ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О статусе государственного (главного государственного)
инспектора охраны труда Управления охраны труда
Министерства труда и занятости населения
Республики Башкортостан
________________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Постановления Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 6 марта 2003 года № ГС-870
______________________________________________________________________________________________________
Во исполнение Закона Республики Башкортостан "Об охране труда в Республике Башкортостан" и в целях обеспечения гарантии конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Республики Башкортостан о труде и охране труда Президиум Верховного Совета Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить статус государственного (главного государственного) инспектора охраны труда Управления охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан (прилагается).
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Верховного Совета
Республики Башкортостан
Ю.Демин
Уфа, 16 декабря 1994 года
N 6-2/184
Принят
Указом Президиума
Верховного Совета
Республики Башкортостан
16 декабря 1994 года N 6-2/184
1.1. Государственным (главным государственным) инспектором охраны труда (в дальнейшем именуется "инспектор") является лицо, наделенное государством полномочиями осуществления надзора и контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных актов, регулирующих обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, а также единого порядка отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях, организациях и в других формированиях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности (в дальнейшем именуется "предприятие").
1.2. Инспектор, за исключением главного государственного инспектора охраны труда Республики Башкортостан, назначается на должность и освобождается от должности начальником Управления охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан.
1.3. Инспектор в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Башкортостан, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан о труде и охране труда, Положением о госинспекции Управления охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан и настоящим Статусом.
Инспектор осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, исполнительной власти, местного самоуправления и государственного надзора, а также с технической инспекцией труда Совета Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и общественными уполномоченными по охране труда трудовых коллективов.
1.4. Требования инспектора при осуществлении им своих полномочий обязательны для всех работодателей, должностных лиц и работников предприятий.
1.5. Решения инспектора могут быть обжалованы главному государственному инспектору охраны труда по отрасли, начальнику отдела инспекции, главному государственному инспектору охраны труда Республики Башкортостан, начальнику Управления охраны труда или в судебном порядке. При этом исполнение требований инспектора не приостанавливается до принятия решения.
1.6. Инспектор при принятии решений самостоятелен в своих действиях в рамках предоставленных полномочий и несет ответственность за принимаемые решения в соответствии с законодательством.
1.7. На инспектора распространяется Закон Республики Башкортостан "О государственной службе в Республике Башкортостан", Закон Республики Башкортостан "О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов Республики Башкортостан".
1.8. Инспектор имеет удостоверение установленного образца (приложение N 1), пломбир, личную печать, использует в работе бланки документов (приложение NN 2-4), может иметь форменную одежду.
1.9. Инспектору устанавливается квартирный телефон в течение шести месяцев со дня назначения его на должность.
1.10. Поручение инспектору выполнения работ, не относящихся к его прямым обязанностям, не допускается.
2.1. Инспектором может быть лицо, имеющее высшее профессиональное (как правило техническое) образование и опыт работы на предприятии не менее 3 лет.
2.2. Инспектор должен знать законодательство и иные нормативные правовые акты, относящиеся к обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников, а также основные технологические процессы, применяемые на закрепленных за ним предприятиях.
3.1. Осуществлять систематический надзор и контроль за соблюдением на предприятиях законодательных и иных нормативных правовых актов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников и привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушения.
3.2. Приостанавливать или запрещать работы при наличии угрозы жизни и здоровью работников, а так же выполняемых в условиях, не соответствующих требованиям безопасности труда.
3.3. Проводить расследования несчастных случаев с тяжелым (при необходимости), смертельным исходом и групповых, независимо от тяжести телесных повреждений. При необходимости давать по ним заключения. Направлять материалы расследований в прокуратуру для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности работодателей, должностных лиц и других работников предприятия.
3.4. Вести предупредительный надзор за строительством и реконструкцией объектов производственного назначения и не допускать приемки в эксплуатацию объектов, выполненных с отступлениями от проектов, норм и правил охраны труда.
3.5. Оказывать практическую помощь предприятиям в организации работы по охране труда.
3.6. Сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий.
3.7. Вести прием и рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях и ущемлении их прав на охрану труда и принимать меры по устранению недостатков. Не сообщать руководителям предприятий сведения об обратившихся лицах без их согласия.
4.1. Беспрепятственно, в любое время суток (при предъявлении удостоверения) посещать, без предварительного уведомления, предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
4.2. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей и работников предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.
4.3. Выдавать работодателям и должностным лицам предприятий в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, ставить перед ними вопросы о привлечении нарушителей к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения их от должности в установленном порядке.
4.4. Направлять представления в вышестоящие хозяйственные органы, органы исполнительной власти и местного самоуправления о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий ( в том числе расторжения с ними трудового договора, контракта), если их действия или бездействия повлекли за собой тяжелые последствия, систематические нарушения правил и норм по охране труда.
4.5. Приостанавливать (запрещать) работу отдельных производственных подразделений, оборудования, производство работ опломбированием, опечатыванием или выдача предписания при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников до устранения этих нарушений.
4.6. Вносить предложения руководству Управления охраны труда о приостановке хозяйственной деятельности или закрытия предприятий, не отвечающих требованиям норм охраны и гигиены труда, а так же создающих угрозу жизни и здоровью работников.
4.7. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей и должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда.
4.8. Направлять в правоохранительные органы представления и иные материалы по фактам нарушения законодательства о труде и охране труда, невыполнения предписаний и других действий, препятствующих деятельности инспектора, и получать от них сообщения о принятых мерах.
4.9. Требовать от проектно-конструкторских организаций, заводов-изготовителей и руководителей предприятий привести технологические процессы, конструкцию станков, машин, плавсредств и другого оборудования в полное соответствие правилам и нормам по охране труда и ставить вопрос о прекращении их производства.
4.10. Участвовать в работе комиссий по промышленному испытанию и приемке опытных образцов машиностроительной продукции производственного назначения и давать заключения о соответствии их требованиям правил и норм по охране труда и возможности серийного производства.
4.11. Проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, сдачей их в эксплуатацию с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, необеспечивающих его безопасность.
Участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию этих объектов и принимать решения о вводе их в эксплуатацию.
4.12. Требовать, при необходимости, от руководителей предприятий проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, станков, машин и другого оборудования для определения возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации.
4.13. Запрещать выдачу работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, не отвечающих условиям труда и требованиям нормативно-технической документации.
4.14. Рассматривать правомерность и обоснованность расторжения трудовых договоров (контрактов) со специалистами охраны труда предприятий по инициативе работодателя.
4.15. Осуществлять контроль за использованием по назначению средств фондов охраны труда предприятий и выделенных средств из Республиканского фонда охраны труда.
4.16. Контролировать своевременность и полноту возмещения вреда работникам, причиненного повреждением здоровья, и выплату единовременных пособий при несчастных случаях и профессиональных заболеваниях на производстве.
4.17. Осуществлять контроль за подготовкой специалистов по охране труда в высших и средних учебных заведениях.
4.18. Контролировать на предприятиях соблюдение установленного порядке расследования и учета несчастных случаев.
4.19. Осуществлять контроль за выполнением на предприятиях обязательств по охране труда коллективных договоров и номенклатурных мероприятий соглашений по охране труда.
4.20. Запрашивать и бесплатно получать заключения судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти по несчастным случаям со смертельным исходом и наличии алкогольного опьянения и пострадавшего.
4.21. Вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта и получать места в гостиницах при выездах в командировку. Пользоваться бесплатным проездом на общественном городском и пригородном транспорте (кроме такси).
5.1. Главный государственный инспектор охраны труда Республики Башкортостан является заместителем начальника Управления охраны труда Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан, руководит деятельностью инспекции, назначается на должность и освобождается от должности Правительством Республики Башкортостан.
5.2. Главный государственный инспектор охраны труда Республики Башкортостан имеет трех заместителей - начальников отделов инспекции, назначаемых на должность и освобождаемых от должности начальником Управления охраны труда.
5.3. Главный государственный инспектор охраны труда Республики Башкортостан вправе:
- рассматривать с органами исполнительной власти и местного самоуправления вопросы, относящиеся к компетенции государственной инспекции охраны труда;
- требовать от предприятий устранения допускаемых нарушений законодательства Российской Федерации, Республики Башкортостан и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- направлять в органы исполнительной власти и местного самоуправления, в правоохранительные органы информацию и иные материалы по актам нарушения законодательства о труде и охране труда;
- принимать обязательные для исполнения решения о приостановке работы предприятий, на которых выявлены нарушения требований охраны труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
- запрещать на территории Республики Башкортостан производство средств индивидуальной защиты, не имеющих сертификата безопасности или не соответствующих требованиям стандартов и технических условий;
- рассматривать разногласия между руководителями предприятий (при их обращении) и инспекторами по вопросам, входящих в их компетенцию, а в необходимых случаях отменять (пересматривать) решения и заключения последних.
5.4. Решения главного государственного инспектора охраны труда Республики Башкортостан могут быть обжалованы в судебном порядке.
5.5. Главный государственный инспектор охраны труда Республики Башкортостан входит в состав коллегии Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан.
6.1. Органы исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан обязаны содействовать инспектору в выполнении им своих полномочий.
6.2. Свои полномочия инспектор осуществляет независимо от каких-либо органов и должностных лиц, руководствуясь только законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами о труде и охране труда. Никто не вправе препятствовать деятельности инспектора.
6.3. Руководители предприятий обязаны обеспечить инспектору необходимые условия его работы при обследовании предприятий и расследования несчастных случаев и аварий на производстве (предоставить бесплатно помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты и связи, транспорт).
Приложение N 1
к статусу государственного
(главного государственного)
инспектора охраны труда
Управления охраны труда
Министерства труда и занятости
населения Республики Башкортостан
Форма удостоверения инспектора охраны труда
Лицевая сторона (размер 95х65 мм)
+---------------------------------------------------+
¦ Государственный герб ¦
¦ Республики Башкортостан ¦
¦ ¦
¦ УДОСТОВЕРЕНИЕ ¦
¦ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА ОХРАНЫ ТРУДА ¦
+---------------------------------------------------+
+------------------------------------------------------+
¦ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ¦
¦ Управления охраны труда ¦
¦ Министерства труда и занятости населения ¦
¦ Республики Башкортостан ¦
¦ ¦
¦ УДОСТОВЕРЕНИЕ N ____ ¦
¦ ¦
¦ __________________________________________ ¦
¦ (ф.и.о.) ¦
¦работает в должности ________________ Государственного¦
¦инспектора охраны труда ______________________________¦
¦ ¦
¦Начальник Управления ¦
¦охраны труда __________ ________________¦
¦ (подпись) (Ф.И.О.) ¦
¦ ¦
¦ Гербовая печать ¦
¦ Управления охраны труда ¦
+------------------------------------------------------+
+-----------------------------------------------------+
¦ Фото Выдано ¦
¦с правым уголком (3х4 см) "____" ___________199 г. ¦
¦ Герб. печать ______________________ ¦
¦ Упр. охраны труда личная подпись ¦
¦ ¦
¦Удостоверение дает право предъявителю беспрепятствен-¦
¦но, в любое время суток посещать предприятия, ¦
¦учреждения, организации и другие формирования ¦
¦независимо от форм собственности, сферы хозяйственной¦
¦деятельности и ведомственной принадлежности. ¦
+-----------------------------------------------------+