• Текст документа
  • Статус
Недействующий


ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 1992 года

О концепции судебной реформы в Республике Башкортостан

________________________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 5 октября 2004 года №112-з
_______________________________________________________________

В целях дальнейшей реализации Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 февраля 1992 года "О судебной реформе в Республике Башкортостан" и руководствуясь пунктом 4 Приложения к Федеративному Договору от Республики Башкортостан подписанного 31 марта 1992 года высшими должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан, Верховный Совет Республики Башкортостан

постановляет:

1.В основном одобрить Концепцию судебной реформы в Республике Башкортостан (прилагается).

2.Комиссии Верховного Совета Республики Башкортостан по вопросам законодательства, законности и правопорядка совместно с другими комиссиями, Верховным Судом Республики Башкортостан, высшим Арбитражным Судом Республики Башкортостан, Прокуратурой Республики Башкортостан, Министерством безопасности Республики Башкортостан, Министерством внутренних дел Республики Башкортостан, Министерством юстиции Республики Башкортостан и Президиумом коллегии адвокатов Республики Башкортостан учесть соответствующие положения Концепции судебной реформы в Республике Башкортостан при подготовке законов Республики Башкортостан "О прокуратуре Республики Башкортостан", "О милиции в Республике Башкортостан", "Об органах безопасности Республики Башкортостан", "О нотариате в Республике Башкортостан" а также других законодательных актов, подготавливаемых в ходе реализации судебной реформы в Республике Башкортостан.

3. Полномочной делегации Республики Башкортостан в переговорах с делегацией Российской Федерации по подготовке Договора об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан руководствоваться Концепцией судебной реформы в Республике Башкортостан при решении вопросов судоустройства и взаимодействия правоохранительных органов российской Федерации и Республики Башкортостан.

                          

КОНЦЕПЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН


                             

Одобрена Верховным Советом Республики
Башкортостан 27 октября 1992 г.

Одна из главных задач реформы -- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Принятие Верховным Советом Республики Башкортостан постановления "О судебной реформе в Республике Башкортостан" и одобрение российским парламентом Концепции судебной реформы в РФ открывают дорогу коренному преобразованию судоустройства и судопроизводства, дают основания для создания самостоятельной судебной системы в Республике Башкортостан.

Требуется научное осмысление стоящих перед юстицией проблем, выработка концептуальных начал судебной реформы, определение подходов к демократическому развитию основных институтов соответствующих отраслей права. этапности осуществления необходимых мероприятий.

Концепция судебной реформы не навязывает умозрительных схем и не претендует на всеохватность. Она ориентирована на создание и "запуск" механизмов преобразований.

Юридическое значение концепции судебной реформы в том, что ее главные идеи обязательны в качестве критериев оценки всякого законопроекта, всякой законодательной инициативы, затрагивающих вопросы судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства, организации и деятельности правоохранительных органов Республики Башкортостан .

    

1. НЕОБХОДИМОСТЬ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН И ЕЕ ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ

Для функционирования Республики Башкортостан как суверенного демократического правового государства необходимо, чтобы наряду с политическими и экономическими преобразованиями шел процесс правовой реформы.

Становление государства из политического правовым, преобразование управления государством на принципе разделения властей; законодательной, исполнительной и судебной, требует оформления правосудия в самостоятельную власть.

Ясно, что судебные органы не справятся с новыми задачами если не провести их глубокую реформу.

Судебная реформа -- это коренное преобразование, касающееся не только судов, но практически всех правоохранительных органов, действующих до суда, для суда и после суда по исполнению судебных решений и приговоров

Судебная реформа состоится, если будут решены следующие основные задачи:

-- обеспечено суверенное право Республики Башкортостан в части осуществления правосудия на своей территории в соответствии с собственным материальным и процессуальным правом:

-- утверждена судебная власть в государственном механизме как самостоятельная влиятельная сила, независимая в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной ;

-- обеспечено верховенство суда в правоприменительной деятельности;

-- гарантирована защита основных прав и свобод человека и гражданина, их конституционных прав в судопроизводстве ;

-- налажено ресурсное обеспечение судов и правоохранительных органов:

-- достигнут уровень их материально-технического обеспечения, а также материального, бытового и социального обеспечения их работников, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности;

-- обеспечена достоверность и доступность информации о деятельности правоохранительных органов и судебноправовой статистики.

                 

II.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И МЕРОПРИЯТИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

     1. Реформа законодательства.

Для решения поставленных задач следует прежде всего провести реформу законодательства

Важнейшими источниками права Республики Башкортостан выступают ее Конституция Законы, а также международные и республиканские договоры.

Все вопросы, затрагивающие права и свободы человека и гражданина должны быть урегулированы законами в соответствии с международно-правовыми стандартами .

Общепризнанные нормы и принципы международного права имеют верховенство над национальным правом.

На территории Республики Башкортостан устанавливается высшая юридическая сила ее Конституции.

На территории республики Башкортостан действуют те законы Российской Федерации, которые изданы по вопросам, переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации в соответствии с Договором об основах межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан .

Законы Российской Федерации, принятые по другим вопросам, действуют в Республике Башкортостан, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете Башкортостана и Конституции Республики Башкортостан, а также до тех пор, пока не приняты соответствующие законодательные и иные нормативные акты Республики Башкортостан.

Уровень прав и свобод, предусмотренных законами Российской Федерации, не может быть снижен в Законах Республики Башкортостан.

Для отправления правосудия от имени Республики Башкортостан необходимо разработать и принять пакет нормативных актов о судебной реформе, включая уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс. Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, Жилищный кодекс, Торговый кодекс, Земельный кодекс, Экологический кодекс, Кодекс законов о здоровье, Уголовно-исполнительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, законы "О Конституционном суде", "О Верховном суде", "О Высшем арбитражном суде", "О местном суде", "Об арбитражном суде", "Об ответственности за неуважение к суду", "О прокуратуре" "О нотариате", "О юридической службе" и др.

2. Судебная власть

Правосудие призвано выполнять в обществе стабилизирующую роль. Для того, чтобы правосудие смогло выполнять свою миссию, оно должно быть независимой и сильной властью .

Судебная реформа ставит задачу становления судебной власти, равнозначной власти законодательной и исполнительной. Только сильный суд может обеспечить атмосферу общественного спокойствия и безопасности

Суд осуществляет контроль за содержанием закона, предотвращает возможность применения законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Республики Башкортостан.

Суд защищает граждан от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, а также от любых посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией республики Башкортостан и ее законами.

Суд защищает права и законные интересы предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности .

Следует признать верховенство суда в правоприменительной деятельности, предоставив суду право контроля за несудебным (досудебным) производством.

3. Статус судей

Судебная реформа имеет в виду создание независимой и влиятельной судейской корпорации, гарантирование процессуальной самостоятельности работников юстиции и их достойного материально-бытового и социального обеспечения. Краеугольным камнем преобразований будет несменяемость судей. Судьи избираются в установленном Законом порядке из числа кандидатов на соответствующие судебные должности. Их полномочия не ограничены определенным сроком.

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества: конференции судей, а в период между конференциями избираемые ими совет судей.

Органы судейского сообщества:

-- обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства ;

-- проводят общественную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей;

-- рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, а также правового и социального положения судей;

-- представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях;

-- избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. (Отдельно для общих и арбитражных судов).

Квалификационные коллегии судей рассматривают вопросы: отбора кандидатов на должность судьи;

приостановления или прекращения полномочий судьи:

прекращения отставки судьи:

обеспечение неприкосновенности судьи;

проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса.

Предлагается также:

-- освободить судей от несвойственных им функций (проведение воспитательной работы, чтение лекций и т.п.);

-- не включать судей в комитеты по борьбе с преступностью и иные подобные органы;

-- запретить принадлежность судей к политическим организациям и движениям;

-- обеспечить судей форменной одеждой (мантиями), усилить торжественность ритуала судопроизводства (приведение свидетелей к присяге, форменная одежда сторон и т.п ) :

-- создавать в судах комнаты отдыха, восстановления сил и психологической разгрузки персонала:

-- перейти в внеочередному предоставлению судьям благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судей на дополнительную жилую площадь для устройства кабинета:

-- установить для судей уровень заработной платы, соответствующий возлагаемой на них ответственности:

-- предоставлять судьям ежегодный отпуск увеличенной продолжительности, обеспечивать один раз в год и бесплатный проезд к месту отдыха и обратно;

-- выплачивать судьям за счет средств социального страхования кратное размеру их оклада возмещение при полной или частичной утрате трудоспособности в связи с трудовой деятельностью, материальное возмещение членам семьи при гибели этих работников;

-- признать право судей на отставку с получением после 10--20 лет работы на соответствующих должностях пожизненного содержания пропорционального количеству отработанного времени.

4. Судебная система

Важным направлением судебной реформы является реформа судебной системы.

При ее проведении необходимо реализовать ряд общих идей, имеющих принципиальное значение:

-- принять во внимание потребности специализации судебной деятельности;

-- исключить возможность произвольного изменения подсудности, четко определив компетенцию различных звеньев судебной системы:

-- гарантировать по каждому делу возможность обжалования и проверки судебных решений:

-- при использовании простых процессуальных форм в низших звеньях судебной системы обеспечить благоприятный баланс гарантий для граждан в ходе дальнейшего движения дела, в частности путем предоставления лицу по его жалобе права на полный пересмотр дела в вышестоящем суде.

Судебную систему Республику Башкортостан будут составлять: Конституционный Суд Республики Башкортостан, Верховный Суд Республики Башкортостан, Высший арбитражный суд Республики Башкортостан и территориальные суды .

Конституционный Суд является высшим судебным органом защиты конституционного строя Республики Башкортостан, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства .

Конституционный суд осуществляет судебную власть путем рассмотрения дел о конституционности законов. нормативных актов и государственных договоров.

Верховный Суд Республики Башкортостан -- это высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, уголовного и административного и судопроизводства. Он рассматривает уголовные дела, отнесенные к его компетенции, и гражданские дела, имеющие особую значимость. Верховный суд является апелляционной и кассационной инстанцией для пересмотра решений нижестоящих судов.

Высший арбитражный суд Республики Башкортостан является высшим экономическим судебным органом защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, организаций, учреждений, а также граждан -- предпринимателей.

Высший арбитражный суд осуществляет судебную власть путем разрешения хозяйственных споров и содействия правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях.

Объективная обусловленность преобразований государственных арбитражей в органы правосудия и их параллельного функционирования с общей судебной системой диктуется следующими обстоятельствами:

-- неприменимостью прежнего судоподобного, но административного по своей природе, порядка к делам с участием других, помимо государства, собственников:

-- сохранением до и после приватизации на протяжении длительного периода государственного сектора экономики с его особыми рычагами управления -- планом, госзаказом, дотациями ;

-- упрощенной процедурой производства, более удобной для нужд хозяйственного оборота:

-- наличием сложившейся системы госарбитражей для рассмотрения массы экономических споров;

-- специализацией арбитражных кадров на спорах экономического характера, знанием ими всего комплекса сложных хозяйственных связей и тех трудностей, которые накопились в управлении экономикой.

К территориальным судам республики Башкортостан относятся местные (районные, городские) суды и региональные арбитражные суды.

Законодательством Республики Башкортостан может быть предусмотрено создание специализированных судов для рассмотрения отдельных категорий дел, а также мировых судов.

В переходный период до становления самостоятельной судебной системы суды Республики Башкортостан входят в единую судебную систему Российской Федерации

В связи с тем, что Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации, следует предусмотреть право надзорного обжалования приговоров и решений судов Республики Башкортостан в Верховный Суд Российской Федерации .

5. Прокуратура

Судебная реформа должна охватывать не только проблемы судоустройства, но и вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, включая прокуратуру, органы дознания и предварительного следствия, адвокатуру, касающиеся основных принципов и норм судопроизводства.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Республики Башкортостан законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование .

При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет органы государственного и хозяйственного управления и контроля и не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность.

Проверки исполнения законов проводятся только на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования .

В осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие предлагается расширить возможности обжалования в суд участвующими в деле лицами действий дознавателя, следователя, прокурора, ограничивающих конституционные права граждан.

Прокурорский надзор, осуществляемый в местах лишения или ограничения свободы, предлагается дополнить судебным контролем, предусмотрев в законодательстве возможность обжалования в суд действий администраций этих мест.

Прокурорский надзор за рассмотрением дел в судах заменен на участие прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных законом. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства .

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.

6. Организация следственного аппарата

Расследование преступлений на территории Республики Башкортостан осуществляется следователями органов внутренних дел, прокуратуры, министерства безопасности, следователями военной прокуратуры и других в пределах установленной процессуальным законом компетенции.

В перспективе возможно создание единого следственного комитета, организационно отдаленного как от прокуратуры, так и от Министерства внутренних дел и министерства Безопасности .

Дальнейшее совершенствование организации следственного аппарата основывается на принципах:

-- процессуальной самостоятельности следователя;

-- углубления специализации следственных служб, что предполагает появление следственного аппарата в определенных государственных структурах, например в государственной налоговой инспекции;

-- расширения сферы судебного контроля за предварительным следствием;

-- эффективной социальной защищенности следственных работников;

-- создание нормальных условий работы, повышения уровня технической оснащенности следователя, внедрения компьютерной техники.

7. Адвокатура

Уровень развития адвокатуры и юридической помощи -- индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков реальной защищенности прав человека.

Судебная реформа требует расширения квалифицированной правовой помощи населению и организациям.

В этих целях нужна независимая адвокатура, действующая в соответствии с Конституцией и осуществляющая свою деятельность на основании законодательства Республики Башкортостан.

Предлагается расширение организационных и правовых возможностей адвокатуры, преобразование ее деятельности применительно к потребностям граждан и организаций путем увеличения численности адвокатуры и развития разных форм (структур) ее деятельности. В центре этих структур должен стоять адвокат, который должен быть независимым. Каждый из них, получив право на занятие адвокатской деятельностью в установленном законодательством порядке, может выбрать форму своей деятельности сам, т. е. как и где работать: индивидуально, или вступать в различные адвокатские объединения.

8. Министерство юстиции

Задачи развития независимой судебной власти требуют переориентации органов юстиции.

На Министерство юстиции может быть возложено:

8. 1. Кадровое обеспечение судебной деятельности:

-- определение кадровой потребности судов путем исследования объективных норм служебной нагрузки судей и систематического слежения за реальным объемом судебной работы ;

-- внесение представлений об избрании судей и о введении дополнительных судейских должностей;

-- прогнозирования необходимой численности обучающихся в системе высшего юридического образования с учетом потребности судов в кадрах, участие в разработке программ обучения и приеме экзаменов в юридических заведениях ;

-- определение числа мест для стажирования будущих судей;

-- создание и организация учреждений, обеспечивающих повышение квалификации судей;

-- ведение статистического и персонального учета сведений о судейских кадрах;

8. 2. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов;

-- организация строительства и оборудования судебных помещений, а также материально-техническое обеспечение судебной деятельности за счет централизованных фондов, выделяемых Министерству из республиканского бюджета:

-- обеспечение судов кадрами технических работников и вспомогательного персонала;

-- подбор кадров судебных исполнителей и контроль за их деятельностью,

-- организация социального обеспечения судей (направление в лечебные учреждения, предоставление жилой площади, организация отдыха, направление детей в ясли, сады и иные детские учреждения);

-- информационное обеспечение системы юстиции (прежде всего нормативными и справочными материалами).

8. 3. Руководство экспертными учреждениями.

В ведении Министерства юстиции должны находиться организация учреждений экспертизы и руководство их деятельностью. Это позволит исключить ведомственную разобщенность экспертных служб.

8. 4. Ведение статистического учета.

Министерство юстиции должно стать органом, собирающим статистические данные обо всей системе юстиции. Здесь следует сосредоточить всю информацию о правовых конфликтах, начиная от поступления сигнала о преступлении до исполнения наказания, от обращения с исковым заявлением до исполнения судебного решения. Так же следует организовать учет денежных поступлений в бюджет, полученных в результате деятельности судов и других учреждений юстиции возмещение причиненного преступлением ущерба, полученные от конфискации имущества, удержания из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

Ведение такого учета возможно при условии обеспечения МЮ техническими средствами и кадрами.

8. 5. Осуществление контроля за исполнением судебных решений

Функцией Министерства юстиции является работа с кадрами судебных исполнителей, контроль за исполнением судебных решений, разработка и принятие мер по улучшению ситуации с исполнением судебных решений увеличению материальной заинтересованности судебных исполнителей и усилению гарантий их прав и законных интересов

В дальнейшем предполагается возложение на Министерство юстиции осуществления уголовно-исполнительной политики, создание и организацию деятельности учреждений для исполнения уголовных наказаний (кроме охраны) и подготовку кадров для этих учреждений.

8.6. Основной функцией Министерства юстиции должна стать работа над законодательством, а именно:

-- разработка законодательства;

-- подготовка заключений по проектам, представляемых в законодательные органы, предварительный контроль их конституционности:

-- обеспечение согласования принимаемых законов с действующим законодательством и контроль за формой изложения законодательного материала;

-- кодификация и систематизация законодательства:

-- подготовка к изданию свода законов Республики Башкортостан

Но реально на должном уровне указанную функцию Министерство юстиции Республики Башкортостан может выполнить, если будет соответствующее кадровое обеспечение. Это позволит создать в структуре Министерства подразделения, которые бы специализировались в определенных сферах законодательства -- Конституционного, уголовного, гражданского, хозяйственного и т. д.

9. Материально-техническое обеспечение судебной реформы

Для становления судебной власти необходимо централизованное ресурсное обеспечение судов за счет республиканского бюджета и постепенный перевод всех судов, включая местные, на прямое бюджетное финансирование и централизованное материально-техническое снабжение с передачей фондов в распоряжение самих судов.

Суды должны иметь достаточные средства на компенсацию судебных издержек, оплату труда привлекаемых экспертов, специалистов, компенсацию присяжным.

Расходы на содержание судов надлежит указывать в республиканском бюджете отдельной строкой.

К числу первоочередных мер, которые следует предпринять в ходе судебной реформы в области материальнотехнического обеспечения деятельности судов, относятся.

-- ускорение делопроизводства, освобождение судей от рутинной работы путем внедрения новых информационных технологий, установки персональных и "больших" ЭВМ;

-- обеспечение доступа к нормативному материалу и материалам судебной практики за счет создания вычислительных сетей:
-- обеспечение оперативного изготовления и полноты протоколов судебных заседаний в результате широкого применения стенографирования, звукозаписи, систем послогового ввода информации и других современных средств;

-- оснащение судов множительной аппаратурой и улучшенными образцами печатных машин;

-- непременное включение в проекты судебных зданий комнат свидетелей, сторон, а также конвойных помещений;

-- гарантирование безопасности присутствующих в зале судебного заседания силами подразделений судебной милиции (на первом этапе -- прикомандирование к судам сотрудников местного УВД);

-- включение в судоустройственные акты и в штатное расписание судов должностей судебных распорядителей (приставов) ;

-- оснащение зданий судов современными системами охранной сигнализации ;

-- обеспечение совещательных комнат средствами сигнальной связи с помещениями конвоя.

10. Уголевный процесс

Пореформенный уголовный процесс утратит унифицированность и обогатится новыми подходами.

Уголовное судопроизводство будет дифференцировано в зависимости от:

-- категории рассматриваемого правонарушения:

-- фактического участия присяжных заседателей;

-- кассационного или апелляционного порядка пересмотра решений;

-- характера принимаемых решений.

Из процесса предполагается устранить чуждые ему административные влияния.

Будет упразднено дознание как особая форма предварительного расследования. Подбор судебных составов и распределение дел перестанут осуществляться волевым порядком и закулисно, свою роль сыграют вероятностные методики (жребий и другие). Особенно важно, чтобы процессуальные решения принимались процессуальным же образом. Это в особенности касается порядка решения вопросов об истребовании дел для проверки и принесения протеста.

Функции административного (прокурорского) принуждения к исполнению процессуальных обязанностей и соблюдению законов постепенно предполагается расширить судебным контролем на досудебных стадиях процесса, который обеспечит реальную состязательность на этих этапах и охватит:

-- применение мер пресечения, в особенности ареста;

-- надлежащее содержание лиц в местах предварительного заключения, при проведении стационарных судебных экспертиз ;

-- правильность прекращения и приостановления уголовных дел;

-- разногласия между следователем и прокурором, между обвинением и защитой по поводу направления следствия и содержания важнейших процессуальных решений:

-- рассмотрение жалоб и заявлений субъектов процесса в связи с действиями и решениями следователя и прокурора.

В пореформенном законодательстве должны отсутствовать все рудименты обвинительной роли суда, а именно:

-- право возбуждать уголовные дела:

-- обязанность суда направлять подсудимому копию обвинительного заключения ;

-- обязанность восполнить пробелы предварительного расследования за счет самостоятельного поиска доказательств :

-- оглашение судом обвинительного заключения;

-- право первого допроса подсудимого и сторон;

-- обязанность продолжать процесс при отказе прокурора от обвинения;

-- обязанность направлять уголовные дела на доследование при неполноте расследования;

-- право председателей вышестоящих судов приносить протесты против интересов осужденного по мотивам необоснованного оправдания, применения закона о менее тяжком преступлении, излишней мягкости назначенного наказания.

Уголовный процесс нужно построить на началах подлинной состязательности.

Предполагается не только разделение и персонификация функций обвинения, защиты, не только равноправие сторон обвинения и защиты, но и предоставления им в законодательном порядке равных возможностей по воздействию на окончательное решение суда.

В связи с этим в области собирания и проверки доказательств планируется значительное расширение прав на привлечение доказательств. В соответствии с Международным пактом о гражданских политических правах обвиняемому гарантируется право на допрос и вызов его свидетелей на тех же основаниях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него. Никто не может отказать стороне в приобщении доказательств, вызове или допросе свидетелей, если она обязуется оплатить (заранее оплатит) связанные с этим издержки.

Обязанность по предоставлению в суд доказательств возлагается на стороны. При этом суд не лишен права истребования документов по своей инициативе, а также, оказания помощи стороне по сбору доказательств.

Гарантии прав личности.

Подавляющее большинство предлагаемых настоящей Концепцией нововведений направлено на обеспечение прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. И учреждение суда присяжных, и стирание обвинительных черт суда, и расширение круга дел частного обвинения -- все эти мероприятия в той или иной степени сыграют роль гуманизации юстиции. Но наряду с общими акциями целесообразно перечислить в отдельном разделе некоторые очевидные и характерные для судебной реформы новеллы, которыми не исчерпывается весь список, но задается их основное направление.

Думается, что есть настоятельная необходимость:

-- разработать порядок возмещения гражданину ущерба, причиненного преступлением, за счет государства;

-- признать право заявителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, обвиняемого, его защитника, так называемого "лица совершившего деяние, содержащее признаки преступления", знакомиться с материалами уголовного дела в случае его прекращения, а также право заявителя, лица, которому причинен вред, а равно "лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления", знакомиться с отказными материалами;

-- при отказе в возбуждении дела, обеспечить указанным лицам возможность делать необходимые выписки и снимать копии ;

-- расширить круг документов, вручаемых обвиняемым за счет правоохранительных органов, дополнив его постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, копией протокола разъяснения обвиняемому его прав, постановлениями об избрании и отмене мер пресечения, об отказе в удовлетворении ходатайства;

-- уменьшить предельный срок содержания лица под стражей на предварительном следствии;

-- существенно облегчить условия содержания под стражей до суда, ввести новую меру пресечения -- домашний арест, шире практиковать залог как меру, альтернативную заключению под стражу;

-- предусмотреть дополнительные гарантии законности при производстве следственных действий со вторжением в жилище;

-- регламентировать порядок выплат адвокатам из средств республиканского бюджета Республики Башкортостан за участие в процессе по назначению, если обвиняемый не заключил соглашение с защитником, а равно при освобождении обвиняемого от оплаты юридической помаши.

Большинство этих , мер могут быть проведены уже на первом этапе судебной реформы и сохранятся до введения в действие нового уголовно-процессуального законодательства.

11. Гражданский процесс

Важнейшими чертами гражданского процесса будут:

-- его дифференциации в зависимости от вида суда, перед которым он проходит;

-- наличие форм правосудия, альтернативных государственной, расширение возможностей договорной подсудности;

-- расширение единоличного порядка рассмотрения дел.

Должна быть четко разграничена подведомственность дел Конституционному суду, общим судам, арбитражным судам.

Прокурор перестает рассматриваться как орган надзора и выступает на общих основаниях в качестве стороны.

Выигравшей дело стороне будет присуждаться возмещение расходов на организацию юридической помощи и представительства в размере не менее государственной таксы, определенной для адвокатов.

Стоит устранить наиболее стеснительные ритуалы производства в судах первой инстанции, в частности необходимость составлять полный текст решения и провозглашать его в том же заседании.

Будет установлен двух-трехлетний срок давности пересмотра вступивших в законную силу решений.

Необходимо улучшить ситуацию с исполнением судебных решений, для чего увеличить материальную заинтересованность судебных исполнителей и усилить гарантии их прав и законных интересов. Предлагается ввести уголовную и административную ответственность за противодействие их законной деятельности .

Перечисленные изменения в судопроизводстве являются основополагающими в судебной реформе, в связи с чем принятие законов о судоустройстве недопустимо в отрыве от законов о судопроизводстве

На протяжении всей судебной реформы должен выдерживаться приоритет преобразований процессуального характера перед судоустройственными и материально-правовыми.

             

III.ТАКТИКА СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ И ЕЕ ЭТАПЫ

Наиболее разумной и экономичной представляется перестройка существующей системы правоохранительных органов без разрушения прежних отношений до их трансформации в качественно новые.

Структурные изменения в судебной системе произойдут поэтапно, на базе развития и видоизменения функций существующих судов с постепенным обособлением ряда их подразделений в самостоятельные звенья судебной системы со специальной подсудностью или в дополнительные судебные инстанции.

Судебную реформу предлагается проводить в три этапа, чтобы не впасть в ошибку кабинетного предвосхищения хода и результатов осуществляемой на практике реформы, оставить свободу маневра в перспективе.

Первый этап -- подготовительный.

Одобрение Концепции судебной реформы соответствующими комиссиями Верховного Совета Республики Башкортостан

Одобрение Концепции судебной реформы Верховным Советом Республики Башкортостан.

Публикация Концепции судебной реформы в Республике Башкортостан.

Формирование рабочих групп для подготовки важнейших законопроектов, привлечение соответствующих министерств и ведомств.

Разработка проектов нормативных актов о судебной реформе, включая Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, законы Республики Башкортостан: "О судоустройстве", "О статусе судей", "О прокуратуре", "Об арбитражном суде", затем Арбитражный процессуальный кодекс Республики Башкортостан, Уголовный кодекс Республики Башкортостан, Гражданский кодекс Республики Башкортостан и другие.

Принятие упомянутых законов.

Проведение исследований оптимальных норм нагрузки кадров юстиции, необходимого количества техники и материалов, разработка проектов зданий и сооружений юстиции.

Принятие решений о материально-техническом снабжении юстиции и кадровом укомплектовании ее органов.

Второй этап - переходный.

Корректировка разработанного законодательства в соответствии с результатами проведенных экспериментов и полученными откликами.

Разработка и принятие остальных нормативных актов о судебной реформе.

Полное введение в действие обновленного законодательства, но на прежней судоустройственной базе.

Обобщение практики правоохранительной деятельности за период преобразований.

Завершение формирования материально-технической базы юстиции.

Третий этап -- завершающий.

Действие законодательства о судебной реформе на новой судоустройственной базе.

                  

IV.НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

Научное обеспечение судебной реформы должно заключаться в разработке и экспертизе нормативных актов, социологических исследованиях, решении ряда теоретических проблем.

Решение перечисленных проблем возможно в результате:

-- создания правовой научно-исследовательской лаборатории при Министерстве юстиции Республики Башкортостан;

-- формирования рабочих групп с привлечением высококвалифицированных консультантов.

Основные вопросы для научной проработки:

1. Критерии подсудности.

Поиск общих правил разграничения подведомственности дел:

--судам Российской Федерации и Республики Башкортостан ;

-- судам и таким административным органам, как нотариат, отделы ЗАГС;

-- различным судебным составам (единоличным судьям, суду из профессионалов судей, суду присяжных).

2. Критерии криминализации.

Выработка четких критериев криминализации, чтобы предотвратить практику искусственного создания новых категорий преступлений и преступников поправками к уголовному кодексу.

3. Дифференциация судопроизводства.

Нужно обоснование критериев дифференциации форм уголовного и гражданского судопроизводства.

4. Показатели оценки качества работы юстиции.

Методологические порочные критерии оценок качества работы судей и сотрудников правоохранительных органов стали не только социальной, но и процессуальной проблемой, заставляя переносить центр тяжести на приглаживание отчетов и рапортов, препятствуя проявлению свободного внутреннего убеждения следователей, прокуроров и судей Поэтому следует разработать новые показатели работы юстиции, четко определив их значение для оценки качества деятельности отдельных органов и их сотрудников.

5. Нормы труда и обеспечение юстиции

Необходимо выработать оптимальные нормы загруженности судей и следователей, а также материально-технического обеспечения и размещения юридических учреждений, разработать типовые проекты зданий и ооружений юстиции, разумный порядок делопроизводства.



Документ сверен по:

Законы Республики Башкортостан. Офиц. издание Президиуам ВС РБ Выпуск IV, 1993 г.

О концепции судебной реформы в РБ (концепция прилагается)

Название документа: О концепции судебной реформы в РБ (концепция прилагается)

Номер документа: ВС-13/6

Вид документа: Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан,

Принявший орган: Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан

Статус: Недействующий

Опубликован: Законы Республики Башкортостан. Офиц. издание Президиуам ВС РБ Выпуск IV, 1993 г.
Дата принятия: 27 октября 1992

Дата начала действия: 27 октября 1992
Дата окончания действия: 05 октября 2004