• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 
ЗАКОН
 
 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
 
от 14 марта 1996 года N 26-з
 
 
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

(в редакции Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 21.06.2002 N 339-з, от 23.07.2003 N 20-з, от 21.06.2005 N 186-з, от 30.05.2007 N 427-з, от 06.02.2008 N 524-з, от 25.05.2009 N 128-з, от 28.09.2009 N 165-з, от 30.04.2010 N 259-з, от 29.09.2010 N 304-з, от 23.06.2011 N 417-з, от 02.11.2012 N 600-з, от 03.06.2013 N 686-з, от 27.12.2013 N 26-з, от 29.04.2014 N 86-з, от 03.12.2014 N 161-з, от 30.03.2015 N 202-з, от 18.09.2015 N 262-з, от 21.09.2015 N 266-з, от 23.05.2016 N 376-з, от 04.02.2020 N 216-з, от 29.06.2020 N 287-з)

Принят
Законодательной Палатой
Государственного Собрания
Республики Башкортостан
25 января 1996 года.

Одобрен
Палатой Представителей
Государственного Собрания
Республики Башкортостан
21 февраля 1996 года.


Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон) определяет организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з)


Абзац утратил силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з.


Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, а также на предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 21.06.2005 N 186-з)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия


Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з, от 29.06.2020 N 287-з)


Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з)


Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з)


Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.


Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.


(часть пятая введена Законом Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)


Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.


(часть шестая введена Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з)


Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.


(часть седьмая введена Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з)


Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.


(часть восьмая введена Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.


(часть девятая введена Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.


(часть десятая введена Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.


(часть одиннадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.


(часть двенадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


(часть тринадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, Республики Башкортостан или административно-территориальной единицы в Республике Башкортостан, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.


(часть четырнадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.


(часть пятнадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


Органы управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


(часть шестнадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 266-з)


Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


(часть семнадцатая введена Законом Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)

Статья 2. Исключена

Статья 2. Законодательство Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(введена Законом Республики Башкортостан от 28.09.2009 N 165-з)


Законодательство Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конституции Российской Федерации, Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, принятых в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)

Статья 3. Цели настоящего Закона


Целями настоящего Закона являются:


а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;


б) утратил силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з;


в) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;


г) ликвидация чрезвычайных ситуаций.


Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

Статья 4. Башкирская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


1. Башкирская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет силы и средства органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 23.07.2003 N 20-з, от 21.06.2005 N 186-з, от 29.09.2010 N 304-з)


Башкирская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.


(абзац введен Законом Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 266-з)


Основными задачами Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


а) разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)


б) утратил силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з;


в) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;


г) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


д) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


е) подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе организация разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на водных объектах;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)


е.1) организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения;


(п. "е.1" в ред. Закона Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


е.2) прогнозирование угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;


(п. "е.2" в ред. Закона Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


ж) утратил силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з;


з) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;


и) осуществление государственной экспертизы, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.03.2015 N 202-з)


к) ликвидация чрезвычайных ситуаций;


л) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;


м) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;


н) международное сотрудничество и сотрудничество с субъектами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)


2. Принципы построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з, от 21.09.2015 N 266-з)


3. Утратила силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з.

Статья 4.1. Функционирование органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 266-з)


1. Органы управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


2. Координационными органами Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:


а) на региональном уровне (в пределах территории Республики Башкортостан) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан;


б) на муниципальном уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований;


в) на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.


(часть 2 в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


2.1. Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан возглавляет Глава Республики Башкортостан. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований возглавляют главы местных администраций. Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, возглавляют руководители организаций или их заместители.


(часть 2.1 введена Законом Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


2.2. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, осуществляют координацию деятельности органов управления и сил территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответственно на региональном, муниципальном, объектовом уровнях Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


(часть 2.2 введена Законом Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


3. Постоянно действующими органами управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


4. Органами повседневного управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:


а) на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также организации (подразделения) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и организации (подразделения) органов исполнительной власти Республики Башкортостан, обеспечивающие деятельность этих органов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;


б) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, подведомственные органам местного самоуправления, дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб, а также другие организации (подразделения), обеспечивающие деятельность органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;


в) на объектовом уровне - подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.


(часть 4 в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


5. Обеспечение координации деятельности органов повседневного управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (в том числе управления силами и средствами Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силами и средствами гражданской обороны), организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны осуществляют:


а) на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


б) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан.


(часть 5 в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


6. Органы управления и силы Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме:


а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;


б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;


в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.


7. Порядок деятельности органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.


8. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:


а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при возникновении чрезвычайной ситуации локального характера и ее ликвидации силами и средствами организации;


б) местный уровень реагирования:


решением главы местной администрации городского поселения при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского поселения;


решением главы местной администрации муниципального района при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района;


решением главы местной администрации городского округа при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления городского округа;


в) региональный уровень реагирования - решением Главы Республики Башкортостан при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и органов исполнительной власти Республики Башкортостан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


(часть 8 в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


9. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностное лицо, установленное частью 8 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:


а) ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;


б) определять порядок разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;


в) определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;


г) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;


д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.


10. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, организаций, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, а также привлеченными силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


(часть 10 введена Законом Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)

Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций и зон экстренного оповещения населения


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации и по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2002 N 339-з, от 25.05.2009 N 128-з, от 23.05.2016 N 376-з)


Границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативным правовым актом Правительства Республики Башкортостан по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.


(часть вторая введена Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)

Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.


Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 21.06.2005 N 186-з)


Органы государственной власти Республики Башкортостан, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 30.05.2007 N 427-з)


Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


Порядок обеспечения населения, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством.


(часть пятая в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з)

Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.


Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)


Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з, от 29.09.2010 N 304-з)


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 23.07.2003 N 20-з, от 21.06.2005 N 186-з)


Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.


(часть пятая введена Законом Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)

Глава II. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з)

Статьи 8 - 9. - Утратили силу


Статьи 8 - 9. Утратили силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з.

Статья 10. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


1. Органы государственной власти Республики Башкортостан:


а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


(п. "б" в ред. Закона Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)


в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;


г) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;


(п. "г" в ред. Закона Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;


е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;


и) содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


(п. "и" введен Законом Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)


к) принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;


(п. "к" введен Законом Республики Башкортостан от 23.06.2011 N 417-з)


л) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


(п. "л" в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


м) устанавливают региональный уровень реагирования в порядке, установленном частью 8 статьи 4.1 настоящего Закона;


(п. "м" введен Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з; в ред. Законов Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з, от 04.02.2020 N 216-з)


н) осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;


(п. "н" введен Законом Республики Башкортостан от 03.06.2013 N 686-з)


о) создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;


(п. "о" введен Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


п) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


(п. "п" введен Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


р) устанавливают порядок организации и обеспечивают осуществление регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом порядка осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленного Правительством Российской Федерации;


(п. "р" введен Законом Республики Башкортостан от 30.03.2015 N 202-з)


с) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Башкортостан;


(п. "с" введен Законом Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


т) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "л" настоящей части;


(пп. "т" введен Законом РБн от 29.06.2020 N 287-з)


у) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Республики Башкортостан или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона.


(пп. "у" введен Законом Республики Башкортостан от 29.06.2020 N 287-з)


1.1. В случае установления Правительством Российской Федерации обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, предусмотренных подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона, правила поведения, устанавливаемые органами государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктами "т" и "у" части 1 настоящей статьи, не могут им противоречить.


(часть 1.1 введена Законом Республики Башкортостан от 29.06.2020 N 287-з)


2. Органы местного самоуправления самостоятельно:


а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


(п. "а" в ред. Закона Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)


б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;


(п. "б" в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях;


(п. "в" в ред. Закона Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;


е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Республики Башкортостан;


ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;


з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


(п. "и" введен Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з)


к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном частью 8 статьи 4.1 настоящего Закона;


(п. "к" введен Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з; в ред. Закона Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)


л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";


(п. "л" введен Законом Республики Башкортостан от 03.06.2013 N 686-з)


м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;


(п. "м" введен Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;


(п. "н" введен Законом Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з)


о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.


(п. "о" введен Законом Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


2.1. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


(часть 2.1 введена Законом Республики Башкортостан от 28.09.2009 N 165-з)


3. Органы местного самоуправления содействуют федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


(часть третья введена Законом Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)

Статья 11. Утратила силу

Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 12. Органы государственной власти Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з)


Координирующим органом Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Башкортостан.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з, от 04.02.2020 N 216-з)


Решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Организации обязаны:


а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;


б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;


в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством;


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 21.06.2005 N 186-з, от 23.05.2016 N 376-з)


г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;


(п. "г" в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.04.2014 N 86-з)


д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;


ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;


з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;


и) утратил силу. - Закон Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з.


к) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.


(п. "к" введен Законом Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)


Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от чрезвычайной ситуации работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории.


(часть вторая введена Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з)


Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла чрезвычайная ситуация, и назначенный им руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации несут ответственность за проведение работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории данной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан.


(часть третья введена Законом Республики Башкортостан от 02.11.2012 N 600-з)

Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций


Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2002 N 339-з, от 29.09.2010 N 304-з)


Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, на которые возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, обеспечения их средствами индивидуальной защиты от поражения, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь подтвержденную в аттестационном порядке подготовку по соответствующей программе.

Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций


Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории республики могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется законодательством Российской Федерации.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)

Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.02.2008 N 524-з)


При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.02.2008 N 524-з)

Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)

Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


1. Граждане Российской Федерации имеют право:


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


а) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;


б) в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 18.09.2015 N 262-з)


в) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории республики, и о мерах необходимой безопасности;


г) обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 29.09.2010 N 304-з)


д) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


е) на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;


ж) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


з) на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


и) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;


к) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка;


л) на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.


(п. "л" введен Законом Республики Башкортостан от 03.12.2014 N 161-з)


2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з, от 21.06.2005 N 186-з)

Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


Граждане Российской Федерации обязаны:


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


а) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 06.11.2001 N 251-з)


б) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации;


в) изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 30.04.2010 N 259-з, от 29.09.2010 N 304-з)


г) выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;


(пп. "г" в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.06.2020 N 287-з)


д) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)


Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.


Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 27.12.2013 N 26-з, от 23.05.2016 N 376-з)


Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещением специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 29.09.2010 N 304-з)


Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.


(часть четвертая в ред. Закона Республики Башкортостан от 23.05.2016 N 376-з)

Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, обеспечивается органами исполнительной власти Республики Башкортостан, входящими в Башкирскую территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з, от 29.09.2010 N 304-з)


Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, могут использоваться средства массовой информации, а также специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


(в ред. Законов Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з, от 29.09.2010 N 304-з)

Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Статья 22. Финансирование целевых программ


Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 22.1. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(введена Законом Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


Финансовое обеспечение деятельности республиканского органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом, осуществляется соответственно за счет средств бюджета Республики Башкортостан и местного бюджета.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з)

Статья 23. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:


регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством Республики Башкортостан;


муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


(часть 1 в ред Закона Республики Башкортостан от 23.06.2011 N 417-з)


1.1. Органы государственной власти Республики Башкортостан вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных Республикой Башкортостан расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


(часть 1.1 введена Законом Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 21.06.2005 N 186-з)


1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления и организациями.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)


2. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Республики Башкортостан, органами местного самоуправления и организациями.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 04.02.2020 N 216-з)

Глава VII. Государственная экспертиза и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.03.2015 N 202-з)

Статья 25. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.05.2007 N 427-з)


Проектная документация особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 26. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 30.03.2015 N 202-з)


1. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в целях обеспечения соблюдения требований, установленных Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан, в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.


2. Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти Республики Башкортостан (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан.


3. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Глава VIII. Заключительные положения

(в ред. Закона Республики Башкортостан от 25.05.2009 N 128-з)

Статья 27. Утратила силу

Статья 28. Исключена

Статья 29. Вступление настоящего Закона в силу


1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


2. Поручить Правительству Республики Башкортостан привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в срок до 1 апреля 1996 года.


(в ред. Закона Республики Башкортостан от 23.07.2003 N 20-з)



Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ


Уфа, Дом Республики

14 марта 1996 года
N 26-з

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 29 июня 2020 года)

Название документа: О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 29 июня 2020 года)

Номер документа: 26-з

Вид документа: Закон Республики Башкортостан

Принявший орган: Законодательная Палата Государственного Собрания Республики Башкортостан

Статус: Действующий

Опубликован: "Известия Башкортостана", N 58-59(1182-1183), 28.03.1996, "Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", 1996, N 5(47), ст. 303.
Дата принятия: 14 марта 1996

Дата редакции: 29 июня 2020