ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 12 декабря 2006 года N 391-з


Об обращениях граждан в Республике Башкортостан

(с изменениями на 23 сентября 2024 года)
(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2010 N 275-з, от 27.12.2010 N 344-з, от 06.12.2011 N 463-з, от 24.12.2012 N 624-з, от 02.12.2013 N 18-з, от 23.05.2016 N 372-з, от 08.07.2016 N 394-з, от 26.03.2018 N 598-з, от 03.03.2021 N 384-з, от 26.06.2023 N 737-з, от 30.11.2023 N 25-з, от 26.04.2024 N 98-з, от 23.09.2024 N 154-з)


     Принят
      Государственным Собранием -
     Курултаем Республики Башкортостан
     30 ноября 2006 года.



Настоящий Закон направлен на обеспечение государственных гарантий защиты права граждан Российской Федерации на обращение, его соблюдение государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими публично значимые функции, должностными лицами и устанавливает гарантии граждан на обращения, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)



Статья 1. Гарантии права граждан на обращение


1. В Республике Башкортостан гарантируется право граждан Российской Федерации (далее - граждане) на обращение.


Положения настоящего Закона распространяются на обращения иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.


Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе общественных, религиозных объединений, юридических лиц, в государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные учреждения Республики Башкортостан, муниципальные учреждения и иные организации в Республике Башкортостан, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)


1.1. Установленный настоящим Законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами Республики Башкортостан, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений, в том числе общественных, религиозных объединений, юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан осуществляющими публично значимые функции государственными учреждениями Республики Башкортостан, муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.


(часть 1.1 в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)


2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к использованию или неиспользованию права на обращение либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.


3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.


4. Запрещаются любые формы ограничения права граждан на обращение в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.


5. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.



Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан в сфере обращений граждан


1. Законодательство Республики Башкортостан в сфере обращений граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами и федеральными законами регулирует отношения, связанные с защитой права граждан на обращение, гарантии права граждан на обращение и состоит из настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Башкортостан, направленных на обеспечение защиты и гарантий права граждан на обращение.


2. Положения настоящего Закона распространяются на все обращения граждан, кроме обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и федеральными законами, за исключением Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".



Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з)


Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины:


1) обращение - направленные в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления, организацию, осуществляющую публично значимые функции, или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал), предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина (группы граждан), объединения граждан (общественного объединения, религиозного объединения, юридического лица) в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, осуществляющую публично значимые функции;


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з, от 26.04.2024 N 98-з)


2) предложение - рекомендация граждан по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих публично значимые функции, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)


3) заявление - просьба граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих публично значимые функции, и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)


4) жалоба - просьба граждан о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;


5) должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе Республики Башкортостан, органе местного самоуправления или организации, осуществляющей публично значимые функции;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)


6) организации, осуществляющие публично значимые функции (далее - организации), - государственные учреждения Республики Башкортостан, муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия Республики Башкортостан, муниципальные унитарные предприятия, а также иные организации, наделенные публично значимыми функциями от имени Республики Башкортостан, муниципального образования правовыми актами государственных органов Республики Башкортостан и органов местного самоуправления.


(п. 6 введен Законом Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з)



Статья 4. Права граждан при рассмотрении обращения

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з)


При рассмотрении обращения государственным органом Республики Башкортостан, органом местного самоуправления, организацией или должностным лицом гражданин, объединение граждан имеют право:


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з, от 02.12.2013 N 18-з)


1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 27.12.2010 N 344-з)


2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;


3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з, от 26.03.2018 N 598-з)


4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством;


5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.



Статья 5. Гарантии безопасности граждан в связи с обращением

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з)


1. Запрещается преследование граждан в связи с обращением в государственный орган Республики Башкортостан, орган местного самоуправления, организацию или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з, от 02.12.2013 N 18-з)


2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.


Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 02.12.2013 N 18-з, от 26.04.2024 N 98-з, от 23.09.2024 N 154-з)



Статья 6. Письменное обращение


1. Гражданин, объединение граждан в своем обращении в письменной форме указывают либо наименование государственного органа Республики Башкортостан, органа местного самоуправления или организации, в которые направляют обращение в письменной форме, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, свои фамилию, имя, при наличии - отчество (для объединения граждан - свое наименование), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставят личную подпись (для граждан), подпись руководителя или заместителя руководителя, иного представителя (для объединения граждан) и дату.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 24.12.2012 N 624-з, от 02.12.2013 N 18-з, от 26.04.2024 N 98-з)


2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин, объединение граждан прилагают к обращению в письменной форме документы и материалы либо их копии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»