КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 1999 г. N 50

О программах структурной перестройки экономики
Республики Башкортостан на 1999 год, на
2000-2005 годы и на период до 2010 года


В целях реализации задач, поставленных в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)", создания условий для устойчивого экономического роста республики и в соответствии с поручением Президента Республики Башкортостан Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год (далее - Программа).

2. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан:

согласовать с Министерством экономики Российской Федерации лимиты капитальных вложений по федеральным целевым программам, подлежащим реализации в 1999 году на территории Республики Башкортостан;

внести уточнения в перечни федеральных и республиканских программ (приложения NN 1, 2 к Программе) после утверждения перечня объектов капитального строительства, финансируемых в 1999 году за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

3. Министерству финансов Республики Башкортостан обеспечить ежеквартальное выделение средств на реализацию Программы после утверждения перечня объектов капитального строительства, финансируемых в 1999 году.

4. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан совместно с Национальным банком Республики Башкортостан и кредитными организациями республики определить возможности и условия кредитования мероприятий и проектов в отраслях экономики Республики Башкортостан в 1999 году (приложение N 3 к Программе).

5. Одобрить прилагаемую Концепцию Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 2000-2005 годы и на период до 2010 года, разработанную Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан.

6. Министерству экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан подготовить предложения по организационному механизму разработки Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 2000-2005 годы и на период до 2010 года и представить в Кабинет Министров Республики Башкортостан до 15 марта 1999 года.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер - министра Республики Башкортостан Н.И.Сигакова.

Премьер - министр
Р.И.Байдавлетов

Управляющий Делами
И.У.Забиров

     



Утверждена
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 26 февраля 1999 г. N 50

     
Программа
структурной перестройки экономики Республики
Башкортостан на 1999 год

Содержание

Введение

1. Общеэкономические тенденции 1999 года

2. Тенденции развития отраслей экономики в 1999 году

3. Цели Программы структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год

4. Приоритеты развития отраслей народного хозяйства Республики Башкортостан

4.1. Мероприятия, реализуемые в рамках федеральных программ

4.2. Мероприятия, реализуемые в рамках республиканских программ

4.3. Мероприятия в отраслях народного хозяйства, предполагаемые к финансированию в основном за счет внебюджетных источников

Приложения.

1. "Перечень федеральных целевых программ, реализуемых на территории Республики Башкортостан в 1999 году".

2. "Перечень мероприятий и проектов, финансируемых за счет республиканского бюджета в 1999 году".

3. "Перечень мероприятий и проектов в отраслях экономики Республики Башкортостан, предлагаемых к реализации за счет различных источников финансирования в 1999 году".

Введение

Программа структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год подготовлена Министерством экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан в соответствии с поручением Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова, которое было сформулировано в докладе, посвященном 8-ой годовщине провозглашения Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан "Время требует решительных действий".

Подготовка Программы осуществлена с учетом предложений министерств, ведомств, предприятий и организаций, администраций городов и районов республики.

Данный документ, наряду с Программой повышения инвестиционной привлекательности Республики Башкортостан, является первым этапом в разработке политики структурной перестройки экономики Республики Башкортостан. На следующем этапе должна быть разработана долгосрочная Программа структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, нацеленная на обеспечение устойчивого экономического роста.

В Программу структурной перестройки экономики Республики Башкортостан на 1999 год включены первоочередные мероприятия и программы по структурным изменениям в экономике Республики Башкортостан (в разрезе отраслей, секторов и отдельных предприятий).

Мероприятия сгруппированы в три перечня:

1. Мероприятия, реализуемые в рамках федеральных целевых программ, содержат перечень объектов, уже включенных в заявки на финансирование из федерального бюджета в 1999 году (приложение N 1).

2. Мероприятия, реализуемые в рамках республиканских программ, содержат перечень объектов, строительство которых финансируется из республиканского бюджета в соответствии с принятыми нормативными актами Республики Башкортостан (приложение N 2).

3. Мероприятия, направленные на повышение эффективности экономики, способные дать быструю отдачу, финансирование которых планируется в основном за счет внебюджетных источников (приложение N 3).

1. Общеэкономические тенденции 1999 года

Основной задачей на 1999 год является смягчение последствий финансового кризиса, ограничение его негативного влияния на экономику, прежде всего на реальный сектор.

В республике удалось сохранить от разрушения банковскую систему и не допустить коллапса в платежной сфере, но такие негативные явления, как спад промышленного производства, ухудшение финансового состояния предприятий, возобновившееся падение уровня жизни населения, снижение товарооборота, нарастание сложностей с исполнением бюджета, усиление инфляционных тенденций определяют современную ситуацию и исходные условия функционирования экономики на 1999 год, которое будет осложнено сочетанием ряда негативных факторов предыдущего периода:

сокращением объемов импорта и соответствующих им источников бюджетных средств;

сохранением неблагоприятного инвестиционного климата, обусловленного резко ухудшившимися условиями доступа к кредитным ресурсам, необходимостью реструктуризации банковской системы и сокращением реальных доходов населения;

сохранением низкого уровня собираемости налогов вместе с увеличением социальных обязательств, ведущих к росту скрытого бюджетного дефицита в форме задолженности по социальным выплатам и расчетам по бюджетным обязательствам.

Социально - экономическое развитие Республики Башкортостан в 1999 году в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Республики Башкортостан предусматривает сохранение достигнутых в предыдущие годы положительных тенденций развития экономики (низкая инфляция, предсказуемое изменение курса рубля, рост производства в ряде приоритетных отраслей экономики). Предполагается преодоление в 1999 году в основном воздействия негативных последствий финансового кризиса на экономику республики, стабилизация обменного курса, закрепление в 1999 году ценовых пропорций, сложившихся в IV квартале 1998 года.

Предполагается замедление темпов экономического спада по сравнению с IV кварталом 1998 года и достижение уровня валового регионального продукта (ВРП) и промышленного производства в 1999 году - 97,5% к 1998 году. В связи с изменением уровня обменного курса и созданием более благоприятных условий для экспорта продукции предполагается увеличение объемов производства в экспортоориентированных отраслях. В то же время менее благоприятные условия для импорта создадут предпосылки для стабилизации и увеличения выпуска и реализации потребительских товаров местного производства, прежде всего продукции пищевой и легкой промышленности.

Одним из важнейших направлений экономической политики должно стать осуществление мероприятий по структурной перестройке экономики, которые позволили бы обеспечить прогнозные ориентиры социально - экономического развития Республики Башкортостан на 1999 год.

В рамках структурной политики в соответствии с поручением Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова в 1999 году будет разработана долгосрочная Программа структурной перестройки экономики Республики Башкортостан, которая предполагает включить в себя комплекс взаимосвязанных, научно обоснованных мероприятий по структурной перестройке экономики республики, согласованных по ресурсам, имеющих организационно подготовленную и управляемую систему взаимосвязанных прогрессивных преобразований в способах, формах, пропорциях и методах общественного воспроизводства, вызывающих изменение экономических, финансовых, организационных, социальных отношений и обеспечивающих повышение конкурентоспособности экономики, ее отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов, сбалансированность процессов и объемов производства, потребления и накопления внутреннего валового продукта в целях удовлетворения рыночного спроса и повышения качества жизни населения.

Будут предприняты меры, содействующие созданию условий и ориентирующие предприятия, производящие товары народного потребления, на увеличение объемов выпуска, повышение качества и конкурентоспособности продукции, снижение цены, бесперебойное снабжение продовольствием населения республики, вывоз продукции в другие регионы, разработку и реализацию быстроокупаемых проектов замещения импорта своей продукцией.

2. Тенденции развития отраслей экономики в 1999 году

Функционирование промышленности в 1999 году в соответствии с Прогнозом социально - экономического развития Республики Башкортостан направлено на относительно устойчивое развитие ряда отраслей промышленности, ориентированных, в основном, на внутренний рынок, и выход из финансового кризиса предшествующего года экспортоориентированных отраслей, а также на оздоровление товарно - денежных отношений в сфере материального производства, рост производства и реализации конкурентоспособной продукции, привлечение зарубежных и отечественных инвесторов, сокращение дефицита республиканского бюджета.

Предусматривается снижение темпов производства по отношению к 1998 году в целом по промышленности на 2,5%.

В электроэнергетике на 1999 год, при условии сохранения положительных факторов, предусмотрено снижение объемов производства на 2% по сравнению с 1998 годом.

В нефтедобывающей промышленности объем производства прогнозируется на уровне 90,3% к 1998 году. Добыча нефти составит 11,5 млн. тонн, газа - 340,7 млн. куб. м.

В нефтеперерабатывающей промышленности объем производства в 1999 году прогнозируется на уровне 101,5% к 1998 году.

Предполагается переработать 25 млн. тонн нефти. Прогнозные расчеты предусматривают увеличение производства основной номенклатуры выпускаемой продукции: автомобильных бензинов до 5,3 млн. тонн, топлива дизельного - до 7,3 млн. тонн, мазута топочного - до 8 млн. тонн.

Достижение объемных показателей прогноза существенно не повлияет на улучшение финансово - экономических показателей отрасли. Функционирование отрасли будет продолжаться в условиях долгового бремени, необходимости привлечения к переработке больших объемов давальческой нефти, нестабильности на экспортных рынках нефтепродуктов, отсутствия платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Все это не позволит в достаточной мере осуществлять программу обновления и реконструкции действующих мощностей, что является необходимым условием повышения эффективности использования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности продукции.

Добыча угля в 1999 году в угольной отрасли не предусмотрена.

В черной металлургии в 1999 году с учетом потребностей внешнего и внутреннего рынков прогнозируется сохранение уровня производства по сравнению с 1998 годом. При этом выпуск готового проката черных металлов составит 210 тыс. тонн, или 100% к 1998 году, стали - 210 тыс. тонн, или 100%, чугуна - 140 тыс. тонн, или 100%.

В цветной металлургии в 1999 году прогнозируется снижение объемов производства. При условии активизации платежеспособного спроса на внутреннем рынке и благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, а также восполнения рудно - сырьевой базы предполагается снижение темпов производства по отношению к 1998 году на 5%.

В 1999 году производство продукции в химической и нефтехимической промышленности прогнозируется со снижением к 1998 году на 5,5%.

Предприятия намерены превысить уровень производства по отдельным видам продукции: минеральным удобрениям, каучукам, смолам, пластикатам и некоторым другим наименованиям. Это будет достигнуто за счет изыскания необходимых средств для обновления основных фондов и внедрения современных технологий.

Однако нестабильность и непредсказуемость рынков химической и нефтехимической продукции, а также финансовая несостоятельность большинства предприятий отрасли могут затормозить получение положительных результатов.

В 1999 году на объем производства в машиностроении и металлообработке будет воздействовать ограниченность спроса на внутреннем рынке, низкий уровень инвестиционной активности, возрастающие трудности сбыта на внешних рынках и низкая конкурентоспособность отечественной продукции, нерешенные финансовые проблемы, старение основных фондов. Вследствие этого объем продукции машиностроения и металлообработки прогнозируется на уровне 95% к 1998 году.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности прогнозом на 1999 год предусматривается закрепление достигнутого роста производства товарной продукции, непродовольственных товаров народного потребления, в том числе мебели. Объем производства возрастет по сравнению с 1998 годом: пиломатериалов на 4,2%, фанеры на 2,5%, древесностружечных плит на 1,9%, объем производства древесноволокнистых плит и деловой древесины останется на достигнутом уровне.

По промышленности строительных материалов объем продукции на 1999 год прогнозируется на уровне 1998 года.

В связи со снижением объемов промышленного производства количество перевозимых грузов автомобильным транспортом общего пользования в 1999 году составит 8 млн. тонн. Предполагается снижение объема перевозок грузов автомобильным транспортом по сравнению с 1998 годом на 0,9 млн. тонн, или 10,1%, грузооборота - на 10%.

В связи со снижением платежеспособности населения предполагается уменьшение пассажирооборота на автомобильном транспорте до 95,9%.

Объем пассажирооборота на городском электрическом транспорте составит 101,9% к 1998 году.

В 1999 году при оптимальных условиях хозяйствования и финансовой поддержке товаропроизводителей объем валовой продукции сельского хозяйства должен возрасти к уровню 1998 года на 17,6%.

Развитие отраслей растениеводства непосредственно связано с целенаправленной работой по восстановлению плодородия почвы. В этих целях в 1999 году предусматривается проведение работ по залужению деградированных пахотных земель и вывод из оборота 129,4 тыс. гектаров пашни с дальнейшим переводом в кормовые угодья.

Средняя урожайность зерновых прогнозируется на уровне 17 центнеров с одного гектара, при этом валовой сбор составит 3450 тыс. тонн, что позволит полностью обеспечить потребность республики.

Производство сахарной свеклы ориентировано на максимальное обеспечение сахароперерабатывающих предприятий республики собственными ресурсами. Для этого предусматривается расширение посевных площадей сахарной свеклы до 70,6 тыс. га (104,3% к 1998 году). При средней урожайности 160 центнеров с гектара валовой сбор составит 1130 тыс. тонн.

Объем производства маслосемян подсолнечника составит 86 тыс. тонн (108,2% к 1998 году), при урожайности 10 центнеров с одного гектара.

Производство картофеля прогнозируется в объеме 1392 тыс. тонн, овощей - 247,2 тыс. тонн, или соответственно 130,8% и 145,8% к 1998 году, в том числе в общественном секторе - 144,8% и 155,3%. Увеличение объемов производства картофеля и овощей в общественном секторе предусматривается за счет повышения урожайности и некоторого расширения посевных площадей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»