• Текст документа
  • Статус
Недействующий


РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ЗАКОН

от 18 июня 1991 года N ВС-6/38

ЛЕСНОЙ КОДЕКС

(с изменениями на 16 июня 2006 года)
______________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 20 ноября 2007 года №486-з
______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Законом РБ от 06.03.2001 N 186-з
Законом РБ от 6 мая 2004 года №80-з
Законом РБ от 7 ноября 2005 года №225-з
Законом РБ от 16 июня 2006 года №323-з
____________________________________________________________________________________________________________

Лес - это важнейший элемент природной среды глобального экологического значения, состоящий их совокупности земли, древесной, кустарниковой и иных видов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов природы, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с пользованием лесами и деятельностью по их сохранению и воспроизводству на территории Республики Башкортостан (далее - лесные отношения). (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Раздел I

Общие положения


Статья 1. Основные понятия

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

лесной фонд Республики Башкортостан (далее - лесной фонд) - леса с землями, на которых произрастают леса, а также земли, предназначенные для выращивания лесов, необходимые для нужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и иные земли;

участок лесного фонда - часть лесного фонда с количественными и качественными характеристиками, площадью в границах, определенных в порядке, установленном законодательством ;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесные земли - часть земель лесного фонда, покрытая лесом, или часть земель, не покрытая лесом (вырубки, гари, прогалины и другие земли), предназначенная для его выращивания;

нелесные земли - часть земель лесного фонда, которая предназначена для нужд лесного хозяйства, в том числе занятая просеками, дорогами, мелиоративными канавами, сенокосами, усадьбами и другими объектами, необходимыми для ведения лесного хозяйства, а также болота, гольцы, каменистые россыпи, пески и другие неудобные земли, расположенные в границах лесного фонда;

лесхоз, в том числе лесхоз-техникум, опытные и другие специализированные лесхозы, - учреждение органа государственного управления лесным хозяйством, осуществляющее функции государственного управления в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов, а также ведения лесного хозяйства на соответствующей территории лесного фонда;
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесничество - структурное подразделение лесхоза, органа государственного управления лесным хозяйством на соответствующей части территории лесного фонда лесхоза;

владелец лесного фонда - организация (юридическое лицо), уполномоченная собственником лесного фонда осуществлять ведение лесного хозяйства и управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов на соответствующей территории лесного фонда;

пользование лесным фондом (лесопользование) - использование лесного фонда в порядке, установленном законодательством;
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесопользователь - гражданин или юридическое лицо, которому в порядке, установленном законодательством , предоставлено право пользования лесным фондом;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

лесные ресурсы - древесина, техническое и лекарственное сырье, кормовые, съедобные и другие лесные ресурсы, которые могут быть заготовлены и (или) использованы в лесном фонде;

разрешительные документы (лесорубочный билет, ордер и лесной билет) - документы, удостоверяющие право на краткосрочное пользование участками лесного фонда;

лесорубочный билет - документ, являющийся основанием для рубки леса и удостоверяющий право пользования на заготовку и вывозку древесины, проведение подсочки насаждений, а также пользования земельным участком, необходимым для осуществления лесного пользования;

ордер - документ, являющийся основанием для заготовки небольшого количества древесины, в том числе в счет объема заготовки, разрешенного по лесорубочному билету;

лесной билет - разрешительный документ для краткосрочного осуществления побочных лесных пользований;

лицензия - специальное разрешение на долгосрочное пользование (аренду) участками лесного фонда на определенных условиях;

лесные насаждения - совокупность деревьев, кустарников и иных лесных растений, образующих растительное лесное сообщество на обособленном земельном участке;

древостой - совокупность деревьев в лесных насаждениях;

рубки главного пользования - рубки перестойных и спелых древостоев для заготовки древесины;

возраст рубок - возраст спелых древостоев, устанавливаемый для рубок главного пользования в соответствии с целевым назначением лесов;

расчетная лесосека - научно обоснованная норма рубок главного пользования;

рубки промежуточного пользования - рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции;

рубки ухода за лесом - рубки, проводимые в целях формирования высокопродуктивных лесных насаждений определенного породного состава;

санитарные рубки - рубки, проводимые в целях улучшения санитарного состояния лесных насаждений;

рубки реконструкции - рубки, проводимые в целях замены малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции;

хозяйство (секция) - совокупность насаждений и непокрытых лесом участков лесных площадей, территориально разобщенных, но объединенных в одно целое одной породой, общностью цели, формой хозяйства, возрастом рубки, однородностью основных лесохозяйственных мероприятий.

Статья 2. Лесное законодательство Республики Башкортостан


Лесное законодательство Республики Башкортостан основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, федеральных законах и состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством


Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.

Отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 4. Лесной фонд(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)



Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и на землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

землях поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

землях иных категорий.

Статья 5. Компетенция органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования лесных отношений

Ведению органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере регулирования лесных отношений подлежат:

1) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

2) разработка, утверждение и реализация республиканских программ по развитию лесного хозяйства, рациональному использованию лесного фонда, повышению его продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

3) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


4) установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли;(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з)

5) участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


6) отнесение лесов к категориям защитности и перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую в порядке, установленном законодательством;(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з),(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


7) утратил силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з


8) утверждение по районам и городам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки по представлению органа государственного управления лесным хозяйством;

9) утверждение составов аукционной и конкурсной комиссий;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

10) утратил силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з


11) организация и координация научно - исследовательской, проектно - конструкторской работы в области лесного хозяйства и лесопользования;

12) разработка и утверждение мероприятий по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, организация их выполнения;

13) осуществление государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов на территории Республики Башкортостан;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

14) организация экологического воспитания, образования и просвещения;

15) обеспечение населения необходимой информацией по вопросам охраны и защиты лесов;

16) принятие решения о предоставлении участков лесного фонда в долгосрочное пользование (аренду) и краткосрочное пользование;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

17) перевод лесных земель в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом в лесах второй и третьей групп; (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

18) утратил силу на основании Закона РБ от 7 ноября 2005 года №225-з.

19) регулирование лесных отношений по другим вопросам, не отнесенные к полномочиям в ведение Российской Федерации;
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 6. Компетенция местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений


Компетенция местных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений устанавливается в соответствии с законодательством.

Статья 7. Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов


Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов осуществляется органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственного управления лесным хозяйством, охраны окружающей среды и природопользования. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 8. Государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов

(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственное управление в области использования, охраны и защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Республики Башкортостан в части полномочий Республики Башкортостан осуществляют органы исполнительной власти Республики Башкортостан.

Органы исполнительной власти Республики Башкортостан осуществляют свои полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Республики Башкортостан непосредственно или через органы государственного управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Башкортостан о передаче осуществления части полномочий.

Статья 9. Владение лесным фондом


Лесной фонд Республики Башкортостан находится во владении лесхозов, учебных лесных и опытных лесных хозяйств, национальных природных парков, органа государственного управления лесным хозяйством.

Участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передаются им в безвозмездное пользование.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственным природным заповедникам участки лесного фонда предоставляются в бесплатное и постоянное владение.

Статья 10. Функции владельцев лесного фонда

В функции владельцев лесного фонда входят:

1) организация и проведение с участием органов государственной власти Республики Башкортостан лесных торгов, прямых переговоров и предоставление по их результатам участков лесного фонда в краткосрочное пользование;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

2) заключение договоров с лесопользователями на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду);

3) ежегодный отвод лесосек и выдача разрешительных документов на право осуществления лесных пользований;

4) ведение учета лесного фонда;

5) государственный контроль и обеспечение использования по целевому назначению земель лесного фонда, повышение их плодородия и охраны;

6) воспроизводство и повышение продуктивности лесов, уход за ними, организация рационального пользования лесным фондом;

7) проведение рубок промежуточного пользования и осуществление побочных лесных пользований, если нет иного исполнителя этих работ;

8) противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждение, выявление и пресечение нарушений правил пожарной безопасности в лесах, профилактика, своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, защита леса от вредителей, болезней и борьба с ними;

9) государственный контроль за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и правил пользования лесным фондом, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесопользованием, незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, молодняков лесных культур, загрязнения леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально - бытовыми отходами и отбросами и прочих нарушений лесного законодательства;

10) привлечение для ликвидации лесных пожаров в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления специализированных служб, лесопользователей и населения; (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

11) согласование с государственными органами по охране окружающей природной среды норм отстрела и допустимой численности обитающих в лесах диких животных, оказывающих воздействие на состояние лесов;

12) осуществление лесных пользований и иной связанной с ними хозяйственной деятельности.

Раздел II

Организация лесного хозяйства

Статья 11. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства


Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должны осуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде, животному миру и здоровью человека.

Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:

1. Сохранение и усиление экологических (средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных) и иных полезных природных свойств и функций лесов.

2. Многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесами для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан.

3. Воспроизводство, сбережение, охрану и защиту лесов.

4. Рациональное использование земель лесного фонда.

5. Сохранение биологического разнообразия объектов историко - культурного и природного наследия

.Статья 12. Группы лесов и категории защитности лесов (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

В соответствии с хозяйственным значением лесов, местоположением и выполняемыми экологическими, социальными и сырьевыми функциями производится разграничение лесов на группы и категории защитности. Леса в Республике Башкортостан разделяются на первую, вторую и третью группы.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно функции и включающие следующие категории защитности:

1. Водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб).

2. Защитные (леса противоэрозионные, защитные полосы леса вдоль железных и автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные защитные лесные полосы, леса в степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды).

3. Санитарно - гигиенические и оздоровительные (городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй округов зон санитарной охраны курортов).

4. Леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы.

5. Леса природно - заповедного фонда - на территориях государственных природных заповедников, заповедных участков, национальных и природных парков.

6. Леса учебно - опытных хозяйств.

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие средообразующие, защитные функции и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограничение режима пользования лесным фондом.

К третьей группе относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов.

Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные.

Критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

При отнесении лесов к соответствующим группам и категориям защитности одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных и общественных нужд.

В лесах всех групп вокруг населенных пунктов выделяются особо защитные участки с ограниченным режимом лесопользования. Отнесение лесного фонда к группам и категориям защитности, а также перевод лесного фонда из одной группы или категории защитности в другую группу или категорию защитности осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Отнесение лесного фонда к государственным защитным лесным полосам, защитным полосам вдоль железных и автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения, к городским лесам и лесопаркам, запретным полосам по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к лесам степных, лесостепных и малолесных горных районов, имеющих важное значение для защиты окружающей среды, если это отнесение не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется Правительством Республики Башкортостан по представлению государственного органа управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Границы особо защитных участков леса с ограниченным режимом лесопользования утверждаются Правительством Республики Башкортостан по представлению государственного органа управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства или специального обследования. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

В зависимости от группы лесов и их категории защитности устанавливается порядок ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом.

Статья 13. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса


Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими природоохранных, экономических и социальных функций, продуктивности лесных насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.

Обоснование возрастов и оборотов рубок леса производится при лесоустройстве или специальными научными исследованиями.

Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется в соответствии с законодательством.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з)

Статья 14. Порядок производства в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В данном разрешении указываются наименование проводимых работ, сроки и условия их выполнения, требования к охране окружающей среды.

В случаях, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз выписывает лесорубочный билет.
Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесного фонда, воспроизводство лесов.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 15. Порядок установления норм лесных пользований

Расчетная лесосека по рубкам главного пользования определяется при лесоустройстве по каждому владельцу лесного фонда раздельно по хозяйствам (хвойному, мягколиственному и другим) в пределах групп лесов, исходя из принципов непрерывности и неистощительности пользования лесным фондом.

Расчетная лесосека утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством с участием Правительства Республики Башкортостан и специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.

В тех случаях, когда лесной фонд лесхоза расположен на территории двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека рассчитывается и утверждается по каждому району.

Расчетная лесосека по Республике Башкортостан определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек по владельцам лесного фонда на его территории.

При изменении границ участков лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и их категорий защитности и других изменениях, происшедших в лесном фонде, расчетная лесосека может переутверждаться в установленном порядке.

Ежегодная норма подсочки насаждений устанавливается на основании расчетной лесосеки и при наличии пригодных для добычи живицы древостоев.

Ежегодная норма промежуточного пользования древесиной (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией хозяйственно малоценных лесных насаждений) устанавливается исходя из наличия насаждений, нуждающихся в улучшении состояния породного состава и качества.

Порядок определения и утверждения норм промежуточного пользования древесиной и другими лесными материалами, техническим сырьем и недревесными лесными ресурсами устанавливается законодательством.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 16. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Перевод лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется в порядке, установленном Лесным кодексом Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 17. Порядок перевода лесных земель в нелесные в целях, связанных с ведение лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, осуществляется лесхозом с разрешения органа государственного управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 18. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально - бытовых выбросов, отходов и отбросов.

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с Правительством Республики Башкортостан и органом государственного управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов.

Раздел III

Пользование лесным фондом


Статья 19. Виды пользования лесным фондом


В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:

1. Заготовка древесины.

2. Заготовка живицы.

3. Заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки).

4. Побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

5. Пользование лесными угодьями в культурно - оздоровительных и рекреационных целях.

6. Пользование лесными угодьями для ведения охотничьего хозяйства в соответствии с законодательством.

7. Пользование лесными угодьями в учебных и научно - исследовательских целях.

Статья 20. Сроки пользования лесным фондом


Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочное пользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) на срок до 49 лет.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

По истечении установленного срока долгосрочного пользования участком лесного фонда срок действия договора может быть продлен в установленном порядке.

Статья 21. Права и обязанности пользователей лесными ресурсами

Лесопользователями в Республике Башкортостан могут быть граждане и юридические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с действующим законодательством.

Лесопользователи имеют право:

1. На получение в натуре участков для заготовки древесины, живицы, других лесных материалов и недревесных лесных ресурсов, а также для сенокошения, пастьбы скота, размещение пасек и других лесных пользований.

2. В установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные и хозяйственные постройки, устанавливать оборудование и приспособления для разделки и переработки древесины, устраивать стоянки транспорта и т.п.

3. Получать необходимую информацию о лесном фонде при выборе участков лесного фонда в краткосрочное пользование и в аренду.

4. Выбирать форму хозяйственной деятельности по пользованию лесным фондом.

Лесопользователи обязаны:

1. Наиболее полно и рационально использовать лесосечный фонд, отведенный в рубку и под подсочку, лесные сенокосы и другие угодья.

2. Не оставлять недорубов, а также заготовленной древесины на местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки, устанавливаемых Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

3. Вести работы в сроки и способами, не допускающими отрицательного воздействия осуществляемых лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов и лесных ресурсов, а также на состояние водоемов и других природных объектов.

4. Соблюдать пожарную безопасность, проводить в местах работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение.

5. Не допускать потерь древесины, перевода деловой древесины на дрова, а также расходования деловой древесины не по назначению.

6. Производить очистку лесосек от порубочных остатков и приводить за свой счет земельные участки, нарушенные ими в результате осуществления лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению.

7. Вносить плату за пользование лесным фондом в установленных размерах и в сроки.

8. Представлять в установленном порядке информацию по пользованию лесным фондом органам, выдавшим разрешительные документы, и органам государственной статистики.

9. Использовать при работах на предоставленных им в пользование участках лесного фонда технику и технологии, которые в установленном порядке прошли государственную экологическую экспертизу.

10. Передавать владельцам лесного фонда участки лесного фонда после окончания на них работ в установленном порядке.

11. Осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в договоре аренды, лесорубочных и лесных билетах. На вырубках и площадях, если в результате деятельности лесопользователей был уничтожен подрост или погиб лес, лесовосстановление проводится за их счет.

12. Выполнять условия, предусмотренные в договоре аренды участков лесного фонда.

13. Соблюдать санитарные правила, выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок пользования лесным фондом, а также предписания должностных лиц органов государственного управления лесным хозяйством, охраны окружающей природной среды и природопользования, данные в пределах их компетенции.

Вмешательство в хозяйственную деятельность пользователей лесным фондом, связанную с использованием лесных ресурсов, не допускается, за исключением случаев нарушения лесопользователями лесного и природоохранного законодательства.

Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению. Убытки, причиненные лесопользователям нарушением их прав, подлежат возмещению. Споры о восстановлении нарушенных прав лесопользователей и о возмещении им убытков рассматриваются в суде или арбитражном суде.

При изъятии для государственных и муниципальных нужд земель лесного фонда лесопользователю возмещаются в полном объеме убытки, связанные с этим изъятием в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 22. Основные требования к пользованию лесными ресурсами


Лесные пользования осуществляются с соблюдением следующих основных требований:

1. Обеспечение непрерывного, неистощительного, комплексного и рационального пользования лесом для планомерного удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине, недревесной лесной продукции и полезных природных свойствах лесов.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

2. Сохранение и усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных экологических функций лесов в интересах охраны здоровья людей, улучшения окружающей природной среды и развития экономики.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

3. Установление дифференцированного порядка осуществления лесных пользований в зависимости от основного целевого назначения лесов и выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий.

4. Обеспечение условий для воспроизводства лесов и рационального использования земель лесного фонда, включая соблюдение лесохозяйственных требований при заготовке и трелевке древесины.

5. Платность осуществляемых лесных пользований, за исключением видов, предусмотренных статьей 26 настоящего Кодекса.

Лесные пользования осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Башкортостан. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Не допускается осуществление лесных пользований способами, ухудшающими качество, состояние лесов и условия воспроизводства лесных ресурсов, а также проектирование и строительство новых лесозаготовительных предприятий до проведения лесоустройства.

Статья 23. Краткосрочное пользование участками лесного фонда


Участки лесного фонда в краткосрочное пользование предоставляются лесопользователями для удовлетворения местных нужд (потребности школ, детских садов и других учреждений, финансируемых из средств бюджета, сельскохозяйственных организаций
и местного населения) по лимитам лесосечного фонда, утверждаемым Правительством Республики Башкортостан, а для иных нужд - на основе прямых переговоров, проведения торгов владельцами лесного фонда на участках лесного фонда, специально оставленных для организации торгов, или в пределах свободной расчетной лесосеки по хозяйствам. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 24. Долгосрочное пользование (аренда) участками лесного фонда

Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения Правительства Республики Башкортостан, принимаемого по представлению органа государственного управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются органом государственного управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

В договоре, заключаемом владельцем лесного фонда с лесопользователем, указываются границы участков лесного фонда, виды, объемы (размеры) и порядок лесных пользований, сроки аренды, размер арендной платы, обязанности лесопользователя и арендодателя по охране, защите и воспроизводству леса, порядок финансирования лесохозяйственных мероприятий и другие условия лесопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Передача участков лесного фонда в аренду производится владельцем лесного фонда на условиях, определенных в
договоре. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Преимущественное право на аренду лесного фонда предоставляется лесопользователям, длительное время работающим на данной территории и имеющим производственные мощности по заготовке и переработке древесины и другой лесной продукции.

Субаренда участков лесного фонда запрещается.

Арендатор (лесопользователь), осуществляющий заготовку древесины, имеет право на проведение всех видов рубок по главному и промежуточному пользованиям. При этом арендатор обязан выполнять лесовосстановительные мероприятия.

Правительство Республики Башкортостан в зависимости от объемов (размеров) и видов лесных пользований полномочия по принятию решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду может делегировать местным органам государственной
власти. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Статья 25. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет

Осуществление лесных пользований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Кодекса, допускается только по специальному разрешительному документу - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету. Лесорубочный билет (ордер) или лесной билет выдается владельцем лесного фонда и дает право пользования участком лесного фонда, необходимым для осуществления лесного пользования. На соответствующих участках лесного фонда могут осуществляться только те лесные пользования, на которые выдан лесорубочный билет (ордер) или лесной билет. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Разрешительные документы, независимо от срока пользования лесным фондом, выдаются лесопользователю ежегодно.

Лесорубочный билет на право заготовки живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки насаждений.
Ордер выдается лесопользователю лесничеством на основании оформленного ему владельцем лесного фонда лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.

Лесной билет является документов, дающим право лесопользователю на осуществление побочных лесных пользований и других видов пользования лесным фондом. Лесной билет на осуществление побочных лесных пользований выдается лесничеством, а на другие виды пользования - владельцем лесного фонда.

Владельцы лесного фонда для выполнения ими лесохозяйственных мероприятий (рубки промежуточного пользования, прочие рубки и др.) разрешительные документы на осуществление лесных пользований оформляются в установленном порядке.

Статья 26. Пребывание граждан в лесах


Граждане имеют право свободно пребывать в лесах. Граждане пользуются лесами для целей рекреации, сбора лекарственно - технического сырья, дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других пищевых ресурсов леса бесплатно, за исключением случаев, когда эти пользования предоставляются на специально выделенных или улучшенных, или искусственно создаваемых угодьях, или в специально оборудованных местах отдыха, или других случаях, установленных законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку и порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, повреждение муравейников, гнездований птиц и т.п., вести сбор дикорастущих пищевых ресурсов леса в сроки и способами, не наносящими ущерб их воспроизводству.

Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Республики Башкортостан, в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, проведения научно - исследовательских и опытно - производственных работ, а в лесах заповедников и других особо охраняемых лесах - в связи с установлением в них специального порядка пользования.

Статья 27. Прекращение прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются при отказе лесопользователя от прав пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица - лесопользователя и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Принудительное прекращение права пользования участком лесного фонда и права пользования участком леса, не входящего в лесной фонд, возможно только в случаях:

систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лесного законодательства Российской Федерации;

аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;

систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;

нарушения лесопользователем установленных правил пользования участком лесного фонда и участком не входящего в лесной фонд леса или условий, предусмотренных лесорубочным билетом, ордером, лесным билетом;

невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противопожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

изъятия участка лесного фонда и участка не входящего в лесной фонд леса для государственных нужд.
Прекращение прав пользования участками лесного фонда и прав пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, не освобождает лесопользователей от административной и иной ответственности за нарушение лесного законодательства Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 28. Порядок прекращения права пользования участками лесного фонда (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Права пользования участками лесного фонда прекращаются в результате расторжения договора аренды участка лесного фонда, аннулирования лесорубочного билета, ордера, лесного билета.

При отказе лесопользователя от права пользования участком лесного фонда это право прекращается на основании заявления лесопользователя в письменной форме.

Принудительное прекращение прав пользования участками лесного фонда осуществляется органами государственного управления лесным хозяйством с уведомлением в письменной форме об этом лесопользователя и органа исполнительной власти Республики Башкортостан. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 29. Утратила силу на основании Закона РБ от 7 ноября 2005 года №225-з.


Статья 30. Возмещение убытков владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами


Убытки, причиненные изъятием или временным занятием участков территории лесного фонда, а также ограничением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, или ухудшением качественного состояния лесов в результате влияния, вызванного деятельностью организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами, включая арендаторов, понесших эти убытки в порядке, установленном законодательством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Возмещение убытков производится организациями, а также гражданами, деятельность которых влечет ограничение прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами или ухудшение качества лесов в порядке, установленном законодательством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются судами.

Статья 31. Возмещение потерь лесохозяйственного производства владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами

Потери лесохозяйственного производства, вызываемые ограничением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, или ухудшением качества лесов в результате влияния, вызванного деятельностью организаций, подлежат возмещению. Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных статьей 30 настоящего Кодекса. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Указанные потери возмещаются предприятиями, учреждениями и организациями, которыми временно заняты территории лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также организациями, вокруг объектов и владений которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением их из лесных пользований или ограничением этих пользований. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются для повышения продуктивности лесов, их воспроизводства и охраны.

Порядок определения подлежащих возмещению потерь устанавливается законодательством.

Статья 32. Порядок заготовки древесины

Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях.

Заготовка древесины осуществляется также в порядке рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции, связанные с рубкой малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, других сооружений, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и для других подобных целей).

Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточного пользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок, утверждаемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Рубки главного пользования в лесах третьей группы проводятся способами, обеспечивающими своевременное восстановление этих лесов, эффективную и рациональную эксплуатацию лесных ресурсов.

В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, сохранение экологических условий, защитных и водоохранных свойств лесов, а также позволяющими при этом вести эффективную эксплуатацию.

В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования (лесовосстановительные рубки) способами, направленными на улучшение состояния древостоев, водоохранных, защитных и других полезных природных свойств лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов перестойных и спелых древостоев.

В лесах национальных и природных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесопарках, лесоплодовых насаждениях лесопарковых частей зеленых зон, городских лесах первого и второго поясов, зонах санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, государственных лесных полосах, противоэрозионных лесах, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки, рубки реконструкции и прочие рубки (расчистка лесных площадей под контуры зданий и сооружений, в связи с прокладкой трубопроводов, дорог, просек, созданием противопожарных разрывов и для других подобных целей).(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

В лесах государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках допускаются только прочие рубки, совместимые с заповедным режимом этих территорий.

В горных лесах применяются способы рубок с учетом особо защитного, противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.

На особо защитных участках лесов может быть полностью или частично запрещено применение сплошнолесосечных рубок, а в необходимых случаях - также и других способов рубок главного пользования. Решение о запрещении и разрешении принимается Правительством Республики Башкортостан по предложению государственного органа управления лесным хозяйством.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Заготовка древесины по главному пользованию осуществляется в соответствии с планами рубок, порядок составления и утверждения которых определяется органом государственного управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 33. Определение размера заготовки древесины и лесосечный фонд


Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в пределах расчетной лесосеки по каждому владельцу лесного фонда. Заготовка древесины в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается.

Размер заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования лесом определяется при лесоустройстве исходя из состояния лесных насаждений, установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции и утверждается органом государственного управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Размер заготовки древесины в порядке прочих рубок определяется в зависимости от объема работ по расчистке лесных участков под строительные объекты, прокладке просек и для других подобных целей и устанавливается владельцем лесного фонда.

Лесосечный фонд образуется из запасов перестойных и спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. В пределах каждой группы лесов размер ежегодно выделяемого лесозаготовителям лесосечного фонда устанавливается в порядке, определенном настоящим Кодексом.

Статья 34. Порядок заготовки живицы

Заготовка живицы производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки предназначаются для рубки.

При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и могут предназначаться для рубки.

Рубка сосновых насаждений до их подсочки, а также досрочное изъятие насаждений из подсочки, в виде исключения, могут устанавливаться органом государственного управления лесным хозяйством по согласованию с Правительством Республики Башкортостан.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Не допускается передача указанных в части первой настоящей статьи древостоев в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки этих древостоев.

Правила подсочки и заготовки лесохимического сырья в лесах Республики Башкортостан, а также зоны обязательной подсочки древостоев, утверждаются федеральным органом управления лесным хозяйством по согласованию с Правительством Республики Башкортостан.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 35. Порядок пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований


Заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, других лесных пищевых продуктов и лекарственных растений, размещение ульев и пасек, сенокошение и пастьба скота на территории лесного фонда должна производиться без причинения вреда лесу.

Лесной фонд предоставляется в пользование для заготовки второстепенных лесных материалов, осуществления побочных лесных пользований гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном настоящим Кодексом и Правилами, утверждаемыми
Правительством Республики Башкортостан.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 36. Порядок пользования участками лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства


Участки лесного фонда предоставляются в пользование (аренду) за плату для ведения охотничьего хозяйства специализированным охотничьим предприятиям, общественным охотничьим организациям, другим юридическим лицам и гражданам в порядке, установленном законодательством.Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается Правительством Республики Башкортостан.

Пользователи участками лесного фонда для ведения охотничьего хозяйства в случае превышения численности охотничье - промысловых животных сверх установленных нормативов несут ответственность за вред, причиненный лесному хозяйству.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Пользование лесным фондом и лесохозяйственные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.

Заготовка древесины в лесах, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается только по согласованию с органами государственного управления лесным хозяйством и охраны окружающей природной среды. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания редких и исчезающих видов животных.

Статья 37. Порядок пользования лесными угодьями в научно - исследовательских целях


Для проведения научно - исследовательских работ в лесах соответствующим предприятиям, учреждениям и организациям могут быть ограничены или полностью запрещены лесные пользования иных организаций, а также граждан, если это несовместимо с целями проведения научно - исследовательских работ.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Порядок пользования лесными угодьями в научно - исследовательских целях устанавливается законодательством Республики Башкортостан.

Статья 38. Пользование лесным фондом в государственных природных заповедниках, национальных природных парках


В заповедниках, национальных природных парках, памятниках природы запрещаются пользования, не совместимые с их целевым назначением.

Порядок пользования лесных фондом на указанных особо охраняемых природных территориях определяется законодательством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 39. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных туристических и спортивных целей


На участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах.

Строительство объектов недвижимости и не относящихся к объектам недвижимости сооружений на этих участках допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается Правительством Республики Башкортостан.

Площадь участка лесного фонда, занятого под строительство объектов недвижимости, и не относящихся к объектам недвижимости сооружений не может превышать десять процентов общей площади участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 40. Особенности ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом в лесах сельскохозяйственных организаций (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах сельскохозяйственных организаций осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и других лесных ресурсах.

Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов сельскохозяйственных организаций регулируются законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 41. Порядок пользования озеленительными, защитными лесными насаждениями и другой древесной и кустарниковой растительностью, не входящими в лесной фонд

В озеленительных насаждениях на землях городов и других поселений, защитных лесных насаждениях и других видах древесной и кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, могут проводиться рубки промежуточного пользования и прочие рубки.

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов и иных лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, возлагается на органы государственного управления лесным хозяйством и охраны окружающей природной среды.

Пользование этими лесными насаждениями осуществляется в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Башкортостан.

Раздел IV

Воспроизводство и повышение продуктивности лесов. охрана и защита лесов

Статья 42. Лесовосстановление


Лесовосстановление осуществляется на лесных землях с соблюдением следующих требований:

обеспечение обязательного облесения вырубок хозяйственно ценными породами с учетом лесорастительных условий;

сокращение площади лесных земель, не покрытых древесной и кустарниковой растительностью, путем их планомерного облесения;

улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов, их защитных и средообразующих свойств;

максимальное использование естественной возобновительной способности лесов;

сохранение ценного генетического фонда и биологического многообразия лесов;

формирование насаждений из деревьев и кустарников с улучшенными наследственными свойствами.

Порядок и сроки облесения вырубок и других категорий лесных земель, не покрытых древесной растительностью, устанавливаются законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Объемы работ по лесовосстановлению определяются по материалам лесоустройства и текущих изменений в лесном фонде, предусматриваются в планах экономического и социального развития и финансируются из средств бюджета.

Ответственность за лесовосстановление возлагается на владельца лесного фонда. Проведение работ по лесовосстановлению на вырубках обеспечивается силами лесопользователей, способами и методами, указанными в разрешительном документе. Лесопользователи обязаны своевременно передавать владельцу лесного фонда участки созданных лесных культур и другие облесенные площади.

Органы лесного хозяйства разрабатывают проекты создания лесных культур, обеспечивают лесопользователя посадочным материалом.

При разработке лесосек в осенне - зимний период лесозаготовители обязаны производить сбор лесосеменного сырья и сдавать органам лесного хозяйства.

Статья 43. Лесоразведение

Лесоразведение производится на нелесных землях лесного фонда в целях повышения лесистости территорий, предотвращения эрозионных процессов и улучшения экологической обстановки.

Земли сельскохозяйственного и иного назначения предоставляются для лесоразведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Проведение работ по лесоразведению осуществляется по специальным программам и проектам, утвержденным органами государственной власти Республики Башкортостан по согласованию с органом государственного управления лесным хозяйством, органами охраны окружающей среды.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 44. Гидролесомелиорация


Гидролесомелиорация может проводиться на избыточно увлажненных и заболоченных землях лесного фонда в целях повышения продуктивности насаждений, сенокосных, пастбищных угодий и транспортного обустройства территории, а также в целях усиления защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и других полезных функций леса.

Гидролесомелиорация осуществляется по специально разработанным проектам, прошедшим экологическую экспертизу, и не должна вызывать отрицательных изменений экологической обстановки окружающей среды.

Работы по гидролесомелиорации возлагаются на владельцев лесного фонда. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 45. Основные требования к повышению продуктивности и качества лесов


В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляются их воспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективное использование постоянной лесосеменной базы на селекционно - генетической основе, своевременное проведение ухода за лесом и другие лесоводственные мероприятия.

Статья 46. Обязанности владельцев и арендаторов участков лесного фонда по повышению продуктивности и качества лесов

В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности владельцы и арендаторы участков лесного фонда обязаны:

осуществлять уход за лесом, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, осуществлять мероприятия по повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств. При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство дуба, сосны, если и других ценных древесных пород, повышение продуктивности и защитных свойств лесов;

принимать меры по наиболее полному и эффективному использованию лесного фонда путем восстановления и создания новых лесов.

Виды и объемы проведения работ и мероприятий по повышению продуктивности и качества лесов, которые должны осуществляться арендаторами участков лесного фонда, определяются в договорах между владельцами лесного фонда и лесопользователем.

Статья 47. Плантационное лесовыращивание


Плантационное лесовыращивание осуществляется с целью ускоренного получения древесины и других видов лесной продукции.

Плантационное лесовыращивание производится по специально разработанным проектам и выполняется владельцами лесного фонда. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 48. Охрана и защита лесов


Леса в Республике Башкортостан подлежат охране и защите в целях обеспечения их сохранности на уровне, отвечающем экологическим и социально - экономическим требованиям.

Охрана и защита лесов включают комплекс организационных, экономических, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, сохранение лесов от разрушения, уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия, осуществляемых с учетом их биологических и региональных особенностей.

Охрана и защита лесов проводится на основе республиканских, региональных и местных программ, разрабатываемых в порядке, установленном законодательством.

Авиационная охрана лесов осуществляется базами авиационной охраны лесов.

Статья 49. Содержание и порядок охраны лесов от пожаров


На владельцев лесного фонда возлагается:

противопожарное обустройство его территории;

предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований пожарной безопасности в лесах;

предупреждение возникновения и распространения лесных и других растительных пожаров, их обнаружение и ликвидация;

расчистка, при необходимости, пройденной пожарами территории лесного фонда.

Владельцы лесного фонда могут на договорной основе привлекать к осуществлению мер по охране лесов от пожаров специализированные службы, а также в установленном порядке возлагать обязанности по охране лесного фонда от пожаров на пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов.

Статья 50. Содержание и порядок охраны лесов от нарушений правил лесных пользований и других негативных воздействий на леса

На владельцев лесного фонда в установленном порядке возлагаются предупреждение, выявление и пресечение:

нарушений установленного порядка и правил осуществления лесных пользований, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесными пользованиями;

незаконных порубок, уничтожения и повреждения деревьев и кустарников, лесных культур, подроста и молодняка ценных древесных пород;

загрязнения леса химическими и радиоактивными веществами, сточными водами, промышленными и коммунально - бытовыми выбросами, отходами и отбросами;

нарушений установленного порядка использования территории лесного фонда;

повреждений и уничтожений ограничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков;

уничтожения полезной фауны;

изменения уровня грунтовых вод, ведущего к нарушению водного режима;

других негативных воздействий на леса.

Органы государственной власти Республики Башкортостани, органы государственного управления лесным хозяйством обеспечивают осуществление мероприятий по охране лесов от нарушений установленного порядка лесных пользований и других негативных воздействий на леса.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Порядок осуществления мер по охране лесов от нарушений правил осуществления лесных пользований, от уничтожения, разрушения, ослабления, загрязнения и других негативных воздействий на леса устанавливается законодательством.

Статья 51. Содержание и порядок защиты лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов

На владельцев лесного фонда в установленном порядке возлагаются:

санитарное обустройство его территории;

выявление участков леса, ослабленных и поврежденных вредителями, болезнями леса, а также промышленными и коммунально - бытовыми выбросами и другими негативными факторами;

учет и прогнозирование развития очагов вредителей и болезней леса, зон негативного влияния промышленных и коммунально - бытовых загрязнений и других факторов;

проведение мероприятий по профилактике возникновения и распространения очагов массового размножения вредителей и распространения болезней леса, повышению биологической устойчивости лесов;

проведение мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями леса, а также по снижению вреда, причиненного лесам промышленными и коммунально - бытовыми выбросами и другими факторами.

Владельцы лесного фонда могут на договорной основе привлекать к осуществлению мер по защите лесов специализированные службы, а также в установленном порядке возлагать обязанности по защите лесов на пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов.

Органы государственной власти Республики Башкортостани, органы государственного управления лесным хозяйством обеспечивают осуществление мероприятий по защите лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Порядок защиты лесов от вредителей, болезней и других негативных факторов устанавливается законодательством.

Статья 52. Обязанности организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственного управления лесным хозяйством и органами охраны окружающей среды технологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану и защиту лесов.

Статья 53. Государственная лесная охрана (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Государственная лесная охрана создается в федеральном органе управления лесным хозяйством в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственной лесной охраны определяется положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Статья 54. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Органы государственной власти Республики Башкортостан в целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса:(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложены охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесов и подготовке организаций к пожароопасному сезону;(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами;

устанавливают порядок привлечения населения, работников, рабочих и служащих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к этой работе, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;

оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, при выполнении работ по авиационной охране лесов, в обеспечении горючими и смазочными материалами лесопожарных формирований, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение органов государственного управления лесным хозяйством в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасов горючего;

организуют проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;

обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами, авиационную охрану на территориях районов Республики Башкортостан, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели;

обеспечивают проведение мер по борьбе с вредителями и болезнями леса.

Статья 55. Участие граждан и общественных объединений в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов


Граждане и общественные объединения могут участвовать в деятельности по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов в соответствии с законодательством.

Статья 56.Утратила силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з

Раздел V

Плата за пользование лесным фондом


Статья 57. Виды платежей за пользование лесным фондом


При пользовании лесным фондом взимаются лесные подати и арендная плата, за исключением случаев, предусмотренных в статьях 58 и 61, а также при пользовании лесным фондом природных национальных парков.

Лесные подати взимаются при краткосрочном, а арендная плата - при долгосрочном пользовании лесным фондом (аренде).

Лесные подати и арендная плата взимаются за древесину, отпускаемую на корню, заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, заготовку в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений, технического сырья и за другие виды побочных лесных пользований.

За подготовку лесосечного фонда и других видов пользования взимается плата по действующим расценкам.
Взимание платежей за другие виды пользования лесным фондом устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 58. Ставки лесных податей и арендной платы

Лесопользователи, за исключением арендаторов, вносят лесные подати в форме разовых и (или) регулярных платежей в течение всего срока действия предоставленного права пользования лесным фондом.

Арендаторы вносят арендную плату. Сроки внесения арендной платы определяются договором аренды участков лесного фонда.

Ставки лесных податей и арендной платы устанавливаются за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фондом, а по отдельным видам пользования лесным фондом - за гектар находящегося в пользовании участка лесного фонда.

Принципы определения порядка и условий взимания ставок лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом, минимальные размеры этих ставок по видам лесных пользований устанавливаются законодательством .(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Конкретные ставки лесных податей и арендной платы определяются по результатам лесных торгов, конкурсов, а в случаях предоставления лесопользователям участков лесного фонда на основании прямых переговоров устанавливаются органами исполнительной власти Республики Башкортостан по согласованию с органом государственного управления лесным хозяйством.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Лесные подати не взимаются за древесину, заготовляемую владельцами лесного фонда при проведении рубок промежуточного пользования лесом и других лесохозяйственных работ, при проведении лесоустройства, научно - исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке второстепенных лесных материалов и осуществлении побочных пользований.

Ставки лесных податей и арендной платы включают плату за земли лесного фонда.

Статья 59. Утратила силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з


Статья 60. Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом


Лесные подати и арендная плата поступают в бюджеты разных уровней в соответствии с законодательством.
Часть указанных средств, поступивших в бюджет Республики Башкортостан, направляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов в порядке, установленном законодательством.
(в ред. Закона РБ от 06.03.2001 N 186-з)

Статья 61. Льготы по платежам за пользование лесным фондом


Льготы по платежам за пользование лесным фондом отдельным категориям лесопользователей предоставляются и применяются в порядке, установленном законодательством.

Нормы и объемы заготовки древесины, а также других видов лесопользования для собственных нужд отдельным категориям лесопользователей, имеющим право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации по платежам за пользование лесным фондом, устанавливаются Правительством Республики Башкортостан. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 62. Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства


Расходы на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства финансируются за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Раздел VI

Лесоустройство. Лесной кадастр и государственный учет лесного фонда. Мониторинг лесов


Статья 63. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного фонда


Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства лесов, их охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями и обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и граждан сведениями о лесном фонде.
(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, распределении его по владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности и их экономической оценке и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.

Перечень показателей государственного учета лесного фонда, государственного лесного кадастра и методика экономический оценки лесов определяются федеральным органом управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся за счет средств бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Башкортостан.

Статья 64. Мониторинг лесов


Мониторинг лесов представляет собой систему наблюдения, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда в целях эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Порядок осуществления мониторинга лесов устанавливается федеральным органом управления лесным хозяйством совместно со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 65. Лесоустройство

Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществления единой научно - технической политики в лесном хозяйстве.

При лесоустройстве осуществляются:

определение границ и внутрихозяйственной организации территории лесного фонда, находящейся во владении лесхозов и в пользовании сельскохозяйственных организаций, а также территории государственных природных заповедников, национальных природных парков; (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

выполнение топографо - геодезических работ и специального картографирования лесов;

инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;

выявление участков лесного фонда, нуждающихся в проведение рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;

обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в другую;

исчисление расчетных лесосек рубок главного пользования, размеров рубок промежуточного пользования;

определение объемов мероприятий по восстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;

лесобиологические и другие обследования и изыскания;

авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия;

определение размеров побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, размеров пользования лесным фондом для ведения охотничьего хозяйства, в культурно - оздоровительных, туристических и спортивных целях.

При лесоустройстве для владельцев лесного фонда составляются проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства.

Указанные проекты и другие материалы лесоустройства утверждаются в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством и являются обязательными нормативно - техническими документами для ведения лесного хозяйства, прогнозирования, перспективного и текущего планирования пользования лесным фондом. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Лесоустройство на всей территории лесного фонда в Республике Башкортостан проводится государственными лесоустроительными организациями по единой системе в порядке, установленном федеральным органом управления лесным хозяйством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Раздел VII

Разрешение лесных споров и ответственность за нарушение лесного законодательства

Статья 66. Порядок разрешения лесных споров


Споры между организациями, гражданами по вопросам, связанным с пользованием лесным фондом, разрешаются в порядке, установленном законодательством. (в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 67. Ответственность за нарушение лесного законодательства(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)


Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством.(в ред.Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з)

Статья 68. Утратила силу на основании Закона РБ от 6 мая 2004 года №80-з.



Уфа, 18 июня 1991 года
N ВС-6/38




Документ сверен по:
"Ведомости Государственного Собрания, Президента и
Кабинета Министров Республики Башкортостан", 1997, N 9 (63), ст. 543.

ЛЕСНОЙ КОДЕКС (с изменениями на 16 июня 2006 года)

Название документа: ЛЕСНОЙ КОДЕКС (с изменениями на 16 июня 2006 года)

Номер документа: ВС-6/38

Вид документа: Закон Республики Башкортостан

Принявший орган: Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан

Статус: Недействующий

Опубликован: "Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", 1997, N 9 (63), ст. 543.
Дата принятия: 18 июня 1991

Дата начала действия: 18 июня 1991
Дата окончания действия: 20 ноября 2007
Дата редакции: 16 июня 2006