Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 1995 г. N 50

Об утверждении Временного положения о порядке
оценки качества медицинской помощи в
Республике Башкортостан


В целях обеспечения выполнения пп. 1 и 2 ст. 15 Закона Республики Башкортостан "О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан" и в соответствии с постановлениями Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 апреля 1994 года N 143 "О временных правилах обязательного медицинского страхования граждан Республики Башкортостан", от 24 октября 1994 года N 380 "О реализации Закона Республики Башкортостан "О медицинском страховании граждан в Республике Башкортостан"", от 16 ноября 1994 года N 411 "Об утверждении базовой программы обязательного медицинского страхования на 1995 год и финансировании здравоохранения Республики Башкортостан в 1995 году" Кабинет Министров Республики Башкортостан

постановляет:

1. Утвердить Временное положение о порядке оценки качества медицинской помощи в Республике Башкортостан.

2. Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить проведение внутриведомственной экспертизы качества лечения в лечебно - профилактических учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в соответствии с утвержденным Положением.

3. Возложить обязанности по проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования на Республиканский фонд обязательного медицинского страхования, его филиалы и страховые медицинские организации.

Премьер - министр
Республики Башкортостан
Р.С.Бакиев

Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Н.З.Гафаров





Утверждено
Постановлением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 13 февраля 1995 г. N 50


Временное положение
о порядке оценки качества медицинской
помощи в Республике Башкортостан

1. Общие положения


Среди множества факторов, определяющих состояние здоровья, важную роль играет качество оказания медицинской помощи. В условиях бюджетно - страховой медицины сеть лечебно - профилактических учреждений будет представлена многопрофильными поликлиниками, консультативно - диагностическими центрами, стационарами различных уровней (интенсивного лечения и родовспоможения, стационарами для долечивания, для лечения плановых и хронических больных, стационарами сестринского ухода, хосписами и др.), основанными на различных формах собственности.

С целью повышения качества оказания медицинской помощи населению вводится система внутриведомственного и вневедомственного контроля качества лечения.

Внутриведомственная система контроля качества осуществляется органами и учреждениями системы здравоохранения.

Для осуществления качества медицинской помощи в рамках гарантированного объема на уровне амбулаторно - поликлинических учреждений, в том числе общей врачебной практики (первичное звено медико - социальной помощи) и специализированных учреждений, финансируемых из фонда ОМС, в переходный период к бюджетно - страховой медицине в лечебно - профилактических учреждениях формируются комиссии по оценке качества медицинской помощи.

Вневедомственный контроль медицинской помощи в условиях стационаров и амбулаторно - поликлинических учреждений в рамках программы ОМС осуществляется экспертами Республиканского фонда ОМС, его филиалов и страховых медицинских организаций.

В переходный период к бюджетно - страховой медицине устанавливается жесткая экономическая зависимость между объемом и уровнем качества медицинской помощи и размером финансирования ЛПУ.

В перспективе с развитием рыночной экономики, с возникновением конкурирующих лечебно - профилактических учреждений, основанных на различных формах собственности, в частности, с появлением приватизированных учреждений первичного звена, объективной реальностью станет необходимость обеспечения и сохранения престижности учреждения решения кадровых вопросов на конкурсной основе, что несомненно скажется на качестве оказания медицинской помощи и в некоторой степени ослабит актуальность проблемы ее контроля, хотя показывает опыт экономически развитых стран, система контроля качества медицинской помощи, увязанная с эффективностью использования ресурсов здравоохранения, не теряет своей актуальности и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

2. Методика определения уровня качества

    оказания медицинской помощи при экспертизе


Оценка качества оказания медицинской помощи предлагает определение соответствия конкретных результатов профилактических мероприятий, диагностики и лечения заболеваний, оздоровления и реабилитации больных принятым стандартам.

С этой целью в Республике Башкортостан разработаны медико - экономические стандарты (МЭС) оказания медицинской помощи населению.

Медико - экономические стандарты (МЭС) соответствуют гарантированному объему медицинской помощи, предусмотренному Базовой программой обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан, дифференцированы по уровню и задачам (центральная районная больница, специализированные и неспециализированные отделения городских больниц, республиканские лечебно - профилактические учреждения).

Медико - экономические стандарты представлены перечнем отдельных или группами близких этиологически заболеваний, с определенными по каждому их них задачами специалистам, необходимым объемом лечебно - диагностических мероприятий, сроками лечения, категориями сложности курации, оперативного вмешательства и тарифами.

Медико - экономические стандарты являются основой для оценки качества медицинской помощи, оказанной каждому конкретному пациенту. Хотя соответствие фактически выполненных профилактических, лечебно - диагностических, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, процедур и манипуляций, заложенных в МЭС, не может полностью отражать конечные результаты деятельности, однако степень выполнения МЭС в комплексе с другими показателями может быть использована для оценки качества лечения пациента.

                        УКЛ = ОНДМ + ОД + ОНЛМ + ОК

                        ---------------------------

                                   400,

где: ОНДМ - оценка выполнения набора диагностических мероприятий;

ОД - оценка диагноза;

ОНЛМ - оценка выполнения набора лечебно - оздоровительных, реабилитационных, профилактических и др. мероприятий;

ОК - оценка качества лечения;

УКЛ - уровень качества лечения.

Оценка значимости выполнения диагностических, лечебно - оздоровительных, реабилитационно - профилактических и др. мероприятий проводится экспертным путем. Простое определение удельного веса выполненных мероприятий в данном случае неприемлемо. Экспертное заключение формируется с использованием следующих шкал:

                            Шкала оценки набора

                        диагностических мероприятий

          - диагностическое обследование не проводилось              0%

          - выполнены отдельные малоинформативные обследования      25%

          - обследование проведено наполовину                       50%

          - обследование  проведено почти полностью,  имеются некоторые

упущения                                                       75%

          - обследование проведено полностью                       100%

                           Шкала оценки диагноза

          - несоответствие    поставленного    диагноза    клинико    -

диагностическим данным                                          0%

          - отсутствие развернутого клинического диагноза с  отражением

стадии,   фазы,   локализации,    нарушения    функций,    наличие

осложнений                                                     50%

          - поставлен  развернутый  клинический  диагноз по основному и

сопутствующему заболеваниям                                   100%

                       Шкала оценки набора лечебно -

                        оздоровительных мероприятий

          - лечебно  - оздоровительные   мероприятия   практически   не

проводились                                                     0%

          - выполнены отдельные малоэффективные процедуры, манипуляции,

мероприятия                                                    25%

          - лечебно - оздоровительные   мероприятия   выполнены   почти

полностью, имеются некоторые упущения                          75%

          - набор  лечебно  -   оздоровительных  мероприятий   выполнен

полностью                                                     100%

           Шкала оценки состояния здоровья пациента по окончании

                  лечения, реабилитации и диспансеризации

          - ухудшение состояния больного                             0%

          - без перемен                                             50%

          - улучшение,  выздоровление,  компенсация состояния  больного

при неполном выполнении лечебно - диагностических мероприятий  75%

          - улучшение,  выздоровление,  компенсация состояния  больного

при полном выполнении лечебно - диагностических мероприятий   100%

          В случае  летальных  исходов  и  при  лечении   инкурабельных

больных (3-4  стадия  заболевания  и др.),  УКЛ рассчитывается без

учета шкалы  оценки  состояния  здоровья  пациента  по   окончании

лечения, реабилитации  и  диспансеризации  (ОУК).  В  таком случае

формула примет следующий вид:

                           УКЛ = ОНДМ + ОД + ОНЛМ

                           ----------------------

                                    300


3. Требования к лечебно - профилактическим учреждениям

    по информационному обеспечению контроля качества

    медицинской помощи в системе обязательного

    медицинского страхования


Лечебно - профилактическое учреждение, работающее в системе обязательного медицинского страхования, обязано вести документальную регистрацию своей деятельности:

1. Вести учет финансовых операций по средствам обязательного медицинского страхования в порядке, установленном действующим законодательством, положениями Министерств финансов Российской Федерации и Республики Башкортостан, Федерального и Республиканского фондов обязательного медицинского страхования.

2. Вести статистический учет деятельности по утвержденным формам. Обеспечить раздельный учет медицинских услуг, оказываемых пациентам, застрахованных разными страховщиками (страховые медицинские организации, филиалы РФОМС).

3. Не допускать искажений (не соответствующей действительности информации) в медицинской документации. Недопустимы сокращенные записи диагнозов и названий лекарственных препаратов. Любой медицинский документ должен быть разборчивым (должен читаться) и давать полное представление о характере, объеме и качестве медицинской помощи, оказанной пациенту.

4. Оформлять оперативную медицинскую документацию в соответствии с общепринятыми требованиями:

История болезни стационарного больного должна содержать:

- полностью заполненную паспортную часть (с пометкой о месте работы, номере страхового медицинского полиса);

- время поступления в приемное отделение ЛПУ и под наблюдение лечащего врача;

- диагноз направившего учреждения;

- жалобы больного;

- анамнез;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»