• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

     

от 29 марта 1995 года N 347-р

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Кабинета Министров РБ от 25.08.1997 N 814-р.
____________________________________________________________________

1. В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан", во исполнение постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года ВС-26/25 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" утвердить прилагаемые Временные рекомендации по организации и проведению переговоров при разрешении коллективных трудовых споров примирительной комиссией, трудовым арбитражем и с участием посредников.

2. Предложить Совету Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Федерации товаропроизводителей Республики Башкортостан, Башкирской академии государственной службы и управления, главам администраций районов, городов представить в Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан список кандидатур для формирования банка данных на посредников и членов трудового арбитража на случаи возникновения коллективных трудовых споров.

Премьер-Министр
Республики Башкортостан
Р.С.Бакиев


ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению переговоров при разрешении коллективных трудовых споров


Утвержден
распоряжением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 29 марта 1995 года N 347-р

Настоящие Временные рекомендации разработаны во исполнение постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года ВС-26/25 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" и предназначены примирительным комиссиям, посредникам, трудовым арбитражам для применения при рассмотрении коллективных трудовых споров.

1. Общие положения

Последовательные рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже называются примирительными процедурами. К примирительным процедурам относится также рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Цель примирительных процедур - урегулирование коллективного трудового спора, недопущение забастовки.

Содействие работникам и работодателям в урегулировании ими коллективных трудовых споров осуществляется Службой по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан, а также соответствующими уполномоченными органами министерства в городах и районах.

2. Организация и проведение переговоров в примирительной комиссии

Рассмотрение спора в примирительной комиссии - первичная и обязательная для сторон стадия урегулирования коллективных трудовых споров.

Состав примирительной комиссии формируется из равного количества полномочных представителей конфликтующих сторон. Персональный состав представителей работников, их полномочия на ведение переговоров и заключение соглашений определяются собранием (конференцией) работников, фиксируются в протоколе, выписка из которого вручается работодателю. Интересы работников могут представлять выборные профсоюзные органы, если это предусмотрено в коллективном договоре.

Персональный состав представителей работодателя и их полномочия на ведение переговоров и заключение соглашений определяются работодателем в письменном приказе (распоряжений), копия которого вручается органу, представляющему работников в конфликте, в течение 24 часов после подписания приказа (распоряжения).

Место, время начала переговоров и порядок их ведения определяются представителями сторон по согласованию.

Коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией в семидневный срок со дня ее создания.

При достижении согласия примирительная комиссия принимает соответствующее решение.

При недостижении согласия в примирительной комиссии, а также при уклонении стороны коллективного трудового спора от участия в работе примирительной комиссии, заинтересованная сторона обращается в соответствующую службу по урегулированию коллективных трудовых споров (*) для проведения примирительных процедур с участием посредника или трудового арбитража.

3. Организация и проведение переговоров с участием посредника

Главная функция посредника как нейтральной и независимой стороны, участвующей в споре, - оказание помощи конфликтующим сторонам в нахождении взаимоприемлемого решения при урегулировании спора на основе конструктивного диалога.

Основная цель участия посредника - добровольное разрешение сторонами спора разногласий. Посредник помогает конфликтующим сторонам осознать, что успешное разрешение конфликта может быть достигнуто усилиями самих участников конфликтной ситуации.

Посредник должен обеспечить эффективную организацию переговоров и установление конструктивного диалога между сторонами спора. Ответственность же за содержание принятого решения лежит на участниках конфликтной ситуации.

Подбор кандидатур посредников проводит Республиканская служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Перечень кандидатур посредников составляется с указанием их основных данных (пол, возраст, место работы, должность, образование, адрес, телефон и т.д.), а также кратким изложением достоинств данной кандидатуры для выполнения функций посредника (известен как эксперт в какой-либо области, имеет стаж работы с большими коллективами, при урегулировании споров и т.п.).

В состав кандидатур включаются работники Службы, ученые и общественные деятели, имеющие опыт работы в области трудовых отношений, социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых отношений и т.д.

Профессионализм, стиль работы и личные качества посредника должны соответствовать определенным этическим принципам (приложение N 1).

Посредника рекомендуется выбирать из описка кандидатур по соглашению сторон коллективного трудового спора и при участии Службы. Если стороны не имеют своего списка посредников, то его представляет Служба.

В случае если стороны спора отказываются использовать в качестве посредника работника Службы, он помогает сторонам подобрать кандидатуру посредника из перечня.

Приглашение посредника осуществляется в трехдневный срок со дня обращения участников спора в Службу для проведения примирительной процедуры с участием посредника. Перед проведением процедуры Служба должна определить полномочия представителей сторон коллективного трудового спора и правомочность выдвигаемых ими требований.

Посредник для урегулирования коллективного трудового спора вправе:

- получать от представителей сторон информацию, необходимую для урегулирования коллективного трудового спора;

- проводить раздельные и совместные обсуждения с представителями сторон;

- вносить на рассмотрение сторон возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора.

По результатам переговоров посредник совместно со сторонами спора готовит рекомендации, а также направляет в Службу отчет о проделанной им работе (в случае если посредник является представителем Службы).

Рекомендации посредника принимаются к исполнению сторонами спора добровольно.

Избранный сторонами трудового спора при участии Службы посредник проводит с представителями сторон раздельные предварительные совещания.

Их цель:

- получение самой общей информации о данном трудовом споре (суть конфликта; кто является участником конфликтной ситуации; каковы позиции и интересы участников; каковы их взаимоотношения и т.д.);

- определение круга проблем, подлежащих обсуждению и решению в ходе переговорного процесса;

- определение ожидаемого результата;

- установление с участниками спора доверительных отношений;

- психологическая подготовка сторон к обсуждению спорных вопросов.

Задача посредника на данном этапе:

- проявить подлинную озабоченность самим фактом данного спора и заинтересованность в данном деле;

- установить доброжелательное, заинтересованное, стимулирующее к доверию, но нейтральное отношение.

Основная задача посредника на следующем этапе - анализ результатов встреч с участниками конфликта и принятие решения, касающегося предстоящего переговорного процесса (разработка стратегии и детального плана проведения обсуждения). Для этого необходимо:

- иметь перечни проблем, которые в ходе предварительных бесед с участниками конфликта были определены как предмет совместного обсуждения;

- установить примерный порядок их обсуждения (целесообразно начать с наиболее простых вопросов для достижения компромисса по проблемам);

- просчитать возможные варианты развития событий.

Организационная подготовка переговоров включает выбор и определение удобного времени и места переговоров. С участниками будущих переговоров необходимо заранее обговорить не только удобное время, но и продолжительность встречи.

Начальный этап переговоров включает их открытие и вступительные пояснения к переговорному процессу,, которые должен сделать посредник.

Порядок действия посредника:

- открывая переговоры, объявляет о цели встречи;

- переходит к обсуждению процедуры переговоров. Особой тщательности формулировок требует разъяснение принципа нейтральности посредника и его заинтересованности в конкретном решении;

- вводит основные правила и нормы ведения дискуссии.

Основная часть переговоров включает совместное обсуждение сторонами спора существующих проблем и выработку соглашений, направленных на их разрешение.

На данном этапе посредник:

- дает поочередно слово участникам переговоров для краткого изложения своей позиции;

- проводит поэтапное обсуждение проблем, фиксирует конкретные соглашения по отдельным вопросам, переходит от частных договоренностей к соглашениям более общего порядка;

- при достижении договоренностей придает им форму соглашений, оформленных протоколом (находит формулировки,, оговаривает их с переговаривающимися сторонами, уточняет их согласие как с сутью договоренностей, так и с самой формулировкой);

- в случае возникновения тупиковых ситуаций в диалоге конфликтующих сторон предлагает сторонам собственные возможные варианты решения проблемы, но не настаивает на их принятии.

Для ослабления конфронтации и поддержания конструктивного диалога посредник использует следующие приемы:

- привлекает внимание участников переговоров к моментам единства и согласия между ними;

- ссылается на уже достигнутые договоренности в случае возникновения опасных, деструктивных моментов;

- контролирует первоначальное согласие об общих правилах взаимодействия.

На заключительном этапе посредник:

- участвует в редактировании и оформлении сторонами спора текста оформленного соглашения;

- согласовывает процедуру приведения протокола в действие и контроля за его исполнением;

- подписывает со сторонами протокол о достигнутом соглашении (приложение N 2);

- подготавливает официальные письменные рекомендации возможных путей регулирования нерешенных проблем;

- направляет в Службу отчет о проделанной работе.

4. Организация и проведение трудового арбитража

Подбор состава трудовых арбитров проводится с участием Службы.

В состав трудовых арбитров включаются ученые, общественные деятели, представители органов исполнительной власти, предприятий, профессиональных союзов, работодателей с учетом основных данных по полу, возрасту, месту работы, должности, образованию, национальности, адресу, телефону и т.п.

От работников в число арбитров рекомендуется включать представителей профессиональных союзов, представителей трудового коллектива и т.д.

Со стороны работодателей в состав трудовых арбитров включаются уполномоченные представители независимо от форм собственности.

В число арбитров должны входить специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Трудовой арбитраж создается сторонами спора в пятидневный срок со дня обращения одной из сторон коллективного трудового спора в Службу в случае недостижения согласия с участием примирительной комиссии или посредников.

Количественный и персональный состав арбитров (по количеству нечетное число членов) по каждому коллективному трудовому спору определяется сторонами спора с участием Службы.

Служба предлагает сторонам кандидатуры арбитров из рекомендуемого состава, стороны определяют приемлемых для них арбитров.

Председатель трудового арбитража избирается из числа членов данного трудового арбитража.

В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон, вовлеченных в конфликт. Посредник, участвовавший в рассмотрении коллективного трудового спора, не может быть трудовым арбитром при рассмотрении того же спора.

В случае необходимости трудовой арбитраж обращается по вопросам разрешения коллективного трудового спора за консультациями в соответствующие компетентные органы.

Трудовой арбитраж рассматривает коллективный трудовой спор на основе письменного заявления одной из сторон или ее представителей.

По вопросам, переданным на рассмотрение трудового арбитража, стороны до заседания должны представить свои письменные предложения председателю арбитража. Необходимые дополнительные материалы, по требованию председателя арбитража, должны быть ему представлены в сроки, им установленные.

Председатель арбитража имеет право приглашать на заседание экспертов.

Решение трудового арбитража принимается большинством голосов, оформляется и передается сторонам в письменной форме в семидневный срок со дня его создания.

В отдельных случаях, когда необходимо получение дополнительных материалов или производство обследования, рассмотрение трудового спора откладывается на необходимый срок, установленный председателем арбитража.

В случае, если на заседание арбитража без уважительных причин не явилась сторона, по инициативе которой организован арбитраж, процедура прекращается. В случае неявки другой стороны по неуважительным причинам председатель арбитража может вынести решение в отсутствие этой стороны, в случае неявки по уважительным причинам рассмотрение спора откладывается.

Новые вопросы, не предусмотренные в первоначальных предложениях сторон, могут выноситься на рассмотрение арбитража на самом заседании при наличии следующих условий:

- по инициативе одной из сторон, при наличии согласия другой стороны;

- по инициативе председателя, при наличии согласия обеих сторон.

Трудовой арбитраж может вынести решение о прекращении рассмотрения трудового спора если:

- сторона достигла соглашения о прекращении трудового спора;

- спор не является трудовым и не подлежит рассмотрению трудовым арбитражем.

Решение арбитража является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора, если стороны заключили предварительное соглашение об этом.

Протокол заседания и решения арбитража оформляется по определенной форме (вариант дается в приложении N 3).

5. Заключительные положения

Полномочия, обязанности, ответственность, условия оплаты труда, гарантии и компенсации посредника, членов трудового арбитража указываются в протоколе о посреднике, об образовании трудового арбитража (приложение NN 4;5).

(*) - Далее - Служба


Приложение N 1. ПАМЯТКА ПОСРЕДНИКУ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Приложение N 1
к Временным рекомендациям
по организации и проведению
переговоров при разрешении
коллективных трудовых споров

1. Введение

Данная памятка определяет некоторые этические принципы поведения посредника в конфликте и распространяется как на тех, кто состоит в Списке посредников Службы разрешения коллективных трудовых конфликтов, так и на лиц, привлеченных сторонами спора в качестве посредников.

2. Отношения посредника со сторонами

Основная ответственность за разрешение трудового конфликта лежит на самих сторонах. Посредник всегда должен помнить, что при коллективных переговорах на стадии посредничества соглашения между сторонами являются добровольными. На посреднике лежит ответственность за то, чтобы помочь сторонам в достижении соглашения.

Должен ли посредник вступать в процесс переговоров и когда он это должен делать, обычно определяется пожеланиями сторон.

Роль посредника не ограничивается лишь поддержанием мира за столом переговоров. Участие посредника должно предоставлять сторонам дополнительные возможности для мирного разрешения спора, посредник также должен быть готов дать сторонам предложения и альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Посредничество является полностью добровольным процессом, поэтому для эффективного выполнения своих обязанностей посреднику необходимо, чтобы стороны признали его честность, объективность и беспристрастность.

Посредник должен тщательно оценивать возможные результаты реализации своих предложений и рекомендаций и нести полную ответственность за их честность и качество.

Конфиденциальная информация, доверенная посреднику, не должна распространяться, использоваться в суде, а также прямо или косвенно для личной выгоды посредника.

Позиции каждой стороны на переговорах, их планы и предложения, высказанные посреднику конфиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой стороне без предварительного на то согласия стороны или лица, давшего эту информацию.

Посредник должен стимулировать конфликтующие стороны к поиску компромисса, стремиться завершить спор на данном этапе, а не превращать переговоры в формальное рассмотрение вопроса для передачи спора в трудовой арбитраж.

3. Отношения посредника со Службой разрешения коллективных трудовых конфликтов

Служба, предлагающая сторонам посреднические услуги при урегулировании коллективных трудовых споров, содействует разрешению спора. Неправильные действия или профессиональные недочеты посредника сказываются не только на его репутации, но и на репутации Службы, а также наносят урон эффективности ее работы и подрывают доверие к процессу посредничества в целом.

Посредник не должен использовать свое положение для личной выгоды, принимать вознаграждения или ценные подарки (кроме установленной сторонами оплаты своей работы) за выполнение своих обязанностей или давать обещания сторонам, могущие помещать беспристрастному выполнению им своих обязанностей.

4. Личные качества посредника и его профессиональная квалификация

Статус, опыт и возможности посредника, а также его личные качества придают вес его предложениям и рекомендациям.

Посредник должен обладать следующими качества: умение аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, чутко реагировать на смену настроения сторон, аккумулировать все позитивное, что можно было бы использовать для достижения соглашения. Большое значение имеют также такие психологические моменты, как умение проявлять понимание, заинтересованность, умение выслушивать оппонента, вовремя пошутить, снять напряженность.

По отношению к себе посредник должен быть честным, уверенным, уметь управлять своими эмоциями, обладать большим терпением.

Посредник должен быть знаком со всеми законами и нормативными документами, которые касаются трудовых отношений и порядка урегулирования коллективных трудовых споров. Он должен хорошо представлять структуру, характер деятельности профсоюзов и работодателей, методы ведения переговорного процесса. Желательно знакомство посредника с основными принципами работы профсоюзной организации в рамках отдельного предприятия, действующей системой разбора индивидуальных жалоб, кадровой политикой и другими сторонами жизни предприятия.


Приложение N 2. ПРОТОКОЛ СОГЛАШЕНИЯ

Приложение N 2
к Временным рекомендациям
по организации и проведению
переговоров при разрешении
коллективных трудовых споров

                                  "____" __________________ 19  г.

__________________________________________________________________
 название предприятия, учреждения, организации (их подразделений)
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
От трудового коллектива __________________________________________
                        ФИО, должность, название представительного
__________________________________________________________________
                 органа (профсоюзов, СТК и т.п.)
От работодателя __________________________________________________
                                   ФИО, должность
__________________________________________________________________
Посредник ________________________________________________________
                           ФИО, место работы, должность
Выдвинуты требования _____________________________________________
                             краткое содержание требований
__________________________________________________________________
Предложения работодателя _________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации посредника __________________________________________
__________________________________________________________________
Достигнуто соглашение ____________________________________________
                        указываются пункты требований, по которым
__________________________________________________________________
достигнуто соглашение сторон спора, и приводится текст соглашения
Соглашение не достигнуто _________________________________________
                         указываются пункты требований, по которым
__________________________________________________________________
соглашение не достигнуто

__________________________________________________________________
            Подписи представителей сторон и посредника


Приложение N 3. ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ

Приложение N 3
к Временным рекомендациям
по организации и проведению
переговоров при разрешении
коллективных трудовых споров

                              от _________________________ 1995 г.

Трудового арбитража в составе

      _____________________________________________________
                   ФИО, должность, место работы
      _____________________________________________________
                   ФИО, должность, место работы
      _____________________________________________________
                   ФИО, должность, место работы
Председатель _____________________________________________________
                               ФИО
Секретарь ________________________________________________________
                               ФИО
по коллективному трудовому спору, возникшему
__________________________________________________________________
наименование предприятия, организации
с количеством работников _________________________________________
     Присутствовали:
представители работников _________________________________________
                                        ФИО, должность
                         _________________________________________
                                        ФИО, должность
представители работодателя _______________________________________
                                        ФИО, должность
                           _______________________________________
                                        ФИО, должность

Состав трудового арбитража и обязательство подчиняться его решению подтверждаем.

Подписи: представителей                             представителей
         работодателя                               работников

     Далее извещаются:

     1. Сущность (предмет) спора.

     2. Предложения сторон.

3. Обстоятельства, установленные трудовым арбитражем; доказательства, на основании которых принято решение; нормы законодательства, которыми арбитраж руководствовался при принятии решения.

4. Решение (с указанием достигнутых соглашений).

Подписи: председатель                    члены трудового арбитража
         секретарь


Приложение N 4. ПРОТОКОЛ О ПОСРЕДНИКЕ

Приложение N 4
к Временным рекомендациям
по организации и проведению
переговоров при разрешении
коллективных трудовых споров

                              от _________________________ 1995 г.

__________________________________________________________________
          название предприятия, учреждения, организации
     Присутствовали:
представители работников _________________________________________
                                        ФИО, должность
                         _________________________________________
                                        ФИО, должность
                         _________________________________________
                                        ФИО, должность
Представители работодателя _______________________________________
                                        ФИО, должность
                           _______________________________________
                                        ФИО, должность
                           _______________________________________
                                        ФИО, должность
посредник ________________________________________________________
                         ФИО, должность, место работы

Представители сторон коллективного трудового спора и посредник договорились:

Посредник обязуется (выполнить посредничество, направленное на примирение сторон спора; не распространять сведения, ставшие известными ему в процессе посредничества, и не использовать их для своей выгоды; координировать работу примирительной комиссии; предлагать сторонам спора рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора; и др.).

Представители работников и работодателя обязуются (обеспечить посреднику необходимые условия для работы, предоставлять ему гарантии, предусмотренные Законом Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан"; использовать рекомендации посредника для урегулирования спора; и др.).

     Оплата труда посредника производится ________________________
__________________________________________________________________

Подписи представителей сторон                   Подписи посредника


Приложение N 5. ПРОТОКОЛ О ТРУДОВОМ АРБИТРАЖЕ

Приложение N 5
к Временным рекомендациям
по организации и проведению
переговоров при разрешении
коллективных трудовых споров

                                 от ______________________ 1995 г.

__________________________________________________________________
          название предприятия, учреждения, организации
     Присутствовали:
представители работников _________________________________________
                                        ФИО, должность
                         _________________________________________
                                        ФИО, должность
Представители работодателя _______________________________________
                                        ФИО, должность
                           _______________________________________
                                        ФИО, должность
трудовые арбитры _________________________________________________
                            ФИО, должность, место работы
                 _________________________________________________
                            ФИО, должность, место работы

Представители сторон коллективного трудового спора и трудовые

арбитры договорились рассмотреть коллективный трудовой спор в тру-
довом    арбитраже    в    составе    (ФИО    трудовых   арбитров)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
     Оплата труда членов трудового арбитража производится ________
__________________________________________________________________

Подписи представителей сторон                  Подписи членов
                                               трудового арбитража



Документ сверен по:
"Рассылка"

Об утверждении прилагаемых Временных рекомендаций по организации и проведении переговоров при разрешении коллективных трудовых споров примирительной комиссией, трудовым арбитражем и с участием посредников

Название документа: Об утверждении прилагаемых Временных рекомендаций по организации и проведении переговоров при разрешении коллективных трудовых споров примирительной комиссией, трудовым арбитражем и с участием посредников

Номер документа: 347-р

Вид документа: Распоряжение Правительства Республики Башкортостан

Принявший орган: Правительство Республики Башкортостан

Статус: Недействующий

Дата принятия: 29 марта 1995

Дата начала действия: 29 марта 1995