КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 1996 г. N 179

О Концепции развития бытового обслуживания населения
Республики Башкортостан в переходный к рыночной экономике
период


( с изменениями на 25 сентября 2001 года)

_______________________________________________________________________________________

 Документ с изменениями, внесенными:

 Постановлением КМ РБ от 25.09.2001 г. N 245         

_______________________________________________________________________________________

Во    исполнение   постановления   Президиума   Верховного   Совета Республики  Башкортостан и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 25  января  1995  года  N  27  "О дополнительных мерах по стабилизации и развитию  бытового  обслуживания  населения  в  Республике Башкортостан" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1.  Утвердить  Концепцию  развития  бытового обслуживания населения Республики   Башкортостан  в  переходный  к  рыночной  экономике  период (приложение N 1).

2.  Для  координации деятельности республиканских и местных органов по  реализации  основных  положений  Концепции утвердить республиканскую комиссию в составе согласно приложению N 2.

3.  Министерствам  и  ведомствам  Республики  Башкортостан  принять практические  меры по реализации Концепции в части вопросов, относящихся к их компетенции, включая разработку нормативно-правовых документов.

4.  Рекомендовать  администрациям городов и районов, руководствуясь основными     положениями    Концепции,    разработать    и    утвердить территориальные  программы стабилизации и развития бытового обслуживания населения.

5.  Контроль  за  выполнением настоящего постановления возложить на отдел   легкой   промышленности,  платных  услуг  и  предпринимательства Управления Делами Кабинета Министров Республики Башкортостан.

Премьер-министр
Республики Башкортостан Р.С.Бакиев

Управляющий Делами
Кабинета Министров
Республики Башкортостан Н.З.Гафаров




                                                          Приложение N 1
                                      к постановлению Кабинета Министров
                                                 Республики Башкортостан
                                                       от 31 мая 1996 г.
                                                                   N 179

Концепция
развития бытового обслуживания населения Республики
Башкортостан в переходный к рыночной экономике период


                                Введение

Концепция   развития  бытового  обслуживания  населения  Республики Башкортостан   в   переходный  к  рыночной  экономике  период  (далее  - Концепция)    разработана   во   исполнение   постановления   Президиума Верховного   Совета   Республики   Башкортостан   и  Кабинета  Министров Республики  Башкортостан  от  25 января 1995 года N 27 "О дополнительных мерах  по  стабилизации  и  развитию  бытового  обслуживания населения в Республике  Башкортостан"  и  распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан  от  25  августа 1995 года N 960-р Уфимским технологическим институтом  сервиса  с  участием  госкомитетов,  министерств и ведомств, администраций городов и районов, предприятий службы быта.

Данная  Концепция является первым этаном разработки общей Концепции Концепции  сферы  платных  услуг  и  посвящена  проблемам стабилизации и развития бытового обслуживания населения.

Концепция    определяет    общую    стратегию   развития   бытового обслуживания  в  соответствии  с  Конституцией  Республики Башкортостан, Законом  Российской  Федерации  "О защите прав потребителей" и основными направлениями социально-экономической политики.

При  разработке  Концепции  учтены рекомендации центральных органов Российской   Федерации,   опыт   отдельных  территорий  по  стабилизации деятельности  сферы  бытовых  услуг,  координации  работы ведомств по ее развитию и финансово-экономической поддержке.

В  качестве  источников  информации в Концепции использованы данные Госкомитета   Республики   Башкортостан   по  статистике,  администраций городов и районов, при разработке применялись методы экспертной оценки. ( в ред. Постановления КМ РБ от 25.09.2001 г. N 245)

                I. Состояние сферы бытового обслуживания

К    моменту    либерализации   экономических   отношений   бытовое обслуживание   населения   представляло   собой   достаточно   стройную, целостную и стабильную систему.

Смена   ориентиров   хозяйственного   развития   в  стране  вызвала серьезные изменения в сфере услуг.

Проходившая  в  течение  1992-1993  годов  интенсивная  структурная перестройка    привела   к   ликвидации   управления   отраслью   и   ее инфраструктуры.  Были  упразднены  отраслевые объединения, ответственные за    выполнение    заказов    населения   по   территории   республики.

Специализированные   предприятия,   в   обязанности  которых  входило  и обслуживание  сельского  населения, переданы в собственность городов без учета  того,  что более половины заказов сельского населения выполнялось в  этих  городах  по  договорам  внутрисистемной  кооперации с районными производственными управлениями бытового обслуживания.

Разделение    собственности    лишило    сельскую    службу    быта производственной   базы.   В   результате  сельское  население  потеряло возможность пользоваться бытовыми услугами по месту жительства.

Существующая    финансово-кредитная,    налоговая    политика    не стимулирует развитие бытовых услуг.

Недостаточная    поддержка    местных    органов   власти,   низкая рентабельность   и   убыточность  большинства  видов  услуг  приводят  к изменению  профиля  работы  предприятий  бытового  обслуживания  и росту коммерческо-посреднической и торговой деятельности.

На  состояние  сферы  услуг  оказали  влияние  и такие факторы, как снижение  платежеспособного  спроса  населения,  резкое повышение цен на сырье,  рост  стоимости  энергетических  ресурсов,  коммунальных  услуг, слабое   стимулирование  развития  предпринимательской  деятельности,  а также то, что практически обесценились собственные средства предприятий.

Одной  из  причин является и медленная адаптация многих предприятий к  рыночным  условиям  хозяйствования.  Некоторые  руководители  все еще продолжают  мыслить  старыми  мерками,  слабо проявляют инициативу, ждут помощи.  Приспосабливаемость  предприятий к требованиям рынка идет не за счет  модернизации  производства,  улучшения  качества  услуг и снижения издержек, а по пути повышения цен.

Не  повлияло  должным  образом  на  улучшение бытового обслуживания населения,  а также на финансово-экономические показатели предприятий, и изменение  форм  собственности.  В ряде мест при проведении приватизации допущены  просчеты  и  нарушения  законодательства.  К  началу 1996 года приватизирована  треть  предприятий,  из  них 95 процентов расположены в городах, 5 процентов - в сельской местности.

В  результате  за  последние  5  лет объем реализации бытовых услуг сократился   по   республике   в   7  раз  и  составляет  16,1  процента минимального  потребительского  набора  услуг, включающего в себя услуги по  ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, бытовой техники, мебели,  жилищ,  услуги  химчистки,  фотографий,  бань,  парикмахерских,  пунктов проката,  стирки  белья.  Подобного  снижения  не наблюдалось ни в одной отрасли экономики.

В  настоящее  время  в бытовом обслуживании сложилась самая высокая доля убыточных предприятий.

Не  оправдался  прогноз  и в отношении того, что данная сфера будет поглощать  численность  работников, высвобождающихся из других отраслей.

Здесь  тоже  произошло  сокращение  рабочих мест. Цифра эта составила 40 процентов.

Тем  не  менее  меры,  принимаемые в последнее время правительством республики,  администрациями городов и районов по поддержке службы быта, хотя  и  не  носили комплексный, системный характер, но все же позволили приостановить   отдельные   негативные  тенденции.  Наметились  признаки стабилизации  объемов  бытовых  услуг,  восстановления сети предприятий, системы подготовки кадров.

Через  лицензирование  деятельности,  сертификацию отдельных услуг, заключение  контрактов  с  руководителями  государственных  предприятий, создание    отраслевых    и    территориальных   ассоциаций,   концернов ("Баштелерадиобытсервис",  АО  "Урал", АО "Уфахимчистка" и др.), советов директоров начала восстанавливаться система управляемости в отрасли.

Однако  в  целях коренного улучшения положения дел в сфере бытового обслуживания   необходимо  проведение  такой  государственной  политики, которая  наилучшим  образом  отвечала  бы  задачам отрасли в сложившейся ситуации.  Как минимум необходимо реализовать комплекс мер, предложенных в данном документе.

В  ходе  проведенного  Уфимским  технологическим институтом сервиса социологического    исследования   среди   населения,   специалистов   и руководителей  администраций  городов и районов, предприятий службы быта установлено,   что   существенного   изменения   в   состоянии  бытового обслуживания  можно  достигнуть  в случае восстановления управляемости в отрасли,  функций  головных  и зональных специализированных предприятий, принятия    Закона   о   бытовом   обслуживании   населения   Республики Башкортостан.

Кроме  того  при  обследовании  выявлено,  что большинство сельских жителей    республики    лишены   возможности   пользоваться   социально приоритетными   услугами   (набор  этих  услуг  утвержден  Госстандартом Российской  Федерации  26  марта  1993  года и включает в себя следующие виды:  ремонт  обуви,  швейных  и  трикотажных изделий, головных уборов, текстильной  галантереи, радиотелевизионной аппаратуры, мебели, квартир, химическую   чистку,  услуги  прачечных,  бань,  парикмахерских,  прокат предметов домашнего обихода, ритуальные услуги, пошив детской одежды).

              2. Цели, задачи и этапы реализации Концепции

Главной  целью  Концепции  является  достижение уровня минимального  объема   бытового   обслуживания   населения,   соответствующего  Закону Российской  Федерации  "О  защите  прав  потребителей",  насыщение рынка разнообразными  видами  бытовых  услуг  и,  в  первую очередь, социально приоритетными,  повышение  их  качества  на  основе  создания  правовых, организационных и экономических условий.

Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

-  формирование  эффективной системы государственного регулирования деятельности    предприятий    бытового    обслуживания   населения   по предоставлению  гарантированного  минимума бытовых услуг населению через инвестиционную,       финансово-кредитную      политику,      управление государственной долей собственности;

-  формирование  нормативно-правовой  базы  развития  сферы бытовых услуг;

- развитие конкуренции;

- создание инфраструктуры;

- совершенствование организационно-правовых форм предприятий;

- поддержка малого предпринимательства;

-  осуществление мер по повышению уровня специализации, кооперации, концентрации;

- повышение эффективности деятельности предприятий;

-   расширение   ассортимента,  повышение  качества  и  доступности бытовых услуг;

- совершенствование системы подготовки кадров;

- создание нормативно-информационной системы бытового обслуживания.

В  соответствии  с  поставленными  задачами предполагается выделить следующие этапы развития сферы услуг:

I этап - выход из кризиса (1996-1998 годы).

Цель  этапа  - преодоление спада объемов реализации бытовых услуг и создание условий для развития отрасли.

Ориентиры  -  увеличение социально приоритетных услуг в 1,2 раза по отношению к 1995 году.

II  этап  -  стабилизация  развития  сферы бытовых услуг (1999-2005 годы).

Цель этапа - устойчивый рост сферы бытовых услуг.

Ориентиры  - доведение объема реализации бытовых услуг до минимума, гарантированного   Законом   Российской   Федерации   "О   защите   прав потребителей". ( в ред. Постановления КМ РБ от 25.09.2001 г. N 245).

         3. Система государственного регулирования деятельности  сферы бытовых услуг

В  настоящее  время бытовое обслуживание остается одним из секторов экономики,  государственное  регулирование  которого требует дальнейшего совершенствования.

Имеющиеся  законодательные  акты  и постановления в области бытовых услуг   не   образуют   целостной   системы,   что  существенно  снижает эффективность     деятельности     предприятий     и     развитие     их предпринимательской активности.

Предлагаемая       система      государственного      регулирования распространяется  на  все  предприятия  бытового  обслуживания населения независимо  от форм собственности и предусматривает условия, при которых они могут пользоваться льготами.

Данная   система   основывается   на   взаимодействии  трех  блоков правового,   экономического  и  организационного,  включающих  прямые  и косвенные регуляторы.

Ведущая  роль  в  правовом  блоке должна быть отведена разработке и принятию   Закона   Республики   Башкортостан   о  бытовом  обслуживании населения,   в   котором   необходимо   зафиксировать  правовые  основы, определяющие  развитие  бытовых услуг, вопросы регулирования и поддержки хозяйствующих субъектов.

Экономический     блок     предполагает    разработку    механизмов инвестиционного,   финансово-кредитного   и   налогового  регулирования, обеспечивающего  доступность  социально приоритетных видов бытовых услуг населению и финансовое оздоровление предприятий отрасли.

Организационный блок регуляторов призван обеспечить:

-  выравнивание  уровней  бытового обслуживания населения городов и районов республики;

- проведение единой научно-технической политики;

- управление государственной долей собственности;

-   координацию   деятельности  предприятий  на  республиканском  и муниципальном уровнях;

- лицензирование и сертификацию бытовых услуг;

-  совершенствование  работы  методического  центра при Госкомитете Республики   Башкортостан   по   платным   услугам   по   подготовке   и переподготовке кадров для отрасли.

Для   государственного   управления  сферой  бытового  обслуживания населения   необходимо   осуществить  мероприятия  по  совершенствованию статистической отчетности.

               3.1. Организационно-структурные изменения

Основными     направлениями    совершенствования    организационной структуры    бытового   обслуживания   должны   стать   мероприятия   по восстановлению управляемости в отрасли. В этих целях предусматривается:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»