ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2009 г. N 117

О республиканской программе "Качество
и безопасность товаров и услуг в Республике
Башкортостан" на 2009 - 2011 годы

(с изменениями на 7 сентября 2009 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесеными:
Постановлением Правительства РБ от 7 сентября 2009 года №337
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В целях защиты прав потребителей, совершенствования системы управления качеством и безопасностью товаров и услуг, повышения конкурентоспособности продукции республиканских производителей и расширения рынков ее сбыта Правительство Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа).

2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы.

3. Контроль за выполнением Постановления возложить на Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.Сарбаев

     




Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 30 марта 2009 г. N 117

Республиканская программа
"Качество и безопасность товаров и услуг
в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы



Содержание

Паспорт Программы

1. Введение

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

3. Цели и задачи Программы

4. Направления реализации Программы

4.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг)

4.2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент промышленной безопасности и здоровья

4.3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг

4.4. Ориентация на потребителя

4.5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов

4.6. Развитие партнерства

5. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий

6. Ресурсное обеспечение Программы

7. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения

8. Показатели социально-экономической эффективности Программы

9. Система программных мероприятий

Паспорт программы

     
 Наименование Программы     Республиканская    программа    "Качество    и
                                                           безопасность  товаров  и  услуг  в  Республике
                                                           Башкортостан" на 2009 - 2011 годы

 Основание  для  разработки     Послание  Президента  Республики  Башкортостан
 Программы                                     Государственному    Собранию    -     Курултаю
                                                             Республики  Башкортостан  "К  благополучию   и
                                                            благосостоянию  каждой  семьи,  всех   жителей
                                                             Башкортостана  (О  положении  в  республике  и
                                                             основных  направлениях  ее  развития  в   2008
                                                             году)"

 Государственный   заказчик       Правительство Республики Башкортостан
 Программы

 Основные      разработчики        Министерство         промышленности          и
 Программы                                     внешнеэкономических     связей      Республики
                                                             Башкортостан;
                                                            федеральное государственное  учреждение  Центр
                                                            стандартизации,  метрологии   и   сертификации
                                                             Республики Башкортостан

 Цели и задачи Программы    Цели:

                           содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной

                            активности и устойчивому развитию организаций республики на основе реализации

                            государственной политики Республики Башкортостан в области качества;

                            внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан новых технологий

                            управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране

                            окружающей среды, промышленной безопасности;

                            создание условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг)

                            Задачи:

                            совершенствование экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и

                            конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) на внешнем и внутреннем рынках;

                            повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики Башкортостан;

                            содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа организаций

                            путем внедрения в организациях республики систем менеджмента качества и их независимого

                            подтверждения российскими и зарубежными сертификационными органами;

                            улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности путем внедрения

                            систем экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и

                            здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов;

                            подготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества, экологии и промышленной безопасности;

                            информационно-методическая поддержка организаций республики в решении проблем качества и делового совершенствования

 Важнейшие          целевые             Увеличение числа  организаций,  участвующих  в
 индикаторы  и   показатели          конкурсах   качества   на    региональном    и
 Программы                                       федеральном уровне, на 19,7%;                                                                

                                                               увеличение числа организаций, сертифицировавших систему менеджмента качества

                                                               на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 (ISO 9001:2000), на 23%;

                                                               увеличение числа организаций республики, внедривших и сертифицировавших интегрированные

                                                               системы менеджмента (организации, сертифицировавшие две и более системы по

                                                                стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001), на 46%;

                                                                увеличение числа организаций пищевой отрасли, внедривших и сертифицировавших системы

                                                                управления качеством пищевых продуктов, на 140%;

                                                                увеличение числа аккредитованных испытательных лабораторий на 15%, метрологических служб

                                                                организаций - на 3,4%;

                                                                проведение мониторинга реализации программных мероприятий;

                                                                создание условий для руководителей и персонала организаций для обучения по вопросам внедрения систем менеджмента

 Сроки реализации Программы             2009 - 2011 годы

 Объемы     и     источники                       Программа  будет   реализовываться   за   счет
 финансирования Программы               собственных средств организаций


1. Введение

Программа "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)".

Программа является логическим продолжением республиканских программ "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг" на 2002 - 2005 годы, "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2006 - 2008 годы.

В Программе используются следующие основные понятия:

ISO 9000 - серия международных стандартов по системам менеджмента качества;

ISO 14000 - серия международных стандартов по системам экологического менеджмента;

OHSAS 18001 - стандарт "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования" и руководство Международной организации труда ILO - OSH 2001;

интегрированная система менеджмента, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, - система менеджмента для руководства и управления применительно к качеству, окружающей среде, охране здоровья и безопасности персонала в рамках единой интегрированной системы менеджмента организаций;

система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;

система экологического менеджмента - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами;

ХАССП (HACCP - Hazard Analysis Critical Control Points) - система определения рисков, опасных факторов, установления критических контрольных точек по всей цепочке изготовления, допустимых пределов и контроль в целях исключения или снижения рисков (предупредительный метод, используемый в пищевой промышленности в качестве гарантии безопасности производимых продуктов питания).

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами


В современном мире во многих странах государственная политика и государственные программы качества направлены на повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост благосостояния народа.

Европейская практика свидетельствует, что высокой конкурентоспособности продукции на мировом рынке можно достичь только совместными усилиями органов государственной власти, общественных организаций, заинтересованных компаний всех форм собственности с учетом мнения потребителя о качестве продукции (товаров, работ, услуг).

Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 - важнейшие этапы в решении проблемы качества, пройденные Российской Федерацией за последние полвека.

Направление развития современного общества таково, что административные методы обеспечения качества продукции и услуг должны быть полностью заменены рыночными механизмами.

В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" государство намерено прекратить всесторонний контроль за качеством продукции и услуг, оставив за собой только надзор за обязательными, законодательно установленными требованиями к безопасности.

Рыночная конкуренция обуславливает необходимость постоянно убеждать потребителя, клиента, заказчика, что качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги полностью отвечает их запросам и ожиданиям. Доказательством этого в последние годы становится ссылка на наличие сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ISO серии 9000.

Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения текущей и перспективной конкурентоспособности организаций и экономики страны в целом.

Руководство большинства российских организаций уже осознало, что добиться серьезных экономических успехов на внутреннем и особенно внешнем рынках в условиях жесткой конкуренции можно только путем постоянного улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Цель международных стандартов - обеспечение необходимого уровня качества продукции (товаров, услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства организаций. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных организаций, но и отраслей и регионов.

Наличие сертифицированной системы менеджмента качества дает ощутимые преимущества, облегчая доступ к потребителю и инвестору, к партнерству с международными брендами, выгодным госзаказам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»