ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 февраля 2006 г. N 21

Об утверждении стратегии развития банковского сектора
Республики Башкортостан на период до 2010 года

(с изменениями на 2 июля 2009 года)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
 Постановлением Правительства РБ от 9 апреля 2007 года №86
 Постановлением Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243
Постановлением Правительства РБ от 27 февраля 2008 года №47
Постановлением Правительства РБ от 2 июля 2009 года №252
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В целях формирования эффективно функционирующей, конкурентоспособной и устойчивой банковской инфраструктуры и реализации на республиканском уровне Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, Правительство Республики Башкортостан

 постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Стратегию развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года;

План мероприятий на 2006 - 2007 годы по реализации Стратегии развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел финансовой и налоговой политики Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов





Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 2 февраля 2006 г. N 21


Стратегия
развития банковского сектора Республики Башкортостан
на период до 2010 года

(в ред. Постановления Правительства РБ от 27.02.2008 N 47)

Содержание


1. Введение

2. Основные цель и задачи Стратегии

3. Основные проблемы и направления развития банковского сектора Республики Башкортостан

3.1. Институциональное развитие банковского сектора

3.2. Повышение капитализации банковского сектора

3.3. Формирование ресурсного потенциала банковского сектора

3.4. Развитие рынка банковских услуг

3.5. Повышение устойчивости банковского сектора

3.6. Формирование благоприятной конкурентной среды

4. Роль государства в развитии банковского сектора и взаимодействие в банковском сообществе

4.1. Участие Правительства Республики Башкортостан в развитии банковского сектора

4.2. Саморегулирование в банковском сообществе

5. Механизм реализации Стратегии

6. Ожидаемые результаты развития банковского сектора Республики Башкортостан

1. Введение

Стратегия развития банковского сектора Республики Башкортостан на период до 2010 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана - созидание во благо народа (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2005 году)", в соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2005 года N 38 "Об итогах работы промышленности, строительства, транспорта, связи и социальной сферы Республики Башкортостан за 2004 год и задачах на 2005 год" в связи с необходимостью повышения функциональной роли банковского сектора в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан.

Стратегия направлена на решение актуальных задач совершенствования данного сектора, создание на республиканском уровне механизмов реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

В результате реализации Программы развития банковской системы Республики Башкортостан на период до 2003 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 сентября 2001 года N 247, в республике сформировано определенное количество эффективно работающих кредитных организаций, устойчиво функционирует банковский сектор, кредитные организации осуществляют прибыльную деятельность, расширяются масштабы и спектр банковских операций, повышается уровень доверия вкладчиков и кредиторов к банковскому сектору.

Устойчивая позитивная динамика наблюдается по всем количественным ориентирам, заложенным в указанной Программе.

Объем капитала банковского сектора с 2001 по 2004 год вырос в 1,8 раза, активы банковского сектора - в 2,0 раза, кредитные вложения в экономику республики - в 2,1 раза, вклады населения - в 2,3 раза.

Территориально сеть кредитных организаций приблизилась к потребителям банковских услуг, присутствие подразделений банков обеспечено во всех районах и городах республики. Общее количество кредитных организаций и их структурных подразделений возросло за 2001 - 2004 годы с 963 до 1054.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, уровень важнейших показателей развития банковского сектора по сравнению с основными макроэкономическими параметрами развития экономики Республики Башкортостан остается невысоким и недостаточным для достижения требуемых ориентиров экономического роста, банковские технологии не соответствуют потребностям расширения объема и ассортимента, повышения качества выполняемых банками операций.

Дальнейшее развитие банковского сектора Республики Башкортостан может проходить по двум основным сценариям согласно приложению к настоящей Стратегии.

Пессимистичный (консервативный) сценарий, основанный на бизнес-планах кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, отражает сложившиеся тенденции развития конкурентоспособности и эффективности деятельности кредитных организаций и не предполагает реализации масштабных проектов, предусматривающих активизацию роли банковского сектора в экономике. При этом изменения, предполагаемые в банковской сфере, носят, в основном, инерционный характер.

Оптимистичный сценарий развития банковского сектора Республики Башкортостан основан на более активном инвестировании в банковский капитал, активизации деятельности действующих и привлечении новых участников на рынок банковских услуг: кредитных организаций, филиалов инорегиональных банков, инвесторов.

Однако осуществление только этих мероприятий не приведет к повышению параметров банковской деятельности: они должны соответствовать экономическому потенциалу и приоритетам социально-экономического развития республики.

Создание в Республике Башкортостан эффективного банковского сектора является одним из важнейших условий решения стратегических задач ее социально-экономического развития. Достижение целей, определенных Стратегией, при эффективном проведении государственной политики, благоприятных макроэкономических условиях, принятии необходимых законодательных актов и мер по обеспечению их исполнения потребует не менее пяти лет.

2. Основные цель и задачи Стратегии


Основной целью Стратегии является формирование эффективно функционирующей, конкурентоспособной и устойчивой банковской инфраструктуры, максимально обеспечивающей потребности субъектов экономики в банковских услугах, способствующей ускорению темпов экономического роста в республике.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение задач, определенных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года и направленных на:

повышение эффективности деятельности банковского сектора по аккумулированию денежных средств субъектов экономики и их трансформации в кредиты и инвестиции;

развитие благоприятной конкурентной среды в банковском секторе;

обеспечение прозрачности в деятельности кредитных организаций;

дальнейшее укрепление доверия к банкам со стороны российских и зарубежных инвесторов, юридических и физических лиц.

Основными задачами развития банковского сектора Республики Башкортостан являются следующие:

совершенствование институциональной структуры банковского сектора;

увеличение капитала кредитных организаций, привлечение инвестиций в банковский сектор;

расширение масштабов и спектра банковских операций, в том числе развитие механизмов обеспечения кредитов и снижение кредитных рисков, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности предприятий, развитие ипотечного кредитования, кредитования субъектов малого предпринимательства и агропромышленного комплекса;

обеспечение устойчивости банковского сектора;

создание условий для добросовестной банковской конкуренции.

Реализация Стратегии в значительной степени будет зависеть от создания соответствующих макроэкономических условий. При этом развитие банковского сектора Республики Башкортостан не должно стимулироваться административными методами, а увеличение объемов банковских услуг - достигаться в ущерб устойчивости данного сектора.

3. Основные проблемы и направления развития банковского
сектора Республики Башкортостан


Основными проблемами, сдерживающими развитие банковского сектора экономики и ограничивающими его участие в социально-экономическом развитии Республики Башкортостан, являются следующие:

невысокий уровень институциональной насыщенности республики банковскими услугами;

относительное несоответствие размера капитала принимаемым рискам;

высокая стоимость и дефицит долгосрочных пассивов, недостаточный уровень доверия, ограничивающий приток финансовых ресурсов в банковский сектор;

высокие риски кредитных операций, недостаточно широкий спектр предоставляемых банковских услуг;

невысокий уровень качества управления в большинстве кредитных организаций;     

недостаточно благоприятный уровень конкуренции на рынке банковских услуг.

Исходя из изложенных проблем, развитие банковского сектора Республики Башкортостан в 2006 - 2010 годах будет осуществляться по следующим направлениям.

3.1. Институциональное развитие банковского сектора


По состоянию на 1 января 2005 года на территории Республики Башкортостан зарегистрированы 13 кредитных организаций, 44 филиала 8 инорегиональных банков, включая 36 отделений Сберегательного банка Российской Федерации; у 5 инорегиональных банков в республике имеются свои представительства.

По показателю институциональной насыщенности банковскими услугами (количеству кредитных организаций и филиалов, зарегистрированных на территории республики, к численности населения) Республика Башкортостан (0,45) значительно отстает от средних значений по Приволжскому (0,82) и Уральскому (1,20) федеральным округам.

Недостаточное количество кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков на территории республики обусловливает невысокие уровни количественного предложения банковских услуг и качественных характеристик банковского сектора. Уровень насыщенности республики финансовыми услугами (по отношению активов и кредитов к валовому региональному продукту, уровню развития сберегательного дела) уступает уровню большинства сопоставимых регионов Поволжья и Урала.

При этом прогноз развития кредитных организаций (филиалов), ныне функционирующих на территории республики, свидетельствует о том, что планируемые ориентиры не позволят достичь параметров, предусмотренных Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

Для полноценного обеспечения потребностей экономики в финансовых услугах требуется приток инвесторов, которые нацелены на активное развитие своих кредитных организаций с учетом растущих потребностей экономических субъектов в банковских услугах, и/или расширение состава участников банковского рынка за счет создания на территории республики новых кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков.

При этом участниками рынка банковских услуг Республики Башкортостан должны стать финансово устойчивые кредитные организации с прозрачной структурой собственности, четкими и открытыми стратегическими целями, успешно выполняемыми бизнес-планами, предусматривающими расширение объема и спектра банковских операций (в том числе масштабов кредитования экономики), внедрение новых финансовых технологий, продуктов (услуг), повышение качества обслуживания клиентов, развитие сети структурных подразделений и приближение услуг к потребителям, поддержание благоприятной конкурентной среды.

Насыщенность Республики Башкортостан банковскими подразделениями существенно превышает как уровень большинства регионов Поволжья и Урала, так и среднероссийский уровень. Однако развитие территориальной банковской сети необходимо продолжить в целях улучшения показателей межбанковской конкуренции, преодоления неравномерности размещения банковских офисов по территории республики, приближения их к потребителям банковских услуг и повышения эффективности функционирования. Осуществить это надо с учетом экономических потенциалов административно-территориальных образований и издержек кредитных организаций.

Актуальна также задача обеспечения базовыми банковскими услугами отдаленных территорий с недостаточным развитием банковской сети: перспективы их финансового обслуживания могут быть связаны с внедрением передвижных пунктов кассового обслуживания, дистанционного банковского обслуживания, интернет-технологий.

3.2. Повышение капитализации банковского сектора


Важным условием развития банковской деятельности в республике является увеличение банковского капитала, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия принимаемых банками рисков.

Расчетный (приведенный) размер капитала кредитных организаций и филиалов инорегиональных банков <1> в Республике Башкортостан составляет 14,0 млрд. рублей, или 4,2% от валового регионального продукта (далее - ВРП), тогда как по Российской Федерации в целом - 5,6% от валового внутреннего продукта (далее - ВВП).

-------------------------------

<1> Определяется пропорционально активам кредитной организации, приходящимся на регион.

Темпы роста капитала отстают от темпов роста основных показателей банковской деятельности. Снижение норматива достаточности до 14,2% по состоянию на 1 января 2005 года (по Российской Федерации - 17,0%) свидетельствует о возникновении ограничений для дальнейшего развития банковского бизнеса.

Несмотря на то, что сложившийся в настоящее время капитал банковского сектора Республики Башкортостан позволяет расширить объем активных операций на 10 - 20% до соответствующего уровня других регионов,  перспективные планы кредитных организаций республики свидетельствуют о том, что величина расчетного капитала не позволит нарастить объемы банковских операций до требуемого уровня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»