на современные транспортные потоки;
продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городских округах;
низкий уровень обеспечения безопасности пассажирских перевозок.
Так, современный уровень наличия автомобилей на 1 тыс. жителей в городских округах уже превысил 200 единиц, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 единиц. Вследствие этого ухудшаются условия дорожного движения и экологическая обстановка, увеличивается количество заторов и дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время более 70% от их общего числа происходит в населенных пунктах.
Проблемы, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, требуют разработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Исходя из этого, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 20 февраля 2006 года N 100 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах", результатом реализации которой обозначено сокращение ежегодного показателя погибших в автоавариях людей к 2012 году не менее чем в полтора раза.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов государственной власти по данному вопросу.
Сегодня фактически отсутствует система мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городских округах (регламентация скоростных режимов, введение одностороннего движения и т.д.). Реализуемые мероприятия носят изолированный и эпизодический характер, поэтому в населенных пунктах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения в целях формирования стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания их причин участниками дорожного движения, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению аварийности на дорогах.
О том, что в области обеспечения безопасности дорожного движения сложилась критическая ситуация, свидетельствуют следующие факторы:
высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации республиканской целевой программы "Безопасность дорожного движения" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота, межотраслевой и межведомственный характер обозначенных проблем;