МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

от 1 июня 2004 г. N 759

Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных
учреждений Республики Башкортостан

На основании решения коллегии Министерства образования Республики Башкортостан от 26 мая 2004 года

приказываю:

1. Утвердить базисный учебный план общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.

2. Отделу дошкольного и общего образования (Кусябаевой Р.Р.) довести базисный учебный план до всех органов управления образованием с необходимой пояснительной запиской.

3. Органам управления образованием городов и районов Республики Башкортостан с 1 сентября 2004 года разрешить по мере их готовности и по решению учредителя использовать новые учебные планы образовательных учреждений, разработанные на основе федерального базисного учебного плана, как основу при разработке учебных планов для образовательных учреждений.

4. Осуществить поэтапное введение в образовательных учреждениях Республики Башкортостан базисного учебного плана с 2005/06 учебного года для предпрофильного обучения в 9-х классах, с 2006/07 учебного года - в 1-х, 5-х, 10-х классах.

5. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя министра Н.Н.Голышеву и М.Б.Юлмухаметова.

Министр
З.Я.Рахматуллина





Утвержден
Приказом Министерства образования
Республики Башкортостан
от 1 июня 2004 г. N 759

Базисный учебный план
и примерные учебные планы для образовательных
учреждений Республики Башкортостан, реализующих
программы общего образования

Начальное общее и основное общее образование
Среднее (полное) общее образование

I. НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Базисный учебный план разработан на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и является основой для разработки региональных (национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных учреждений.

В базисном учебном плане предложено годовое распределение часов, что дает возможность образовательным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

Для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные учебные планы с традиционным (недельным) распределением учебных часов.

Базисный учебный план для I - IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс - 33 учебные недели, II - IV классы - не менее 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса - 35 минут, для II - IV классов - 35 - 45 минут.

Базисный учебный план для V - IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Базисный учебный план основного общего образования ориентирован на 35 учебных недель в год. По решению органов управления образованием и образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока - 45 минут.

Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательным учреждением самостоятельно <1>.

<1> Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196.


В базисном учебном плане устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения:

федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;

региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов;

компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.

Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах.

В федеральном компоненте базисного учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации.

В IX классе часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения рекомендуется отводить на организацию предпрофильной подготовки обучающихся.

При проведении учебных занятий по иностранному языку (II - IX классы), "Технологии" (V - IX классы), а также по "Информатике и ИКТ", "Физике", "Химии" (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

В общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения также допускается деление класса на группы.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам.

Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной подготовки.

Особенности базисного учебного плана

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в базисном учебном плане увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранных языков и информатики.

При составлении учебных планов образовательных учреждений часы, отведенные на преподавание "Родного языка и литературы", рекомендуется использовать следующим образом.

Количество часов, отводимых в образовательных учреждениях с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения на преподавание учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература", устанавливается субъектом.

В школах с русским языком обучения изучаются русский язык, русская литература, башкирский язык как государственный в объеме 2 часа в неделю согласно Закону Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан", родные языки в пределах возможностей, предоставляемых общеобразовательными учреждениями, и иностранный язык.

В школах с преподаванием на родном (башкирском) языке изучаются русский язык как государственный, родной башкирский язык, русская литература, башкирская литература, иностранный язык.

В национальных школах с преподаванием на родном (нерусском) языке изучаются русский и башкирский языки как государственные, родной язык и родная литература, иностранный язык.

В школах с многонациональным составом учащихся с русским языком обучения при изучении родного языка осуществляется деление классов на группы по изучению родных языков.

При изучении башкирского языка как государственного классы делятся на две подгруппы: начинающие и продолжающие.

Использование данных часов для изучения других предметов запрещается. В 1 - 9 классах национальных школ отдельные темы предмета "Культура Башкортостана" изучаются в рамках часов башкирского языка и литературы.

Учебный предмет "Иностранный язык" изучается со II класса, увеличено общее количество часов на его изучение (со II по IX класс на 6 часов в неделю). Предложенный объем учебного времени достаточен для освоения иностранного языка на функциональном уровне.

Учебный предмет "Окружающий мир (человек, природа, общество)" изучается с I по IV класс. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.

"Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)", направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III - IV классах в качестве учебного модуля и с VIII класса - как самостоятельный учебный предмет.

Часы, отведенные в I - II классах на преподавание учебных предметов "Искусство (ИЗО)" (1 час в неделю) и "Технология (Труд)" (1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для преподавания интегрированного учебного предмета "Изобразительное искусство и художественный труд" (2 часа в неделю).

Учебный предмет "Природоведение" (V класс) по решению образовательного учреждения может изучаться и в VI классе (2 часа в неделю) за счет объединения часов, отведенных на освоение учебных предметов "География" (1 час в неделю) и "Биология" (1 час в неделю).

Учебный предмет "Обществознание" изучается с VI по IX класс. Увеличено количество часов на его изучение (с 2 до 4 часов на ступени основного общего образования). Учебный предмет является интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы: "Общество", "Человек", "Социальная сфера", "Политика", "Экономика" и "Право".

Учебный предмет "География" сокращен на 1 час за счет объединения преподавания физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет "Обществознание".

Учебный предмет "Биология" сокращен на 1 час за счет существенной разгрузки его содержания по разделам ботаники и зоологии в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Одновременно в данном учебном предмете значительно расширен и углублен раздел "Человек".

Учебный предмет "Искусство" изучается и в IX классе. Таким образом, преподавание данного учебного предмета стало непрерывным.

Учебный предмет "Технология" построен по модульному принципу с учетом возможностей образовательного учреждения и потребностей региона.

Часы учебного предмета "Технология" в IX классе передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся.

Учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вводится для изучения на ступени основного общего образования. На его освоение отведен 1 час в неделю в VIII классе. Часть традиционного содержания предмета, связанная с правовыми аспектами военной службы, перенесена в учебный предмет "Обществознание".

На преподавание учебного предмета "Физическая культура" рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях - из компонента образовательного учреждения.

На ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в региональный (национально-региональный) компонент перенесены часы: в VI классе - 1 час в неделю учебного предмета "География" и 1 час в неделю учебного предмета "Биология"; в VIII классе - 1 час в неделю учебного предмета "Искусство" и 1 час в неделю учебного предмета "Технология"; в IX классе - 1 час в неделю учебного предмета "История". Указанные часы рекомендуется использовать для преподавания интегрированного учебного предмета "Краеведение" или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента.

В образовательных учреждениях с русским (неродным) языком обучения рекомендуется использовать компонент образовательного учреждения, 6-ой учебный день в неделю и резервы продолжительности учебного года для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература". В I классе указанных учреждений допускается использование учебных часов, отведенных на изучение учебных предметов "Технология (Труд)" и/или "Искусство", для преподавания учебного предмета "Родной (нерусский) язык и литература" с последующим (во II - IV классах) возвращением занятых учебных часов из компонента образовательного учреждения.




Базисный учебный план
для образовательных учреждений Республики Башкортостан


НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Учебные предметы               

Количество часов в год

Всего

I  

II  

III

IV  

Русский язык                               

99

102

102

102

405

Литературное чтение                        

66

68

68

68

270

Родной язык и литература                   

66

102

102

102

372

Башкирский язык и литература               

66

68

68

68

270

Иностранный язык                           

68

68

68

204

Математика                                 

132

136

136

136

540

Окружающий мир (человек, природа, общество)

66

68

68

68

270

Искусство (Музыка и ИЗО)                   

66

68

68

68

270

Технология (Труд)                          

33

34

68

68

203

Физическая культура                        

66

68

68

68

270

Итого:                        

660

782

816

816

3074

Региональный     (национально-региональный)
компонент  и   компонент   образовательного
учреждения (6-дневная неделя) <*>          

68

34

34

136

Предельно   допустимая   аудиторная учебная
нагрузка при 6-дневной учебной неделе <*>  

(660)

850

850

850

3210

Региональный     (национально-региональный)
компонент   и   компонент  образовательного
учреждения (5-дневная неделя)              

Предельно   допустимая  аудиторная  учебная
нагрузка при 5-дневной учебной неделе      

660

748

748

748

2904


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»