КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 февраля 2003 г. № 43

Об итогах работы промышленности, строительства,
транспорта, связи и социальной сферы в Республике
Башкортостан в 2002 году и задачах на 2003 год

(с изменениями на 16 мая 2003 года)

_____________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118

_________________________________________________________________________________________________________

Кабинет Министров Республики Башкортостан отмечает, что работа, проводимая министерствами, госкомитетами, ведомствами, администрациями районов и городов, предприятиями и организациями в 2002 году, была направлена на выполнение Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию «По пути устойчивого развития (О ситуации в республике и задачах на текущий год)», реализацию принятых Кабинетом Министров Республики Башкортостан программ, реформирование предприятий и организаций различных отраслей, осуществление других мероприятий в рамках среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан.

Благоприятная общественно-политическая ситуация и качественные изменения в экономике республики способствовали увеличению объемов промышленной продукции по отношению к 2001 году на 2,5%. Рост производства обеспечен черной и цветной металлургией, машиностроением и металлообработкой, пищевой, медицинской и полиграфической промышленностью.

Осуществлялись мероприятия по реконструкции и модернизации действующих производственных мощностей, строительству и вводу в эксплуатацию новых. Расширился ассортимент выпускаемой продукции, пользующейся спросом.

На 8,6% повысился по сравнению с уровнем 2001 года грузооборот всех видов транспорта.

Ввод в эксплуатацию жилых домов вырос на 0,6% и составил 1408 тыс. кв. метров. Введены больничные учреждения на 140 коек, амбулаторно-поликлинические учреждения на 965 посещений в смену, школы на 2660 мест, учреждения культуры на 1000 мест.

Осуществлялось обустройство городов и поселков, строительство дорог и газификация квартир. Количество квартирных телефонов возросло на 42,6 тысячи номеров. Обеспечено устойчивое функционирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства, определены мероприятия по дальнейшему, реформированию отрасли.

Вырос на 13,1% оборот розничной торговли, на 4,1% - платных услуг, чему способствовал рост реальных денежных доходов и заработной платы населения. Реальная заработная плата возросла на 15,5%.

При уровне инфляции с начала года 14,7% средняя заработная плата в промышленности за 11 месяцев 2002 года увеличилась на 22,3%, строительстве - на 22,4%, на транспорте - на 32,5%.

В республике реализовывались установленные законодательством меры социальной поддержки населения, мероприятия по развитию отраслей социальной сферы.

Анализ основных социально-экономических показателей уровня жизни населения свидетельствует о сохранении в 2002 году ряда позитивных тенденций. Так, по сравнению с 2001 годом темпы роста среднедушевых денежных доходов опережали темпы роста цен на товары и услуги, входящие в потребительскую корзину, что обусловило рост покупательной способности населения.

Среди мер государственного регулирования доходов населения важное место занимает оказание адресной социальной поддержки населению. На реализацию основных мероприятий по поддержке малообеспеченных граждан, пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей и иных категорий населения в рамках Программы социальной поддержки населения из различных источников финансирования направлено 4,8 млрд. рублей.

Социально-экономические преобразования, проводимые в республике, создали основные предпосылки для становления и развития рынка труда. Так, если в 2001 году численность экономически активного населения составляла 1863 тысячи человек, то к концу 2002 года - 1932 тысячи.

Принятые в республике меры по созданию безопасных и здоровых условий труда в прошедшем году позволили преодолеть негативную тенденцию роста производственного травматизма со смертельным и тяжелым исходами. Уровень общего травматизма в 2002 году оценивается как более низкий по сравнению с 2001 годом.

Значительное внимание уделялось проблемам духовного и культурного развития населения, формирования гражданского общества. Комплексная программа развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года, Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, Республиканская программа «Формирование гражданина нового Башкортостана» на 2002 - 2010 годы, государственная программа «Народы Башкортостана» на 2003 - 2012 годы нацелены на повышение образовательного уровня, на удовлетворение национальных и культурных потребностей людей.

В 2002 году главной задачей в развитии сферы образования являлась его модернизация, направленная на обеспечение доступности, непрерывности и открытости образования, дальнейшее повышение качества обучения и воспитания учащихся.

Приоритетными направлениями реформирования здравоохранения в 2002 году явились реализация мероприятий по профилактической медицине, оптимизация использования ресурсов здравоохранения, переориентация на малозатратные и высокоэффективные стационарозамещающие технологии. Была продолжена работа по укреплению и развитию материально-технической базы лечебных и оздоровительных учреждений.

За прошедший год, объявленный Годом здоровья в Республике Башкортостан, проведена значительная работа по укреплению физического, нравственного и духовного здоровья жителей республики, по приобщению населения к физической культуре и спорту, по формированию здорового образа жизни.

Создается и расширяется материальная база сферы физической культуры и спорта, открыты 28 спортивных залов, 7 лыжных баз, 15 стрелковых тиров, а также 100 других спортивных сооружений.

Создаются условия для участия молодежи в политике, экономике, управлении и социальных преобразованиях.

Важным шагом явилось принятие Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан» и осуществление, мер по его реализации.

Наряду с позитивными результатами хозяйствования сохраняются негативные факторы в развитии базовых отраслей экономики: значительный износ основных фондов, особенно в промышленности, транспорте и связи; недостаточный уровень инвестиций в основной капитал; слабая инновационная активность; относительно низкая конкурентоспособность продукции; неэффективная маркетинговая деятельность; сохраняющаяся задолженность перед бюджетами всех уровней; наличие просроченной задолженности по заработной плате.

По результатам работы за 11 месяцев 2002 года прибыль в промышленности составила 19,8 млрд. рублей, строительстве - 0,8 млрд. рублей, на транспорте - 3,1 млрд. рублей, в связи - 1,1 млрд. рублей.

В этих отраслях сократилось количество прибыльных предприятий и организаций.

В ряде районов и городов республики остается напряженной ситуация с занятостью населения.

Низкая стимулирующая функция заработной платы, значительная дифференциация в оплате труда работников отраслей экономики требуют усиления реформирования системы оплаты труда.

Высокий уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний диктует необходимость усиления работы по обеспечению надлежащих условий труда.

В целях закрепления достигнутых в 2002 году положительных результатов и выработки действенных мер по дальнейшему развитию промышленности, строительства, транспорта, связи и отраслей социальной сферы Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Заместителям Премьер-министра Республики Башкортостан, руководителям министерств, государственных комитетов, ведомств, главам администраций районов и городов республики обеспечить;

достижение целевых ориентиров, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2003 год;

сокращение количества убыточных предприятий;

принятие мер по коренному повышению качества продукции, товаров, работ, услуг и росту их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

2. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам республики;

разработать в первом полугодии 2003 года комплекс мероприятий по подготовке подведомственных отраслей и предприятий республики к функционированию в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и до 1 июля 2003 года представить их в Межведомственный совет по проблемам экономического развития Республики Башкортостан;

обеспечить продолжение процессов реформирования, финансового оздоровления и мониторинг подведомственных предприятий с целью повышения их конкурентоспособности.

3. Министерствам, государственным комитетам и ведомствам Республики Башкортостан - государственным заказчикам и исполнителям республиканских целевых программ принять необходимые меры по эффективному и целевому использованию бюджетных средств, применению механизмов конкурсного размещения заказов на материально-техническое обеспечение программных мероприятий.

4. Министерствам, государственным комитетам, ведомствам, предприятиям и организациям - исполнителям федеральных целевых программ;

постоянно взаимодействовать с государственными заказчиками федеральных целевых программ по обеспечению финансирования соответствующих отраслей и подведомственных учреждений из федерального бюджета согласно утвержденным на 2003 год лимитам;

до 30 апреля 2003 года провести отбор и подготовку объектов и мероприятий для оформления заявок на финансирование в 2004 году по федеральным целевым программам и федеральной адресной инвестиционной программе;

до 15 мая 2003 года проработать с государственными заказчиками федеральных целевых программ вопросы финансирования из федерального бюджета в 2004 году мероприятий, объектов и строек Республики Башкортостан;

обеспечить своевременное выполнение, предусмотренных на 2003 год мероприятий Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года».

5. Министерству финансов Республики Башкортостан:

совместно с соответствующими министерствами, ведомствами обеспечить выполнение предусмотренных на 2003 год мероприятий по реализации Программы реформирования государственных финансов Республики Башкортостан;

разработать проект закона Республики Башкортостан «О налоге на игорный бизнес»;

подготовить проекты нормативных правовых актов в целях приведения законодательства Республики Башкортостан в соответствие с федеральным законодательством в части предоставления льгот по налогам и сборам.

6. Министерству промышленности Республики Башкортостан (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118  - См. предыдущую редакцию):

в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности разработать и внести в Правительство Республики Башкортостан в первом полугодии 2003 года проект программы «Реформирование предприятий оборонного комплекса с диверсификацией производства и сохранением наукоемких технологий» и во втором полугодии 2003 года - среднесрочные программы развития легкой промышленности, черной и цветной металлургии, лесопромышленного комплекса;

совместно с Министерством внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан в целях продвижения продукции республиканских товаропроизводителей на внешние рынки активизировать работу по расширению и поиску новых форм сотрудничества с зарубежными странами, в том числе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, по содействию предприятиям в изучении внешнеэкономической конъюнктуры и участии в международных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях, по развитию и укреплению межрегиональных связей путем расширения института представительств Республики Башкортостан (в ред. Постановления Правительства РБ от 16 мая 2003 года № 118  - См. предыдущую редакцию);

совместно с Фондом развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан и Национальным банком Республики Башкортостан в целях повышения инвестиционной привлекательности субъектов малого предпринимательства разработать в первом полугодии 2003 года меры по упрощению процедуры и технологии кредитования субъектов малого предпринимательства.

7. Рекомендовать Региональной энергетической комиссии Республики Башкортостан и Межведомственному координационному совету по энергосбережению в Республике Башкортостан разработать и представить в первом полугодии 2003 года в Правительство Республики Башкортостан предложения по координации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленные на решение вопросов энергосбережения и эффективного использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Башкортостан.

8. Министерству имущественных отношений Республики Башкортостан обеспечить:

организацию работы по приведению уставов государственных предприятий и учреждений в соответствие с Федеральным законом от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 декабря 2002 года № 361 «Об утверждении Типового устава государственного учреждения»;

проведение единой государственной политики в области финансового оздоровления государственных предприятий и хозяйственных обществ с государственной долей участия в уставном капитале, осуществление в пределах своей компетенции прав собственника государственного имущества Республики Башкортостан, прежде всего для принятия своевременных мер по предупреждению банкротства организаций;

в срок до 15 марта 2003 года подготовку предложений по установлению контроля со стороны государственных органов за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных предприятий и учреждений, за условиями сдачи их в аренду и за поступлением арендной платы в бюджет.

'9. Министерству строительства, архитектуры и дорожного комплекса Республики Башкортостан обеспечить практическую реализацию программ ипотечного жилищного кредитования, накопительных схем, строительство жилья для молодежи и поддержку индивидуального жилищного строительства.

10. Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, администрациям районов и городов республики продолжить реформирование жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с утвержденной Программой, обратив особое внимание на повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, а также адресную социальную защиту населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

11. Министерству труда, социальной защиты населения Республики Башкортостан совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, главами администраций районов и городов, руководителями предприятий и организаций:

усилить работу по ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам отраслей экономики, обеспечению дальнейшего роста реальной заработной платы;

активизировать работу по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, сокращению травматизма и улучшению условий и охраны труда;

совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Башкортостан проводить комплекс мер по предупреждению безработицы, повышению ответственности работодателей за выполнение коллективных договоров и соглашений.

12. Министерству здравоохранения Республики Башкортостан:

в рамках реализации Концепции развития и реформирования системы здравоохранения и медицинской науки в Республике Башкортостан на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года провести комплексную инвентаризацию и экономический анализ структуры системы здравоохранения с целью выявления областей нерационального распределения и использования ресурсов;

совместно с администрациями районов и городов и Республиканским фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан продолжить работу по укреплению и развитию материально-технической базы лечебных и оздоровительных учреждений;

совместно с Управлением санаториями, курортами и домами отдыха Республики Башкортостан и Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан проводить работу по созданию на базе республиканских здравниц центров реабилитации лиц с различными заболеваниями, в том числе профессиональными, а также создавать условия для оздоровления беременных женщин, инвалидов, детей.

13. Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Министерству по физической культуре, спорту и туризму Республики Башкортостан, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерству культуры и национальной политики Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по молодежной политике в первом полугодии 2003 года провести анализ сети подведомственных бюджетных учреждений, совместно с администрациями районов и городов разработать предложения по ее оптимизации, эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов, повышению качества предоставляемых населению услуг.

14. Министерству образования Республики Башкортостан:

обеспечить проведение мониторинга качества образования;

создать попечительские советы для государственно-общественного управления развитием образования, шире привлекать их к управлению образовательными учреждениями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»