КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2001 г. N 194
О Концепции развития малого предпринимательства в
Республике Башкортостан на 2001-2005 годы
(с изменениями на 23 мая 2003 года)
______________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Кабинета Министров РБ от 2.08.2002 г. N 229
Постановлением Правительства РБ от 23.05.2003 г. № 123
______________________________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция).
2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Республики Башкортостан принять меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции.
3. Рекомендовать администрациям районов и городов Республики Башкортостан использовать основные положения Концепции при разработке местных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности Республики Башкортостан.
(в ред. Постановления КМ РБ от 2.08.2002 г. N 229),
(в ред. Постановления Правительства РБ от 23.05.2003 г. N 123)
Премьер-министр
Республики Башкортостан
Р.И.Байдавлетов
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Ф.М.Казакбаев
Концепция
развития малого предпринимательства в Республике
Башкортостан на 2001-2005 годы
Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. В Республике Башкортостан за годы реформ были сформированы основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Эффективным инструментом этой системы являются государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства, реализация которых способствовала становлению и развитию малого бизнеса в республике. Благодаря поддержке предпринимательства со стороны региональных органов управления в республике удалось смягчить негативные последствия структурной перестройки экономики, решить ряд социальных проблем, уменьшить территориальные различия в экономическом развитии региона.
На современном этапе проведения экономических реформ необходимо закрепить положительный опыт развития малого предпринимательства, перевести тенденцию роста субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) и их вклада в экономику региона в категорию необратимых. Актуальность решения данной задачи объективно предопределяется тем, что предпринимательство продолжает сталкиваться с рядом проблем, сдерживающих его дальнейшее развитие и обусловливающих настоятельную необходимость государственной поддержки малого бизнеса.
Концепция развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2001-2005 годы (далее - Концепция) исходит из того, что в сложившихся условиях проблемы развития малого предпринимательства можно разрешить только объединенными усилиями и согласованными действиями предпринимателей, их общественных объединений, органов государственной власти и финансово-кредитных организаций. Концепция ориентирована на обязательное исполнение требований Федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Республики Башкортостан "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан". Формирование Концепции осуществлялось в рамках Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 января 1998 г. N 3 "Об утверждении Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года".
Целью Концепции является формирование целостной системы поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей создание благоприятных условий для саморазвития малого бизнеса, его качественный и количественный рост в районах и городах Республики Башкортостан.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач экономического, социального и организационного характера.
Экономические задачи:
обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства и защита предпринимательской инициативы и свободы в республике, в том числе путем упрощения входа на рынок предпринимательских структур, устранения необоснованных административных барьеров, снижения налогового бремени;
увеличение объема, разнообразия и качества производимых товаров, работ, услуг и выпуск инновационных продуктов;
более эффективное использование производственного, кадрового, научного, природного потенциала республики;
активизация инвестиционной деятельности и привлечение инвестиционных ресурсов;
повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой малыми предприятиями.
Социальные задачи:
снижение уровня безработицы и увеличение занятости за счет сохранения и создания новых рабочих мест на малых предприятиях;
формирование социального слоя активных собственников;
укрепление социального статуса и повышение престижа предпринимателей;
максимальное удовлетворение потребностей населения республики в товарах и услугах.
Организационные задачи:
совершенствование республиканской нормативной правовой базы развития малого предпринимательства;
усиление координирующей роли отраслевых министерств и ведомств в создании условий для развития малого предпринимательства;
производственно-технологическая поддержка малого предпринимательства;
совершенствование региональной рыночной инфраструктуры;
содействие малому предпринимательству в обеспечении защиты от коррупции и преступности;
развитие сети деловой информации, упрощение процедуры ее получения, повышение качества и снижение стоимости предоставления информационных услуг.
Основными (факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в республике и в целом по России, являются:
наличие административных барьеров в развитии предпринимательской деятельности;
отсутствие действенных механизмов взаимодействия СМП с органами местной власти;
низкий уровень социальной защищенности и безопасности предпринимателей;
отставание нормативного правового и финансово-кредитного обеспечения предпринимательской деятельности от потребностей хозяйственной практики;
недостаточность финансовых ресурсов для пополнения собственных оборотных средств;
трудности с обеспечением нежилыми помещениями для офисов и производственных целей;
слабая действенность механизмов самофинансирования СМП;
недостаточное информационное обеспечение СПМ;
низкий уровень профессиональной подготовки кадров.
Устранение негативного влияния указанных факторов может быть обеспечено посредством реализации целенаправленной и последовательной политики государственного протекционизма в отношении малого предпринимательства в сочетании с ростом предпринимательской инициативы и активности малого бизнеса.
В качестве основных направлений государственной поддержки определены:
1. Нормативно-правовая, финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая поддержка малого предпринимательства.
2. Организационное и информационное обеспечение.
3. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
4. Подготовка кадров предпринимательских структур.
5. Поддержка производственной и инновационной деятельности СМП.
6. Социальная защита и безопасность работников малого бизнеса.
7. Международное сотрудничество в развитии и поддержке малого предпринимательства.
Успешное развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан предполагает, с одной стороны, развитие партнерских отношений с республиканскими органами управления, а с другой - наличие внутреннего потенциала предпринимательства как источника саморазвития.
Необходимыми внешними условиями саморазвития СМП являются:
преодоление административных барьеров в развитии СМП;
последовательное смещение приоритетов с государственной финансовой поддержки малого бизнеса на создание условий для его свободной хозяйственной деятельности.
Внутренними условиями саморазвития СМП являются:
усиление ответственности лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью за недобросовестное ведение бизнеса;
своевременная уплата налогов и возврат кредитов, отказ от нелегальных операций;
повышение культуры ведения бизнеса.
Формирование системы саморазвития предпринимательства целесообразно строить на следующих принципах:
системности - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры малого бизнеса;
конкурсности - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов;
гласности - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;
интерактивности - рассмотрение процессов развития малого предпринимательства как комплексной системы "сигналов рынка" и адекватной реакции республиканской системы поддержки предпринимательства.
Реализация этих принципов должна быть направлена на повышение предпринимательского имиджа, формирование представления о предпринимательстве как о мощном позитивном факторе социально-экономического развития общества. Создание благоприятного общественного мнения укрепит социальный статус и престиж предпринимателя, улучшит социальные условия работников малых предприятий, позволит вовлечь более широкие слои населения в малый бизнес.
В числе условий дальнейшего саморазвития малого бизнеса следует определить участие самих предпринимателей в формировании внешней среды, обусловливающей создание собственной системы защиты и солидарности. Вариантами самоорганизации предпринимателей по группам интересов могут являться:
группы поддержки малого бизнеса;
"предпринимательские сети" в виде финансово-промышленных групп, унитарных бизнес-триад, в том числе с зарубежными партнерами для выхода на внешние рынки с продукцией СМП.
Саморазвитие в перспективе должно стать основной формой функционирования малого предпринимательства, при которой участие государства ограничивается рамками создания благоприятной внешней среды.
Основным направлением совершенствования нормативной правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства является дальнейшая разработка законодательства, создающего благоприятный правовой климат для развития предпринимательства в Республике Башкортостан, а также координация всех нормативных правовых актов и снятие противоречий между ними.
Совершенствование нормативной правовой базы по предпринимательской деятельности должно быть направлено на упрощение организации предпринимательской деятельности, устранение административных барьеров. Основные аспекты деятельности: упрощение порядка регистрации, лицензирования, сертификации, упорядочение деятельности контролирующих органов, обеспечение доступа СМП к финансово-кредитным ресурсам.