УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 4 февраля 2000 года №УП-102

Об утверждении среднесрочной программы
структурной перестройки экономики
Республики Башкортостан

В целях создания условий для комплексной  структурной экономики, обеспечения на этой основе дальнейшего экономического развития Республики Башкортостан

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить среднесрочную программу структурной перестройки экономики Республики Башкортостан.

2. Кабинету Министров Республики Башкортостан, государственным комитетом,  министерствам, администрациям районов и городов республики обеспечить реализацию мероприятий среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.

4. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Республики Башкортостан
                        М. Рахимов


Уфа, Дом Республики.

4 февраля 2000 года.

№ УП-102

Документ сверен по:

В газете "Советская Башкирия

 " Известия Башкортостана"

от 8 февраля 2000 года №25 (24505)




Утверждена
Указом Президента
Республики Башкортостан
от 4 февраля 2000 г. N УП-102


Среднесрочная программа
структурной перестройки экономики
Республики Башкортостан


Содержание

Введение

Мероприятия среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан

1. Структурная перестройка реального сектора экономики

1.1. Создание благоприятных условий для реформирования предприятий

1.2. Реструктуризация и развитие отраслей реального сектора экономики

1.3. Формирование системы развития инновационной деятельности

2. Формирование нового механизма социально - экономического развития районов и городов

3. Структурная перестройка финансовых отраслей экономики

3.1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности республики

3.2. Реструктуризация банковской системы

3.3. Развитие фондового рынка

3.4. Развитие страхового рынка

3.5. Развитие системы негосударственных пенсионных организаций

4. Структурная перестройка отраслей бюджетной сферы

5. Институциональные преобразования

5.1. Управление государственной собственностью

5.2. Приватизация

5.3. Формирование эффективных корпоративных структур

5.4. Развитие рынка недвижимости

5.5. Демонополизация и развитие конкуренции. Регулирование естественных монополий

5.6. Стимулирование предпринимательства и поддержка малого бизнеса

6. Механизмы реализации среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан

Введение

Среднесрочная программа структурной перестройки экономики Республики Башкортостан разработана Государственной комиссией, созданной Указом Президента Республики Башкортостан от 5 августа 1999 года N УП-527 "О разработке среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан", возглавляемой Премьер - министром Республики Башкортостан Р.И.Байдавлетовым.

Программа представляет собой механизм реализации "Концепции социально - экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года "Башкортостан - путь в XXI век: природа, народ, экономика, государство", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 января 1998 года N 3.

В разработке Программы приняли участие представители министерств, государственных комитетов, ведомств, администраций районов и городов республики.

Требования к Программе структурной перестройки были сформулированы Президентом Республики Башкортостан М.Г.Рахимовым в докладе на торжественном собрании, посвященном восьмой годовщине провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан, а также в Послании Государственному Собранию на 1999 год. Среди важнейших требований были отмечены следующие:

1. Структурная перестройка должна создать условия для перехода экономики республики к устойчивому экономическому росту и повышению на этой основе уровня жизни населения.

2. Осуществление мероприятий структурной перестройки должно проводиться в основном за счет внебюджетных средств, для чего предстоит создать условия для привлечения частных российских и иностранных инвесторов. Государственная поддержка может быть оказана только для производств в приоритетных отраслях и способных дать быструю отдачу.

3. При разработке программы необходимо в полной мере использовать потенциал прошедшей в 1998 году девальвации рубля, ориентируясь на завоевание отечественных и зарубежных рынков товаров и услуг.

4. Программа структурной перестройки должна носить пообъектный характер, предусматривая реформирование и финансовое оздоровление предприятий с их ориентацией на выпуск конкурентоспособной, пользующейся платежеспособным спросом продукции.

При этом особое внимание должно быть уделено реструктуризации сельскохозяйственных предприятий, изменению их специализации, обеспечению устойчивого развития на базе собственных ресурсов.

5. Работа по реструктуризации предприятий должна вестись во всех городах и районах, а планы реформирования предприятий должны составлять основу программ социально - экономического развития территорий.

Среднесрочная программа должна стать очередным важным этапом в осуществлении структурной перестройки экономики республики для ее адаптации к функционированию в условиях рыночной экономики. Вместе с тем, эта программа не может решить всех проблем структурной перестройки и является подготовительным этапом для разработки долгосрочной программы. Такое разделение осуществлено по следующим причинам:

1. В республике не создано пока ядро эффективно работающих в рыночных условиях производств, которые могли бы составлять основу перспективной структуры экономики. Около половины предприятий республики в настоящее время убыточны. Если же учесть накопленные объемы неудовлетворенных требований кредиторов (прежде всего, просроченную задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), то удельный вес неэффективно работающих предприятий - свыше 75%. Эти предприятия в любой момент по формальным критериям могут быть объявлены банкротами, их имущество может пойти на удовлетворение требований кредиторов, и рассчитывать на какой-либо длительный срок на располагаемые этими предприятиями ресурсы в этой ситуации невозможно.

В среднесрочной перспективе возможно осуществление мероприятий по реформированию, в результате которых должно быть сформировано ядро эффективно работающих предприятий. Только в такие предприятия могут быть без риска потери привлечены долгосрочные частные отечественные и зарубежные инвестиции, а также может быть оказана государственная поддержка.

2. Перед разработкой долгосрочной программы должна быть осуществлена реформа бюджетной сферы республики, целью которой должно стать определение оптимальной сети бюджетных учреждений, соответствующей нынешним расходным возможностям бюджета республики.

В настоящее время такая работа находится в стадии выполнения. Министерством финансов Республики Башкортостан проведена предварительная инвентаризация сети бюджетных учреждений. На следующем этапе должна быть осуществлена нормативная оценка бюджетных потребностей и определены нормативы финансирования расходов на жилищно - коммунальное хозяйство, начальное, общее, среднее образование, здравоохранение и др.

3. В республике не создан пока эффективный механизм функционирования территорий. В настоящее время у большинства городов и районов республики собственные доходы местного бюджета не покрывают осуществляемых расходов.

В среднесрочной перспективе имеется возможность создать механизм устойчивого самостоятельного функционирования административно - территориальных образований республики. При этом решение проблемы устойчивости доходов местных бюджетов должно опираться на планы реформирования предприятий городов и районов.

4. Для эффективной реализации мероприятий структурной перестройки в долгосрочной перспективе необходимо сформировать основы финансового и организационного механизма, к которым, прежде всего, относятся:

- механизмы привлечения частных прямых инвестиций для реализации мероприятий;

- механизмы государственного финансирования и государственной поддержки мероприятий структурной перестройки.

Разработка и реализация эффективных механизмов может быть также осуществлена в рамках среднесрочной программы.

5. В Российской Федерации отсутствует разработанная и поддерживаемая обществом программа социально - экономического развития. В соответствии с Федеральным Законом "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" предусматривается разработка концепции и прогноза социально - экономического развития на долгосрочную перспективу. Однако в действительности таких документов нет. Федеральная социально - экономическая политика разрабатывается и реализуется на среднесрочную перспективу. Последний среднесрочный документ "Меры по реализации среднесрочной программы структурных реформ", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 1999 года N 829, рассчитан на 1999-2001 годы.

С этим связана высокая неопределенность в отношении ключевых условий функционирования предприятий (уровень налогообложения, условия экспорта и импорта, принципы ценообразования на услуги естественных монополий и др.), что не позволяет разработать долгосрочный бизнес - план, а следовательно, привлечь долгосрочные инвестиции.

Учитывая сказанное, Государственной комиссией были сформированы концепция и среднесрочная программа структурной перестройки. Мероприятия программы сгруппированы в шесть разделов, каждый из которых нацелен на решение наиболее насущных проблем в ключевых сферах социально - экономического развития.

Раздел 1 "Структурная перестройка реального сектора экономики" (разработан рабочей группой под руководством первого заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Н.И.Сигакова) имеет конечной целью формирование ядра устойчиво работающих предприятий основных отраслей экономики республики, выпускающих конкурентоспособную продукцию и являющихся привлекательными для частного инвестора на основе реформирования предприятий и организаций.

Исходя из этого, в разделе предусмотрены мероприятия по созданию условий для реформирования предприятий, обеспечению взаимодействия в этом процессе предприятий, министерств и ведомств, администраций районов и городов. В ходе реализации данных мероприятий должны быть определены приоритетные предприятия и проекты в отраслях экономики, которые будут поддерживаться государством. Бизнес - планы и программы реформирования предприятий должны стать основой отраслевых программ развития, а также программ реформирования в таких специфических комплексах, как агропромышленный и оборонный.

Раздел 2 "Формирование нового механизма социально - экономического развития районов и городов" (разработан рабочей группой под руководством первого заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Н.И.Сигакова) имеет конечной целью создание механизма, обеспечивающего переход большинства территорий к финансовой самодостаточности на основе увеличения налогового потенциала и формирования расходов бюджетов в соответствии с долговременными нормативами.

Основу нового механизма будут составлять программы социально - экономического развития каждого города и района на среднесрочную перспективу, предусматривающие поэтапный переход к финансовой самодостаточности. Для оказания методической помощи в этом процессе администрациям районов и городов предусмотрена разработка соответствующих методических рекомендаций.

Раздел 3 "Структурная перестройка финансовых отраслей экономики" (разработан рабочей группой под руководством заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Ф.Г.Хантимерова) имеет конечной целью создание условий для привлечения финансовых ресурсов, формируемых на территории республики, а также внешних финансовых ресурсов, для инвестиций в экономику республики и обеспечения стабильного выполнения финансовыми учреждениями своих функций.

Раздел содержит мероприятия по формированию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности республики, в числе которых создание системы гарантий обеспечения финансирования и кредитования инвестиционных программ и проектов, механизма страхования риска невозврата заемных средств, привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.

Кроме того, в разделе приведены мероприятия, призванные обеспечить повышение эффективности выполнения своих функций основными финансовыми институтами - банковской системой, страховыми организациями, институтами фондового рынка и негосударственными пенсионными организациями.

Раздел 4 "Структурная перестройка отраслей бюджетной сферы" (разработан рабочей группой под руководством заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Х.Х.Ишмуратова) имеет конечной целью создание механизма для устойчивого функционирования отраслей этой сферы в рыночных условиях на основе перехода к нормативной оценке бюджетной потребности республиканских и местных органов власти, перехода к финансированию отраслей и учреждений бюджетной сферы на базе нормативов, обеспечивающих полноценное исполнение ими своих функций и соответствующих расходным возможностям бюджета.

Мероприятиями этого раздела предусматривается разработка и утверждение системы минимальных социальных нормативов на содержание учреждений социальной сферы, завершение инвентаризации сети учреждений, утверждение системы финансовых нормативов и, в заключении, переход к формированию бюджетов всех уровней на основе новой системы нормативов.

Кроме того, мероприятия раздела предполагают оптимизацию сети лечебно - профилактических учреждений, а также экономию бюджетных средств, выделяемых на текущие расходы в отраслях бюджетной сферы.

Раздел 5 "Институциональные преобразования" (разработан рабочей группой под руководством председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью С.Р.Муртазина) имеет конечной целью формирование на территории республики эффективной системы рынков товаров и услуг и основных ресурсов, а также создание условий для функционирования основных отраслей хозяйства республики на рыночных принципах.

Мероприятия этого раздела предусматривают повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью с точки зрения рыночных принципов, осуществление приватизации в соответствии с приоритетами программы структурной перестройки, оптимизацию структуры государственной собственности, развитие рынков недвижимости, демонополизацию и развитие конкуренции на рынках товаров и услуг, стимулирование предпринимательства и эффективную поддержку малого бизнеса.

Раздел 6 "Механизмы реализации среднесрочной программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан" (разработан рабочей группой под руководством министра экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан В.А.Власова) имеет конечной целью формирование механизмов, обеспечивающих создание условий для структурных преобразований во всех намеченных направлениях.

Для этого предполагается внести изменения в такие важнейшие инструменты государственного регулирования экономики, как государственное прогнозирование социально - экономического развития, бюджетное планирование и исполнение бюджета, республиканские целевые программы, планирование государственных капитальных вложений, а также в систему государственного заказа на научные исследования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»