ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
от 24 мая 2000 № 73-з
Об экологическом мониторинге
_____________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 27 ноября 2008 года № 73-з
____________________________________________
(с изменениями на 3 мая 2006 года)
_____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом РБ от 06.11.01г №252-з
Законом РБ от 01.10.2004 года №102-з
Законом РБ от 7 ноября 2005 года №225-з
Законом РБ от 3 мая 2006 года №303-з
_____________________________________________________________________________________________________________
Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания
Республики Башкортостан 20 апреля 2000 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания
Республики Башкортостан 12 мая 2000 года.
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения экологического мониторинга в Республике Башкортостан и органами местной власти, организациями, общественными объединениями и гражданами.
Статья 1. Экологический мониторинг
1. Экологический мониторинг - комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения.
2. Основными задачами экологического мониторинга являются обеспечение органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан регулярной, своевременной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
Статья 2. Основные понятия
Основные понятия, используемые в настоящем Законе:
антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных (косвенных) влияний деятельности человека на окружающую среду;
загрязнение окружающей среды - привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических или биологических агентов в результате хозяйственной или иной деятельности в количествах (концентрациях). Превышающих естественные, среднемноголетние их значения (в пределах крайних колебаний) в окружающей среде;
обеспечение экологической безопасности - система мер по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций, ликвидации их последствий;
окружающая среда - совокупность природных компонентов (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) и ландшафта, природных, культурных, исторических памятников и других материальных объектов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека, и (или) взаимодействие этих компонентов;
охрана окружающей среды - комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, правовых, политических, экономических, социальных, технологических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство окружающей среды;
природопользователи - юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющие в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается воздействие на окружающую среду;
чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды неотложного принятия экстренных мер для ее устранения;
экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий;
экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе обусловленные бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и общества;
экологические требования - общие нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду.
Статья 3. Задачи настоящего Закона
Задачами настоящего Закона являются:
реализация конституционного права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
законодательное обеспечение государственной политики в области экологического мониторинга;
определение компетенции органов государственной власти Республики Башкортостан в области экологического мониторинга, а также возможности участия в деятельности по экологическому мониторингу организаций, общественных объединений и граждан;
(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
определение механизмов межведомственной координации деятельности в области экологического мониторинга.
Статья 4. Объекты и субъекты экологического мониторинга
1. На территории Республики Башкортостан к объектам экологического мониторинга относятся:
1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;
2) объекты и территориально обособленные участки окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий);
3) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды.
2. Субъектами экологического мониторинга являются:
1) органы исполнительной власти, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга;
2) органы местного самоуправления; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
3) природопользователи.
3. Экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающих получение целостной и достоверной информации об окружающей среде и экологической обстановке, а также о динамике их изменения.
(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
Статья 5. Основные принципы организации и осуществления деятельности в области экологического мониторинга
(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
К основным принципам организации и осуществления деятельности в области экологического мониторинга относятся:
(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
согласованность действий органов государственной власти Республики Башкортостан с органами государственной власти Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации;
учет данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Башкортостан;
ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности, в том числе природоохранной;
гарантированное обеспечение экологического мониторинга за счет финансовых и материально-технических ресурсов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.
Статья 6. Права граждан и общественных объединений в области экологического мониторинга.
1. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке получать от органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления достоверную и полную информацию о состоянии окружающей среды.
Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга, обязаны рассматривать в установленном порядке жалобы и заявления граждан и общественных объединений о состоянии окружающей среды и извещать заявителей о результатах рассмотрения и принятых мерах.
2. Общественные объединения имеют право обращаться в государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга, с предложениями об установлении дополнительных объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан, а также участвовать в ведении экологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренных законодательством средств.
(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
Статья 7. Полномочия Правительства Республики Башкортостан в области экологического мониторинга
(в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
Правительство Республики Башкортостан: (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
осуществляет координацию деятельности государственных органов Республики Башкортостан, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга;(в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по экологическому мониторингу;
определяет порядок ведения Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
определяет порядок объединения информационных ресурсов субъектов экологического мониторинга в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Башкортостан и их использования;
получает от государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;
осуществляет иные полномочия в области экологического мониторинга в соответствии с законодательством.
Статья 8. утратила силу на основании Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з.
Статья 9. Полномочия государственных органов Республики Башкортостан, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
1. Организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан осуществляют государственные органы Республики Башкортостан, на которые Кабинетом Министров Республики Башкортостан в соответствии с законодательством возложены данные функции. (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
2. Государственные органы Республики Башкортостан, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан, в сфере деятельности и компетенции: (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )
участвуют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Башкортостан; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
участвуют в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)
организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;
определяют объекты экологического мониторинга по согласованию с государственным органом, уполномоченным на ведение Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;
организуют проведение исследований по экологического мониторинга по взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического мониторинга;
организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных экологического мониторинга;
организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;
осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;
информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных экологического мониторинга.