Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 24 мая 2000 № 73-з  

Об экологическом мониторинге  

_____________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 27 ноября 2008 года № 73-з
____________________________________________

(с изменениями на 3 мая 2006 года)


_____________________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом РБ от 06.11.01г №252-з
Законом РБ от 01.10.2004 года №102-з
Законом РБ от 7 ноября 2005 года №225-з
Законом РБ от 3 мая 2006 года №303-з
_____________________________________________________________________________________________________________

Об экологическом мониторинге

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания
     Республики Башкортостан 20 апреля 2000 года.

Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания
     Республики Башкортостан 12 мая 2000 года.


     Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения экологического мониторинга в Республике Башкортостан  и органами местной власти, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Глава I
Общие положения

Статья 1. Экологический мониторинг

1. Экологический  мониторинг - комплекс мероприятий по проведению наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды на основе измерений количественных и качественных показателей степени ее загрязнения.

2. Основными задачами экологического мониторинга являются обеспечение органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан регулярной, своевременной и достоверной информацией о состоянии окружающей среды, влиянии источников антропогенного воздействия на окружающую среду  и здоровье населения.

Статья 2. Основные понятия

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

антропогенное воздействие - сумма прямых и опосредованных (косвенных) влияний деятельности человека на окружающую среду;

загрязнение окружающей среды - привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических или биологических агентов в результате хозяйственной или иной деятельности в количествах (концентрациях). Превышающих естественные, среднемноголетние их значения (в пределах крайних колебаний) в окружающей среде;

обеспечение экологической безопасности - система мер по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций, ликвидации их последствий;

окружающая среда - совокупность природных компонентов (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) и ландшафта, природных, культурных, исторических памятников и других материальных объектов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека, и (или) взаимодействие этих компонентов;

охрана окружающей среды - комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, правовых, политических, экономических, социальных, технологических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство окружающей среды;

природопользователи - юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), осуществляющие в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается воздействие на окружающую среду;

чрезвычайная экологическая ситуация - экологически опасная  ситуация, требующая в целях защиты жизни и здоровья граждан, а также окружающей среды неотложного принятия экстренных мер для ее устранения;

экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности,  общества, окружающей среды от опасностей, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий;

экологически опасная ситуация - ситуация, характеризующаяся наличием или возможностью разрушения либо негативного изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий на нее, в том числе обусловленные бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно важным интересам личности и общества;

экологические требования - общие нормы и правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и (или) воздействием на окружающую среду.

Статья 3. Задачи настоящего Закона


Задачами настоящего Закона являются:

реализация конституционного права граждан  на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)

законодательное обеспечение государственной политики в области экологического мониторинга;

определение компетенции органов государственной власти Республики Башкортостан  в области экологического мониторинга, а также возможности участия в деятельности по экологическому мониторингу организаций, общественных объединений и граждан;

(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)

определение механизмов межведомственной координации деятельности в области экологического мониторинга.

     Статья 4. Объекты и субъекты экологического мониторинга

1. На территории Республики Башкортостан к объектам экологического мониторинга относятся:

1) источники антропогенного воздействия на окружающую среду;

2) объекты и территориально обособленные участки окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр, лесных и иных природных объектов, особо охраняемых природных территорий);

3) группы населения, испытывающие негативное воздействие факторов окружающей среды.

2. Субъектами экологического мониторинга являются:

1) органы исполнительной власти, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга;

2) органы местного самоуправления;   (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)     

3) природопользователи.

3. Экологический мониторинг ведется на республиканском, местном и локальном (объектовом) уровнях в объемах, обеспечивающих получение целостной и достоверной информации об окружающей среде и экологической обстановке, а также о динамике их изменения.


Глава II

Основные принципы организации и осуществления деятельности
в области экологического мониторинга

(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)


   Статья 5. Основные принципы организации и осуществления деятельности в области экологического мониторинга

(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)

К основным принципам организации и осуществления деятельности в области экологического мониторинга относятся:

(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)

согласованность  действий органов государственной власти Республики Башкортостан с органами государственной власти Российской Федерации и других субъектов Российской Федерации;

учет данных экологического мониторинга при формировании и реализации государственной стратегии развития Республики Башкортостан;

ведение экологического мониторинга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, строгое соблюдение требований по обеспечению экологического мониторинга всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности, в том числе природоохранной;

гарантированное обеспечение экологического мониторинга за счет финансовых и материально-технических ресурсов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность.

Глава III
Права граждан и общественных объединений
в области экологического мониторинга


    Статья 6. Права граждан и общественных объединений в области экологического мониторинга.

1. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке получать от органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления достоверную и полную информацию о состоянии окружающей среды.

Государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга, обязаны рассматривать в установленном порядке жалобы и заявления граждан и общественных объединений о состоянии окружающей среды и извещать заявителей о результатах рассмотрения и принятых мерах.

2. Общественные объединения имеют право обращаться в государственные органы, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга, с предложениями об установлении дополнительных объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан, а также участвовать в ведении экологического мониторинга за счет своих и иных предусмотренных законодательством средств.

Глава IV

Полномочия органов исполнительной власти Республики
Башкортостан в области экологического мониторинга

(в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)


     Статья 7. Полномочия Правительства Республики Башкортостан в области экологического мониторинга

(в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

Правительство Республики Башкортостан: (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

осуществляет координацию деятельности государственных органов Республики Башкортостан, уполномоченных на организацию и ведение   экологического мониторинга;(в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

организует разработку и выполнение республиканских целевых программ по экологическому мониторингу;

определяет порядок ведения Государственного  реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

определяет порядок объединения информационных ресурсов субъектов экологического мониторинга в Единую государственную систему экологического мониторинга Республики Башкортостан и их использования;

получает от государственных органов, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга, данные экологического мониторинга, аналитические материалы, иную экологическую информацию и использует их при принятии решений по оздоровлению населения и окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов;

осуществляет иные полномочия в области экологического мониторинга в соответствии с законодательством.

     Статья 8. утратила силу на основании  Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з.


     Статья 9. Полномочия государственных органов Республики Башкортостан, уполномоченных на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

1. Организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан осуществляют государственные органы Республики Башкортостан, на которые Кабинетом Министров  Республики Башкортостан в соответствии с законодательством возложены данные функции. (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

2. Государственные органы Республики Башкортостан, уполномоченные на организацию и ведение экологического мониторинга на территории Республики Башкортостан, в сфере деятельности и компетенции: (в ред.Закона РБ от 01.10.2004 года №102-з )

участвуют в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Башкортостан; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)


участвуют в организации и ведении государственного мониторинга водных объектов; (в ред. Закона РБ от 3 мая 2006 года №303-з)


организуют и осуществляют мониторинг соответствующих объектов природной среды самостоятельно в рамках положений об этих органах;

определяют объекты экологического мониторинга по согласованию с государственным органом, уполномоченным на ведение Государственного реестра объектов экологического мониторинга Республики Башкортостан;

организуют проведение исследований по экологического мониторинга по взаимосогласованным нормативным и методическим документам, обеспечивающим единство методов, способов и показателей, на основе которых осуществляются сбор и обработка данных состояния объектов экологического мониторинга;

организуют и обеспечивают ведение специализированных банков данных экологического мониторинга;

организуют оценку данных экологического мониторинга на предмет отсутствия сведений, отнесенных законодательством к категории ограниченного распространения;

осуществляют бесплатный информационный обмен с другими уполномоченными государственными органами в области экологического мониторинга;

информируют органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и население о состоянии окружающей среды на территории Республики Башкортостан на основе достоверных данных экологического мониторинга.

Глава V
Регулирование деятельности в области
экологического мониторинга

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»