Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

     

от 29 марта 1995 года N 347-р

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Кабинета Министров РБ от 25.08.1997 N 814-р.
____________________________________________________________________

1. В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан", во исполнение постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года ВС-26/25 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" утвердить прилагаемые Временные рекомендации по организации и проведению переговоров при разрешении коллективных трудовых споров примирительной комиссией, трудовым арбитражем и с участием посредников.

2. Предложить Совету Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, Федерации товаропроизводителей Республики Башкортостан, Башкирской академии государственной службы и управления, главам администраций районов, городов представить в Министерство труда и занятости населения Республики Башкортостан список кандидатур для формирования банка данных на посредников и членов трудового арбитража на случаи возникновения коллективных трудовых споров.

Премьер-Министр
Республики Башкортостан
Р.С.Бакиев



Утвержден
распоряжением Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 29 марта 1995 года N 347-р

ВРЕМЕННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению переговоров
при разрешении коллективных трудовых споров

Настоящие Временные рекомендации разработаны во исполнение постановления Верховного Совета Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 года ВС-26/25 "О введении в действие Закона Республики Башкортостан "Об урегулировании коллективных трудовых споров в Республике Башкортостан" и предназначены примирительным комиссиям, посредникам, трудовым арбитражам для применения при рассмотрении коллективных трудовых споров.

1. Общие положения

Последовательные рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже называются примирительными процедурами. К примирительным процедурам относится также рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Цель примирительных процедур - урегулирование коллективного трудового спора, недопущение забастовки.

Содействие работникам и работодателям в урегулировании ими коллективных трудовых споров осуществляется Службой по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан, а также соответствующими уполномоченными органами министерства в городах и районах.

2. Организация и проведение переговоров
в примирительной комиссии

Рассмотрение спора в примирительной комиссии - первичная и обязательная для сторон стадия урегулирования коллективных трудовых споров.

Состав примирительной комиссии формируется из равного количества полномочных представителей конфликтующих сторон. Персональный состав представителей работников, их полномочия на ведение переговоров и заключение соглашений определяются собранием (конференцией) работников, фиксируются в протоколе, выписка из которого вручается работодателю. Интересы работников могут представлять выборные профсоюзные органы, если это предусмотрено в коллективном договоре.

Персональный состав представителей работодателя и их полномочия на ведение переговоров и заключение соглашений определяются работодателем в письменном приказе (распоряжений), копия которого вручается органу, представляющему работников в конфликте, в течение 24 часов после подписания приказа (распоряжения).

Место, время начала переговоров и порядок их ведения определяются представителями сторон по согласованию.

Коллективный трудовой спор рассматривается примирительной комиссией в семидневный срок со дня ее создания.

При достижении согласия примирительная комиссия принимает соответствующее решение.

При недостижении согласия в примирительной комиссии, а также при уклонении стороны коллективного трудового спора от участия в работе примирительной комиссии, заинтересованная сторона обращается в соответствующую службу по урегулированию коллективных трудовых споров (*) для проведения примирительных процедур с участием посредника или трудового арбитража.

3. Организация и проведение переговоров с участием посредника

Главная функция посредника как нейтральной и независимой стороны, участвующей в споре, - оказание помощи конфликтующим сторонам в нахождении взаимоприемлемого решения при урегулировании спора на основе конструктивного диалога.

Основная цель участия посредника - добровольное разрешение сторонами спора разногласий. Посредник помогает конфликтующим сторонам осознать, что успешное разрешение конфликта может быть достигнуто усилиями самих участников конфликтной ситуации.

Посредник должен обеспечить эффективную организацию переговоров и установление конструктивного диалога между сторонами спора. Ответственность же за содержание принятого решения лежит на участниках конфликтной ситуации.

Подбор кандидатур посредников проводит Республиканская служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Перечень кандидатур посредников составляется с указанием их основных данных (пол, возраст, место работы, должность, образование, адрес, телефон и т.д.), а также кратким изложением достоинств данной кандидатуры для выполнения функций посредника (известен как эксперт в какой-либо области, имеет стаж работы с большими коллективами, при урегулировании споров и т.п.).

В состав кандидатур включаются работники Службы, ученые и общественные деятели, имеющие опыт работы в области трудовых отношений, социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых отношений и т.д.

Профессионализм, стиль работы и личные качества посредника должны соответствовать определенным этическим принципам (приложение N 1).

Посредника рекомендуется выбирать из описка кандидатур по соглашению сторон коллективного трудового спора и при участии Службы. Если стороны не имеют своего списка посредников, то его представляет Служба.

В случае если стороны спора отказываются использовать в качестве посредника работника Службы, он помогает сторонам подобрать кандидатуру посредника из перечня.

Приглашение посредника осуществляется в трехдневный срок со дня обращения участников спора в Службу для проведения примирительной процедуры с участием посредника. Перед проведением процедуры Служба должна определить полномочия представителей сторон коллективного трудового спора и правомочность выдвигаемых ими требований.

Посредник для урегулирования коллективного трудового спора вправе:

- получать от представителей сторон информацию, необходимую для урегулирования коллективного трудового спора;

- проводить раздельные и совместные обсуждения с представителями сторон;

- вносить на рассмотрение сторон возможные варианты урегулирования коллективного трудового спора.

По результатам переговоров посредник совместно со сторонами спора готовит рекомендации, а также направляет в Службу отчет о проделанной им работе (в случае если посредник является представителем Службы).

Рекомендации посредника принимаются к исполнению сторонами спора добровольно.

Избранный сторонами трудового спора при участии Службы посредник проводит с представителями сторон раздельные предварительные совещания.

Их цель:

- получение самой общей информации о данном трудовом споре (суть конфликта; кто является участником конфликтной ситуации; каковы позиции и интересы участников; каковы их взаимоотношения и т.д.);

- определение круга проблем, подлежащих обсуждению и решению в ходе переговорного процесса;

- определение ожидаемого результата;

- установление с участниками спора доверительных отношений;

- психологическая подготовка сторон к обсуждению спорных вопросов.

Задача посредника на данном этапе:

- проявить подлинную озабоченность самим фактом данного спора и заинтересованность в данном деле;

- установить доброжелательное, заинтересованное, стимулирующее к доверию, но нейтральное отношение.

Основная задача посредника на следующем этапе - анализ результатов встреч с участниками конфликта и принятие решения, касающегося предстоящего переговорного процесса (разработка стратегии и детального плана проведения обсуждения). Для этого необходимо:

- иметь перечни проблем, которые в ходе предварительных бесед с участниками конфликта были определены как предмет совместного обсуждения;

- установить примерный порядок их обсуждения (целесообразно начать с наиболее простых вопросов для достижения компромисса по проблемам);

- просчитать возможные варианты развития событий.

Организационная подготовка переговоров включает выбор и определение удобного времени и места переговоров. С участниками будущих переговоров необходимо заранее обговорить не только удобное время, но и продолжительность встречи.

Начальный этап переговоров включает их открытие и вступительные пояснения к переговорному процессу,, которые должен сделать посредник.

Порядок действия посредника:

- открывая переговоры, объявляет о цели встречи;

- переходит к обсуждению процедуры переговоров. Особой тщательности формулировок требует разъяснение принципа нейтральности посредника и его заинтересованности в конкретном решении;

- вводит основные правила и нормы ведения дискуссии.

Основная часть переговоров включает совместное обсуждение сторонами спора существующих проблем и выработку соглашений, направленных на их разрешение.

На данном этапе посредник:

- дает поочередно слово участникам переговоров для краткого изложения своей позиции;

- проводит поэтапное обсуждение проблем, фиксирует конкретные соглашения по отдельным вопросам, переходит от частных договоренностей к соглашениям более общего порядка;

- при достижении договоренностей придает им форму соглашений, оформленных протоколом (находит формулировки,, оговаривает их с переговаривающимися сторонами, уточняет их согласие как с сутью договоренностей, так и с самой формулировкой);

- в случае возникновения тупиковых ситуаций в диалоге конфликтующих сторон предлагает сторонам собственные возможные варианты решения проблемы, но не настаивает на их принятии.

Для ослабления конфронтации и поддержания конструктивного диалога посредник использует следующие приемы:

- привлекает внимание участников переговоров к моментам единства и согласия между ними;

- ссылается на уже достигнутые договоренности в случае возникновения опасных, деструктивных моментов;

- контролирует первоначальное согласие об общих правилах взаимодействия.

На заключительном этапе посредник:

- участвует в редактировании и оформлении сторонами спора текста оформленного соглашения;

- согласовывает процедуру приведения протокола в действие и контроля за его исполнением;

- подписывает со сторонами протокол о достигнутом соглашении (приложение N 2);

- подготавливает официальные письменные рекомендации возможных путей регулирования нерешенных проблем;

- направляет в Службу отчет о проделанной работе.

4. Организация и проведение трудового арбитража

Подбор состава трудовых арбитров проводится с участием Службы.

В состав трудовых арбитров включаются ученые, общественные деятели, представители органов исполнительной власти, предприятий, профессиональных союзов, работодателей с учетом основных данных по полу, возрасту, месту работы, должности, образованию, национальности, адресу, телефону и т.п.

От работников в число арбитров рекомендуется включать представителей профессиональных союзов, представителей трудового коллектива и т.д.

Со стороны работодателей в состав трудовых арбитров включаются уполномоченные представители независимо от форм собственности.

В число арбитров должны входить специалисты, имеющие соответствующую подготовку и профессиональный авторитет в области трудовых отношений.

Трудовой арбитраж создается сторонами спора в пятидневный срок со дня обращения одной из сторон коллективного трудового спора в Службу в случае недостижения согласия с участием примирительной комиссии или посредников.

Количественный и персональный состав арбитров (по количеству нечетное число членов) по каждому коллективному трудовому спору определяется сторонами спора с участием Службы.

Служба предлагает сторонам кандидатуры арбитров из рекомендуемого состава, стороны определяют приемлемых для них арбитров.

Председатель трудового арбитража избирается из числа членов данного трудового арбитража.

В состав трудового арбитража не могут входить лица, являющиеся представителями сторон, вовлеченных в конфликт. Посредник, участвовавший в рассмотрении коллективного трудового спора, не может быть трудовым арбитром при рассмотрении того же спора.

В случае необходимости трудовой арбитраж обращается по вопросам разрешения коллективного трудового спора за консультациями в соответствующие компетентные органы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»