ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2005 г. N 194

О республиканской целевой программе улучшения условий
и охраны труда на 2006 - 2008 годы

(с изменениями на 29 августа 2007 года)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243
___________________________________________________________________________________________________________________________________________

В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан

 постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2006 - 2008 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ежегодно при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на включение Программы в финансирование за счет средств бюджета Республики Башкортостан. (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 августа 2007 года №243)

4. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан.

5. Рекомендовать организациям всех форм собственности предусматривать средства на реализацию Программы.

6. Контроль за ходом реализации Программы и целевым использованием выделенных бюджетных средств возложить на отдел социального развития, здравоохранения, труда и занятости населения Аппарата Правительства Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов





Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 6 сентября 2005 г. N 195

Республиканская целевая программа
улучшения условий и охраны труда на 2006 - 2008 годы

Содержание

Паспорт Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

2. Оценка социально-экономической эффективности Программы

3. Система программных мероприятий

3.1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда

3.2. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве, совершенствование социального партнерства в области охраны труда

3.3. Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, контроля вредных и опасных производственных факторов

3.4. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования

3.5. Организационное и техническое обеспечение охраны труда

Паспорт Программы

Наименование Программы    Республиканская целевая программа улучшения условий и
                                                        охраны труда на 2006 - 2008 годы

Основание для разработки  Трудовой кодекс Российской Федерации;
Программы                               Федеральный   закон    "Об    основах  охраны труда в  Российской Федерации";
                                                      Закон Республики   Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан"

Государственный заказчик  Министерство      труда и социальной защиты населения
Программы                               Республики Башкортостан

Разработчики Программы    Министерство труда и      социальной защиты населения  Республики Башкортостан;
                                                       Федерация профсоюзов Республики Башкортостан

Основные цели   и задачи  Реализация государственной политики в области  охраны
Программы                            труда на территории Республики Башкортостан;

                                                   создание условий для снижения уровня производственного травматизма и профессиональной
                          заболеваемости, их профилактики;

                          создание условий, обеспечивающих сохранение   жизни и  здоровья работников в процессе трудовой деятельности;

                          проведение научно-технических работ и  исследований в   целях улучшения условий и охраны труда;

                          активизация аттестации рабочих мест по условиям труда  и сертификации работ по охране труда в  организациях,
                          повышение качества их проведения

Важнейшие        целевые  Ежегодное снижение количества несчастных случаев   на
индикаторы                          производстве в среднем    на 1 - 3% (на 6% - за время   реализации Программы);

                          ежегодное снижение количества   несчастных случаев на  производстве с тяжелым      или смертельным исходом в
                          среднем на 7 - 15%      (на 20% - за время реализации   Программы);

                          стабилизация     количества        впервые выявленных  профессиональных заболеваний  на уровне 140 случаев в
                          год;

                          снижение количества предприятий,   на которых условия  труда не соответствуют        санитарно-гигиеническим
                          нормам, в среднем на 1 - 3% в год   (на 4% - за время реализации Программы)

Сроки реализации          2006 - 2008 годы, без деления на этапы
Программы

Система      программных     1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда
мероприятий                            2. Социальная,         медицинская и профессиональная  реабилитация лиц, пострадавших на
                                                      производстве, совершенствование социального партнерства   в области  охраны труда

                          3. Совершенствование         средств индивидуальной и  коллективной защиты,       контроля вредных и опасных
                          производственных факторов

                          4. Информационное           обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования

                          5. Организационное и   техническое обеспечение охраны  труда

Основной     исполнитель   Министерство      труда и социальной защиты населения
Программы                             Республики Башкортостан

Объемы       и источники             Объем финансирования Программы составляет  74,99 млн.
финансирования Программы  рублей, в том числе:
                                                          за счет средств бюджета     Республики Башкортостан - 13,64 млн. рублей;
                                                          за счет средств внебюджетных источников -  61,35 млн.рублей

Ожидаемые     результаты   Создание условий       для снижения производственного
реализации Программы      травматизма и профессиональной заболеваемости;

                                                    снижение    количества           несчастных случаев и профессиональной заболеваемости на
                                                    производстве;

                          снижение затрат социального страхования на возмещение ущерба здоровью     пострадавших от производственного
                          травматизма и профессиональной заболеваемости

Система    контроля   за         Текущий контроль  за реализацией Программы
реализацией Программы     осуществляют отдел   социального развития,  здравоохранения, труда  и занятости населения
                                                      Аппарата Правительства   Республики Башкортостан и  Федерация профсоюзов Республики
                                                     Башкортостан

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В ряду социальных проблем значительное место принадлежит совершенствованию государственной системы управления охраной труда, обеспечению приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Реализация Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан", Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 13 мая 2002 года N 147 "О неотложных мерах по предупреждению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, дорожно-транспортных происшествий и пожаров в Республике Башкортостан", мероприятий Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы, решений Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан позволила активизировать деятельность республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в Республике Башкортостан, органов надзора и контроля, общественных объединений и организаций по обеспечению безопасных условий труда.

Решения, принятые в последние годы Правительством Республики Башкортостан, позволили добиться снижения производственного травматизма. За последние 5 лет уровень общего производственного травматизма снизился более чем в два раза. Только за 2004 год в республике уровень производственного травматизма со смертельным исходом сократился на 36 процентов, с тяжелым исходом - на 17 процентов. Профессиональная заболеваемость в республике ниже, чем в среднем по стране, и составляет 1,15 случая на 10 тыс. работающих.

Вместе с тем состояние условий и охраны труда во многих организациях продолжает оставаться неудовлетворительным.

В экономике республики большой удельный вес имеют организации нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, где преобладают условия повышенной опасности технологических процессов, определяемые наличием взрывопожароопасных и токсичных продуктов, высоких температур и давлений. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, доля работающих на производстве с вредными и опасными условиями труда возрастает в среднем по республике на 1 процент в год.

В 2004 году в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 86,3 тыс. человек (19,3 процента от общего числа работников организаций, охваченных государственным статистическим наблюдением по условиям труда).

Воздействие на организм работающих вредных и (или) опасных производственных факторов является прямой причиной возникновения профессиональных заболеваний. В 2004 году в республике впервые установлены профессиональные заболевания (отравления) у 136 человек.

В 2004 году в республике в результате несчастных случаев на производстве пострадали 1,6 тыс. человек, при этом 113 человек погибли, 156 человек получили инвалидность. В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал более месяца, потери рабочего времени в связи с производственными травмами составили 54,1 тыс. человеко-дней.

Анализ показывает, что большинство несчастных случаев на производстве происходит вследствие неудовлетворительной организации работ, недостатков в обучении работников и их непосредственных руководителей методам охраны труда и безопасного выполнения работ, а также нарушений трудовой и производственной дисциплины, в том числе выполнения работ в нетрезвом состоянии.

Многие нарушения в области охраны и обеспечения безопасных условий труда связаны с отсутствием в организациях служб охраны труда или с их неукомплектованностью специалистами. По состоянию на конец 2004 года общая неукомплектованность служб охраны труда в организациях с численностью работающих 100 и более человек составила 287 человек (11,3%).

Одним из действенных механизмов обеспечения здоровых и безопасных условий труда является аттестация рабочих мест по условиям труда. По данным Минтруда России, в среднем по всем субъектам Российской Федерации количество рабочих мест, аттестованных по условиям труда, составляет около 40 процентов от их общего числа. В Республике Башкортостан этот показатель равен 43 процентам.

Планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию, решение стратегической задачи по удвоению к 2010 году валового внутреннего продукта страны предполагают ускоренное развитие экономики республики и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. В этих условиях безопасность труда выходит по значимости на первый план в системе глобального социального партнерства государства, работодателей, профсоюзов и работников.

В процессе повышения экономических показателей производства нельзя допустить рост производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Анализ работы в области охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя полностью оправдывает, его необходимо использовать и в дальнейшем. Принятие Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2006 - 2008 годы (далее - Программа) будет способствовать активизации деятельности, направленной на улучшение условий и охраны труда.

2. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

Реализация Программы позволит повысить эффективность системы управления охраной труда в республике, обоснованность и оперативность принятия управленческих решений, уровень профессиональной подготовки кадров и создать более благоприятные условия для работы служб охраны труда в организациях.

Социально-экономический эффект от реализации Программы ожидается в создании условий для:

снижения затрат средств социального страхования на возмещение ущерба здоровью пострадавших от производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости в 2006 году на 6,7 млн. рублей, в 2007 году - на 8,2 млн. рублей, в 2008 году - на 9,9 млн. рублей;

снижения количества пострадавших от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве на 1 - 3% в год;

повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;

сокращения затрат работодателей на льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда, снижения материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

3. Система программных мероприятий

N п/п

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срок
испол-
нения

Источник
финансиро-
вания

Прогнозируемый объем
финансирования,
млн. рублей

Ожидаемые
результаты
реализации
мероприятий

всего

по годам
══════┬══════┬══════
2006 │ 2007 │ 2008

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.1. Нормативно-правовое обеспечение охраны труда

3.1.1.

Разработка и представление
на рассмотрение в
установленном порядке
законодательных и иных
нормативных правовых актов
в области охраны труда
Республики Башкортостан

Минтруд РБ,
Федерация
профсоюзов
РБ

2006 -
2008

Совершенствова-
ние нормативно-
правовой базы в
области улучше-
ния условий и
охраны труда,
разработка
механизмов

3.1.2.

Разработка проекта
положения о системе
государственного
управления охраной труда в
Республике Башкортостан;
подготовка проекта
постановления
Правительства Республики
Башкортостан об
утверждении указанного
положения

-"-

2006

создания
безопасных и
здоровых
условий труда

3.1.3.

Разработка Республиканской
целевой программы
улучшения условий и охраны
труда на 2009 - 2011 годы

-"-

2008

3.2. Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве,
совершенствование социального партнерства в области охраны труда

3.2.1.

Обоснование профилактичес-
ких мероприятий при
воздействии производствен-
ного шума на организм
работающих в ведущих
отраслях промышленности
(горнорудной, нефтяной,
газопроводной,
машиностроительной)

Минтруд РБ
(конкурс)

2006 -
2008

бюджет РБ

0,8

0,3

0,3

0,2

Проведение
научно-
технических
работ и
исследований в
области улучше-
ния условий и
охраны труда;
сокращение
затрат органов

3.2.2.

Разработка мер по
профилактике заболеваний
опорно-двигательного
аппарата и периферической
нервной системы у
работающих в ведущих
отраслях промышленности
(горнорудной, нефтяной,
машиностроительной,
строительстве)

-"-

2006 -
2008

бюджет РБ

1,0

0,4

0,3

0,3

социального
страхования на
возмещение
ущерба здоровью
пострадавших от
производственно-
го травматизма и
профессиональной
заболеваемости;
снижение
количества

3.2.3.

Исследование условий и
охраны труда, состояния
здоровья работниц
агропромышленного комплекса
Республики Башкортостан;
разработка мероприятий по
охранению здоровья
работниц агропромышленного
комплекса (на примерах
птицеводческих ферм и
тепличных хозяйств)

Минтруд РБ,
Минсельхоз
РБ
(конкурс)

2006 -
2008

бюджет РБ

0,7

0,2

0,3

0,2

несчастных
случаев и
профессиональной
заболеваемости
на производстве

3.2.4.

Реабилитация больных,
перенесших хлоракне;
разработка рекомендаций по
охране здоровья работающих
на диоксиноопасных
производствах

Минтруд РБ
(конкурс)

2006 -
2008

бюджет РБ

0,9

0,3

0,3

0,3

Создание условий
для повышения
производитель-
ности труда и
сокращения
потерь рабочего
времени;

3.2.5.

Обоснование
профилактических
мероприятий по
предупреждению
аллергических заболеваний
у работающих в контакте с
промышленными аллергенами

-"-

2006 -
2008

бюджет РБ

0,6

0,2

0,2

0,2

снижение
количества
несчастных
случаев и
профессиональной
заболеваемости
на производстве

3.2.6.

Разработка программы
лечения работников ОАО
"Учалинский
горнообогатительный
комбинат" с
профессиональной
патологией в условиях
санатория-профилактория

ОАО
"Учалинский
ГОК"

2006 -
2008

внебюджет-
ные
источники

0,25

0,09

0,08

0,08

3.3. Совершенствование средств индивидуальной и коллективной защиты, контроля вредных и опасных
производственных факторов

3.3.1.

Разработка и внедрение
системы по обнаружению
взрывопожароопасных газов
в оборотной воде, отходящих
от теплообменников
производства ароматических
углеводородов на ОАО
"Уфанефтехим"

ОАО
"Уфанефте-
хим"

2008

внебюджет-
ные
источники

0,5

0,5

Создание условий
для снижения
производственно-
го травматизма

3.4. Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы непрерывного образования

3.4.1.

Разработка
автоматизированной
программы обучения и
проверки знаний по охране
труда работников для
организаций и учебных
центров

Минтруд РБ
(конкурс)

2007

бюджет РБ

0,3

0,3

Повышение
качества
проведения
аттестации
рабочих мест по
условиям труда,
сертификации
работ по охране

3.4.2.

Подготовка и выпуск
третьего издания сборника
официальных материалов по
охране труда, действующих
в Республике Башкортостан;
подготовка и издание
сборника типовых
инструкций и методических
пособий по охране труда
для учреждений
здравоохранения,
социального обслуживания,
общего и среднего
специального образования,
организаций
агропромышленного
комплекса, малого и средне-
го предпринимательства

-"-

2006 -
2008

бюджет РБ

0,75

0,25

0,25

0,25

труда;
стимулирование
работодателей
создавать
безопасные
условия труда

3.4.3.

Разработка методических
рекомендаций по порядку
проведения в организациях
республики сертификации
работ по охране труда

-"-

2006

бюджет РБ

0,06

0,06

3.4.4.

Развитие информационной
базы нормативно-правового
обеспечения организаций и
работодателей в области
охраны труда, в том числе
с использованием
Российской информационной
системы охраны труда и
других информационных
систем субъектов
Российской Федерации

Минтруд РБ
(конкурс)

2006 -
2008

бюджет РБ

0,3

0,1

0,1

0,1

Проведение
научно-
технических
работ и
исследований в
области улучше-
ния условий и
охраны труда;
сокращение
затрат органов
социального
страхования на

3.4.5.

Разработка программного
обеспечения по учету и
анализу условий труда,
результатов аттестации
рабочих мест по условиям
труда и сертификации работ
по охране труда в
организациях республики

-"-

2006 -
2007

бюджет РБ

0,3

0,5

0,15

возмещение ущер-
ба здоровью
пострадавших от
производственно-
го травматизма и
профессиональной
заболеваемости;
снижение
количества

3.4.6.

Сопровождение и
совершенствование
республиканской
автоматизированной
информационно-
аналитической системы
учета и анализа
производственного
травматизма

-"-

2006 -
2008

бюджет РБ

0,2

0,1

0,05

0,05

несчастных
случаев и
профессиональной
заболеваемости
на производстве

3.4.7.

Подготовка и издание для
республиканских органов
исполнительной власти,
администраций районов и
городов, организаций и
учебных центров республики
ежегодных докладов о
состоянии условий и охраны
труда в Республике
Башкортостан

-"-

2006 -
2008

бюджет РБ

0,03

0,01

0,01

0,01

3.4.8.

Разработка компьютерной
модели действующей
электроустановки для
изучения опасности
электротравматизма и
эффективности средств
защиты

Минтруд РБ
(конкурс)

2006

бюджет РБ

0,15

0,15

Совершенствова-
ние нормативно-
правовой базы в
области улучше-
ния условий и
охраны труда;
разработка
механизмов

3.4.9.

Разработка методических
рекомендаций по внедрению
механизма экономической
заинтересованности
организаций в обеспечении
безопасных и здоровых
условий труда

Минтруд РБ,
ГУ
Региональ-
ное
отделение
Фонда
социального
страхования
РФ по РБ

2006 -
2008

внебюджет-
ные
источники

создания
безопасных и
здоровых
условий труда

3.5. Организационное и техническое обеспечение охраны труда

5.5.1.

Развитие материально-
технической базы системы
государственного
управления охраной труда

Минтруд РБ

2006 -
2008

бюджет РБ

2,1

0,7

0,7

0,7

-"-

3.5.2.

Формирование на предприя-
тиях и в организациях
республики нормативно-
правовой базы охраны труда

предприятия
и организа-
ции

2006 -
2008

внебюджет-
ные
источники

3.5.3.

Обеспечение работников
подразделений охраны труда
предприятий и организаций,
а также специалистов по
охране труда средствами
связи, компьютерной и
другой оргтехникой

предприятия
и организа-
ции

2006 -
2008

внебюджет-
ные
источники

3.5.4.

Организация и проведение
конкурса в номинации
"Лучшая организация
условий и охраны труда"
среди предприятий и
организаций республики в
соответствии с
Постановлением Кабинета
Министров Республики
Башкортостан от 12 апреля
2001 года N 77 "О соревно-
вании между предприятиями
(организациями) основных
отраслей экономики
Республики Башкортостан"

Минтруд РБ,
Федерация
профсоюзов
РБ

2006 -
2008

бюджет РБ
внебюджет-
ные
источники

0,3
0,3

0,1
0,1

0,1
0,1

0,1
0,1

Повышение
качества
проведения
аттестации
рабочих мест
по условиям
труда и
сертификации
работ по
охране труда;
стимулирование
работодателей
создавать
безопасные
условия труда

3.5.5.

Оказание организационно-
методической и
практической помощи
организациям и
работодателям в улучшении
условий и охраны труда;
пропаганда и внедрение
современных средств
безопасности труда;
распространение передовых
методов и приемов труда;
организация и проведение
совещаний, конференций,
семинаров, выставок и
других мероприятий по
вопросам улучшения условий
и охраны труда

Минтруд РБ,
Федерация
профсоюзов
РБ

2006 -
2008

бюджет РБ
внебюджет-
ные
источники

0,15
0,3

0,05
0,1

0,05
0,1

0,05
0,1

3.5.6.

Строительство учебно-
курсового комбината ООО
"Баштрансгаз"

ООО
"Баштранс-
газ"

2006 -
2008

-"-

60

20

20

20

3.5.7.

Проведение дней охраны
труда на предприятиях и в
организациях республики

предприятия
и организа-
ции

2006 -
2008

-"-

3.5.8.

Организация и проведение
аттестации рабочих мест
по условиям труда в
государственных учреждениях
здравоохранения, социально-
го обслуживания,
образования и культуры
(по перечням министерств)

республи-
канские
органы
исполни-
тельной
власти

2006 -
2008

бюджет РБ

5

1,5

1,5

2

Сокращение
затрат органов
социального
страхования на
возмещение ущер-
ба здоровью
пострадавших от
производственно-
го травматизма и

3.5.9.

Организация и проведение
аттестации рабочих мест
по условиям труда на
предприятиях малого и
среднего предпринимательст-
ва

Минэкономи-
ки РБ,
Ассоциация
организаций
предприни-
мательства
РБ

2006 -
2008

внебюджет-
ные
источники

профессиональной
заболеваемости;
снижение
количества
несчастных
случаев и
профессиональной
заболеваемости

3.5.10.

Реализация мероприятий
по улучшению условий и
охраны труда в рамках
ежегодных постановлений
Правительства Российской
Федерации о порядке и
условиях финансирования
предупредительных мер по
сокращению производствен-
ного травматизма и
профессиональной
заболеваемости

ГУ
Региональ-
ное
отделение
Фонда
социального
страхования
РФ по РБ,
организации

2006 -
2008

-"-

на производстве

Всего, в том числе

74,99

24,86

24,89

25,24

бюджет РБ

13,64

4,57

4,61

4,46

внебюджетные источники

61,35

20,29

20,28

20,78




Документ сверен по:
"Рассылка"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»