В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 453 "О концепции реформирования российской науки на период 1998-2000 гг." в части, касающейся разработки региональных нормативных правовых документов, и в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 3 июня 1998 г. N 504-р Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития науки и инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы.
2. Государственному комитету Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию совместно с Академией наук Республики Башкортостан, Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан, Государственным комитетом Республики Башкортостан по промышленной политике разработать во II полугодии 2000 г. программу по реализации Концепции развития науки и инновационной деятельности в Республике Башкортостан на 2000-2005 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Башкортостан Сигакова Н.И.
Премьер-министр Р. И. Байдавлетов
Зам. Управляющего Делами А. В. Григорьев
Одобрена
постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 19 июля 2000 г. N 206
Концепция
развития науки и инновационной деятельности в Республике
Башкортостан на 2000-2005 годы
Содержание
1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного обновления Башкортостана
2. Приоритеты научного и научно-технического развития
3. Активизация государственной научно-технической политики
4. Улучшение финансовой ситуации и рационализация использования ресурсов
5. Повышение инновационной активности
6. Реструктуризация сети научных организаций
7. Кадровое обеспечение и социальная защита ученых
8. Развитие информационного обеспечения
9. Совершенствование нормативно-правовой базы науки
1. Наука - важнейший ресурс экономического и духовного обновления Башкортостана
Республика Башкортостан обладает высоким научно-техническим потенциалом, основная часть которого сосредоточена в научно-исследовательских институтах (далее - НИИ) Уфимского научного центра Российской академии наук, Академии наук Республики Башкортостан и вузовском секторе науки. Большая часть высококвалифицированных научных кадров работает в высших учебных заведениях республики.
О вкладе ученых Башкортостана в развитие республики и страны за последние два десятилетия свидетельствуют полученные награды в области науки и техники, в числе которых - пять государственных премий СССР и Российской Федерации, три премии Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации. В республике сложился ряд научных школ, признанных на российском и мировом уровнях.
Научно-техническому комплексу республики оказывается государственная поддержка. Башкортостан одним из первых среди субъектов Российской Федерации принял Закон Республики Башкортостан "О науке и государственной научно-технической политике в Республике Башкортостан".
По доле средств республиканского бюджета, выделяемых на науку, республика находится в числе первых пяти субъектов Российской Федерации. В республике действуют Госкомитет Республики Башкортостан по науке, высшему и среднему профессиональному образованию - орган исполнительной власти, в задачи которого входит формирование и реализация государственной научно-технической политики, Академия наук Республики Башкортостан, учрежден внебюджетный инновационный фонд
Республики Башкортостан, организован Башкирский инновационный научно-технологический парк "Башкортостан".
В то же время такие факторы, как сокращение бюджетного финансирования и заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) со стороны промышленных предприятий, необходимость адаптации науки в условиях перехода от плановой экономики к рыночной, от централизованной системы
регулирования к федерально-региональной заметно осложнили ситуацию в научно-технической сфере.
Значительный научно-технический потенциал России, в том числе Республики Башкортостан, пока не в полной мере используется при решении задач реформирования и развития реального сектора экономики и социальной сферы в республике. В научно-технической сфере не произошло изменений, которые бы коренным образом повысили эффективность взаимодействия науки с производством и обществом.
Неэффективно используются результаты научных исследований, взамен существовавшей плановой системы финансирования и внедрения результатов НИОКР не созданы соответствующие рыночные механизмы.