Недействующий

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 12 марта 2001 года N 207-з

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан
"О референдуме Республики Башкортостан"

________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 26 ноября 2007 года №487-з
_______________________________________________

     Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 15 февраля 2001 года.

     Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 24 февраля 2001 года.


Статья  1. Внести в Закон Республики Башкортостан "О референдуме  Республики  Башкортостан"  (Законы Республики Башкортостан, 1992, выпуск II; Ведомости Государственного Собрания, Президента  и Кабинета Министров Республики Башкортостан, 1996, N 2 (44),  ст. 90; 1997, N 10 (64), ст. 619) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                
О референдуме Республики Башкортостан

                                
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения по назначению,  подготовке и проведению референдума Республики Башкортостан.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие термины:

агитационные  материалы  - печатные, аудиовизуальные и иные материалы,  содержащие признаки агитации по вопросам референдума Республики  Башкортостан и предназначенные для массового распространения,  обнародования  при проведении референдума Республики Башкортостан;

агитация  по  вопросам  референдума  - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума  Республики Башкортостан, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума Республики Башкортостан  проводить  референдум  Республики Башкортостан или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования  на  референдуме Республики Башкортостан, поддержать или отвергнуть  вынесенный на референдум Республики Башкортостан вопрос;

избирательное  объединение - политическое общественное объединение  (политическая  партия,  иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии  с федеральными законами, законами Республики Башкортостан  на  республиканском или федеральном уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического,  должны быть зарегистрированы не позднее чем за год до  дня  голосования. Указанные срок не распространяется на иные изменения  и  дополнения,  вносимые в устав политического общественного объединения;

комиссии референдума - коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие  подготовку  и  проведение референдума Республики Башкортостан;

наблюдатель  - лицо, назначенное при проведении референдума Республики Башкортостан инициативной группой по проведению референдума  Республики Башкортостан, общественным объединением, которое  должно быть создано и зарегистрировано на республиканском уровне  или  федеральном  уровне; наблюдатель на референдума Республики Башкортостан уполномочен вести наблюдение за проведением  голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума  в  период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов референдума Республики Башкортостан, включая действия комиссии референдума по проверке правильности  установления итогов голосования и определения результатов референдума Республики Башкортостан;

наблюдатель иностранный (международный), (иностранный (международный)  наблюдатель) - лицо, представляющее иностранную или международную  организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения  за  подготовкой и проведением референдума Республики Башкортостан в соответствии с установленным законом порядком;

референдум  Республики  Башкортостан (далее - референдум) и голосование  граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Республики Башкортостан (далее  - гражданин, граждане), по важным вопросам государственного значения,  которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами и законами Республики Башкортостан;

участник  референдума  -  гражданин,  обладающий  правом на участие в референдуме.

Статья 3. Принципы проведения референдума

1.   Граждане  участвуют  в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2.   Участие граждан в референдуме является свободным и добровольным.  Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с  целью  принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

3.   Референдум  проводится  на  всей территории Республики Башкортостан.

4.  Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении  референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования,  определении  результатов  референдума осуществляется открыто и гласно.

5.  Принятие органом государственной власти Республики Башкортостан  решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим  законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством,  исключающим возможность проведения референдума по данном вопросу.

Статья 4. Право на участие в референдуме

1.  Гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами действиях по подготовке референдума.

2.  Гражданин может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,  принадлежности  к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3.   Пребывание  гражданина  вне  места его постоянного или преимущественного  проживания во время проведения референдума не может  служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.

4.  Не имеет прав участвовать в референдуме гражданин, признанный  судом  недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 5. Вопросы референдума

1.   На референдум могут быть вынесены вопросы по предметам ведения  Республики Башкортостан. Также на референдум могут быть вынесены  и  вопросы по предметам совместного ведения Российской Федерации  и Республики Башкортостан, если они не решены федеральным  законом и этими вопросами не затрагиваются предметы ведения Российской Федерации.

2.  На референдум не могут быть вынесены вопросы:

1)  о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, а  также  о проведении досрочных выборов органов государственной власти  Республики Башкортостан, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2)  о  формировании  состава органов государственной власти Республики  Башкортостан  или  органов  местного самоуправления, персональном  составе  органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления;

3)  об избрании, утверждении, о назначении либо даче согласия  на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

4)  о принятии и изменении республиканского бюджета, исполнении  и  изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан;

5)  о  принятии  чрезвычайных  и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

4.  Вопросы, выносимые на референдум, должны быть сформулированы  таким  образом, чтобы исключалась возможность их множественного  толкования,  а  также  чтобы на вопрос можно было дать лишь однозначный ответ.

5.  Вопросы,  выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

1.   Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации  либо  на  территории Республики Башкортостан, либо на части территории Республики Башкортостан, а также в течение трех месяцев мосле отмены военного или чрезвычайного положения.

2.  Повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение года со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

Статья  7. Законодательство Республики Башкортостан о референдуме

Законодательство  Республики Башкортостан о референдуме основывается  на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации" далее (- Федеральный закон) и состоит из настоящего  Закона  и  иных  нормативных правовых актов Республики Башкортостан о референдуме.

Глава II
ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА.
НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

                                

Статья 8. Инициатива проведения референдума

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1) гражданам, имеющим право на участие в референдуме;

2)  Президенту Республики Башкортостан;

3)  не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан или одной трети  членов  Палаты  Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума

1.  Каждый  гражданин  или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, Президент Республики Башкортостан, не менее одной трети депутатов Законодательной Палаты Государственного  Собрания  Республики  Башкортостан  или не менее одной трети членов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики  Башкортостан,  общественное  объединение, зарегистрированное органами  юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан с  инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает  участие  в выборах, могут образовать инициативную группу по  проведению  референдума в количестве не менее 20 человек для сбора  подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, в  поддержку инициативы проведения референдума. Инициатором про ведения  референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции республиканского, федерального  уровней. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его республиканского отделения  выступает  в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

Инициативная группа по проведению референдума (далее - инициативная  группа) обращается в Центральную избирательную комиссию  Республики Башкортостан с ходатайством о регистрации инициативной группы.

2. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос  (вопросы) либо текст законопроекта, предлагаемого (предлагаемых)  инициативной  группой  для  вынесения  на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения. Адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов  членов инициативной группы а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной  группы,  на  котором  было принято решение о выдвижении инициативной  группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

3.  В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в Федеральном законе и настоящем Законе требованиям, Центральная  избирательная  комиссия  Республики Башкортостан может согласовать  с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основного содержания вопроса. Право изменения формулировки  вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной  группе.  Формулировка вопроса, выносимого на референдум,  не  может  быть изменена после регистрации инициативной группы.

4.  Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан  в  течение  15 дней со дня поступления ходатайства о регистрации  инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в  случае  соответствия  указанных ходатайства и документов требованиям  Конституции  Республики  Башкортостан, Федерального закона  и настоящего Закона - о направлении их в Государственное Собрание Республики Башкортостан;

в  противном  случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

5. Государственное Собрание Республики Башкортостан обязано проверить  соответствие  вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона не позднее 20 дней  со  дня  поступления в Государственное Собрание Республики Башкортостан в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи,  ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.

6.  Государственное Собрание Республики Башкортостан не позднее  чем через 5 дней со дня поступления в порядке, предусмотренном  пунктом  4  настоящей  статьи,  ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе  Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального  Собрания  Российской Федерации, Государственную Думу Федерального  Собрания  Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан.

7.  В случае признания Государственным Собранием Республики Башкортостан  вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям  статьи  5 настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан регистрирует инициативную группу  и  выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об  этом  в  средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной  группы принимается в пятнадцатидневный срок по истечении  45  дней  со дня поступления в Государственное Собрание Республики Башкортостан ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов.

8. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением  инициативы  проведения  референдума может создаваться согласительная  комиссия  в порядке, предусмотренном Федеральным законом. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители  инициативной группы. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 7 настоящей статьи, приостанавливается.

9.  В случае признания Государственным Собранием Республики Башкортостан  вопроса,  выносимого  на референдум, не отвечающим требованиям  статьи 5 настоящего Закона, Центральная избирательная  комиссия  Республики  Башкортостан отказывает в регистрации инициативной группы.

10. Основанием отказа в регистрации инициативной группы может  быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской  Федерации,  федеральных законов, Конституции Республики Башкортостан,  законов  Республики  Башкортостан. Отказ от регистрации может быть обжалован в суд.

В случае отказа в регистрации решение Центральной избирательной  комиссии  Республики  Башкортостан, в котором указывается основание  отказа, выдается инициативной группе не позднее двухдневного срока со дня его принятия.

11. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная  группа  вправе  организовать  сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются  лишь  подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.  Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан и  которое выдается инициативной группе, действительно в течение трех  месяцев. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

12.  Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, составляет два процента  от  числа  граждан,  имеющих право на участие в референдуме.

Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется  на  основании данных регистрации участников референдума по состоянию  на  1 января или 1 июля соответствующего года. Требуемое  количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 30 дней со дня выдачи ей регистрационного свидетельства.

13.  Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого законопроекта участнику референдума по его первому требованию.

14. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать следующие данные:

дату  выдачи  инициативной группе регистрационного свидетельства, его регистрационные номер;

формулировку  вопроса (вопросов), предлагаемого для вынесения на референдум;

фамилию,  имя, отчество участника референдума, год рождения (а в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа  и  дату  его выдачи, подпись и дату внесения подписи.

Подпись  участников  референдума и дата ее проставления вносятся им собственноручно. Данные об участнике референдума могут вноситься  в  подписной  лист самим гражданином либо лицом проводящим сбор  подписей  в  поддержку  инициативы проведения референдума.

Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.

Каждый  подписной  лист  должен быть заверен подписью лица, собиравшего  подписи  граждан,  и  уполномоченного представителя инициативной  группы  с  указанием даты заверки, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера

паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц и даты его выдачи. Указанные данные названных лиц вносятся ими собственноручно. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

15. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа  подсчитывает  общее количество собранных подписей участников референдума,  а  чем составляется итоговый протокол инициативной группы.  Пронумерованные  и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными  представителями  инициативной  группы в Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан.

При этом количество представленных подписей может превышать количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, но не более чем на 15 процентов.

16. Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан  проверяет соблюдение требований настоящего Закона при боре подписей.  А  также достоверность собранных подписей и принимает по результатам проверки постановление.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»