Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 сентября 2000 г. N 264

О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан

(с изменениями на 5 ноября 2004 года)
__________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 09.11.2011 N 396
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Документ с измененями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 5 ноября 2004 года №215
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В   целях   повышения   эффективности   управления  государственным имуществом,  увеличения  доходов  и  оптимизации  расходов государства в реальном  секторе  экономики  Кабинет  Министров Республики Башкортостан

    постановляет:

1.   Одобрить   прилагаемую  Концепцию  управления  государственным имуществом и приватизации в Республике Башкортостан (далее - Концепция).

2. Республиканским органам исполнительной власти:

- организовать работу по реализации Концепции;

-   при   разработке   нормативных   правовых  актов,  регулирующих отношения    в    сфере   управления   государственной   собственностью, руководствоваться основными положениями Концепции.

3.   Признать  утратившим  силу  постановление  Кабинета  Министров Республики  Башкортостан  от  28  декабря  1999  года N 393 "О Концепции управления  государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ с участием государства".


Премьер-министр
  Р.И.Байдавлетов

Управляющий Делами
И.У.Забиров



Одобрена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 8 сентября 2000 г. N 264

Концепция
управления государственным имуществом
и приватизации в Республике Башкортостан


Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Республики Башкортостан в сфере управления государственным сектором экономики республики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями (далее именуются - учреждения), государственного имущества, составляющего государственную казну Республики Башкортостан, а также имущественных прав Республики Башкортостан, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Республики Башкортостан в бюджетный процесс).

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года N 1024.

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Республике Башкортостан, средства бюджета Республики Башкортостан, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

Концепция содержит два раздела.

В первом разделе рассматриваются цели, задачи, приоритеты и механизмы, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества, направленные на создание благоприятной экономической среды и повышение эффективности работы отечественных производителей товаров и услуг.

I. Управление государственным имуществом

1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

На нынешнем этапе рыночных реформ и в сложившейся в настоящее время социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве республики. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность создания стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которой те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.
Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:

увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с участием государства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия их реформированию и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей республиканским органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи:

а) провести полную инвентаризацию объектов государственной собственности, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформление прав на них;

б) повысить эффективность управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, осуществить детальную правовую регламентацию процессов управления;

в) классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

г) определить оптимальное количество объектов управления и осуществить переход к пообъектному управлению;

д) определить цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);

е) обеспечить права государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

ж) обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих <*>;

з) обеспечить поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
-------------------------------
<*> В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании.

Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти.

В рамках настоящей Концепции Кабинетом Министров Республики Башкортостан будут установлены меры ответственности республиканских органов исполнительной власти за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом.

Контроль и координацию работы по реализации Концепции осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.

В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1) определение цели управления.

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть определена и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект.

Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов государственного имущества должен определяться соответствующими правовыми актами;
2) выбор способа достижения цели.

Государство, в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления.
Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления;

3) построение системы управления.

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами;

4) обеспечение эффективности управления.

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом;

5) обеспечение профессионализма управления.

Государство заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации.

Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, доли Республики Башкортостан в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, республиканская недвижимость, в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, а также перечень правовых актов, принятие, отмена, изменение и дополнение которых потребуется для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями

В настоящее время в Республике Башкортостан насчитывается 1081 государственное унитарное предприятие и 639 учреждений.

Предприятия

Функции по управлению государственными унитарными предприятиями четко не разделены между республиканскими органами исполнительной власти.

Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (далее именуется - Госкомсобственность РБ):

готовит документы по отнесению государственных унитарных предприятий к собственности Республики Башкортостан;

по поручению Кабинета Министров Республики Башкортостан наделяет государственные унитарные предприятия имуществом, относящимся к собственности Республики Башкортостан;

согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом государственных унитарных предприятий, сдачи его в аренду, залог, внесения имущества государственных унитарных предприятий в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ, товариществ, иных коммерческих и некоммерческих организаций;

согласовывает уставы государственных унитарных предприятий;

в пределах полномочий, предоставленных ему Кабинетом Министров Республики Башкортостан, решает вопросы учреждения, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий;

осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;

готовит документы по передаче государственных унитарных предприятий в муниципальную собственность районов и городов Республики Башкортостан.

Республиканские органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления (далее именуются отраслевые органы исполнительной власти), утверждают уставы государственных унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями государственных унитарных предприятий.

С большинством руководителей государственных унитарных предприятий контракты отраслевыми органами исполнительной власти заключены, но они не в полной мере предусматривают ответственность руководителей за результаты деятельности предприятия.
Хотя количество государственных унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих государственных унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества).

Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не всегда могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Предусмотренная гражданским законодательством организационно - правовая форма государственного унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.

Право хозяйственного ведения предоставляет его субъекту широкий круг полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника, хотя реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем государственного унитарного предприятия. Взаимоотношения руководителя с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность государственных унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.

В то же время руководители государственных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решение о направлениях использования прибыли. При этом они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом, сдачи его в аренду, залог, внесения имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, товариществ, а также иных коммерческих и некоммерческих организаций).

Трудовое законодательство эффективно защищает права руководителей и создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

В ряде случаев полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, не дают ему возможности не только требовать от руководителей государственных унитарных предприятий достижения определенных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Порядок взаимодействия различных республиканских органов исполнительной власти между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества государственных унитарных предприятий должным образом не регламентирован. Также должным образом не регламентирован порядок согласования кандидатур руководителей государственных унитарных предприятий республиканскими органами исполнительной власти.

Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, без которых контроль за их финансово - хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

Организационно - правовая форма ряда государственных унитарных предприятий, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусмотрена действующим законодательством.

Недостаточна нормативно - правовая база, которая определяет цели и задачи создания государственных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Отсутствует полный реестр государственных унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово - хозяйственной деятельности.

Практика показала, что широкие полномочия руководителей государственных унитарных предприятий и отсутствие действенных инструментов и порядка управления приводят к:

а) переводу части финансовых потоков государственных унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство государственного унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в государственных унитарных предприятиях;

г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Растет количество неплатежеспособных государственных унитарных предприятий, что во многом спровоцировано отсутствием должного управления и недостаточным контролем со стороны государства.

Отсутствует практика получения собственником части прибыли государственного унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) существующая система управления государственными унитарными предприятиями крайне неэффективна и требует кардинального реформирования;

б) деятельность государственных унитарных предприятий, как правило, неэффективна;

в) количество государственных унитарных предприятий не соответствует возможностям Республики Башкортостан по управлению ими и контролю за их деятельностью;

г) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования государственных унитарных предприятий;

д) низкая эффективность деятельности государственных унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в республиканский бюджет.

Учреждения

По действующему законодательству Кабинет Министров Республики Башкортостан наделен правом создания учреждений. Учреждения создаются для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств республиканского бюджета.

В настоящее время недостаточно регламентирована соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций. В то же время Республика Башкортостан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества.

В частности, анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что определенная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).

Республиканские органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, в полном объеме не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Госкомсобственность РБ зачастую лишен возможностей реализации указанных функций.

Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями

Цели и задачи управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества
;
б) оптимизации количества государственных унитарных предприятий и учреждений;

в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий и учреждений;

г) погашении государственными унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам, бюджетным кредитам и по заработной плате;

д) увеличении поступлений в республиканский бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями;

е) снижении расходов республиканского бюджета на содержание государственных учреждений.

Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями

Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей их эффективную деятельность в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом.

Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Республики Башкортостан, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Построение системы управления предполагает:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»