Недействующий


РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

от 13 октября 1994 года N ВС-25/36

О борьбе с коррупцией

(с изменениями на 2 марта 2006 года)
_______________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 13 июля 2009 года №145-з
_____________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 5 августа 1999 года №23-з
Законом РБ от 2 марта 2006 года №283-з
____________________________________________________________________________________________________________

Раздел 1 Общие положения

Статья 1. Цели Закона


Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов, обеспечение деятельности органов государственной власти и управления, правосудия, а также должностных лиц, наделенных организационно -распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, законами и другими нормативными актами Республики Башкортостан путем предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных.

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан о борьбе с коррупцией


Правоотношения в сфере борьбы с коррупцией на территории Республики Башкортостан регулируются настоящим Законом, законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Башкортостан.

Законы Российской Федерации по вопросам борьбы с коррупцией на территории Республики Башкортостан действуют в части, не противоречащей настоящему Закону, а также договорам и соглашениям по этим вопросам между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

1. Коррупция - использование лицами, уполномоченными на реализацию функций органов государственной власти, управления, органов правосудия, надзора и контроля, а также должностными лицами, наделенными организационно- распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства, своего официального положения и связанных с ним возможностей для противоправного, вопреки интересам службы или деятельности, извлечения материальных, иных благ и преимуществ или удовлетворения иной заинтересованности посредством принятия неправомерных актов, совершения незаконных действий или бездействия, а равно непредусмотренное законами предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами.

2. Функции органов государственной власти и управления, органов правосудия, надзора и контроля - совокупность полномочий и обязанностей, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан, действующим законодательством и отнесенных к предметам ведения названных органов.

3. Должностное лицо - это лицо, в установленном законодательством порядке постоянно или временно или по специальному поручению, в том числе и на общественных началах, реализующее функции государственных органов, полномочия государственных и муниципальных служащих, или наделенное организационно- распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в организациях, предприятиях, учреждениях независимо от форм собственности, т. е. в сферах исполнения действующего законодательства.

Государственный служащий Республики Башкортостан (далее государственный служащий) - гражданин Республики Башкортостан, занимающий в порядке, установленном Законом Республики Башкортостан "О государственной службе в Республике Башкортостан", оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими должности обязанностями и правами.

Муниципальный служащий - штатный работник муниципальных управлений, местных администраций (местного самоуправления) городов, районов, районов в городах, поселков и сел, обеспечивающий исполнение функций названных органов.

4. Должностные лица, занимающие ответственное положение,- это должностные лица, порядок назначения и избрания которых регулируется Конституцией Республики Башкортостан, действующим законодательством, а также лица, которым указанные должностные лица, занимающие ответственное положение, делегируют свои полномочия.

Статья 4. Субъекты коррупционных правонарушений

1. За правонарушения, связанные с коррупцией, на основании настоящего Закона несут ответственность должностные лица следующих категорий:

а) лица, уполномоченные на выполнение функций органов государственной власти и управления, органов правосудия, надзора и контроля, в частности:

- депутаты всех уровней; - лица, избранные в состав местного самоуправления;

— государственные и муниципальные служащие;

- судьи;

— народные и присяжные заседатели в судах при совершении названных действий, связанных с осуществлением правосудия; - работники правоохранительных органов, налоговой инспекции;

- работники органов государственного ведомственного надзора и контроля, отраслевых инспекций и аудиторских служб;

- лица, постоянно или временно по специальному поручению, в том числе и на общественных началах либо в порядке частной деятельности участвующие в выполнении функций государственных органов, в осуществлении полномочий государственных и муниципальных служащих;

б) лица, наделенные организационно -распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в организациях, предприятиях, учреждениях, фондах независимо от форм собственности, т. е. в сферах исполнения действующего законодательства, в частности:

- руководители и иные должностные лица государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов, а также предприятий и организаций, в имуществе которых имеется доля государственной или муниципальной собственности или же в которых государство и органы местного самоуправления непосредственно либо через учрежденные ими ранее фонды, предприятия, учреждения, организации, либо иные структуры имеют пакеты акций;

- руководители и другие должностные лица банков, иных кредитно-финансовых учреждений, учреждений транспорта и связи, а также предприятий, организаций независимо от форм собственности.

В дальнейшем под должностными лицами имеются в виду лица, указанные в данном пункте, если не оговорено иное.

2. Субъектами коррупционных правонарушений могут быть также физические и юридические лица, противоправно представляющие материальные и иные блага и преимущества должностным лицам, уполномоченным на реализацию функций государственных органов или наделенным организационно -распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 5. Сфера применения Закона


1. Закон действует на всей территории Республики Башкортостан, в том числе и в отношении иностранцев, лиц без гражданства,, а за ее пределами - в отношении граждан и юридических лиц Республики Башкортостан.

2. Настоящий Закон является актом прямого действия применительно к дисциплинарной, гражданско-правовой (имущественной) и административной ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, регулирующим иной порядок привлечения к ответственности.

Статья 6. Основные принципы борьбы с коррупцией

1. Борьба с коррупцией осуществляется на основе:

а) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности системы государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;

б) совершенствования структуры государственного аппарата и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

в) предоставления лицам, уполномоченным на выполнение функций государственных органов, гарантий социальной защищенности, включая создание нормальных условий их труда, социально-бытовое и медицинское обслуживание, денежного содержания и других выплат, предусмотренных законодательством;

г) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на реализацию функций государственных органов или наделенных организационно- распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства. Указанные лица вправе обжаловать в суд меры, принятые в отношении них на основании настоящего Закона;

д) ограничения прав и свобод лиц, уполномоченных на выполнение функций государственных органов в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан в ряде прав и свобод в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности" прав и законных интересов граждан, юридических лиц, общественных организаций и объединений;

е) осуществления специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых средств и материальных ценностей;

ж) запрещения государственным органам, учреждениям и организациям, уполномоченным на выполнение функций государственных органов, заниматься предпринимательской деятельностью вне сферы возложенных на них законом правомочий;

з) установления ответственности лиц, перечисленных в статье 4 настоящего Закона, за нарушения законодательства о борьбе с коррупцией в соответствии с принципом равенства всех граждан перед законом и судом;

и) осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения правонарушений, связанных с коррупцией;

к) создания специального дифференцированного режима контроля, отчетности, ответственности для лиц, участвующих в реализации функций государственных органов, с учетом их должностного положения;

л) добровольного подписания обязательств и ограничений лицами, уполномоченными на выполнение функций государственных органов и приравненных к ним, при вступлении на соответствующую должность после ознакомления их с мерами ответственности за коррупцию;

м) восстановления прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий коррупционных правонарушений.

Статья 7. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией

1. Борьба с коррупцией на территории Республики Башкортостан осуществляется:

— органами внутренних дел, безопасности  (контрразведки), таможни, налоговой полиции, прокуратуры, в том числе их специализированными подразделениями;

— Государственным контрольным комитетом Республики Башкортостан;

— Республиканский антимонопольный орган;

— контрольными и ревизионными подразделениями Государственной налоговой инспекции по Республике Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, Национального банка Республики Башкортостан, а также соответствующими формированиями федеральных ведомств в пределах компетенции, делегированной Республикой Башкортостан;

— другими специальными органами и их подразделениями, создаваемыми на основании действующего законодательства.

2. В борьбе с коррупцией также участвуют в пределах своей компетенции кадровые, контрольные и юридические службы иных государственных и муниципальных органов, организаций, учреждений, предприятий, все должностные лица, уполномоченные на выполнение функций государственных органов, наделенные организационно -распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства.

Раздел II Предупреждение коррупции

Статья 8. Специальное антикоррупционное требование лицам, претендующим на выполнение функций государственных органов


Лица, претендующие на выполнение функций государственных органов, добровольно принимают на себя установленные настоящим Законом и иными законодательными актами ограничения в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию соответствующего статуса и его авторитета в личных, групповых (корпоративных) и иных неслужебных интересах.

Принятие ограничений отражается в письменном обязательстве. Непринятие ограничений (полностью или частично) влечет отказ в привлечении лица к выполнению функций государственных органов либо увольнение или отстранение от занимаемой должности в связи с неисполнением антикоррупционных требований на основании настоящего Закона.

Статья 9. Меры финансового контроля

1. Лица, претендующие на выполнение функций государственных органов, а также на должности, связанные с реализацией организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в сферах исполнения действующего законодательства, указанные в статье 4 настоящего Закона, кроме народных и присяжных заседателей, представляют в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания декларации о доходах, сведения о движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, обязательствах финансового характера, в том числе и за границей, в отношении себя и членов семьи. По месту будущей работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Лица, уполномоченные на выполнение функций государственных органов, а также наделенные организационно -распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в сферах исполнения действующего законодательства, указанные в статье 4 настоящего Закона, кроме народных и присяжных заседателей, ежегодно представляют в налоговую инспекцию сведения о доходах (как личных, так и членов семьи), включая в них оцененные в денежном выражении все материальные и нематериальные поступления и услуги, полученные ими из всех источников, а также сведения о движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, об обязательствах финансового характера, в том числе и за границей. По месту работы указанные лица представляют справку из налоговой инспекции о получении ею соответствующих сведений.

Должностные лица обязаны, кроме того, указывать в декларациях следующие сведения:

- о своем прямом или опосредованном участии в качестве акционера или совладельца оффшорных компаний и фондов с указанием процента собственности и точных банковских реквизитов данной организации;

- о наличии собственности за границей, с указанием полного адреса и оценочной стоимости:

- о номерах банковских счетов, под которыми должностное лицо имеет право подписи и распоряжения финансами лично или совместное другими лицами;

- названия трастов, стран, в которых они зарегистрированы, и номера их банковских счетов, если должностное лицо или члены его семьи являются бенефициариями этих трастов;

- названия и реквизиты других организаций, у которых с должностным лицом имеются договорные отношения, соглашения и обязательства по содержанию или временному хранению материальных и финансовых средств, принадлежащих должностному лицу или членам его семьи;

- другие сведения, касающиеся счетов в банках и имущественных сделок.

Непредставление или представление неполных, недостоверных сведений, указанных в настоящей статье, является основанием для отказа в назначении на должность или для наложения дисциплинарного взыскания в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Повторное нарушение указанных требований влечет за собой увольнение (отстранение) от должности на основании настоящего Закона.

Примечание: под членами семьи в настоящем Законе понимаются лица, состоящие в близких родственных отношениях с лицом, уполномоченным на выполнение функций государственных органов или наделенным организационно -распорядительными либо административно-хозяйственными полномочиями в сферах действующего законодательства, и иные лица, совместно с ним проживающие.

2. Декларации о доходах должностных лиц Республики Башкортостан, занимающих ответственное положение, порядок назначения (избрания) которых регулируется Конституцией Республики Башкортостан, подлежат ежегодной публикации Государственной налоговой инспекцией по Республике Башкортостан в официальных изданиях государственных органов Республики Башкортостан с учетом статуса соответствующего лица. Равным образом должны быть опубликованы сведения о доходах лиц, претендующих на занятие названных в этом пункте должностей, при выдвижении их кандидатур.

3. Банковские учреждения в пятидневный срок обязаны проинформировать соответствующие налоговые инспекции об открытии счетов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и о финансовых операциях своих клиентов - физических лиц - на сумму, превышающую в течение тридцати дней 500-кратный размер установленной законом минимальной оплаты труда. Нарушение этого требования влечет за собой взыскание налоговой инспекцией с банка штрафа в трехкратном размере сумм проведенных финансовых операций, о которых не представлена информация. В случае неоднократного нарушения банк может быть лишен лицензии на осуществление банковских операций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»